Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Юрий Никулин: «Самое важное — человечность»

Юрий Никулин: «Самое важное — человечность»

18 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Никулина — одного из выдающихся клоунов мирового цирка второй половины ХХ века и актёра кино, завоевавшего любовь многих миллионов зрителей участием в фильмах, которые вошли в золотой фонд советского кино. Автору этих строк довелось встречаться с Юрием Никулиным в конце 1970-х годов.

Дебют нашего общения был классическим, как е2-е4 в шахматах: «Каким был ваш путь в артисты и почему вы отдали предпочтение цирку?» Но в ответ на тривиальный вопрос последовал далеко не тривиальный рассказ.

Судьба Юрия Владимировича во многом определилась в годы Великой Отечественной. Он воевал артиллеристом и никаких творческих планов на будущее не строил. Но вот однажды, это было в 1944 году, их дивизион после тяжёлых боёв отвели в тыл. Замполит вызвал Юрия и приказал: «Никулин, солдатам нужен отдых. Ты весёлый, знаешь много анекдотов, давай организуй самодеятельность». И оказалось, замполит не ошибся: у молодого солдата действительно проявился артистический талант. Его выступление имело успех у товарищей, и Юрий Никулин решил: если будет суждено дожить до Победы, то после войны он попробует поступить в творческое училище.

Правда, тут поначалу вышла осечка: Юрий Владимирович мечтал о ВГИКе, но… Уже после первого тура экзаменаторы вынесли неутешительный для него вердикт: «Вы артист не того профиля, который нам нужен». Не подошёл его «профиль» и театральному училищу. Цирковая студия стала последним шансом. Впрочем, впоследствии он не раз благодарил судьбу за то, что она распорядилась именно так. Несмотря на большой успех, достигнутый в кино, цирк всегда оставался ближе душе артиста.

А путь в кино, как рассказал Юрий Владимирович, начался чрезвычайно буднично, с вопроса: «Хочешь немного подзаработать?» — который задал ему сценарист фильма «Девушка с гитарой» Владимир Поляков. Специально для Никулина он вписал в сюжет дополнительный эпизод с пиротехником.

Звездой кино Никулина сделало участие в «великолепной тройке» Трус — Балбес — Бывалый, придуманной режиссёром Леонидом Гайдаем.

— Гайдай готовился к съёмкам короткометражной комедии, для которой ему были нужны собака и три артиста, — вспоминал Ю.В. Никулин. — Ну с собакой никаких проблем. А вот с актёрами… Восемь человек пробовались на роль Бывалого, четыре — на роль Труса. Зато когда пришёл я, Гайдай глянул на меня и распорядился: «Балбесов больше искать не надо».

Напомню, что дебютировала тройка в эксцентрической короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс», которую Юрий Владимирович считал шедевром этого жанра.

О том, как проходили съёмки, Никулин вспоминал с улыбкой:

— На экране эпизод идёт девять с половиной минут, а съёмки шли месяц. Целый месяц мы бегали по лесам и полям от собаки. Каждый кадр с псом приходилось переснимать по многу раз, никак он не хотел подчиняться указаниям режиссёра. Моргунов даже не раз грозился: «Кончится тем, что я придушу эту псину».

Мне было непонятно: почему однажды исчезла эта троица из гайдаевских фильмов. Ведь по мнению и критиков, и зрителей, в «Кавказской пленнице» она засверкала новыми гранями. Все были уверены: возможности артистов далеко не исчерпаны. Но…

— Для нас самих это загадка, — пожал плечами Юрий Владимирович. — Мы не соглашались с тем, что режиссёр решил расстаться с нашей тройкой, но переубедить его не удалось. И годы спустя мы предлагали её вернуть на экран. Вицин даже придумал объяснение столь долгого её отсутствия: открываются двери тюрьмы — и под мажорную музыку появляется наша тройка. Но — бесполезно.

Для самого актёра Балбес стал одним из любимых персонажей наряду с Глазычевым («Ко мне, Мухтар!»), Кузьмой Кузьмичём («Когда деревья были большими») и Лопатиным («Двадцать дней без войны»).

— Дело не только в том, что этот персонаж по психологии схож с тем «Юриком», образ которого я создаю на манеже, — продолжил свой рассказ Ю.В. Никулин. Балбеса я просто люблю, он для меня вовсе не отрицательный персонаж. Ведь при всём смешном, что в нём есть, он добрый. А это для меня очень важно.

После нашего разговора я вспомнил порыв Балбеса спасать Шурика, которого несла в спальном мешке стремительная река, вспомнил, как он заслонил собой Нину при появлении медведя, и пришлось согласиться с артистом.

О том, что для него очень важно, чтобы в основе образов его персонажей, и не только «положительных», была человечность, Юрий Владимирович говорил не раз. И действительно, среди комических персонажей Никулина есть не слишком привлекательные типы, но я не смог припомнить ни одного негодяя. По словам Юрия Владимировича, он всегда отказывался от таких ролей, даже если фильм казался привлекательным.

Я поинтересовался у Ю.В. Никулина: не возникало ли у него желания после признания в серьёзных ролях отдать им предпочтение?

— Никогда, — ответил Юрий Владимирович. — Как-то так получилось само собой, что я снялся в нескольких серьёзных фильмах подряд. И — затосковал. Наверное, сказалось то, что в душе я клоун.

С Никулиным мне довелось встречаться в самых разных ситуациях: за кулисами цирка, после встречи со зрителями и в домашней обстановке. И должен сказать, что «домашние» беседы, когда мы говорили один на один, без посторонних, отличались особой доверительностью. Вот пример. Однажды на пресс-конференции я поинтересовался: не мешает ли его кинотворчеству сложившийся стереотип персонажа Никулина — смешной пьяница, а то и жулик? И вот как пошёл разговор после встречи со зрителями.

— Нет, не мешает. Режиссёры предлагают мне и другие роли. Например, Кулиджанов пригласил на очень серьёзную работу в картине «Когда деревья были большими».

— Да, но Кузьма Кузьмич — это не совсем обычный вариант вашего привычного персонажа: поначалу он предстаёт пьяницей и если не жуликом, то чем-то вроде того.

— Тогда другой пример: Глазычев в фильме «Ко мне, Мухтар!». Мне эту роль предложили, а я как раз сомневался. Тогда режиссёр Туманов поставил вопрос ребром: «Ты что, не любишь собак?» — «Да нет, почему же, люблю». — «Так, может быть, ты не любишь милиционеров?» Словом, пришлось соглашаться на роль. После «Мухтара» у меня были другие «положительные» герои: в фильме «Маленький беглец» я сыграл очень положительного человека — самого себя; были фильмы «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину»…

А вот что сказал Юрий Владимирович, когда эта тема возникла в «домашней» беседе:

— Конечно, такой стереотип восприятия играет очень отрицательную роль. Снялся я в «Андрее Рублёве». Роль небольшая, но мне казалось, да и все считали, что она удалась. Монах, он гибнет при нападении татар на монастырь — его пытают и убивают. До этого он появляется на экране ещё в будничной сцене, суетится — в зале смеются. Ладно, допустим. Но потом его убивают, а в зале всё равно смех. И мне стало страшно. Но наш оператор Вадим Юсов, когда я поделился с ним своими сомнениями — надо ли мне было браться за такую роль в таком фильме, ответил: «Твои комедийные роли сравнительно скоро забудут. А «Рублёв» останется навсегда. И твой монах останется навсегда».

…Юсов немного ошибся. Не только монах из «Рублёва», но и немало комедий с участием Юрия Никулина прошли испытание временем, и уже несколько поколений зрителей смотрят их с огромным удовольствием. Это радует. Но печалит то, что в современной России «Андрей Рублёв» — выдающееся произведение искусства кино — оказался не вполне востребованным. В советское время он, после того как не без труда пробился на первый экран, надолго остался в активном прокате, нередко шёл во дворцах культуры, в киноклубах, собирая немало зрителей. Теперь же его можно увидеть разве что по телевизору — и то очень редко и, как правило, ночью…

А тогда, коль речь зашла об «Андрее Рублёве», я не преминул спросить и об отношении артиста к режиссёру этого фильма — Андрею Тарковскому.

— Я знал Тарковского по фильму «Иваново детство», который мне очень дорог и близок, — рассказал Юрий Владимирович. — Поэтому я принял приглашение с большой охотой. Но сам Андрей Арсеньевич поначалу показался мне каким-то легкомысленным человеком — уж больно вид у него был несолидный. Но как он мыслил и как работал! Андрей удивительно точно настраивал актёров на необходимое душевное состояние. Он мог прямо на съёмочной площадке подолгу рассказывать какие-то вещи об эпохе Рублёва, которые подчас непосредственно к фильму никакого отношения не имели, но благодаря этому мы как бы погружались в то время…

— А как Тарковский проявлял себя по отношению к актёрам, он был диктатором?

— Нет. Его рука постоянно чувствовалась, но диктатором Тарковский не был. Он как-то умел совмещать своё видение с актёрской импровизацией. А вот кто был диктатором — так это Юрий Чулюкин, у которого я снимался в «Неподдающихся». Ему было абсолютно всё равно, каким себе представлял моего Клячкина я, он требовал только своей интонации. Клячкин получился в фильме смешным, я думаю, что его можно было бы сделать человечнее.

Мы говорили довольно долго и о многом. Но я приведу только один момент нашей беседы — тоже «домашней». Я затронул тему работы цирковых клоунов в кино. Снимался ведь в фильмах отнюдь не только Никулин. Однако никому, кроме него, не удавалось добиться в этом качестве такого всенародного признания.

— Я тоже не раз задумывался над этим. Наверное, дело в том, что актёрские техники в кино и в цирке совершенно разные. И беда цирковых клоунов, даже очень хороших, пробовавших сниматься в кино, как раз в том, что они пытались перенести цирковые навыки на экран. А кино, даже если речь идёт об эксцентрических комедиях, гораздо тоньше, психологичнее. Но есть и общее: хорошее кино, как и цирк, не терпит многословия.

Виктор ВАСИЛЕНКО, г. Белгород

Источник: «Правда»

Читайте также

Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма
Евразийцев 1920-х гг. с самого их выступления в печати сравнивали с Освальдом Шпенглером. Борис Шлецер (Boris de Schloezer) – известный русский и французский писатель, критик и эссеист – зам...
18 июня 2025
Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров
В номинации «Песни советских и российских композиторов» на Всероссийском конкурсе «Русский Лад – 2025» победил Артём Толстобров из Красноярска с авторской песней «Три сестры». Толстобров Артём Сергеев...
18 июня 2025
Таллин. Центр русской культуры ликвидируют? Таллин. Центр русской культуры ликвидируют?
Городская управа Таллина одобрила проект решения, предусматривающий переименование Центра русской культуры в культурный центр «Мере». По информации интернет-портала эстонского гостелерадио ERR, столич...
18 июня 2025