Юрий Назаров: «Счастье общее нужно нам»
Не впервые обращаюсь к этому замечательному человеку с предложением побеседовать для читателей нашей газеты. И каждый раз меня восхищает в нём незыблемая верность идеям и свершениям советской эпохи. Согласитесь, это разительно выделяет народного артиста России Юрия Владимировича Назарова из числа многих и многих его коллег по искусству, которые после смены власти в стране с лёгкостью необыкновенной предали и своё прежнее творчество, и любимых народом героев.
Назаров не предал. Наоборот, обострившееся чувство справедливости побудило его не просто остаться на стороне советской правды, но и страстно её отстаивать. Он, сыгравший в кино более трёхсот ролей, несмотря на возраст, в течение трёх последних десятилетий экраном не ограничивается, внедряясь в активную общественно-политическую борьбу.
Обрадовала и новость о нём, услышанная недавно: знаменитый актёр работает сейчас над заметками, которые он назвал «В защиту коммунизма». А я как раз собирался пригласить его к участию в нашем газетном разговоре о советских людях и нынешнем времени. Мне подумалось, что одно с другим как-то сходится, и это ускорило очередную нашу встречу.
Не зря они были, советские годы
— Юрий Владимирович, может быть, вы обратили внимание некоторое время назад на заголовок в «Правде» «Жив ли сегодня советский человек?». Вот если я вам задам такой вопрос, вы как ответите?
— Конечно, жив! Да поглядите, например, на меня:
Я «ватник». Я потомственный «совок».
Я в СССР рождён во время оно…
— Ваши стихи?
— Нет, другого сибиряка, моего земляка Андрея Лукина: он — с Енисея, а я — с Оби. Как и он, как и многие, я рождён, вскормлен, выучен, спасён, воспитан в Советском Союзе. И, знаете, никак не могу поверить нынешнему «цивилизованному», разветвлённому и могучему антисоветизму! Который внушает: дескать, коммунизм — это утопия. Но что сие значит? Что жить по-человечески люди фатально не могут? Только по-звериному, только уничтожая друг друга? «Или всех грызи, или лежи в грязи». Как в животном мире…
— Вы не согласны с этим?
— Не согласен.
— Потому и взялись за труд под названием «В защиту коммунизма»?
— Считайте так. Я не учёный. Не историк, не социолог и не экономист. Даже не политик. Но я жил, учился и работал в Советской стране, откуда нечто очень важное для себя вынес. Скажу о самом главном. Вы же помните, как называли нас: строители коммунизма. И мы реально его строили! Кому и почему удалось это сорвать — другой вопрос. Особый. Давайте к нему потом вернёмся. Но из-за происшедшего кричать про утопию, объявлять всё задуманное и запланированное невозможным, тогда как столько было достигнуто… Нет, не соглашаюсь. В своё время Василий Макарович Шукшин писал: «Уверуй, что всё было не зря». То есть не зря они были, советские годы. Вот в это я твёрдо уверовал. А сейчас, наблюдая, как развиваются события и в нашей стране, и в мире, ещё более утверждаюсь: за коммунизмом — будущее.
Поднимаются «неполноценные»
— Стоило бы конкретизировать вашу аргументацию.
— По-моему, всем должно быть очевидно, насколько встревожен и озабочен сегодня пресловутый «цивилизованный мир». Казалось бы, сделали всё так, как хотели. Уничтожили коммунизм как ведущую идею в нашей стране, ликвидировали Советский Союз — «империю зла». А что-то благоденствия на земле не видать. Ну почему? Более того, неслыханное раньше по масштабам протестное движение набирает силу, охватывая огромную часть человечества. В том числе (поразительно!) Соединённые Штаты Америки — давний оплот мирового капитализма и его образец.
— В самом деле, воистину неслыханное здесь началось.
— И не кончится в одночасье, уверяю вас! Это же продолжение борьбы людей за справедливость, достигшее наконец и самой разбогатевшей за счёт грабежа страны. Впрочем, надо быть точным: разбогатела-то в основном так называемая элита. Оглянемся во времени. Весь западный «цивилизованный» мир до 1917 года, то есть до нашего Великого Октября, и до 1945-го — до нашей Великой Победы был грабительским КОЛОНИАЛЬНЫМ миром. А потом лафа для его «элиты», для «сливок человечества», для узаконенного права «цивилизованных» наций жить за счёт «нецивилизованных», «неполноценных» стала заканчиваться. Благодаря чему и кому? Благодаря коммунизму, его победам.
— Что скажете про сегодняшние США?
— Их мнимое благополучие зиждется на вопиющей несправедливости. Ведь там негры (или, если угодно, афроамериканцы) в течение столетий просто не считались людьми. У англосаксов — точнее, по-моему, наглосаксов! — даже в языке есть неполноценные, недочеловеки, нелюди: метисы (полукровки), квартероны (четвертькровки) и так далее. Чуть ли не до 128-й части «неблагородной» крови. Генри Лонгфелло, выдающейся американский поэт, написал потрясающее стихотворение на эту тему: как папа-работорговец продал другому работорговцу свою родную дочку, но — неполноценную, «квартеронку».
— Европа тоже начинает вспоминать своё неправедное колониальное прошлое, когда здешние властители беспредельно наживались грабежом «неполноценных» народов.
— Дедушка моей жены, совсем юным оказавшийся в Южной Африке, столкнулся там не с кем-нибудь, а с самим Уинстоном Черчиллем. И вот картинка отношения англичан к местным жителям. Если отряд колонизаторов подходил к незнакомой реке, в неё загоняли сперва нескольких африканцев. Набросятся на них крокодилы — англичане идут искать себе другой, более безопасный маршрут. Даже не вспоминая тех, кого бросили на съедение! Вот вам и элитарность. Или избранность. Не она ли с давних времён губила мир? Говорили: избранные Богом. А на деле-то сами себя таковыми назначали. И от «неполноценных» требовалось это признать. Но когда-нибудь любой несправедливости должен прийти конец. К чему и прокладывает путь идея коммунизма.
О самой великой идее
— Чем особенно дорога она для вас? В чём видите её основу?
— Уже в названии. Оно происходит от французского commune или даже от латинского communis, то есть «сообща, вместе». Ой, думаю, опять тревога для элитариев: как бы и коронавирус не повернул людей к коммунизму новоявленным лозунгом «Мы — вместе!». Хотя, увы, в данном случае лозунг пока лишь таковым и остаётся…
— Известно, что возникала коммунистическая идея поначалу как мечта.
— И как необходимость жизненная. Это если говорить о коммунизме первобытном. Многие, конечно, до сих пор верят, что человека создал Господь Бог. Из праха, по образу и подобию Своему. А чтоб человек не скучал в одиночестве, из ребра его (человечьего, созданного из праха же) сотворил ему подругу. А почему из ребра? Потому, говорят, что ребро — без мозга. Можно, конечно, и этому верить. Но меня почему-то гораздо более убеждает эволюционная теория. По науке, а не по легенде. И вот в ходе эволюции, то есть развития жизни, человек осознал необходимость объединяться с другими людьми, ему подобными.
— Объединяться во имя самоспасения? Так ведь?
— Верно. Скажем, какого-нибудь гиганта-мамонта можно было сделать своей добычей на пропитание только сообща, только вместе. Да и многое другое осилить — тоже! Стали всё чаще объединяться люди для общего дела. Так-то сил куда как больше. Да и надёжнее оно, плодотворнее, веселее… Словом, объединялись, пока частная собственность, как зараза, не стала всех разъединять. Тут и появились желающие присваивать себе плоды не своего труда.
— Термин «эксплуатация человека человеком» хорошо выражает суть. Жить трудом других, за их счёт!
— Действительно, веками мечтали потом люди о справедливом устройстве жизни, чтобы счастье было не для «избранных» только, а для всех. Научный коммунизм — открытие гениев человечества! — осветил, какой борьбой можно этого достигнуть. И в России, под руководством партии коммунистов-большевиков, основанной Лениным, люди труда взялись за осуществление очень трудной, но в полном смысле слова великой задачи.
Что мы построили и как это изображают
— Мы говорили, что у нас построен социализм — первая стадия коммунизма. Но те, которые ставили цель уничтожить достигнутое в нашей стране (желательно уничтожить вместе со страной!), как только не обзывают это время и этот строй: казарменный социализм, тоталитаризм и так далее. Чёрных красок для изображения советской жизни не жалеют. Результат вы сами знаете. Ведь в сознании многих молодых весь советский период — это сплошные репрессии, больше ничего. Как на такое реагируете?
— Да, новоявленная «элита» повела себя как настоящие мошенники. Лжецы, жулики, охмурялы — вот подходящие названия для них. Приняли к исполнению завет Геббельса: «Ложь должна быть чудовищной, чтоб в неё поверили». Конечно, ими проделана огромная работа по развалу нашего образования, по переписыванию нашей истории. Отброшен мудрый призыв неглупого человека: учиться, учиться и учиться. И результаты действительно горькие! Раньше в дурном сне привидеться не могли познания нынешней молодёжи. Пришлось услышать, например, что «Бородино у нас где-то под Сталинградом», что «Сталин за что-то расстрелял гениального полководца Суворова», что Ленин… вот тут лёгкая неуверенность — «не то директор, не то император»… Привет Джорджу Соросу и всему «светлому цивилизованному миру». Ну и отечественной «пятой колонне», естественно.
— Расхожий их метод — взять из нашей истории реальные болевые места и раздуть до необъятных, фантастических размеров. Вы же не станете отрицать, что были репрессии, захватившие порой и невинных людей?
— Не стану. И не отрицаю. Но, во-первых, тот ли на самом деле был масштаб, какой пытаются сегодня изображать. Например, утверждают, что все побывавшие в плену во время Великой Отечественной войны отправлялись потом в ГУЛАГ. А в действительности? Только 3,4 процента! Очень тщательная проверка была, и абсолютное большинство никакие репрессии не затронули. Я и сам знаю много таких людей, слышал их рассказы. Однако бессовестные спекуляции на острой теме продолжаются… А во-вторых, «невинными» представляют буквально всех пострадавших, с чем тоже нельзя согласиться. Доказательств тому масса! Вот недавно вышли книгой дневники народного артиста РСФСР Ивана Михайловича Кудрявцева, одного из учеников Станиславского. Так он там пишет, что, когда немцы вплотную приблизились к нашей столице, даже в Московском Художественном театре нашлись люди, которые готовились приветствовать их приход.
— Особенно мрачными (беспросветно!) рисуются ныне наши 30-е годы прошлого века. И разве может сегодняшний молодой человек представить, что на самом деле это было у нас время совершенно необыкновенного трудового подъёма? Я как-то слышал в вашем исполнении великолепные стихи об этом. Кажется, под названием «Кинохроники 30-х годов».
— Да, да! Правильно. Написал Михаил Львов, татарин из башкирского села под Челябинском. На меня эти стихи тоже производят сильное впечатление — прежде всего своей искренностью. Знаете, я очень попрошу вас полностью воспроизвести их в публикации нашей беседы, если это состоится:
Киноленты 30-х годов.
Кинохроника — документальная! —
Снова смотришь и плакать готов,
И ответная боль моментальная.
Чертежи вчерне городов.
И восторженно радостны люди.
Поколенье 30-х годов —
Нам ничто не подносят на блюде.
Сами всё, всё горбом, всё трудом,
Исполненье и замыслы — наши.
Сами строим и домну, и дом,
Ростсельмаши и Уралмаши!
Сами авторы вечных чудес,
Одолели и серость, и сырость,
И красавцем встаёт Днепрогэс,
И Челябинский тракторный вырос.
Только что совершивший прыжок
Через Северный полюс в Америку
Чкалов, взятый восторгом в кружок,
Богатырский, с улыбкой уверенной.
От святого, от чистого шли!
Вдохновением полнились будни.
Юность Родины, нашей земли,
Мы тебя никогда не забудем.
Эти годы как в горле комок!
Путь оттуда к величию начат.
И — комок даже в горле у строк,
И строка и ликует, и плачет.
Победа коммунизма, равных которой не было и нет
— Вот вы прочли достойные строки о 1930-х годах. Легендарных, я бы сказал. Даже судьбоносных. Потому что именно тогда были заложены основы грядущей нашей Великой Победы.
— Победы коммунизма, как я уже сказал. И равных в истории, безусловно, не было и нет. Да ясно же для всех в мире должно быть, что в 1945 году ПОБЕДИЛ КОММУНИЗМ. А одолели советские люди под руководством коммунистов нацизм, индивидуализм, животный эгоизм. Зверизм. «Элитарность» звериную. Антигуманизм. Бесчеловечность… Могут ли при нормальном взгляде на историческую реальность быть хоть малейшие какие-то сомнения, благодаря кому в основном и почему были повержены тогда мощные объединённые силы врагов человечества?
— Казалось бы, действительно никакие сомнения тут невозможны. Однако понимаю, чем вызван риторический ваш вопрос.
— Да тем же самым, о чём я уже начал говорить! Чудовищной ложью о подлинной истории, о коммунизме и первой в мире социалистической стране, о советской жизни и советских людях. Лжи про нас было много всегда. Как я уже сказал, это непременное оружие наших врагов. Однако до чего дошло сегодня, такого раньше я представить не мог. Да и не только я, конечно. Вообще исключить Советский Союз из числа стран-победительниц, объявить его виновным в развязывании войны, уравнять Советскую страну с фашистской Германией, а Сталина с Гитлером — настоящий кошмар!
— Увы, кошмар наяву…
— Немыслимое, можно сказать. Кстати, именно так — «Немыслимое» — назвали наши былые союзники свой план войны против СССР вскоре после капитуляции фашистской Германии. С использованием гитлеровских войск, которые начали собирать и готовить в специальных лагерях. Какое жуткое коварство, невероятный цинизм и неблагодарность! Меня это потрясает.
— Меня — тоже. Но ведь факт! Как и последующие планы атомных бомбардировок наших городов, численность которых от одного плана к другому всё возрастала…
— Их конкретные тайные замыслы мы, наверное, и до сих пор далеко не все знаем. А вот кто для них самый главный враг, этого Трумэн с Черчиллем после окончания Второй мировой не скрывали. Коммунизм! Германия была нежелательным и серьёзным конкурентом, но классово они родственны. И совсем иное — Советский Союз с его идеологией коммунизма и социалистическим строительством. В этом виделась им угроза гораздо более опасная. Между прочим, вы обратили внимание за последнее время на нечто новенькое во фразеологии Трампа и Помпео по отношению к Китаю?
— Обратил. Они в своих наступательных речах стали обвинять не страну под названием Китай или Китайская Народная Республика, а Коммунистическую партию Китая. Не случайно это, не просто так…
— Разумеется! Сразу вспоминаешь антикоммунистические пакты и призывы организовать крестовый поход против коммунизма перед той Великой войной.
— Понимают, что основной секрет растущей силы нынешнего Китая — в руководстве Коммунистической партии, в социалистическом строительстве.
— А меня продолжает шокировать отношение российской власти и официальной пропаганды к роли Коммунистической партии в нашей стране, особенно в достижении Великой Победы. Надо же прямо говорить, что именно она, партия коммунистов, именно социалистический строй и Советская власть стали главными, решающими факторами победного для нас исхода войны. Но молчат об этом! Или, хуже того, по-прежнему пытаются доказывать (пусть и более завуалированно), что победили, дескать, не благодаря Коммунистической партии, а вопреки. Святотатство это — противопоставлять Победу и коммунистов, миллионы которых полегли в первых рядах, защищая Родину. Святотатство — прятать ленинский Мавзолей за трёхцветными щитами и глумиться над Сталиным, который проявил себя как поистине выдающийся, великий Главнокомандующий и вождь всего советского народа.
— Недавно «Правда» опубликовала свидетельства американских писателей и журналистов, которые во время войны были в Советском Союзе, в том числе на фронте. Вы читали эту страницу?
— Да, с большим интересом.
— Так вот, даже они сумели верно понять, каковы были главные основы нашей Победы. Напомню: «Если говорить объективно, самым важным фактором в развитии Советского Союза в период войны стали рост и укрепление Коммунистической партии». Или ещё: «Триумф Красной Армии — это триумф советского социализма».
— Звучит весьма уверенно. К сожалению, новым поколениям в России закладывают в головы совсем другое.
А с кем же мастера культуры?
— Вы сказали о новых поколениях, то есть о молодёжи. Возвращаясь к теме советского человека, спрошу вас: по вашим наблюдениям, в лучшую или в худшую сторону изменяет людей постсоветское время?
— В худшую. «Декоммунизация», «десоветизация», принятые к осуществлению теперешней российской властью, — это отказ от собственной истории, собственной идеологии, собственной веры и правды, даже смысла существования. О своих ощущениях скажу словами талантливого поэта Анатолия Передреева:
Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из тёмной власти барыша.
Так оно и есть! Во главу жизни как кумир поставлен барыш, то есть нажива. На душу, на совесть — наплевать. Только карман! Только желудок! Только животное самоудовлетворение! А коммунизм звал к радостям взаимопонимания и созидания. В мир творчества, гуманизма, истинного человеческого счастья, которое, по моему твёрдому убеждению, невозможно при капиталистическом индивидуализме.
— Знаете, когда называют коммунизм неосуществимой утопией, исходят из того, что всякий человек якобы по природе своей индивидуалист. Пускаются в ход известные присловья типа «Своя рубашка ближе к телу». И совершенно исключается фактор воспитания, которое способно кардинально улучшать, поднимать человеческую личность, создавая общество коллективистов. Согласитесь, очень многое делалось для этого в период нашего социалистического строительства, результатом чего, собственно, и стал советский человек.
— Для меня сам факт появления советских людей как некоей высшей ступени человеческого развития стал важным аргументом в споре о реальности или нереальности коммунизма. Мне говорят про рубашку, которая ближе к телу, а я в ответ — про Матросовых, которые закрывали собой амбразуры вражеских укреплений. У нас ведь не один такой Александр Матросов, их во время Великой Отечественной было более четырёхсот! А других героев, добровольно пожертвовавших жизнью ради общего великого дела, и пересчитать невозможно. Так люди были воспитаны. И не одним Антоном Семёновичем Макаренко, выдающимся советским педагогом, а всей советской действительностью, её идеалами и высокими целями.
— Безусловно, и советским искусством, которому вы посвятили свою жизнь. Никто не сможет опровергнуть, что у нас было создано великое кино, оказывавшее колоссальное благотворное влияние на души людей. Кстати, ваша большая кинобиография с какой роли началась?
— Капитан Новиков в фильме «Последние залпы». Экранизация повести Юрия Васильевича Бондарева, год 1960-й.
— Ну вот, тема Великой Отечественной, и прекрасный фильм до сих пор не устарел: недавно его опять показывали по телевидению. Вынуждены показывать сегодня советские фильмы, потому что ничего лучше за тридцать последних лет не создано.
— Какое там лучше… За многое, прямо скажу, стыдно. От многих сценариев я отказываюсь: сниматься в них просто не могу. И очень горький осадок оставлен на душе печально знаменитой «Маленькой Верой», где я снялся в разгар так называемой перестройки.
— Да, картина эта стала одной из знаковых, обозначивших перелом в советском кино.
— Массу зрителей она словно оглушила своей чернушной «правдой». Раньше люди, узнавая меня на улице, иногда говорили: «Спасибо вам — вы помогаете жить». А на этот раз, при обсуждении «Маленькой Веры» в Ленинграде, среди прочих поднялась женщина и с болью в голосе произнесла всего одну фразу: «Но жить-то как?..» Вот это и стало для меня самой точной рецензией той картины и моей работы в ней. Сомнительные восторги перемежались и другими тревожными отзывами. Ох как серьёзно пришлось задуматься! Оказалось — надолго.
— Недавно Лия Ахеджакова, по званию тоже народная артистка России, выступая на одной из радиостанций, сетовала: дескать, мода пошла в последние годы ругать творческую интеллигенцию. А как вы думаете — есть за что «ругать»?
— К сожалению, очень даже есть. Присвоили себе это якобы возвеличивающее, а на самом деле отвратительное звание — «элита»; совершенно оторвались от народа и нужд его; не поднимают людей своим искусством, а всё больше и больше опускают. Я не обо всех говорю, но, увы, о многих.
— Меня особенно возмущает демонстрация по телевидению достигнутого материального богатства, «красивой жизни» так называемых звёзд. Это происходит ведь на фоне нищеты не только большинства народа, но и многих своих же коллег. Или, скажем, передача «Приют комедиантов», которую с давних времён всё ведёт на центральных телеканалах небезызвестный Швыдкой. Собираются друзья-приятели из мира искусства и перед телекамерой часами пошло шутят, перемывают какие-то сплетни, «подначивают» друг друга. Ну кому интересен подобный междусобойчик? На что тратятся драгоценное телевизионное время и деньги? Зрители возмущаются этим, но их не слышат.
— Любой ценой добейся личного благополучия и чувствуй себя счастливым — так учит индивидуалистический строй потребления. Но я считаю, настоящее счастье у нас может быть только общим. Вот почему я за коммунизм. Это — сообща, вместе, и коллективная радость ни с чем несравнима. Нас сегодня лишили перспективы, а без неё жить нельзя. И перспектива, когда мы её себе вернём, непременно будет коммунистическая. Иначе погибнет не только наша страна, но и всё человечество.
Источник: «Правда»