Ярославль. «По краю экрана» с Геннадием Ершовым: альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика

Ярославль. «По краю экрана» с Геннадием Ершовым: альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика

24 марта, в воскресенье, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ региональное отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма провели одиннадцатую встречу авторского Киноклуба режиссёра Геннадия Ершова «По краю экрана».

Перед зрителями выступил специальный  гость киноклуба, известный  историк, киновед и писатель Андрей Васильченко, обозначивший тему этой встречи: «Альтернативный СССР и новая индустриальная эстетика».

Андрей Вячеславович рассказал о культурном проекте «Евразийская плита», нереализованном 10 лет назад в Ярославле, в котором должны были принять участие около двух десятков художников из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов нашей страны.

- Это должна была быть неделя современного искусства, целью которой было показать, что оно понятно и актуально сейчас, – рассказал Андрей Вячеславович. – Многие известные современные фотографы, живописцы и режиссеры дали согласие на участие в этом интересном проекте, были и спонсоры. Но, к сожалению, он не был реализован под предлогом того, что у чиновников не нашлось площадки для его проведения.

В этом контексте зрителям были представлены пять короткометражных фильмов, которые планировались к показу на так и не состоявшейся в 2014 году в Ярославле неделе современного искусства. Это работы Сергея Сонина и Елены Самородовой, современных мультимедийных художников, основателей товарищества «Свинец и Кобальт»: фильм «Стратегическое наследство», «Приют для снайпера», «Египетская стая» и «Гоголь. Рим. Из первого в третий», а также футурологический фильм о Москве будущего современного российского художника Алексея Гинтовта.

Фильм «Стратегическое наследство», о котором хочется рассказать подробнее, был создан в 2013 году: это своеобразная метафизика рождения ракетного двигателя в НПО «Энергомаш», уникальный материал, большая часть которого долгое время была укрыта от глаз широкой публики под грифом «секретно». Двигатель и сам процесс его производства по воле авторов превращаются в фильме в таинственный, завораживающий и почти сакральный ритуал с литургическим звучанием. 

- Искусственный интеллект, как мы все видим сейчас, рискует подменить человека, быть не вместе с ним, а вместо него, – отметил Андрей Вячеславович, предваряя просмотр фильма. – Технологии дружелюбны человеку только в условиях обобществленной экономики, о чем в фильме не сказано прямо, но подразумевается. Здесь мы видим, как из ржавых стен в итоге выходит настоящая космическая мощь.

Геннадий Леонидович, подводя итог в заключение встречи, отметил, что в разрезе представленной темы – советского индустриального модерна, возникает тема антимодерна. 

- Учитывая крах советского строя и тот исторический зигзаг, который сделало наше общество, хотелось бы подумать на тему – а что же мешало советскому модерну и его уверенному движению вперед? – задал вопрос Геннадий Леонидович. 

По мнению кинорежиссера, возникающую тему антимодерна можно увидеть, оттолкнувшись от эпизода из кинофильма Василия Шукшина «Печки-лавочки», если воспринимать его как некую метафору. Помните разговор в купе, где Георгий Бурков, сыгравший поездного вора,  говорит о «системе игрек»: о поездах будущего на воздушной подушке – поднялись и опустились?

- Можно сказать, что метафорически здесь речь идет об исторической судьбе советского проекта: «поднялись» и «опустились», – отметил Геннадий Леонидович. – Это состояние некой подвешенности в позднесоветский период, когда решался исход схватки модерна и антимодерна, которые представляли определенные общественные силы. Слова про железнодорожный состав, который поднимается в воздух и без мостов преодолевает преграды, вложены в уста проходимца и уголовника. Поэтому и технологический рывок, к которому стремилось Советское государство, предстает здесь в сниженно-пародийном контексте. 

В свою очередь, по словам кинорежиссера, у текста этого эпизода есть источник – железнодорожный состав, поднимающийся в воздух, взят из поэмы Александра Твардовского «За далью даль», в которой рассказывается о путешествии в пространстве как о метафорическом путешествии в историческом времени.

Председатель ЯРО ВСД «Русский Лад» Алексей Филиппов поблагодарил всех участников вечера и пригласил на предстоящую встречу, которая состоится уже в апреле.

Наталия ТЕРГАУШЕВА, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчёт Кировского регионального отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Кировское региональное отделение ВСД «Русский Лад» работает в соответствии с разработанными планами и задачами, поставленными третьим всероссийским съездом движения. Правление регионального отделения ...
17 января 2025
Р. Вахитов. Истина и консерватизм Р. Вахитов. Истина и консерватизм
Слово «консерватизм», как известно, означает «охранительство». Иначе говоря, консерватор – это тот, кто выступает за сохранение имеющихся в обществе традиций, порядков, ценностей, охранение их от атак...
17 января 2025
Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве Прощай, Лисицкий! Очередная архитектурная утрата в Москве
Здание управления Парка Горького, к сожалению, похоже, всё. Начался снос и рассылка пресс-релиза про «новое общественное пространство». Аргументы мэрии за снос: мешает проходу граждан к Крымской ...
17 января 2025