Ярославль. «По краю экрана»: о криптографии, экранном коде и проекте «Видеопоэзия. Непрочитанные»
В воскресенье, 26 мая, по уже сложившейся доброй традиции, в конференц-зале Ярославского обкома КПРФ состоялась очередная, тринадцатая, встреча авторского киноклуба режиссера Геннадия Ершова «По краю экрана», организованная Ярославским региональным отделением Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в содружестве с Обществом Читателей Письма.
Геннадий Леонидович открыл эту встречу и, тепло поприветствовав гостей, рассказал о том, как сложилось это творческое содружество, о его целях и задачах. Он выразил признательность Ярославскому областному отделению КПРФ в лице первого секретаря Михаила Парамонова и председателя Ярославского регионального отделения ВСД «Русский Лад», первого секретаря Кировского РК КПРФ города Ярославля Алексея Филиппова за предоставленную возможность дальнейшего проведения этих встреч.
Известный писатель, кандидат исторических наук Андрей Васильченко в этот вечер открыл собравшимся потайную сторону фильмов в жанре криминального триллера на примере фильма румынского режиссера Корнелиу Порумбою «Свистуны», претендовавшего на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 2019 года. Андрей Вячеславович рассказал о месте криптографии в экранном коде на основе анализа работы французского исследователя 19 века Грасе д'Орсе «Язык птиц», которая издавалась у нас в стране небольшим тиражом.
Но сначала нужно понять, что же такое криптография в киноиндустрии. Это наука о методах обеспечения конфиденциальности информации, которая имеет огромное значение в различных жанрах кино, а особенно в фильмах о шпионаже, разведке, киберпреступлениях, где тайные агенты исследуют цифры и коды для передачи секретной информации. В подобных фильмах всегда есть элементы тайны или головоломки, некие криптографические задачи, которые должны разгадать герои, чтобы продвинуть сюжет (вспомним в этом контексте такие фильмы как «Матрица» и «Код да Винчи»).
Стоит отметить, что история криптографии насчитывает около 4 тысяч лет, она ровесница истории человеческого языка – первоначально письменность была своеобразной криптографической системой, которой в древних обществах владели только избранные.
- С первого взгляда кажется, что всё в фильме ясно, – говорит Андрей Вячеславович. – Вкратце сюжет сводится к тому, что главный герой прибывает на остров, где у его обитателей – криминальной банды – есть свой тайный язык, язык свиста, который в конце концов и осваивает герой фильма с целью организации побега. Но есть внешняя сторона истории, показанная в фильме, а есть внутренняя. Фильм тем и интересен, что он открытым, но в то же время зашифрованным текстом говорит о том, что любую смысловую фразу можно напеть, насвистеть, переложить на мотив – это некая фонетическая герметическая каббала, азбука Морзе, поэтому особое внимание в фильме уделяется музыке, которая иногда тоже бывает тайным посланием.
- Для понимания этой ленты нужно быть знакомым с книгой французского исследователя конца 19 века Грасе д'Орсе «Язык птиц. Тайная история Европы», – продолжил свой рассказ Андрей Васильченко. – И именно знакомство с этой книгой позволит вам осознать, что фильм далеко не про то, что показано на экране. Автор в данном случае имел в виду совсем не орнитологию, а некую систему тайных кодов, которая использовалась еще в средние века. В средневековой традиции «язык птиц» был присущ различным орденам и братствам, был как бы обобщающим наименованием квазирелигиозных и квазикультурных традиций, не ограничивающихся каким-либо одним орденом или братством, и использовался как синоним словосочетания «веселая наука». А «веселая наука» – это и есть второй, скрытый смысл средневековой поэзии, начиная от трубадуров и заканчивая Франсуа Вийоном, это то, что лежит на виду, но мы не сможем этого понять без дополнительных подсказок. Мы слышим, но не слушаем. В итоге в фильме мы имеем дело с так называемой «стеганографией», когда передача тайных знаний осуществляется у всех на виду, но не вызывая подозрений. В качестве примера приведем шпионский триллер. Когда перехватывают шифровку и пытаются её разгадать, то это классическая криптография. Когда же на подоконнике некого этажа стоят цветочные горшки, а занавеска отдернута, что означает «провал явки», то это уже стеганография, так как сам факт передачи сообщения не будет очевидным. В отличие от криптографии, которая скрывает содержимое тайного сообщения, стеганография скрывает сам факт его существования, и в этом ее преимущество, поскольку сообщения не привлекают к себе внимания.
Гостями встречи в этот теплый майский вечер стали участники проекта «Видеопоэзия. Непрочитанные», представленного на Международном фестивале «Видеостихия-2020» в Магнитогорске: Елена Еланцева, автор идеи проекта, более 35 лет посвятившая профессии библиотекаря, актриса Ярославского государственного театра кукол Татьяна Старочкина и сам Геннадий Ершов, режиссер и автор монтажа, представившие созданные в рамках проекта видеоролики на стихи известных поэтов-соотечественников 20 века. Целью проекта было найти имена поэтов, о которых забыли или даже не знали, ведь поэтическая история сплошь состоит из белых пятен.
Один из роликов, отразивший опыт восприятия поэтического мира Лермонтова такими поэтами, как Георгий Иванов и Леонид Губанов, был отмечен дипломом международного интернет-фестиваля видеопоэзии «Видеостихия-2020». Здесь соединились два стихотворения из разных эпох и разных направлений: поэта московского андеграунда Леонида Губанова «Я, я, я» и поэта Серебряного века Георгия Иванова «Мелодия становится цветком». Авторитетное жюри фестиваля по достоинству оценило ролик, отнеся его к направлению артхауса, и высказало мнение о том, что авторы опередили свое время, а ролик предназначен для будущих поколений зрителей и слушателей. Елена Еланцева рассказала об истории создания проекта, об идее найти тот формат, который бы точно передавал смысл стихотворения. И таким форматом оказалась видеопоэзия, а теми людьми, с которыми возникла та самая химическая реакция для воплощения этой идеи – оказались Татьяна Старочкина, великолепно прочитавшая стихотворения, и Геннадий Ершов, ставший режиссером и монтажером роликов.
В видеороликах удивительным образом сочетаются, дополняя друг друга, художественное чтение стихотворений, причудливо отобранных Еленой Еланцевой, и ассоциативный видеоряд, который, с одной стороны, рождают сами стихи, а с другой – он сам, в свою очередь, раскрывает новые грани стихотворений, помогая их более глубокому пониманию, проникновению слушателя и зрителя в самую их суть, сердцевину.
И автор идеи проекта, Елена Еланцева, совершенно справедливо заметила, что подобный синтез – это и есть настоящее чудо!
В завершение разговора о видеопоэзии Татьяна Старочкина подарила гостям вечера настоящий праздник души, порадовав замечательным талантливым прочтением стихотворений Елены Шварц и нашей землячки Марии Петровых «Надпись на портрете», которое невозможно не процитировать:
Я вглядываюсь в Ваш портрет
Настолько пристально и долго,
Что я, быть может, сбита с толку
И попросту впадаю в бред,
Но я клянусь: Ваш правый глаз
Грустней, внимательнее, строже,
А левый – веселей, моложе
И больше выражает Вас,
Но оба тем и хороши,
Что Вы на мир глядите в оба,
И в их несхожести особой –
Таинственная жизнь души.
Они мне счастья не сулят,
А лишь волненье без названья,
Но нет сильней очарованья,
Чем Ваш разноречивый взгляд.
В заключение вечера Алексей Филиппов от всей души поблагодарил участников за интересные выступления и пригласил на следующую встречу киноклуба в конце июня, тему которой мы пока не анонсируем.
Ведь в любом действе всегда важна интрига, не правда ли, дорогие друзья?
Наталия ТЕРГАУШЕВА, заместитель председателя ЯРО ВСД «Русский Лад»