Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Яркий талант с берегов реки Великой. К 120-летию народного артиста СССР В.В. Меркурьева

Яркий талант с берегов реки Великой. К 120-летию народного артиста СССР В.В. Меркурьева

Среди хвойных и лиственных лесов, заливных лугов и густых перелесков Псковщины раскинулся по обоим берегам реки Великой древний – в летописи упоминаемый с середины XIII века – город Остров, не раз сжигавшийся врагами дотла почти, однако вновь возрождаемый едва ли не из пепла. В этом-то историческом месте и родился 6 апреля (24 марта по старому стилю) 1904 года будущий выдающийся советский актер, лауреат трех Сталинских премий, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, награжденный орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени Василий Васильевич Меркурьев.

Население Острова в подавляющем большинстве составляли русские, но были и семьи «иные», смешанные. К ним относилась и семья Меркурьевых, где помимо Василия родились: Леонид (погиб в Первую мировую войну), Александр (погиб в блокаду Ленинграда от голода, будучи директором хлебозавода), Евгений, Петр (поддержал троцкистскую оппозицию, был арестован и умер в тюрьме), Владимир (умер в девять лет), сестра…

Отец – Василий Ильич Меркурьев, пишут краеведы, занимался торговлей дегтем, снетком; мать – Анна Ивановна Гроссен родилась в Швейцарии: юной девушкой привез ее в Россию местный помещик Неклюдов, у кого она служила экономкой. В семье Меркурьевых было семь сыновей и дочь. Как вспоминал Василий Васильевич, отец хорошо пел, и вот эту его способность унаследовали все дети, а сам актер в детстве пел в церковном хоре.

С 1912 по 1916 год Василий Меркурьев учился в церковно-приходском училище, в 1917–1920 годах в школе «второй ступени», то есть в средней школе. Увлечение пением привело его к увлечению театром: он работает артистом в театре Острова, затем управляющим – в Новоржеве, городе недалеко от Пскова; в 1923 году Меркурьев был направлен по комсомольской путевке на учебу в Ленинград – в техникум сценических искусств, преобразованный впоследствии в Театральный институт им. А.Н. Островского, в Институт театра, музыки и кинематографии, где он будет преподавать, станет профессором, воспитав многих учеников, ставших потом известными артистами и режиссерами.

В Ленинграде Меркурьев познакомился с Леонидом Сергеевичем Вивьеном, вступает в его театральную труппу, а когда тот возглавит Театр драмы им. А.С. Пушкина, станет в 1937 году артистом этого театра и прослужит здесь до конца жизни, играя на его сцене вместе с другими выдающимися артистами – К.В. Скоробогатовым, Н.К. Симоновым, Н.К. Черкасовым, А.Ф. Борисовым, В.И. Честноковым, Б.А. Фрейндлихом, И.О. Горбачевым, М.К. Екатерининским, Г.И. Мичуриным, К.И. Адашевским, А.В. Соколовым, В.И. Вороновым, А.А. Яном, О.Я. Лебзак, Т.И. Алешиной-Толубеевой.

Когда началась Великая Отечественная война, театр эвакуировали в Новосибирск, предоставив сцену театра «Красный факел». Василий Васильевич выступал перед ранеными красноармейцами в госпиталях, а также на тыловых предприятиях, хотя его возможности были отчасти ограничены из-за находившегося в тюрьме брата Петра. Тогда он написал письмо И.В. Сталину. Письмо дошло до Иосифа Виссарионовича – и брата реабилитировали, но пока оформляли документы, тот умер…

Тонко сочетая в актерских работах драматизм и юмор, Василий Васильевич проникновенно создавал образы и современников, и людей из прошлого. Именно это качество обеспечило ему удачу в спектакле по пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море» (режиссер А.А. Музиль) в роли капитана первого ранга Максимова, показанного артистом как пример беззаветного, но в то же время скромного служения советской Родине, за что его любят в боевом коллективе.

Сродни ему уже на ином жизненном материале Василий Бортников из спектакля «Высокая волна», поставленного по роману «Жатва» Галины Николаевой Б.М. Дмоховским. Чудом оставшийся в живых герой возвращается в родное село, где его давно оплакали, и начинает работу по восстановлению хозяйства – Меркурьев чутко рисует сценический портрет, устраняя некоторый схематизм литературного источника. Яркий образ начальника строительства в Сибири Прокофьева создает актер в героической комедии «Сын века» Ивана Куприянова в постановке Л.С. Вивьена к XXII съезду партии.

Из произведений русской и советской классики, над которыми работал Василий Васильевич, критики выделяли Меншикова («Петр I» А.Н. Толстого), Мальволио («Двенадцатая ночь» Шекспира), но, пожалуй, больше удавались актеру персонажи А.Н. Островского – в этом могут убедиться сегодняшние театралы, посмотрев в интернете пьесы – благо они были сняты на пленку и восстановлены: «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Сила Ерофеевич Грознов), «Поздняя любовь» (Николай), «Горячее сердце» (Курослепов), «Последняя жертва» (Прибытков).

Роль Прибыткова станет последней работой Меркурьева в классическом репертуаре и предпоследней вообще. Не могу не вспомнить, с какой трепетностью относился он к этой пьесе, которую ставила его супруга – Ирина Всеволодовна Мейерхольд: я тогда работал заведующим отделом культуры Ленинградского горкома партии, так вот, Василий Васильевич, будучи членом КПСС с 1948 года, пришел ко мне, видимо, поскольку мы были знакомы не только по службе, пригласил меня на премьеру, принес еще пригласительные билеты и попросил передать их кому я считаю нужным. Была тут, мне кажется, и присущая ему деликатность, ненавязчивость, но одновременно гордое отношение к профессии своей, и уважение к профессии других.

Большое место занимает работа Меркурьева в кино. Впервые он снялся в картине «Девятое января» (1924) в роли молодого рабочего. За ней последовали «Подруги» (почтальон), «Инженер Гоф» (Стась), «История одного машиниста» (машинист), «Леночка и виноград» (учитель), «Федька» (Лука), «Возвращение Максима» (студент-меньшевик), «Тайга золотая» (старый золотоискатель), «Волочаевские дни» (пьяный), «Член правительства» (Сташков), «Танкер «Дербент» (боцман Догайло) и другие фильмы, где Василий Васильевич сыграет большие и малые роли, неизменно запоминающиеся своим колоритным исполнением.

Однако широчайшая известность пришла к актеру после роли старшего лейтенанта Тучи в фильме Семена Тимошенко «Небесный тихоход» (1945). Талантливое исполнение друзей-летчиков Н.А. Крючковым (майор Булочкин) и В.Д. Нещипленко (капитан Кайсаров), мелодичная музыка В.П. Соловьева-Седого обусловили огромный успех у зрителей. Потом будут десятки картин с участием Меркурьева, среди которых следует отметить прежде всего «Золушку» (режиссеры Н.Н. Кошеверова, М.Г. Шапиро) где он сыграет Лесничего, «Верные друзья» (режиссер М.К. Калатозов) – академика Нистратова, «Летят журавли» (М.К. Калатозов) – Федора Ивановича.

Интересен фильм «Люди на мосту» – его снял в 1959 году А.Г. Зархи по сценарию Сергея Антонова. Главную роль исполняет Василий Васильевич, показывая развитие характера Ивана Денисовича Бусыгина в его диалектической последовательности и психологической обоснованности. Сначала мы видим Бусыгина как привыкшего к комфорту человека, добившегося жизненных успехов благодаря своему таланту и трудолюбию. Однако мостостроительный главк, которым он руководит, ликвидируют, привычной за долгое время весьма спокойной работе приходит конец. Его направляют в Сибирь строить мост через реку Северную, но он, отвыкнув от конкретного дела, не находит общего языка с рабочими, нервничает, совершает ошибки. И все же он находит силы, чтобы преодолеть деловой и душевный кризис, обретая уверенность в работе, уважение в коллективе. В этом фильме Меркурьев ясно показал, что изображать трудовой процесс на экране возможно и необходимо, если это представляется во всем многообразии связей этого процесса с общественной и личной жизнью.

Такому многообразию учил своих учеников и профессор Института театра, музыки и кинематографии Василий Васильевич Меркурьев. Один из его лучших учеников, народный артист СССР, многолетний главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Петрович Владимиров, вспоминал: «Меркурьев творил, опираясь на свою могучую индивидуальность, щедро развивал те огромные художественные задатки, которые были отпущены ему природой. Роли его, как правило, несли в себе блистательное знание жизни, заключенное в острую форму. И красота, ясность, гармония… Мне никогда не забыть его блистательного Грознова в комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», в частности той его знаменитой паузы, когда старый вояка неловким движением негнущихся пальцев разрубал на множество частей яблоко, делая из него нечто вроде форшмака, и потом с удовлетворением начинал жевать беззубым ртом». И еще: «Игра Меркурьева всегда захватывала и покоряла. Я думаю, что всенародная любовь к Василию Васильевичу покоилась не просто на сугубо национально-русском характере его таланта, но на его умении воплотить это народное начало в осязаемой, плотной конкретности».

Скончался Василий Васильевич Меркурьев 12 мая 1978 года на 75-м году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Память о великом актере живет и в учениках его, и в названиях улиц в Острове, и в Ленинграде-Петербурге. На доме по улице Чайковского, 33–37, установлена в 1984 году мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1944 по 1978 год жил лауреат Государственных премий СССР и РСФСР народный артист СССР Василий Васильевич Меркурьев».

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма
Евразийцев 1920-х гг. с самого их выступления в печати сравнивали с Освальдом Шпенглером. Борис Шлецер (Boris de Schloezer) – известный русский и французский писатель, критик и эссеист – зам...
18 июня 2025
Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров
В номинации «Песни советских и российских композиторов» на Всероссийском конкурсе «Русский Лад – 2025» победил Артём Толстобров из Красноярска с авторской песней «Три сестры». Толстобров Артём Сергеев...
18 июня 2025
Таллин. Центр русской культуры ликвидируют? Таллин. Центр русской культуры ликвидируют?
Городская управа Таллина одобрила проект решения, предусматривающий переименование Центра русской культуры в культурный центр «Мере». По информации интернет-портала эстонского гостелерадио ERR, столич...
18 июня 2025