«Я помню…» (к 80-летию снятия блокады Ленинграда)
Так получилось, что по судьбам моих родителей война прокатилась безжалостно. Я не видела своих бабушек и дедушек и очень завидовала тем детям, которых одарило своей любовью старшее поколение. Ведь говорят в народе, что внуков любят даже сильнее чем своих детей. Про папиного дедушку, который ушёл на фронт из далёкой Ленинградской области и погиб, я до сих пор не имею никаких сведений. А вот про другого дедушку, Шабурова Степана Филимоновича, я получала с детства информацию по крупицам.
Помню, что в большом старинном сундуке прабабушки, завернутая в тряпицу хранилась медаль «За оборону Ленинграда», когда и кем она была получена я не знала, так как дедушка погиб в бою 18 мая 1943 года и похоронен в Ленинградской области, 3 км северо-восточнее города Петрокрепость, на восточном берегу Старо-Ладожского канала на братском кладбище. Эту краткую справку я получила уже взрослая с сайта «Память Зауралья». А тогда говорили, что дедушка погиб где-то под Ленинградом, пришла похоронка, а потом медаль и всё. Никто о нём больше ничего сказать не мог. А мне было интересно знать каким он был человеком. Воспоминания о нем создают обрывочный, краткий и уже в какой-то степени домысленный образ. Чтобы понять, почему получилось так, что рассказать о нем некому, нужно начать с тех крупиц биографии, которые я получила от родственников.
Родился Степан Филимонович в деревне Пестово (Мишкинский район Курганской области), ещё до революции в 1912 году, рано остался сиротой. Воспитывался в семье старшего брата, где жилось ему не сладко, обижали его постоянно. Был грамотным, но где учился и чему, никто не знает, говорят, что скорее всего окончил ликбез. Рано женился, но быстро развёлся и зарегистрировал брак с моей бабушкой Мыльниковой Антониной Григорьевной, которая была старше его на три года. До войны работал киномехаником, успел окончить курсы повышения квалификации в городе Куйбышев, чтобы показывать звуковое кино. Антонина не работала, занималась детьми и хозяйством. Перед войной в семье подряд родились три девочки, бабушка моя ждала четвёртого ребёнка, мечтали о мальчике.
Тут грянула война. В первых же рядах, в 1941 году, в возрасте 29 лет, Степан Филимонович был призван в Красную Армию из Мишкино. Сухие строки говорят о том, что служил сержантом, командиром отделения, в 345 отдельном пулеметно-артиллерийском батальоне. Как он служил, писем не сохранилось, только две фотографии. Поэтому дошла ли до него весть о том, что в 1942 году у него родился долгожданный сын Фёдор, занимала умы его детей долгое время, когда они подросли. После похоронки моя бабушка прожила недолго. Она работала санитаркой в Введенской участковой больнице. Каждый день в любую погоду, пешком, за много километров добиралась до работы и обратно, пока не подхватила воспаление лёгких и не скончалась в феврале 1945 года, оставив четверых малолетних детей на попечении моей прабабушки Анастасии Галактионовны. Она была безграмотной и никаких письменных воспоминаний после себя не оставила. Кроме того, категорически отказывалась вспоминать про Степана Филимоновича, так как считала его недостойной партией своей дочери.
Смотря на чудом сохранившиеся у родственников военные фотографии, я пытаюсь представить его на фронте. Узнаю из интернета о том, что у Петрокрепости (ныне «Шлиссельбург») на Староладожском (Петровском) канале – водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера соединяющий реки Неву и Волхов, в январе 1943 года, на седьмой день ожесточенных боев, в районе станции Синявино и рабочих поселков произошла встреча бойцов Волховското и Ленинградского фронтов. Блокада Ленинграда была прорвана.
В поселке Синявино, в 6 километрах от Петрокрепости, находятся две братские могилы, где захоронены советские воины, павшие в боях на Синявинских высотах. Мой дедушка погиб в мае и похоронен в 3 километрах от Петрокрепости. Можно предположить, что он со своим 345 отдельным пулеметно-артиллерийским батальоном принимал активное участие в данных боевых действиях.
В местах, где пролегла эта водная магистраль, и шли сражения Великой Отечественной войны, многочисленные памятники и обелиски увековечили подвиги тех, кто пал на поле боя за свободу и независимость нашей Родины, кто отдал свою жизнь за счастье, за мирное небо над головой грядущих поколений.
В Шлиссельбурге есть Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда". Музей создан в 1990 году на базе музея-диорамы и памятных мест Великой Отечественной войны в Южном Приладожье. А также Поклонный крест в память воинам участникам прорыва блокады Ленинграда. Когда я смотрю на него, то думаю, что мой дед также достоин воинской памяти, как и другие участники этой битвы.
Читая историю создания медали «За оборону Ленинграда» на сайте «Награды Великой Отечественной войны», я узнала много нового и интересного, о чем и не догадывалась в детстве, когда держала её в руках. Медаль была выпущена практически в тоже время, когда погиб мой дед, то есть в период самых ожесточённых боёв за освобождение Ленинграда.
Хотелось бы привести цитату с сайта, которая дополнит мой рассказ: «В январе 1943 года вражеская блокада Ленинграда была прорвана, а в 1944 году полностью ликвидирована. Но еще в декабре 1942 года, когда фашистские орудия обстреливали практически всю территорию города, а гитлеровцы могли рассматривать ленинградские здания в бинокли, была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награждения всех активных участников защиты города на Неве. После ряда обсуждений проектов был утвержден эскиз медали художника Н. И. Москалева: на фоне Адмиралтейства, как символа города, изображены фигуры красноармейца, краснофлотца, рабочего и работницы с винтовками наперевес, олицетворяющие готовность защитников города к борьбе. В стихотворении «За оборону Ленинграда» поэт Борис Лихарев написал:
И строй бойцов, и блеск штыка,
Адмиралтейская громада,
«За оборону Ленинграда» —
Такая надпись на века.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года к медали «За оборону Ленинграда» могли быть представлены все военнослужащие и гражданские лица, принимавшие активное участие в защите города. При этом те, кто участвовал в обороне Ленинграда не весь период блокады, а выбыл из города по ранению, болезни или для выполнения правительственных заданий, также имели право на получение медали.
В самом начале 1943 года Ленинградский монетный двор получил ответственный заказ — изготовить первую партию медалей «За оборону Ленинграда». К тому времени самое ценное оборудование и большинство специалистов предприятия были эвакуированы. В осажденном городе немногочисленные голодные рабочие и инженеры трудились над изготовлением наград, уверенные, что Ленинград ни за что не будет отдан врагу. Уже в апреле месяце первые тысячи медалей были вручены на передовой защитникам города. Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 миллиона 470 тысяч человек».
А медаль моего дедушки давно перешла в руки Шабурова Фёдора Степановича, его сына, который вырос достойным человеком, ведь не зря мой дед сражался и погиб, защищая мирное небо над его головой и головой всех детей нашей огромной страны.
Ольга СУВОРОВА, Мишкинский литературный клуб «Родник», Курганская область