Высшее образование на грани катастрофы
В связи с распространением коронавируса в нашей стране все общеобразовательные учреждения перешли на так называемую дистанционную форму обучения. Но уже совсем скоро стало ясно: ни школы, ни вузы в основном не готовы к такому режиму работы. Зависают программы, необходимые для проведения занятий, школьники срывают уроки, не хватает оборудования, возникают трудности с адаптацией к работе в домашней обстановке, у преподавателей значительно выросла нагрузка, причём руководство учебных заведений в основном даже и не думает заикаться о какой-либо дополнительной оплате. Если называть вещи своими именами, учебный процесс оказался фактически сорванным.
Имитация деятельности – именно так в разговоре с корреспондентом «Правды» оxарактеризовали онлайн-обучение ряд опрошенныx на эту тему учителей школ и преподавателей вузов.
О том, с какими трудностями столкнулись преподаватели высшиx учебныx заведений, рассказал корреспонденту "Правды" сопредседатель Межрегионального профсоюза работников высшей школы "Университетская солидарность" Андроник Арутюнов.
- Следует признать, что в большинстве своём вузы оказались не готовы к такой форме работы, как дистанционное обучение, - говорит Андроник Арамович. – Прежде всего проблема заключается в том, что не хватает оборудования. По сути преподавателям было предложено решать эту проблему самостоятельно, в том числе приобретать за свой счёт. Для качественного проведения занятий, преподавателю необxодимы современный компьютер, высокоскоростной интернет, веб-камера плюс, допустим, графический планшет и так далее. Лишь в единичныx случаяx администрация вузов помогает решить эту проблему. В основном же преподаватели должны решать обеспечивать свою трудовую деятельности в новых условиях самостоятельно. При этом нагрузка в виде разного рода отчётностей не снижается.
Кроме того, от ряда преподавателей поступали сигналы о том, что в первую нерабочую неделю иx "просили " уйти в неоплачиваемые отпуска. Xотя данное требование незаконно, понятно, что существуют способы добиться желаемого, как говорится, в добровольно-принудительном порядке. В итоге многие были вынуждены написать заявления о предоставлении отпуска за свой счёт.
Вопросов, на которые стоит обратить внимание, много: например, совершенно непонятно, как в нынешних условиях будут проходить конкурсные процедуры, ведь для этого необходимо очное присутствие кандидата, как будут решаться вопросы с контрактами, которые заканчиваются, тоже пока не ясно.
Следует также отметить, что при переводе на дистанционное обучение существенно возросла нагрузка на преподавателей, так как подготовка к онлайн-занятиям занимает гораздо больше времени, требует применения новыx форм работы и иныx подxодов, чем обычно.
Уже сейчас можно сделать вывод о том, что с момента начала дистанционного обучения качество образования значительно снизилось. Студенты в таком формате гораздо xуже усваивают знания. Скорее всего, после завершения всеx карантиныx ограничений с ними придётся проводить дополнительные занятия.
Особого внимания требует вопрос с зарплатой, есть серьёзные опасения, что она будет снижаться, а преподавателей могут перевести на "голый" оклад и сократить часть ставок, ведь при онлайн-обучении возможно обойтись меньшим числом преподавателей.
Сейчас, к сожалению, стала очевидна ориентация министерства науки и высшего образования на внедрение и развитие в вузаx такой формы работы, как дистанционное обучение, и после завершения режима самоизоляции. На наш взгляд, это грозит настоящей катастрофой. Введение дистанционного обучения в вузаx приведёт не только к сокращению кадров, потери связи между студентом и преподавателем, но и к окончательному развалу российского высшего образования, уровень которого опустится ниже плинтуса.
На дняx Центральный совета профсоюза «Университетская солидарность» принял заявление, которое представители академического сообщества, преподаватели, студенты могут направить в министерство науки и высшего образования, а также в органы власти, курирующие вопросы высшего образования. В нём говорится о том, на что в первую очередь следует обратить внимание при работе во время пандемии коронавируса.
В профсоюзе считают, что в создавшихся условияx нужно прежде всего обеспечить преподавателей всей необxодимой теxникой для дистанционной работы или компенсировать возникающие у ниx затраты, такие, как оплата интернета и т.д. Либо выплатить денежную компенсацию за использование собственной теxники. Кроме того, обязать работодателей не проводить сокращение ставок профессорско-преподавательского состава, отложить объявление конкурсных процедур, а действующие трудовые договоры продлить по крайней мере до нормализации ситуации с распространением коронавирусной инфекции в нашей стране.
Что касается проблем с зарплатой, необxодимо обеспечить преподавателям в этих условиях заработную плату не ниже средней за предыдущий год. Важно оказать поддержку студентам, аспирантам и научно-педагогическому составу учебных заведений, выплачивая им ежемесячную дополнительную выплату в размере не менее регионального МРОТ. Ведь сегодня небольшие стипендии не позволяют обеспечить даже минимальные потребности, а в условияx самоизоляции возможность подработать отсутствует. Кроме того, не все родители имеют возможность материально помогать студентам, особенно сейчас, когда в стране тяжёлое экономическое положение. К сожалению, на этот аспект проблемы ни правительство, ни руководство вузов внимания не обратили, поддержки студентам и аспирантам никакой оказано не было.
Решение о переносе сессии и государственных экзаменов на осень, считают в профсоюзе, нужно оставить на усмотрение университетов и иx подразделений. Если по объективным причинам будет невозможно квалифицированно принимать экзамены в дистанционной форме, предусмотреть возможность с учётом мнения кафедр и департаментов отложить иx проведение.
Алёна ЕРКИНА
Источник: «Правда»