Выше всего — идея, смысл, жизнь. Путешествие по выставке Ильи Репина
Большая выставка, посвящённая 175-летию со дня рождения выдающегося художника Ильи Ефимовича Репина, проходит в Москве. Это первая за последние четверть века крупнейшая экспозиция творчества одного из зачинателей русской реалистической живописи. Выставку проводит Третьяковская галерея, обладающая самым значительным собранием произведений этого мастера и вместе с другими музеями создавшая широкую панораму его творческой деятельности. В этом несомненное уважение к творчеству мастера, понимание всего многообразия его таланта.
ЛИЧНОСТЬ и наследие Ильи Ефимовича Репина дают богатый материал для осмысления самой природы художественного творчества как вечных поисков путей к совершенству. Репин предельно искренен на всех этапах развития своего таланта. Именно потому и востребован во все времена. Выставка достойно представляет творчество великого художника. Выстроенная по хронологическому принципу, она включает 170 живописных и более 130 графических произведений. Каждый из 14 разделов сопровождается достаточно объективной информацией, характеризующей тот или иной творческий период. Отметим, что большое место уделено началу его творческого пути и первому этапу творчества — участию в Товариществе передвижных художественных выставок. Именно передвижничество с его демократизмом помогло молодому художнику отойти от академизма, приблизиться к народной жизни, завоевать настоящее признание.
Тем удивительнее публичное заявление директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, сказавшей накануне открытия выставки в своём телевизионном интервью, что Репин в сущности не относится к художникам-передвижникам, а сами передвижники ничего не внесли в русское искусство.
«Мы ещё в университете их презирали!» — обмолвилась учёная дама. Заявление, прямо сказать, странное для директора первостепенного художественного музея. К сожалению, Трегулова не одинока. За что же рафинированные искусствоведы презирают художников-передвижников? За их сочувствие к бедам своего народа, за стремление отразить эти чувства в живописи? Нет, об этом — молчок. А ссылаются на скромность выразительных средств, бедность красок и тому подобное.
Ну а что думал по этому поводу сам Репин? Уже в зрелом возрасте, в конце XIX века, он писал: «Я всё же художник и дитя 60 — 70-х годов. Живопись, виртуозность отрицалась тогда как самый негодный порок. Выше всего ставилась идея, смысл, жизнь, жизненность картины, типичность, правда, историчность. Гремел В.Г. Перов, у нас и даже на Западе произвёл впечатление... Вы смеётесь? — Напрасно: знаете, в этой стороне искусства есть свой и большой смысл, и мне он представляется таким великим, что я даже не плачусь на судьбу, что принадлежу к этой старой школе».
НЕСОМНЕННО, передвижничество было одной из ярких страниц в творческой биографии Репина. Высокое гражданское чувство и стремление отражать жизнь в её революционном развитии привели его в Товарищество передвижных художественных выставок. И хотя аскетизм раннего передвижничества в выборе художественных средств был ему чужд, он быстро определил свою задачу: соединить гражданское содержание с яркой и выразительной живописной формой. Прекрасный рисовальщик, он прибегал к этому своему дару для создания острой, впечатляющей композиции.
Началом начал стала картина «Бурлаки на Волге», написанная в годы академического обучения. Всё сошлось в этом полотне: талант художника и гражданский темперамент, общественные интересы и личные пристрастия. По сути говоря, картина была вдохновлена поэзией Некрасова, оказавшего большое влияние на всё репинское окружение. Само название картины «Бурлаки на Волге» — это посвящение Некрасову, хотя своих героев художник впервые встретил на берегах невских притоков.
Вот где в полной мере раскрылся дар художника! Его наблюдательность и проникновенность, его способность живописать личность, характер. «Бурлаки» — целая портретная галерея; у каждого персонажа своё лицо, и по нему можно прочитать тайную думу. Искусствоведам все они известны по именам — это имена подлинные. Репин любил и ценил своих натурщиков, послуживших драгоценным человеческим материалом для искусства. Он умело подбирал тех, кто помог бы ему воплотить на полотне некрасовские образы. Вспомним хотя бы последнего из повязанных бечевой — молодого бурлака, повисшего на лямке: «Когда бы зажило плечо, тянул бы лямку, как медведь. А кабы к утру умереть — так лучше было бы ещё». Социальный заряд этой картины надолго определил путь художника.
Репин пришёл к передвижникам, потому что искал пути в народ. В ту пору, когда для сотен честных людей народничество становилось образом жизни, каждый честный художник стремился по-своему откликнуться на этот зов времени. Репин, пожалуй, активнее всех искал своих героев среди «новых людей», бросивших вызов царскому режиму.
Вспомним хорошо известные нам с отроческих лет, можно сказать, хрестоматийные картины: «Не ждали», «Сходка», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». Каждая композиция, будто одномоментно схваченная острым карандашом и затем перенесённая на полотно, поражает своей выразительностью. В центре её всегда человек — мыслящий, страдающий, достойно несущий бремя своего выбора. В этом — весь Репин с его сочувствием к борцу и ненавистью к угнетателю.
РЕПИН не был бы Репиным, если бы не стремился овладеть искусством подлинного живописца. По выражению своего друга художника Крамского, он двинулся «к свету, краскам и воздуху». Его страстная натура потребовала новых сюжетов и новых форм.
Он обратился к русской истории с её незабытыми человеческими драмами — опять-таки искал для воплощения на полотне яркую личность. Образ царевны Софьи, опальной, но внутренне сильной, не сломленной ещё монашеским постригом, вдохновляет его на создание картины, по праву вошедшей в исторические хрестоматии. Репин одним из первых среди передвижников в полной мере почувствовал себя живописцем: эстетическая сторона в его произведениях никогда не превалировала над смыслом, идеей, но приобретала всё большую самоценность. Примером тому, пожалуй, самая знаменитая его работа. Выставку неожиданно для многих открывает белый прямоугольник размером 199,5х254. Здесь могла бы экспонироваться картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В этом шедевре художник достиг такой живописной силы, что трагическое событие давно минувшего дня обрело новую реальность.
Но при всём при том такой оказалась сила репинской кисти, что в былые времена самые впечатлительные зрители теряли перед картиной сознание, а склонные к насилию испытывали желание уничтожить это живописное свидетельство давнего преступления как разоблачительный документ, обличающий мировое зло. В минувшем веке картина уже подвергалась нападению. И вот недавно на неё снова было совершено покушение скрытым маньяком, саморазоблачившимся в этом варварском акте. Сейчас полотно находится на реставрации.
Вряд ли бы устроители выставки оставили в самом начале экспозиции пустое место — этот белый прямоугольник лишь для того, чтобы напомнить о преступлении. Скорее тут было другое намерение — подчеркнуть непреложную истину: великое искусство неистребимо. Оно вошло в сознание миллионов, стало историческим фактом. Однако его нужно беречь и охранять. Как можно допустить нападение на «Ивана Грозного»? Как можно не уберечь от пожара Нотр-Дам? И ведь никто не наказан за это безобразие! Защищают чиновников, а искусство остаётся беззащитным.
К ЭТОМУ искусству Репин шёл долго и упорно. Он учился и у своих соратников, таких, как Ге, Крамской, Суриков, Васнецов, и у французских импрессионистов. Его этюды, написанные в Париже, остались свидетельством этой творческой неуспокоенности. Его кипучая, страстная натура требовала перемен, заставляла менять пристрастия, но всегда он оставался певцом человеческой индивидуальности, её характерности и неповторимости.
Его «Запорожцы» неудержимо притягивают своей динамикой, разнообразием лиц и поз, праздничным колоритом. Перед публикой — настоящий театр, драматическое действо, в котором нет статистов, а только герои, защитники своей земли и веры, на что и замахнулся турецкий султан. Они отвечают ему всем миром, охваченные единым чувством негодования и вместе с тем демонстрируя друг другу свою дерзость, находчивость, остроумие. Каждое лицо особенно и неповторимо.
Репин всегда был мастером психологического портрета, написанного с натуры. Он не ждал заказов — рисовал тех, кого любил, с кем чувствовал душевное родство, кого хотел запечатлеть для истории. В наследство потомкам осталась целая галерея деятелей русской культуры. Настоящий трудоголик, он искал такую работу, брался за неё и в домашнем кругу, и на отдыхе, и в путешествии. Ему позировали жена, дети, друзья, собратья-художники Васнецов, Суриков, Поленов, Перов. И между ними у него была слава психолога, умеющего без лести сказать правду и тем самым покорить заказчика.
Кто-кто, а художники понимали: иногда, помимо собственной воли, приходится льстить человеку, заказавшему портрет. Но Репин был выше этого. Он знал, что образы его великих современников принадлежат не столько известному заказчику, сколько истории. И впрямь подлинными артефактами стали репинские портреты хирурга Пирогова, поэта Фета, писателя Тургенева, композитора Мусоргского, искусствоведа Стасова, мецената и собирателя русской живописи Третьякова. Неоднократно писал Репин Льва Толстого — и в кабинете, и в лесу, и на пашне; как бы старался взглянуть на него с разных сторон. Портретная живопись таким образом переходила в жанровую. Репин нередко прибегал к такому совмещению. Он писал свою жену, мирно спящую в кресле, дочку, парящую в воздухе, будто стрекоза: болтая ногами, сидит она на тонкой жерди высокой ограды…
«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно». Пройдёт некоторое время, и остановить любое мгновение сможет фотограф, но никакая фотография не сравнится с живописью в передаче чувств и настроений. Репинский портрет — чувственный, наблюдательный, проникновенный.
Конечно, и он, как многие художники, от случая к случаю работает на заказ. Бывают заказы, от которых невозможно отказаться. Именно Репину было поручено запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года — в день столетия со дня его учреждения. Таково, собственно, и название огромной картины, изобразившей это событие. В дворцовом актовом зале художник с протокольной точностью разместил до сотни персонажей, участвовавших в заседании.
Какой неимоверной трудности была эта работа: предстояло не только достичь портретного сходства в каждом случае, но и отобразить в многочисленных лицах торжественность момента. Сколько было написано и переписано эскизов, сколько часов проведено на подмостках перед этим гигантским полотном! Тем не менее Репин работал быстро — всего три года. Сравним: средних размеров картину «Не ждали» он писал четыре года, а «Запорожцев» — целых одиннадцать лет.
Приходилось и льстить сановникам — сама тема обязывала. Надо было ещё никого не обидеть: всех разместить по возможности фронтально, если не лицом к публике, то в профиль или полупрофиль. Адова задача даже для такого мастера композиции, как Репин. В итоге почти все были удовлетворены.
Но вот примерно в те же годы Репин работает над портретом императора Николая II. На фоне парадного зала для приёмов стоит как бы случайно зашедший сюда человек с рассеянным взглядом — какой-то странный царь, «не от мира сего», существующий сам по себе в пустоте своих покоев. Таким увидел художник «самодержца», уже обречённого на гибель.
Однако тесное общение с сильными мира сего не проходит даром. Репин не изменил своим демократическим убеждениям, но отошёл от радикалов, стал умереннее и терпимее. Столичная суета его не привлекала, он поселился на своей даче в финском местечке и постепенно ушёл в частную жизнь. Этому способствовали и Первая мировая война, и Октябрьская революция, которую он не принял. Но ещё задолго до этих событий его кисть словно бы утомилась, потеряла свою правдивость и свежесть. Были и удачи, напоминающие о былых достижениях, но подлинный Репин остался в России. Много лет художник прожил в изоляции, не желая возвращаться на Родину, и это тоже губительно сказалось на его творчестве. Тем не менее он продолжал работать до конца своих дней. В последней картине «Гопак. Танец запорожских казаков» он словно вернулся в лучшие годы своей творческой жизни, обрёл свою прежнюю энергию и те краски, которые называли репинскими.
ПАТРИАРХ русской живописи прожил огромную жизнь. Он родился в царствование Николая I и, пройдя через несколько эпох, пережил год сталинского Великого перелома. Его творчество так же разнообразно, как и его жизнь; в нём можно отыскать проявления самых разных художественных интересов и направлений. Если сам он считал, что главным посылом к работе, определившим на долгие годы все его интересы, было передвижничество, то некоторые современные искусствоведы в духе нынешнего времени пытаются исказить мировоззрение художника, глубоко народную направленность его творчества.
Репин шагает уже в XXI век. С ним к нашим современникам приходит искусство больших мыслей и чувств. В этом художнике и впрямь есть нечто шекспировское: интерес к ярким, крупным характерам, острым драматическим событиям, тонкий психологизм и народный юмор. Главное — не снижать уровень восприятия замечательного художника, видеть его место в мировой культуре, в созидании великого русского искусства.
Лариса ЯГУНКОВА