Выготский бы ужаснулся

Выготский бы ужаснулся

В конце 80-х годов ХХ века, после окончания зооинженерного факультета Приморского сельскохозяйственного института, я работал главным зоотехником совхоза «Ключевской» Хабаровского края. Тогда китайцы арендовали у нас на юге Хабаровского края совхозные поля, выращивали овощи, одетые скромно, все, как один, в синюю робу, ходили строем на работу.

Китайские арендаторы трудились не разгибая спины, а на вырученные деньги скупали в советских магазинах электрочайники и электроплиты российского производства, везли их в Китай, где эти товары пользовались широкой популярностью. Соседнее государство, так же, как и мы, выбрав социалистический курс развития, тогда промышленно и экономически значительно уступало по развитию Советскому Союзу.

Но вот прошло 30 лет. Где нынче Китай, не изменивший социалистическому курсу, и где мы? Теперь, после более чем тридцатилетия «реформ» в России, мы у Китая покупаем продукты, одежду, технику, электронику… Реставрированный капитализм похоронил советские достижения. В числе прочего подлый удар был нанесён «реформаторами» и по российскому образованию.

Настойчиво внедряемые сверху прозападные новации не имели и не имеют сколько-нибудь серьёзного содержания, представляют из себя некий золотистый фантик-обёртку в виде потока замудрённой иностранной терминологии, но с опилками внутри, которые сыграли свою пагубную и тлетворную роль, мощным бульдозером проехались по традиционному российскому образованию.

Упор в воспитании на самопрезентацию ребёнка в отрыве от коллектива, бесконечное подчёркивание его сверхзначимости и исключительности среди сверстников лишь на первый взгляд преследует формирование так называемых важных человеческих ценностей, якобы способствует раскрытию личности и поднятию на более высокий уровень общественных отношений, а на самом деле приводит к утрате молодыми людьми ответственности перед окружающими, замыканию на своих потребностях, всплеску эгоизма, потере национальной идентичности, уважения к старшему поколению, сочувствия и сопереживания к проблемам и бедам окружающих, стиранию своей исторической родовой памяти, утрате традиций и ответственности перед будущностью и государством.

Прозападные реформы навязаны нам лишь отчасти профанами-чиновниками, не ведающими, что творят, но и прячущимися за их спинами самыми настоящими человеческими ненавистниками, желающими превратить народы и государства в некую безликую и однородную массу, в безвольное стадо, которое можно безжалостно эксплуатировать, подменив понятия чести и совести псевдорелигией, проповедующей «европейские ценности», международные стандарты и культ доллара.

Не случайно, анализируя сложившуюся ситуацию в российском образовании, ещё в начале 2021 года спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко с высокой трибуны, в частности, сказала министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову, анализируя его отчёт: «Настораживает наша увлечённость международными исследованиями качества российского образования… У нас достаточно своих собственных сил, чтобы самим разобраться с качеством образования. Мы всегда гордились отечественной системой образования, которая была лучшей в мире…»

Вторит спикеру Совета Федерации и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, который в том же 2021 году на научно-практической конференции «Роль права в обеспечении человеческого благополучия» предложил вернуться к советской системе образования: «Давайте возродим советскую систему образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда. И на это должны быть направлены наши законодательные предложения…»

Мы, позволив заморочить себе голову, отказались от традиционной российской системы образования в высшей школе, избрав западную болонскую с расхваленными бакалавриатом и магистратурой, а теперь считаем, что последняя неперспективная, уповаем на прежний специалитет и 5-летний срок обучения в вузах. А кто будет отвечать? Кто настойчиво доказывал преимущество болонской системы? Куда все отечественные соавторы этих инноваций подевались? Мы заменили в нормативных документах «дети» и «ученики» на «обучающиеся», а простые и приятные названия школ на зубодробительные, сложно запоминаемые аббревиатуры. Зачем? И от большого ли ума?

Коммунисты в Государственной думе в настоящее время выдвинули проект об отмене ЕГЭ в пользу традиционного экзамена. Давно пора, и руку напоследок не пожмём ненашенскому, чуждому и подлому ЕГЭ-тестированию, не оценивающему в нас творческое, созидательное, духовное.

Кроме возможности подавать документы в ряд вузов и участвовать в конкурсе на основе полученных на выпускных экзаменах баллов, сложно найти какие-то положительные моменты в ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Но такой подход с поступлением выпускников провинциальных и сельских школ, далёких от краевых и столичных центров, в высшие и средние специальные учебные заведения можно сохранить и по результатам традиционного экзамена.

А потому – сказали «а», давайте скажем и «б».

Кто освободит учителя от бюрократических пут, которыми в российской школе связали его по рукам и ногам, превратив из мечтателя и творчески свободно мыслящего человека в безропотного исполнителя? В этакого бесправного клерка, не смеющего возразить и вынужденного исполнять спускаемые сверху «безжизненные циркуляры». Кто, не моргнув глазом, да ещё и ссылаясь на Льва Семёновича Выготского, вроде когда-то ратовавшего за их внедрение, навязал школам УУД (универсальные учебные действия) и БУД (базовые учебные действия)?

Возьмите хотя бы учение Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития ребёнка, исповедующего обратно противоположные истины. Ладно ещё, если бы, оставив свободу выбора методики преподавания, учителю предложили единицы учебной деятельности в форме универсальных и базовых учебных действий, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися как один из возможных подходов в организации обучения и воспитания детей. Возможно, это и помогло кому-то из начинающих учителей, но только на определённом участке профессионального становления. С обязательным же делением учебных методов и приёмов на формирующие, отдельно познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия ФГОС в целом становится деконструктивным и антинаучным.

Сложно на учебном занятии применить хотя бы один метод, где «включаются» только познавательные действия обучающихся, но «отмалчиваются» регулятивные, или личностные, где тут же, хотим мы этого или нет, у ребёнка не подключаются к решению поставленных задач коммуникативные действия. Так зачем же конкретные УУД и БУД расписывать в календарно-тематических планах на год вперёд, если даже ближайшее занятие идёт не по «бумажному» сценарию? Мы не знаем, с каким настроением ученик придёт на урок через полгода, как велика будет у него умственная и физическая нагрузка в течение дня и недели…

Если же учитель действительно соберётся непосредственно во время урока дифференцировать применяемые УУД и БУД согласно плану, то рискует запутаться и сделать занятие малопродуктивным и безынтересным. Настоящий «живой» урок идёт, не подчиняясь таким надуманным планам и сценариям. Не зная названий УУД и БУД, российский учитель благодаря традиционным методикам с незапамятных времён автоматически развивает все стороны деятельности ученика. Не надо морочить голову современному педагогическому сообществу и навешивать на преподавателя путы, укорачивающие его шаг.

Странным было бы, если бы виртуозного машиниста поезда заставили считать повороты рельсов влево-вправо или количество шпал на пути, или, к примеру, взрослую птицу — пересчитывать количество махов крыльев на разной высоте полёта. Если бы машинист поезда и птица действительно собрались считать эти никчёмности и ненужности, то отвлеклись бы от основного и важного — движения вперёд, потеряли бы первоначальную скорость, а то и разбились.

Российский учитель ещё до введения ФГОС и УУД был способен в своём педагогическом поиске заглянуть гораздо дальше и работал результативнее, применяя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении в зависимости от выбранной методики, индивидуальных возможностей учеников, например развития у них тех или иных каналов восприятия по Л.С. Выготскому, сохранности сторон деятельности по С.Л. Мирскому…, опираясь на идеи Л. Занкова, Д. Эльконина, Марии Монтессори, других отечественных и зарубежных педагогов. В таких условиях, где у отечественных преподавателей присутствовала свобода выбора и рождались эффективные педагогические идеи, методики и практики, опытные педагоги окрыляли и вдохновляли на дальнейший творческий поиск новые поколения учителей.

Пора убрать обязательность применения УУД и БУД в школах как неэффективный и нерезультативный подход в обучении. В том виде, в каком они введены в ФГОС, они вовсе не базируются на положениях научной школы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова… (как это заявлено), а противоречат ей. Образовательные стандарты с единым подходом к результатам обучения по всей стране, конечно же, нужны, но не тот сегодняшний ФГОС, оценивая результативность которого, последующие поколения российского учительства укоризненно и сокрушённо качали бы головами в нашу сторону. ФГОС должен быть кардинально пересмотрен или вовсе отменён в пользу традиционного российского образования, чтобы не стали пророческими строки из стихотворения Вячеслава Вахрамеева, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2010», с кем мне повезло повстречаться на одном из слётов учителей в Хабаровске:

… И мы решили все вопросы —

Свистели вилы по воде!

И нас долбили ФГОСом,

И в нас совали УУД…

Так крепло боевое братство

И выдохлось, вконец устав,

В образовательном пространстве

Героям памятник создав.

Потомки! Проходя, прочтите:

Здесь похоронен не матрос,

А наш герой — простой учитель,

Собой закрывший ФГОС.

Юрий ЖЕКОТОВ, почётный работник образования РФ

Источник: «Правда»

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024