Возможна ли социальная справедливость в России?
Вопрос социальной справедливости для русского человека особенно чувствительный. Во-первых, это исходит из нашей ценностной базы. Для русского человека важны справедливость, равные права, сильное государство, заботящееся о гражданах. При этом богатство воспринимается как грех, капитал разрушает душу, порождает несправедливость и унижает другого человека.
Во-вторых, у современного русского человека есть уникальный исторический опыт жизни в бесклассовом справедливом обществе – в советском обществе. Построение этого общества стало возможным благодаря Великой Октябрьской социалистической революции, ликвидировавшей сословия и осуществившей экспроприацию капиталов в пользу государства. Эта память еще жива у миллионов российских людей, но сейчас эту память старательно уничтожают как раз те, кому она мешать легализовать в последующих поколениях нажитый «честным» трудом за последние тридцать лет капитал. Новоявленным буржуинам память народа о справедливом бесклассовом обществе словно кость в горле.
Возможна ли социальная справедливость в современной России? Возможно ли заставить крупный бизнес работать в интересах государства и народа? Вопросы сложные. Постараюсь раскрыть… Сначала выясним: что такое социальная справедливость для простого человека?
Когда речь заходит о социальной справедливости, каждый понимает под этим что-то свое. Для кого-то это значит отнять у богатых и поделить поровну между всеми гражданами страны. Для других это деприватизация частных капиталов и предприятий в пользу государства. Для третьих это возможность получать доход от разработки российских недр (нефти, газа, алмазов, руд и цветных металлов и пр.). Для четвертых – это дешевые кредиты под 1%. Для пятых это бесплатные квартиры от государства…
Но социальная справедливость не сводится лишь к материальным благам. Она также включает в себя доступность для каждого гражданина страны качественных социальных услуг (образования, медицинского облуживания, пенсионного сопровождения, отпусков, больничных, возможности оздоровления и пр.), а также качественной среды обитания человека (удобные для жизни города, парки, хорошие дороги, транспорт, современные здания и пр.).
Но самое главное, социальная справедливость включает в себя доступность для каждого гражданина страны духовной сферы жизни (культуры, религии, творчества, возможности саморазвития и самореализации и пр.).
Чего хочет капиталист? Там, где есть капитализм, там есть классы, социальная иерархия и социальное неравенство. Современная пропасть между горсткой неприлично богатых, но владеющих основными средствами производства, и всеми остальными – огромна.
У капиталиста задача одна – сохранить и приумножить капитал, передать его по наследству и укоренить в поколениях свое место на пирамиде социальной иерархии.
Социальная справедливость для простых граждан противоречит задаче индивидуального накопления капиталов конкретным капиталистом. Это разнонаправленные векторы. Поэтому улучшение жизни рабочих, учителей, врачей или стариков, повышение культурного уровня всех членов общества в зону интересов капиталиста не попадает.
Социальную заботу о людях капиталист перекладывает на плечи государства, считая, что он платит для этого налоги (а кто-то даже этого не делает: умышленно уходит от налогов, скрывает прибыль, платит зарплату в конвертах и пр.).
Никогда ни один капиталист добровольно от прибыли не откажется и делиться ею с обществом не станет. Сразу вспоминаются слова Сталина: «Богатый исторический опыт учит, что добровольно до сих пор ни один класс не уступал дорогу другому классу. Нет такого прецедента в мировой истории». И далее: «Я не верю в доброту буржуазии» (Из интервью Сталина британскому журналисту Уэллсу).
Вновь обратимся к беседе Сталина с британским писателем Уэллсом:
Сталин: «Когда я говорю о капиталистах, которые стремятся лишь к профиту, к наживе, я этим вовсе не хочу сказать, что это последние люди, ни на что иное не способные. У многих из них, несомненно, крупные организаторские способности, которые я и не думаю отрицать. Мы, советские люди, многому у капиталистов учимся. И Морган, которому Вы даете такую отрицательную характеристику, являлся, безусловно, хорошим, способным организатором. Но если Вы говорите о людях, готовых реконструировать мир, то их, конечно, нельзя найти в среде тех, которые верой и правдой служат делу наживы. Мы и эти люди находимся на противоположных полюсах. Вы говорите о Форде. Конечно, он способный организатор производства. Но разве Вам неизвестно его отношение к рабочему классу, разве Вы не знаете, сколько рабочих он зря выбрасывает на улицу? Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя».
Какой выход видел Сталин? Сталин считал, что изменить мир можно путем смены правящего класса: власть от капиталистов должна перейти к рабочим, как самому многочисленному и активному классу – классу, которому нечего терять, кроме своих цепей. Именно рабочие, по мнению Сталина, должны стать полновластным правящим классом нового мира. Именно это и стало итогом Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.
За тридцать лет советской власти, с 1917 по 1947 год, советский народ остановил Гражданскую войну, преодолел разруху, голод, собрал страну, реализовал немыслимые в мировом масштабе проекты: ГОЭЛРО и индустриализацию, построил сотни заводов, фабрик, новых городов, ГЭС, метро, вывел страну на невиданный ранее экономический и культурный уровень, победил фашизм в Великой Отечественной войне, но самое главное – построил социалистическое государство – государство социальной справедливости, что было закреплено в сталинской Конституции 1936 г.
В 1991 г. история сделала виток по спирали. Отказавшись от СССР и советского строя, мы вновь устремились в капитализм. Безропотно и молчаливо мы утратили главное завоевание Великой Октябрьской социалистической революции – общество социальной справедливости. Получив это общество в наследство от наших прадедов и дедов, сохранить и приумножить этот дар мы не сумели.
Все тридцать лет после разрушения СССР мы шли заданным западным капиталистическим миром путем, лепили капитализм в России, молились на демократию, рынок и частную собственность. Все вместе, своим трудом, мы построили «капиталистический рай», и список Forbes с российскими имена тому подтверждение. Вот только потом вдруг удивились: оказалось, что рай этот только для капиталистов, а простому человеку вход в него закрыт.
В российском обществе все чаще звучит запрос на социальную справедливость, вот только заматеревший и окрепший за эти тридцать лет олигархический капитализм никакой социальной справедливости нам с вами не даст – интересы у него другие.
2022 год запустил и в российском обществе серьезные сдвиги. Роль государства усилилась. Не замечать звучащие набатом запросы общества уже невозможно. Правительство пытается как-то реагировать, но пока это какие-то локальные метания, направленные на то, чтобы залатать очередную пробоину. На значимые социальные преобразования эти изменения не направлены. Причем государство предпочитает вливать деньги в банки, а не направлять напрямую в экономику. (Кстати, именно так пытался заигрывать с капиталистами американский президент Гувер, который полагался на рыночные силы, вливал деньги в банки и через них делал ставку на крупный бизнес, призывая его к сотрудничеству. Результат – сильнейший экономический кризис.)
Современная российская экономическая модель выстроена по западного образцу, но в более уродливых, гротескных формах. Вместо того чтобы платить людям достойные зарплаты, на которые они могут себе купить жилье и обеспечить нормальное существование, российский капиталист предпочитает платить столько, чтобы рабочий от голода не умер. Закрывать остальные базовые потребности, в том числе с жильем, капитализм предлагает посредством кредитов, вешая на человека долговым ярмом на 30 лет ипотеку под немыслимые даже для западного капиталистического общества проценты – 20 годовых.
Социальная справедливость не в том, чтобы добиться снижение процентной ставки по кредиту с 20 до 5 процентов годовых, а в том, чтобы избавиться от кредитов вообще. Вместо кредитов у людей должны быть достойные зарплаты. Это совсем иная модель экономики и устройства общества. И опыт построения такой экономики у нас есть – это СССР.
Жанна ШВЫДКАЯ
Источник: «Советская Россия»