Вопреки фальшивкам. Шостакович как подлинно советский композитор

Вопреки фальшивкам. Шостакович как подлинно советский композитор

25 сентября 2021 года исполнилось 115 лет со дня рождения гениального советского композитора Д.Д. Шостаковича. Внимательно анализируя содержание юбилейных статей о его жизненном пути, замечаешь, что многие авторы, свихнувшись на антисоветизме, пытаются доказать, что он был тайным ненавистником коммунистической идеологии и особенно ненавидел Сталина.

Отсюда соответствующие заголовки публикаций: «Трагедия Шостаковича: как композитор страдал от советской власти»; «Трюк» Шостаковича: как он выжил, не особенно скрывая брезгливости в отношении к советской власти и лично к Сталину» и т.д. Насколько это не соответствует истине, об этом свидетельствуют основные вехи его замечательной и поучительной для граждан нашей страны жизни.

Прадед Дмитрия Шостаковича – польский революционер, дед организовывал побег Н.Г. Чернышевского с каторги. По семейному преданию, у Шостаковичей общие корни с Ульяновыми. Не случайно первые пробы музыкального пера юного Шостаковича – «Гимн свободе» (1917) и «Траурный марш памяти жертв революции» (1919). Темы старинных русских революционных песен звучат в его зрелых сочинениях, как «Степан Разин».

После окончания музыкальной школы он в 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию, которую тогда возглавлял А.К. Глазунов, яркий представитель русской классической музыки, народный артист РСФСР. Он был один из числа немногих, дореволюционной петербургской музыкальной профессуры, кто положительно отнесся к Октябрьской революции. Будучи настоящим подвижником своего дела, в суровые годы Гражданской войны и послевоенной разрухи он при поддержке М. Горького добивался выплаты стипендий и выдачи пайков наиболее талантливым студентам. Помогал также и тем студентам, чью музыку, по его словам, терпеть не мог из-за ее «модернизма».

Д. Шостакович в те годы стремился обрести свой музыкальный язык, отличный от академического направления. Он вступил в Ассоциацию современной музыки (АСМ) – наиболее известное среди молодежи музыкальное объединение. Эта организация была своеобразным Пролеткультом, только в области музыки. Известно, что сторонники Пролеткульта отвергали творчество Пушкина, Лермонтова, Фета, Тургенева и других классиков русской литературы на том основании, что они проповедовали чуждые пролетарской литературе дворянские ценности. Тогда В. Маяковский заявил в поэтическом альманахе кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу» о необходимости сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с парохода современности». Так и сторонники зарождавшейся советской инструментально-вокальной музыки считали музыкальный стиль и язык дореволюционных русских композиторов устаревшими.

Вплоть до середины 1930-х годов творчество Д.Д. Шостаковича развивалось в русле музыкального авангарда. Наиболее полное воплощение авангардный стиль в музыке Д.Д. Шостаковича нашел отражение в опере «Леди Макбет Мценского уезда» (1934 г.) по сюжету выдающегося дореволюционного русского писателя Н. Лескова, правда, препарированному в духе «социалистического реализма». У писателя в рассказе главная героиня Екатерина Измайлова прирожденная преступница, которая по очереди убивает мужа, а затем его родню, чтобы те не препятствовали, по Н. Лескову, ее похотливости. В либретто оперы она изображается в духе «трагедии угнетенной женщины в царской России». Поначалу музыкальное руководство страны относилось положительно к опере. Тем более, премьера оперы успешно прошла в 1934 году в Ленинграде и в Москве, за которой последовали с большим успехом постановки в Лондоне, Праге, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Буэнос-Айресе.

Однако ни сам Д.Д. Шостакович, ни тогдашнее музыкальное руководство страны не учли, что в начале 30-х годов политика руководства Партии во главе со Сталиным в области семейных ценностей и ценностей в области культуры (театральное искусство, музыка, художественная литература) стала меняться коренным образом. Необходимо вспомнить, что в первое десятилетие после Октябрьской революции, исходя из концепции построения нового мира, в советской стране считалось, что вместо традиционной семьи должен появиться «свободный союз свободных индивидуумов». «Новая семейная мораль» строилась на принципах приоритета индивидуальных сексуальных свобод над семейными связями, свободного репродуктивного выбора (право женщины на аборт) и т.д.

Главный же идеологический смысл сталинской семейной политики – институциональное укрепление семьи, возврат к традиционным семейным ценностям и нормам брачного поведения. Следовательно, содержательно либретто оперы совершенно не соответствовало изменившейся политике Партии в области семейных ценностей. Это во-первых. Во-вторых, Партия в те же годы взяла курс на уважительное отношение к достижениям в дореволюционной культуре, в том числе, к оперной классике в лице ее выдающихся композиторов – Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

Поэтому после просмотра данной оперы в Большом театре руководством страны во главе со Сталиным, буквально через неделю, в центральном печатном органе ВКП(б) газете «Правда» (февраль 1936 г.) появилась статья под названием «Сумбур вместо музыки». В ней отмечалось: «Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. (Выделено нами – В.К.)… Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке». Кстати, в американской прессе того времени оперу «Леди Макбет Мценского уезда» назвали «порнофонией».

Психологически можно понять состояние Д.Д. Шостаковича после такой жесткой критики, когда еще вчера он был свидетелем триумфального шествия своей оперы у себя в стране и за рубежом. Однако, трудно согласиться с теми музыковедами, которые считают, что эта статья носила оскорбительный характер, что опера подверглась «грубому, бесцеремонному, безграмотному разносу». Что «ранимый, хрупкий, чрезвычайно впечатлительный человек (Д.Д. Шостакович – В.К.) был потрясен хамским вторжением партийного диктата в свою творческую лабораторию». Наоборот, в статье признавался талант композитора, а издержки оперы, как отмечалось в ней, были связаны с его отходом от канонов классической инструментальной и вокальной музыки. То, что государство, в конечном итоге, высоко ценило композиторский дар Д.Д. Шостаковича, свидетельствует факт присуждения ему в 1941 году Сталинской премии 1-ой степени, а всего ему было присуждено 5 Сталинских премий.

Самая громкая мировая слава за весь период его творчества пришла к Д.Д. Шостаковичу в военные годы. Осенью 1941 года родной ему город оказался в фашистской блокаде. Тогда он приступил к написанию седьмой («Ленинградской») симфонии, премьера которой состоялась в марте 1942 года в Куйбышеве (ныне Самара), где композитор завершил свое произведение. Первое зарубежное исполнение прошло в июле того же года в Нью-Йорке под управлением выдающегося итальянского дирижера А. Тосканини, а в августе симфония прозвучала в блокадном Ленинграде под управлением К. Элиасберга. Она одновременно транслировалась по радио во многих странах Антигитлеровской коалиции. Газета «Чикаго сан» так прокомментировала этот концерт: «Звуки битвы под Ленинградом гремели вчера в ушах мира: оркестр под управлением Тосканини исполнил симфонию, выражающую гнев и вместе с тем предчувствие победы. Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!». В июле 1942 года советский композитор появляется на обложке журнала Time. «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича остается по настоящее время самым известным его произведением. Правда, к сожалению, в наши дни ее чаще упоминают, чем исполняют в концертах.

По окончании войны в СССР прошла череда идеологических кампаний в рамках развернувшейся по вине Запада холодной войны. Суть их состояла, прежде всего, в воздействии на умы деятелей культуры и науки и в целом советской интеллигенции в целях противодействия пропаганде западных «ценностей».

В 50-е годы Д.Д. Шостакович вернулся к преподаванию в Московской консерватории. Многие произведения, созданные им в это время, проникнуты оптимизмом и бодростью. Ярким примером такой музыки явилась оперетта «Москва, Черемушки» (1958) – музыкальная комедия на злободневную тему о благоустройстве москвичей, переезжающих из коммуналок в отдельные квартиры. В 1957 году появляется Одиннадцатая симфония «1905 год», посвященная Первой русской буржуазно-демократической революции. В симфоническом произведении он отдал дань уважения своему отцу, который, после участия в мирном шествии к царю 9 января, на своей квартире, вместе с некоторыми участниками этого события, закончившегося массовым расстрелом демонстрантов, составлял и печатал прокламации о неповиновении Николаю II.

За Одиннадцатую симфонию композитору присудили Ленинскую премию. Тут следовало упомянуть о таком чрезвычайно благородном, высокоморальном поступке Д.Д. Шостаковича. Когда он узнал, что в комиссии по присуждению Ленинской премии обсуждается вопрос о ее присвоении ему, он выступил с инициативой, что готов ее принять, но после присуждения (посмертно) другому выдающемуся советскому, русскому композитору С.С. Прокофьеву, умершему, кстати, в один день со Сталиным. В этом была причина, почему его похороны прошли совершенно незаметно, поскольку тогда вся страна оплакивала смерть Сталина.

В 1961 году он написал Двенадцатую симфонию на тему о Ленине («1917 год»). Композитор рисует музыкальные картины Петрограда: убежища Ленина (шалаш) у озера Разлив и октябрьских событий. Генеральная кульминация всей симфонии — выстрел «Авроры» — громовое соло ударных. В Тринадцатой симфонии «Бабий Яр» на стихи Е. Евтушенко для солиста-баса, оркестра и мужского хора, написанной в 1962 году, он затронул тему геноцида во время оккупации Киева гитлеровскими войсками. С 29 сентября по 11 октября 1941 года эсэсовцы и их местные пособники-бандеровцы убили там практически все еврейское население города – более 50 тысяч мужчин, женщин и детей. Всего в земляном рву покоится около 100 тыс. расстрелянных – наряду с евреями – русских, украинцев и цыган. Тема страстного описания посредством симфонической музыки геноцида любого народа, а не только еврейского, вошла в культурно-политический обиход всего человечества благодаря Д.Д. Шостаковичу.

За всю свою творческую жизнь он написал 15 симфоний, 15 струнных квартетов, шесть концертов, фортепианный квинтет, два фортепианных трио и две пьесы для струнного октета, оперы, оперетты, кантаты, балеты, романсы, музыку к 33 кинофильмам и театральным постановкам. В 50-е годы Д.Д. Шостакович окончательно обретает ореол "живого классика" в СССР. В 1954 году получает звание Народного артиста СССР. Стал Председателем Союза композиторов РСФСР. В 1961 году он вступает в ряды КПСС. Мировая слава Д.Д. Шостаковича достигает апогея в те годы. Его симфонические произведения исполняются музыкантами самой первой величины (среди них дирижеры Караян, Бернстайн и др.). Он часто выезжает за границу, становится почетным членом многих зарубежных академий, получает звание доктора музыки Оксфордского университета. До него подобной чести были удостоены Гайдн, Сен-Санс, Рихард Штраус, Чайковский и другие музыкальные классики.

Д.Д. Шостакович был велик не только как композитор, но и как воспитатель плеяды выдающихся советских композиторов, среди которых, в первую очередь, Г. Свиридов и В. Баснер. Для Г. Свиридова Д.Д. Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Одним из самых известных свиридовских произведений считается музыкальная композиция «Время вперёд», оркестровая сюита, созданная на основе музыки к кинофильму режиссера М. Швейцера «Время, вперёд!» о строительстве Магнитогорского металлургического комбината. Отрывок из этой сюиты в советское время служил в качестве музыкальной заставки телепрограммы «Время» Первого канала, которая, к слову, была снята с эфира в постперестроечный период как примета «тоталитарного прошлого».

В. Баснер, наш земляк, демобилизовавшись в 1944 году из Красной Армии, поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, где произошло его знакомство с Д.Д. Шостаковичем. В. Баснер полностью оправдал доверие своего учителя и наставника и стал выдающимся композитором, сочинившим несколько десятков замечательных советских песен. Среди них: «С чего начинается Родина», «Березовый сок», романс «Белой акации гроздья душистые», «На безымянной высоте», «На всю оставшуюся жизнь» и др.

Д.Д. Шостакович скончался 9 августа 1975 года, увенчанный славой и титулами — Председатель Союза композиторов РСФСР, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Но с середины 1970-х годов, после кончины Дмитрия Дмитриевича, и по сей день, не прекращаются попытки говорить о нем как о якобы политическом диссиденте и жертве коммунистического тоталитаризма. Если подобная оценка его политических взглядов господствовала только в западных публикациях, то теперь после контрреволюционного переворота в августе 1991 года в этом участвуют многие российские СМИ.

Информация об «антикоммунистических» взглядах Д.Д. Шостаковича началась с публикации массовым тиражом в Америке выехавшим на Запад в 1979 из СССР по «еврейской визе» Соломоном Волковым якобы мемуаров выдающегося композитора. С подачи этого культуролога-антисоветчика появились наиболее отвратительные байки, наподобие того, что «Шостакович после вступления в ряды КПСС впал в невиданную истерику: пил водку, громко плакал, вообще производил впечатление персонажа из Достоевского на грани тяжелого психического срыва или самоубийства». «Седьмая симфония это приговор, как гитлеризму, так и сталинизму» и многое другое. Подлинность текста остается под вопросом, поскольку С. Волков отказывается предъявить общественности и самой супруге, Ирине Шостакович, рукопись мемуаров Дмитрия Дмитриевича, если она есть на самом деле.

Данная книга вызвала резкое неприятие родных и товарищей по композиторскому цеху. С протестами выступили сын Шостаковича Максим, супруга Шостаковича, а также подписавшие коллективное письмо композиторы В. Баснер, М. Вайнберг, Кара Караев, Ю. Левитин, Б. Тищенко и К. Хачатурян. Они подчеркивали, что Д.Д. Шостакович был всегда лоялен к советской власти, невзирая на ту критику, которая иногда звучала в его адрес от официальных партийных органов. Более того, он сам подчеркивал: «Мудрое партийное руководство является залогом того, что будет создано много прекрасных произведений...».

Мне представляется, что он так говорил вполне обдуманно, поскольку ему однажды пришлось быть свидетелем одной сцены, связанной с результатами конкурса на создание Гимна Советского Союза. В нем участвовали многие знаменитые советские композиторы: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Блантер и др. Правительственная комиссия во главе со Сталиным остановилась на мелодии А. Александрова, художественного руководителя ансамбля Красной Армии. Она, по мнению вождя, торжественна и хорошо запоминается. И вдруг Сталин говорит автору мелодии: «Вот только, профессор, что-то с инструментовкой неладно». А. Александров впопыхах оправдывается: дескать, инструментовку делал не он, а его заместитель В. Кнушевицкий. Д.Д. Шостакович наглядно убедился, насколько грамотно в музыкальном отношении было высказано замечание.

Лично глубоко уверен в том, что Д.Д. Шостакович под воздействием принципиальной партийной критики в отношении ряда его работ, в конечном итоге, создал огромное количество замечательных разножанровых музыкальных произведений, любимых народом, а не только эстетствующей группой интеллигентов. Со Сталиным он соприкасался всего несколько раз. Приведем одно из его суждений, высказанное им в частном письме другу. «Слушал выступления товарищей Сталина, Ворошилова и Шверника. Речью Ворошилова был пленен, но после прослушивания Сталина совершенно потерял всякое чувство меры и кричал со всем залом «ура!» и без конца аплодировал. Конечно, сегодняшний день является самым счастливым днем моей жизни: я видел и слышал Сталина».

В.И. КОРНИЛОВ, первый секретарь Ярославского обкома КПРФ (1993-2000 гг.).

«Советская Ярославия»

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024