Вместо помощи — проверки и поучения

Как преподаватель с 30-летним стажем с удовлетворением воспринял проведённое фракцией КПРФ важное мероприятие — «круглый стол» по проблемам образования. Давно и везде учительское сообщество прямо-таки вопиёт об ужасном бюрократическом прессе. Это отмечает и президент страны. Только ничего не меняется к лучшему, по крайней мере в среднем профессиональном образовании (СПО).
Почему же не ослабевает этот пресс? Да потому, что ослабление должны проводить те, кто в нём не заинтересован — чиновники и псевдоучёные от образования. Насколько помню, в советское время не было Рособрнадзора; все проверки осуществлялись силами министерства, да и методическую работу вели не случайные люди, а методисты-специалисты в области определённого блока предметов (например, экономических).
В начале своей карьеры я застал ветеранов, которые работали ещё при настоящих методистах. Но за свои 30 лет я ни разу не встретил методистов, которые пришли ко мне с предложением помощи, а не проверки бумаг.
Поразительно сравнение: в медицине наука творит чудеса на благо человека, а в образовании она превратилась в самодовольную даму, ничего не понимающую, но при этом поучающую.
На одном из педсоветов замдиректора по воспитательной работе посетовала, что давно не водят детей на экскурсии и в театры. Проблема возникла не из-за пандемии, а около 10 лет назад — почти одновременно с навязанным сверху разложением отечественного театра разными апексимовыми, бояковыми и серебренниковыми.
Преподавателям теперь некогда заниматься воспитательной работой, ибо они уже заняты внедрением навязанной сверху разработки псевдопедагога г-жи Пастуховой (диссертант пединститута И.П. Пастухова, ныне кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ, зам. главного редактора журнала «Среднее профессиональное образование»). В дополнение (по каждому предмету по конкретной специальности) к рабочей программе, перечню практических работ и экзаменационных вопросов теперь надо составлять фонды оценочных средств и контрольно-измерительные материалы, а также диагностические карты.
Невозможно представить, чтобы какой-либо педагогический коллектив апробировал это и одобрил для внедрения в массовую практику. На похоронах моей классной руководительницы — замечательного педагога, естественно, была затронута проблема псевдопедагогов. И было высказано справедливое суждение, что внедрение не могло произойти без специфических экономических отношений. Даже по радио уже шутят, что теперь из трёх подробных таблиц надо составить с той же информацией четвёртую. Такая видимость работы существенно отвлекает и утомляет педагогов.
А в средней школе такого безобразия, как ФОСы, КИМы и тому подобное, нет, как нет и сличения записей в журнале с намеченным в календарно-тематическом плане.
Полагаю, что проблему нельзя решить эволюционно, без принуждения. Было бы правильно, если бы комитет Госдумы по образованию (а то и президент страны) издал постановление прямого действия, отменяющее с 1 сентября новации г-жи Пастуховой. Это будет замечательным подарком всем педагогам и к Дню знаний 1 сентября, и к вскоре отмечаемому Дню учителя и к тому же высвободит время для возобновления воспитательной работы будущих специалистов среднего звена, которых готовит система СПО.
Есть ещё острая проблема в СПО. Бюджетное финансирование у нас выполняется чуть больше чем наполовину, что провоцирует рост стоимости платного обучения. Это приводит к зависимости заработков преподавателей от контингента контрактников, в котором велика доля тех, для кого СПО лишь ширма для своих личных дел. Указание администрации беречь контингент препятствует отчислению явных двоечников, что расхолаживает и успевающих подростков.
Михаил КАРДАСЕВИЧ, экономист
Источник: «Правда»