Вместо помощи — проверки и поучения

Вместо помощи — проверки и поучения

Как преподаватель с 30-летним стажем с удовлетворением воспринял проведённое фракцией КПРФ важное мероприятие — «круглый стол» по проблемам образования. Давно и везде учительское сообщество прямо-таки вопиёт об ужасном бюрократическом прессе. Это отмечает и президент страны. Только ничего не меняется к лучшему, по крайней мере в среднем профессиональном образовании (СПО).

Почему же не ослабевает этот пресс? Да потому, что ослабление должны проводить те, кто в нём не заинтересован — чиновники и псевдоучёные от образования. Насколько помню, в советское время не было Рособрнадзора; все проверки осуществлялись силами министерства, да и методическую работу вели не случайные люди, а методисты-специалисты в области определённого блока предметов (например, экономических).

В начале своей карьеры я застал ветеранов, которые работали ещё при настоящих методистах. Но за свои 30 лет я ни разу не встретил методистов, которые пришли ко мне с предложением помощи, а не проверки бумаг.

Поразительно сравнение: в медицине наука творит чудеса на благо человека, а в образовании она превратилась в самодовольную даму, ничего не понимающую, но при этом поучающую.

На одном из педсоветов замдиректора по воспитательной работе посетовала, что давно не водят детей на экскурсии и в театры. Проблема возникла не из-за пандемии, а около 10 лет назад — почти одновременно с навязанным сверху разложением отечественного театра разными апексимовыми, бояковыми и серебренниковыми.

Преподавателям теперь некогда заниматься воспитательной работой, ибо они уже заняты внедрением навязанной сверху разработки псевдопедагога г-жи Пастуховой (диссертант пединститута И.П. Пастухова, ныне кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ, зам. главного редактора журнала «Среднее профессиональное образование»). В дополнение (по каждому предмету по конкретной специальности) к рабочей программе, перечню практических работ и экзаменационных вопросов теперь надо составлять фонды оценочных средств и контрольно-измерительные материалы, а также диагностические карты.

Невозможно представить, чтобы какой-либо педагогический коллектив апробировал это и одобрил для внедрения в массовую практику. На похоронах моей классной руководительницы — замечательного педагога, естественно, была затронута проблема псевдопедагогов. И было высказано справедливое суждение, что внедрение не могло произойти без специфических экономических отношений. Даже по радио уже шутят, что теперь из трёх подробных таблиц надо составить с той же информацией четвёртую. Такая видимость работы существенно отвлекает и утомляет педагогов.

А в средней школе такого безобразия, как ФОСы, КИМы и тому подобное, нет, как нет и сличения записей в журнале с намеченным в календарно-тематическом плане.

Полагаю, что проблему нельзя решить эволюционно, без принуждения. Было бы правильно, если бы комитет Госдумы по образованию (а то и президент страны) издал постановление прямого действия, отменяющее с 1 сентября новации г-жи Пастуховой. Это будет замечательным подарком всем педагогам и к Дню знаний 1 сентября, и к вскоре отмечаемому Дню учителя и к тому же высвободит время для возобновления воспитательной работы будущих специалистов среднего звена, которых готовит система СПО.

Есть ещё острая проблема в СПО. Бюджетное финансирование у нас выполняется чуть больше чем наполовину, что провоцирует рост стоимости платного обучения. Это приводит к зависимости заработков преподавателей от контингента контрактников, в котором велика доля тех, для кого СПО лишь ширма для своих личных дел. Указание администрации беречь контингент препятствует отчислению явных двоечников, что расхолаживает и успевающих подростков.

Михаил КАРДАСЕВИЧ, экономист

Источник: «Правда»

Читайте также

«Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева «Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева
Вчитываясь сегодня в это обращение, задумываясь над теми проблемными вопросами и несуразицами, о которых с болью и тревогой напоминал согражданам писатель, чей столетний юбилей со дня рождения пришёлс...
24 июля 2024
А. Бовдунов. Апроприация «мовы»: что нам делать с украинским языком? А. Бовдунов. Апроприация «мовы»: что нам делать с украинским языком?
Статья политолога, кандидата политических наук, ведущего научного сотрудника отдела геополитики Института Царьграда, члена «Международного евразийского движения» Александра Леонидовича Бовдунова –&nbs...
24 июля 2024
Белоруссия. Масштабные проекты в сфере биотехнологий Белоруссия. Масштабные проекты в сфере биотехнологий
Сегодня биотехнологии — одно из мировых наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений. Они находят самое широкое применение, в том числе в химической и пищевой промышленности, сельском ...
24 июля 2024