Витязь без страха и упрёка. К 75-летию В.С. Никитина

Витязь без страха и упрёка. К 75-летию В.С. Никитина

Проницательный читатель возмутится: известно, что эта фраза звучит по-иному: «Рыцарь без страха и упрёка». Согласен. Но давайте сравним деяния рыцарей и витязей. Чем прославились рыцари? Убивали друг друга ради завоевания сердец прекрасных дам, в рядах крестоносцев истребляли иноверцев, насиловали их женщин и детей, жгли города и сёла, уничтожали храмы и библиотеки при них.

По-моему, негоже порядочного человека называть рыцарем. Это оскорбительно для него. Другое дело витязи, они стояли на защите рубежей Отечества, храбро сражались с иноземными захватчиками. Да и слово «ВИТЯЗЬ» — русское, родное, означает отважный воин, богатырь.

Витязем, стоящим за развитие русскомыслия, русского национального самосознания, защищающим нравственные ценности и историю русского народа, русский язык, ныне является Владимир Степанович Никитин, создатель Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», председатель его Координационного совета. 5 апреля сего года он отмечает своё 75-летие, три четверти века жизни за плечами, жизни с активной общественной позицией, с умением отстаивать свои взгляды и убеждать окружающих в правоте их, но и признавать свои ошибки.

В смутное время начала 90-х прошлого века он не переметнулся в стан победителей, а остался верен коммунистическим принципам, которые не только исповедовал сам, но и внушал людям. В КПРФ В.С. Никитин активно занимается вопросами теоретического обоснования реализации положения её Программы о соединении социально-классового и национально-освободительного движения в единый народный фронт через решение русского вопроса. Эта тема ему особенно близка, поскольку родился, вырос и работает на легендарной Псковской, исконно русской земле, являющейся издревле её северо-западным форпостом.

Считая марксистско-ленинский классовый подход в борьбе за победу социализма определяющим, он полагает, что цивилизационный подход в ней тоже играет большую роль. К тому же есть исторический опыт, когда использование В.И. Лениным цивилизационных особенностей России обеспечили победу социалистической революции и разгром интервентов с белогвардейцами. Да и в Программе КПРФ четко записано: «Задачи решения русского вопроса и борьбы за социализм по своей сути совпадают». Отсюда можно предположить, чтобы быстрее добиться победы в борьбе за социализм, надо ускорить решение русского вопроса.

В резолюции Х съезда КПРФ сказано, что «Главная задача нашей партии — спасение русского народа. А вместе с ним — спасение Государства Российского, всех народов, которые органично встроены в нашу великую государственность». Также съезд от имени коммунистов, миллионов сторонников партии предложил программу решения русского вопроса в современных исторических условиях. Вот только к глубокому сожалению, за восемнадцать прошедших лет с той поры сия программа не овладела умами не только широких масс, но и коммунистов.

В этой же резолюции говорилось о «широком поле совместной деятельности между коммунистами и религиозными общественными организациями» по защите нравственных ценностей русского народа. Всё это пишу, чтобы упредить обвинения истинными интернационалистами (читай космополитами) в национализме, а ретивыми атеистами в мракобесии.

Но вернёмся к работам Никитина. Когда российская образованщина, подобно Остапу Бендеру, была убеждена, что «Запад с нами. Заграница нам поможет», с умилением восхищалась западным образом жизни, Никитин в своих статьях, впоследствии собранных в книгу «Заговор против человечества», раскрыл суть вожделенного интереса Запада к России.

Он совершенно верно определил политику Запада на современном этапе как заговор против человечества. Никитин дал ясно понять, что именно Россия с её коллективистским мировоззрением, с нравственными ценностями русского народа стоит на пути осуществления Западом человеконенавистнических планов. Развязанная Западом «холодная война» была информационно-психологической (психоисторической по версии А.И. Фурсова), удары наносились по русскому языку и по истории как Советского Союза, так и России, и Древней Руси.

В период перестройки и пореформенное время усилиями западномыслящих либералов они практически превратились в государственную политику. Со всех каналов телевидения и радио, в кино и театрах, в печати навязывается антирусский западный образ мышления, западное видение не только истории, но и будущего. Западный образ жизни с его культом насилия, стремления к богатству любой ценой, равнодушию к боли других, бездуховности преподносится как единственно правильный, как образец для подражания. Их не волнует, что это путь к расчеловечению человека, к его оскотиниванию.

Впрочем – это их цель, как показало время.

И сегодня именно в социальной (духовной) сфере жизни человека решается вопрос: быть или не быть на планете Земля биологическому виду Homo sapiens, будет ли он социальным субъектом или говорящей скотиной. Никитин полагает, что земной цивилизации несёт гибель «перерождение людей в антиприродные существа, обладающие зловещей тягой к разрушению природы и уничтожению себе подобных. (…) К сожалению, именно Россия выбрана мировым правительством в качестве главного полигона для «оскотинивания» общества и «оболванивания» человека (…) На наших глазах происходит массовая мутация человека разумного в хищника-собственника или раба – пигмея духа, неразрывная связь которых разрушает планету и уничтожает человечество».

Мрачные предостережения Никитина сбываются. Сегодня идёт спровоцированная Западом специальная военная операция России по денацификации и демилитаризации Украины. «Цивилизованный» Запад снабжает укронацистов вооружением, боеприпасами, финансами и наёмниками. Фактически коллективный Запад начал открытую войну против России. Вот недоумки российские либералы вам и «запад наш», и «заграница нам поможет».

Против всего этого и выступает Никитин. Спасение он видит в возвращении русского народа к своим историческим корням, к учениям древнерусских православных философов о направлении жизнедеятельности народа. Ими была выработано две стратегии, но рекомендована к воплощению «стратегия формирования у народа необоримого стремления к идеалу, обеспечивающая творческий подъём, готовность к подвигам, самопожертвованию ради достижения обоснованных целей по принципу «Господь создал нас великими…»

Позже в одной из статей Никитин косвенно покажет, что И.В. Сталин, дополняя этими принципами учение марксизма-ленинизма, мобилизовал советский народ на ускоренное строительство социализма, что позволило за десять лет сделать СССР второй державой в мире, выиграть чудовищную войну со всей Западной Европой (без Англии), в сжатые сроки восстановить народное хозяйство, создать ракетно-ядерный щит и обеспечить первыми прорыв в космос. Но в эти же годы был сформирован новый человек, человек с социалистическим мышлением.

С началом хрущёвской «слякоти» началось преклонение перед Западом. Под лозунгом возвращения к ленинским нормам, тихой сапой в марксизм-ленинизм протаскивались плевелы оппортунизма, что привело к заражению социального авангарда общества мелкобуржуазной психологией и к временному поражению социализма и насильственному разрушению Советского Союза.

В брошюре «Русофобия: суть и методы сдерживания» Никитин дал подробный конкретно-исторический анализ и многогранность непримиримой вражды Запада к русскому народу и к российской государственности, а главное, указал методы борьбы, выработанные русскими и советскими подвижниками против порабощения русской цивилизации, русского народа западным умственным игом, которые сегодня должны быть взяты на вооружение русскими патриотами. Все выводы автора глубоко аргументированы и подтверждены фактическим материалом. Никитину в такой малой по объёму работе удалось достигнуть, «чтобы мыслям было просторно, а словам тесно» и это делает её удобной и полезной в агитационно-пропагандистской работе.

Борьба с русофобией должна стать козырной картой в руках коммунистической оппозиции. Никитиным в конце брошюры приведены основные направления борьбы с русофобией, изложенные А.И. Фурсовым в докладе «Русофобия — психоисторическое оружие в борьбе против России». Они поддержаны Никитиным. Поскольку с момента выхода прошло пять лет и учитывая, что в мае планируется пленум ЦК КПРФ по этому вопросу, приведём их кратко.

Исходя из постулата, что русофобия есть психоисторическое оружие оба автора считают необходимыми активные противодействия на всех уровнях борьбы с нею: конкретно-информационном, юридическом, медийном, научно-концептуальном и образовательном.

В первом плане необходимо обнаружение и учёт всех проявлений русофобских идей, действий, организаций, лиц и связей с определенными политико-экономическими структурами.

В юридическом плане необходимо правовое преследование любых русофобских поползновений, здесь надо брать пример с борьбы против юдофобии еврейскими организациями во всём мире.

В медийном плане требуется создавать вокруг русофобии и русофобов обстановку моральной нетерпимости и шире пропагандировать достоинства русской культуры.

В научно-концептуальном плане необходима разработка проблем истории русофобии, теории и методов противодействия ей. Это должно найти отражение и в образовательных программах. «Нам нужны разработки истории русофобии, и при этом нужно помнить, что главные жертвы (в абсолютном измерении) холокоста в широком цивилизационном смысле — русские, славяне», — считает А.И. Фурсов.

К глубокому сожалению, за эти годы в борьбе с русофобией мало что изменилось. Общественность и её социальный авангард не замечают грозящей опасности существованию русского народа как субъекта истории. С недоброй памяти перестроечных лет русофобия стала довлеющей идеологией в современной России, именно тогда молодое поколение заразилось западномыслием, с одной стороны, а с другой стороны равнодушием, безразличием, доходящим до презрения, к судьбе своей Отчизны, к русскому народу. Эти отрицательные качества, ведущие к духовной, нравственной гибели народа, постоянно культивируются и продвигаются большой группой творческой и научной интеллигенции при молчаливом согласии государственных органов и политических партий.

В начале прошлого века Д.И. Менделеев писал: «… добрая половина государственных людей в Россию не верит, Россию не любит и народ русский мало понимает». Такое же положение и ныне. Более того, в нынешней России формирование западномыслия вышло на уровень государственной политики, что не удивительно. По мнению А.И. Фурсова, наш правящий слой делится на две части: приказчиков и контролёров. Первые готовы сдать страну транснациональным корпорациям и пойти к ним в услужение; вторые полагают, что не надо пускать сюда транснациональные корпорации, мы сами с усами, мы сами будем работать в этой зоне. Но и те и другие горят желанием вписаться в «верхние этажи» западного мира, поэтому и стремятся всячески угодить заокеанским хозяевам, забывая судьбу Остапа Бендера при встрече с румынской сигуранцей. Впрочем, Запад уже «наградил» санкциями их за любовь к себе, и это ещё только «бутончики», а ягодки впереди.

А положение с патриотическим воспитанием в нынешней России угрожающее, ведь даже министр обороны Шойгу обеспокоился тем, что «если Западу (почему только Западу, разве кремлёвские пропагандоны не то же делают? – И.Б.) удастся воспитать в России русскоговорящее, но западномыслящее поколение, то никакой ядерный щит, никакие «цирконы» и никакие «калибры» не спасут Россию от уничтожения».

Естественно, встаёт вопрос: «Почему возникло такое положение?» В брошюре ««Русофобия и русскомыслие в судьбе России» организатор созидательного движения «Русский Лад» Никитин даёт ответ на этот вопрос. Неплохо было бы если бы эта книга была рекомендована для изучения в сети политпросвещения. Но, к сожалению, КПРФ как преемница унаследовала от КПСС «боязнь перед укреплением русского самосознания, под котором, как правило, разумели фактически стремление русских людей, деятелей культуры к сохранению национальной идентичности. А ведь ясно, что без самосознания не может быть и самого народа» (А.Н. Самарин).

Когда-то П.Я. Чаадаев писал о русских людях: «Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих», вот впервые Никитину на основе различных литературных и исторических источников удалось заглянуть вглубь веков, и показать, что истоки русского народа уходят в Х век до н.э., а может, и до VI-V веков до н.э. (ибо этрусская надпись на Перуджианском камне переводится только на русский язык). И с той далёкой поры длиной почти в три тысячи лет, «русский путь – это вечное движение по просторам Земли и Вселенной» (В.С. Никитин).

Этот путь был не прост. О всех его сложностях и извилинах подробно и правдиво написано в указанной книге Никитина, но и даны рекомендации по борьбе с русофобией, где главным является возрождение у русского народа национального самосознания, как способности мыслить и действовать по-русски, согласно заветов наших великих предков: древнерусских православных философов, мыслителей-«любомудров» XVIII - XIX веков, славянофилов, революционных демократов, большевиков первой половины ХХ века.

Вот поэтому на XXIV Всемирном русском народном соборе президент Чеченской республиканской академии наук Д. Умаров свое выступление в защиту русских закончил словами: «Самое главное, чтобы вы русские верили сами в себя». Вот этого не хватает нашему народу, прежде всего, потому что социальный авангард нашего общества заражён плевелами западнизма, русофобии и антисоветизма.

И сегодня, считает Никитин, главная задача патриотов России – укрепить мировоззренческий потенциал русскомыслия и воспитать русскомыслящее население: набатом должен прозвучать призыв: «Вставайте, люди русские! Вставайте на борьбу за свою самобытность! Вставайте за духовное сохранение русского народа!» А лозунгом дня должно стать: «Учитесь мыслить, говорить и поступать по-русски!» Что это значит?

«Русскомыслие – это русский родной способ мышления и миропонимания, основанный на вселенскости, правдивости, разумности, добродетельности, благородстве и других заветах Рода, русского бога Правды», — полагает он.

Почти во всех своих работах Никитин обращает внимание на необходимость приведения марксистско-ленинского учения к соответствию к конкретным историческим условиям. Именно это его стремление вызывает непонимание и неприятие его теоретических выводов у твердолобых марксистов.

Бывший многие годы главным редактором теоретического журнала ЦК КПСС «Коммунист» профессор Р.И. Косолапов утверждал: «Заявленный марксизмом принцип развития предполагает, прежде всего, его собственное самообновление».

А вот как предлагал относиться к учению К. Маркса В.И. Ленин: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто закон­ченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только крае­угольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех на­правлениях, если они не хотят отстать от жизни».

В предисловии ко второму изданию «Капитала» К. Маркс приводит большую цитату из Петербургского «Вестника Европы», которую он предлагает, как ответ автору его же словами. В этой цитате есть и такие слова: « По его (Маркса – ИБ) мнению, напротив, каждый крупный исторический период имеет свои законы... Но как только жизнь пережила данный период развития, вышла из данной стадии и вступила в другую, она начинает управляться уже другими законами».

Во времена К. Маркса биосфера способна была возмещать ущерб, нанесённый ей человеком. В наше время в результате господства капиталистической системы хозяйствования биосфера, а это среда обитания человека, на это уже неспособна. Противоречие между природой и человечеством (капиталом) обострилось и началась первая фаза глобальной экологической катастрофы (А.И. Субетто), которая может привести к исчезновению всего живого на Земле и, прежде всего, человека.

Поэтому Никитин совершенно правильно поднял вопрос о дополнении марксизма-ленинизма учением В.И. Вернадского о перерастании биосферы в ноосферу, то есть сферу разума. Косолапов также полагает, что магистральным путём развития марксизма-ленинизма в XXI веке будет путь ноосферный, поэтому он должен быть дополнен разделом о ноосфере.

«В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного», — указывал Вернадский. И человечество в ХХ веке подтвердило его вывод, как писал поэт, «сдвигали горы, меняли русла рек». Что не всегда было удачным (региональная экологическая катастрофа на целине; осушение Аральского моря из-за избыточного использования для полива воды из рек, питающих его; загрязнение воздуха и рек в городах из-за скопления промышленных объектов с вредными выбросами и сбросами жидких отходов) потому, что решения об этих действиях не были научно обоснованы.

Прежде всего не были учтены указания Вернадского, что между эволюцией Космоса, эволюцией человечества и эволюцией биосферы существует теснейшая связь, а существующий способ познания мира не соответствуют его глобальным изменениям.

Вернадским были намечены методы нового познания мира как максимальный научный подход, который основан на синтезе дотеоретической (обыденной), теоретической (научной и философской), и внетеоретической (религиозно-мифологическом и художественной) форм человеческого сознания. Используя этот метод, Никитин пришёл к выводу, что глобальный, всеобъемлющий кризис, охвативший всё человечество является прежде всего мировоззренческим, поэтому нужна мировоззренческая революция.

О её необходимости и возможном характере её он писал в брошюрах «Мировоззренческая революция неизбежна» (2012 г.) и «Космическое мышление – ключ к выходу из мирового кризиса» (2014 г.), изданные небольшим тиражам они не стали достоянием широкой общественности. Не все положения этих брошюр бесспорны. Но они побуждают в силу резкого обострения глобальных противоречий не только между трудом и капиталом, но и между природой и капиталом, разумом и капиталом, а главное, между способом познания и глобально усложняющим миром, воплотить в жизнь идеи Вернадского для спасения человечества и планеты Земля считает Никитин.

Он полагает, что на смену господству материально-механистического мировоззрения с бездуховной деятельностью человечества в биосфере, гидросфере, литосфере Земли, должен прийти синтез знаний о материальном и духовном мире, позволяющий увидеть мир целиком, как единый космос. Или, иными словами, на смену антропоцентристскому мышлению с его ценностным, потребительским подходом покорения природы и принципом война всех против всех должно прийти антропокосмическое мышление, где деятельность человека «не ради себя любимого, но для всех», то есть для всего живого на Земле, в Космосе, и сам Космос воспринимается бесконечным источником жизни.

Для этого необходимо запустить механизмы восходящего производства качества человека и качества общественного интеллекта, переход к образовательному обществу.

То есть к такому обществу, которое, как считает Никитин, будет «основано не на всевластии денег, а на единстве материально-духовного мира» (...) будет нацеливать «человечество на разумную достаточность в потреблении и безграничность познания планеты и космоса, на созидание, а не на разрушение, на сотрудничество, а не на войну цивилизаций». Это и есть цель будущей ноосферно-социалистической революции. Такова, по его мнению, должна быть русская модель дальнейшего развития человечества.

Никитин продолжает последовательно и стоически бороться против антирусского проекта, осуществляемого Западом под негласным руководством англосаксов. В книге «Хронополитика и русскомыслие — ключ к победе в ментальной войне», пронизанной болью за судьбу русского народа им изложены основные признаки русофобии, её природа, а, главное, методы борьбы с ней и потому она является надёжным компасом в борьбе в этой войне за возрождение и развитие русского национального самосознания, а значит спасения русского народа. Ну, что ж рецепты есть… А дальше: «Ищите да обрящете» или «Идущие да осилят дорогу…» Дорога эта очень нелёгкая. Все тёмные силы человечества как в прошлом, так и ныне объединились против русского народа, видя в нём препятствие к мировому господству.

Что ж русскому народу не в первой в одиночку выступать против Запада, как на поле брани, так и в духовной сфере. Думается если социальный авангард общества овладеет идеями В.С. Никитина, А.И. Субетто, А.П. Федотова, Р.И. Косолапова о соединении социально-политэкономического учения Маркса и Ленина с учением Вернадского о перерастании биосферы в ноосферу и обеспечит овладение ими массами победа социализма неизбежна и жизнь на планете Земля будет сохранена.

Иван Стефанович БОРТНИКОВ, публицист, г. Красноярск, апрель 2023 года

Читайте также

Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024
Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина Петербург. XXIV конкурс имени М.К. Аникушина
В этом году в 24-й раз в ноябре месяце пройдет XXIV конкурс юных скульпторов имени Михаила Константиновича Аникушина, Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Академика Российской Акад...
26 июля 2024
Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья Наследие М.В. Ломоносова в пространстве исторической памяти Поморья
В конце июня на базе Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики в рамках Всероссийской конференции «III Юдахинские чтения» прошел Межрегиональный научно-экспертный семинар, у...
26 июля 2024