Весеннее чудо «Ладьи»

Весеннее чудо «Ладьи»

В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» прошла выставка народных художественных промыслов (НХП) России «Ладья. Сезон 2020—2021». Пандемия коронавирусной инфекции, обрушившаяся на мир в прошлом году, тяжело сказалась на состоянии российских промыслов, и без того находящихся в кризисе. Вот и выставка «Ладья. Зимняя сказка», которая традиционно проходит перед новогодними праздниками в декабре, в последний месяц 2020-го была отложена в связи с коронавирусными ограничениями и перенесена на март 2021-го.

Организатор выставки — ассоциация «Народные художественные промыслы» — приложила все усилия, чтобы праздник русской культуры состоялся. В выставке приняли участие творческие объединения, мастера и ремесленники более чем из 60 регионов нашей страны, а также представители образовательных учреждений, готовящих кадры для предприятий промыслов.

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы» Геннадий Дрожжин неоднократно говорил о сложном состоянии отрасли, в котором она пребывает вот уже 30 лет. По его словам, проблем много, и хотя какие-то из них удаётся порой решить, в глобальном плане ничего не меняется. Получается только притормозить негативные процессы. Исчезают промыслы с многовековой историей, сокращается численность художников и мастеров, а молодёжь на предприятия НХП идти не хочет из-за невысокой зарплаты. Пандемия коронавируса нанесла серьёзный урон предприятиям НХП. Но борьба за сохранение достояния России, самобытного народного творчества продолжается. И выставка-ярмарка «Ладья» стала одним из инструментов для воплощения этой задачи.

В эти дни для всех ценителей народного искусства особой радостью стало посещение «Ладьи»: месяцы коронавирусных ограничений дали о себе знать. В первый же день открытия ярмарки стало понятно, что люди очень соскучились по такого рода праздникам народного искусства: посетителей пришло так много, что у многих стендов было буквально не протолкнуться.

Многообразие изделий промыслов притягивает взоры, заставляет восхищаться мастерством русских умельцев и вызывает гордость за нашу страну: здесь и великоустюжское черневое серебро, и ростовская финифть, а также холмогорская и тобольская резная кость, жостовская и нижнетагильская роспись по металлу, торжокское золотное шитьё, гжельский и кисловодский фарфор, кубачинские изделия из серебра, богородская резьба по дереву, клинская ёлочная игрушка и многое-многое другое.

Одним из уникальных нижегородских промыслов является борнуковская резьба по камню. В селе Борнуково Бутурлинского района действует камнерезная фабрика «Борнуковская пещера», основанная ещё в 1930 году (ныне — филиал Пешеланского гипсового завода). Она выпускает сувенирную продукцию из натурального поделочного камня — ангидрита, а также кальцита. Первые попытки начать обработку борнуковского камня были предприняты ещё в XIX веке, скульптуры из ангидрита экспонировались, в частности, на выставках в Европе и пользовались большим успехом.

Активно развивался промысел и в советские годы, вплоть до 80-х годов прошлого века, когда началось его угасание. Но благодаря энтузиастам-подвижникам он был возрождён в 2006 году.

— Большое внимание на косторезной фабрике уделяют выпуску анималистической продукции, и это стало своего рода её визитной карточкой, — рассказала корреспонденту «Правды» менеджер по обеспечению сбыта Пешеланского гипсового завода Светлана Пронина. — Все фигурки птиц, зверей, рыб вырезаются вручную, поэтому рисунок не повторяется. В процессе изготовления используются различные оттенки борнуковского ангидрита: белый, коричневый, оранжевый, розовый, серый. Помимо этого, мастера фабрики (а их 10 человек) изготавливают и предметы быта: вазы, шкатулки, подсвечники и др.

Мы регулярно участвуем в подобных выставках-ярмарках, стремимся, чтобы о борнуковском промысле узнало как можно больше людей. Бережно хранить традиции нашей русской культуры, заботиться о развитии и сохранении промыслов, на мой взгляд, главная задача сегодня. Поэтому подобные выставки очень нужны. Создание инфраструктуры сбыта — важнейшая часть развития промыслов. Когда началась пандемия коронавирусной инфекции, это не могло не сказаться на нашей работе: упали продажи. Но фабрика справилась и продолжает работу.

Тем временем шумит ярмарка, разбегаются глаза у посетителей от представленного здесь великолепия.

Одним из необычных участников выставки-ярмарки в нынешнем году стала «Таёжная музыкальная артель» из села Петропавловка Красноярского края, которая занимается изготовлением народных музыкальных инструментов. Главный технолог мастерской Марис Янсонс приехал в Россию из Латвии около 10 лет назад. У себя на родине он изготовлял на заказ музыкальные инструменты, а после переезда в Россию основал в Петропавловке небольшую артель по изготовлению народных музыкальных инструментов: гусли, волынки, свирели, калюки (разновидность продольной обертоновой флейты), сопели. В неё входят пять человек. Среди них — мастер Евгений Голин.

— В артеле я работаю уже год, всем секретам мастерства учился у Мариса Янсонса, — рассказал корреспонденту «Правды» Евгений. — Мне с детства нравилось делать что-то своими руками, кроме того увлекался музыкой. И я очень рад, что у меня получилось объединить мои увлечения. Сам я живу не в Петропавловке, а в соседнем селе, в 25 километрах. Какую-то часть работы могу выполнить у себя дома, в остальных случаях езжу в Петропавловку. Работа мне нравится. Мы продвигаем народное искусство, и очень радует, что интерес к нему не угасает. Заниматься изготовлением музыкальных инструментов не так просто, ведь надо не только создать красивое и качественное изделие, но и суметь сыграть на нём, то есть обладать определёнными навыками.

Наша цель — дать возможность человеку играть на своём родном, народном музыкальном инструменте высокого качества и звучания, выполненном из экологичных материалов: берёзы, рябины, дуба.

Огромное внимание посетителей привлекла экспозиция Всероссийской выставки-конкурса «Великая Отечественная война в произведениях художников и мастеров народных художественных промыслов», посвящённая 75-летию Великой Победы, которое отмечалось в прошлом году. Разделённая на отдельные тематические стенды («Блокада Ленинграда», «Оборона Москвы», «Жди меня…», «Письма с фронта», «Отдых после боя» и т.д.), она представила полную палитру чувств и эмоций, которые люди испытывали во время войны: это любовь и боль, страх и потери, надежда и вера.

В каждом произведении мастера воспроизводили целую историю.

Большой популярностью, как всегда, пользовалась площадка «Город мастеров», где демонстрировались старинные техники изготовления изделий промыслов, среди которых роспись по дереву, ткани, металлу или ковроткачество, гончарство, резьба по кости, камню и дереву, лепка игрушки, ковка, кружевоплетение и др.

Каждый желающий мог понаблюдать за творчеством умельцев, подивиться разнообразию представленных здесь ремёсел и узнать об их истории, прикоснуться к лучшим традициям.

Алёна ЕРКИНА

Источник: «Правда»

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024