Верность, проверенная в боях

Верность, проверенная в боях

В редакции газеты «Правда» 25 апреля прошло заседание «круглого стола» на тему: «Строим вместе дружбы мост». Оно было проведено по инициативе Центрального Совета СКП—КПСС совместно с посольством КНДР в России и посвящено третьей годовщине со дня первого исторического визита Генерального секретаря Трудовой партии Кореи, Председателя Государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики товарища Ким Чен Ына в Россию, в ходе которого состоялась встреча руководителей двух государств.

В «круглом столе» принял участие Геннадий Бенов, председатель ЦИК Международного союза советских офицеров, председатель Контрольно-ревизионной комиссии ВСД «Русский Лад», генерал-лейтенант авиации. Публикуем его выступление.

— С КНДР, с её Вооружёнными силами, с ВВС Корейской Народной Армии нас всегда связывали очень тёплые, доверительные отношения. Я с огромным удовольствием вспоминаю поездку группы представителей ВВС и ПВО ВС Советского Союза в Корею в далёком 1991 году. Тогда мне, как члену Военного Совета и начальнику Политического управления ВВС СССР, было поручено сформировать и возглавить группу ВВС и ПВО для обмена опытом с лётным и инженерно-техническим составом Корейской Народной Армии и отправиться в КНДР.

В группу вошли генерал-майор авиации Сафронов и полковник Шевчук. И мы через Хабаровск вылетели в Пхеньян. Командировка была очень насыщенная и познавательная. За неделю мы пол-Кореи объехали, начиная с государственной границы на 38-й параллели. Посетили ряд военных городков, встретились с руководящим составом КНА, лётным составом, посетили ряд музеев и архитектурных памятников. Хорошо запомнился и стадион, на котором в это время проходила репетиция творческих коллективов, готовивших торжественную программу к государственному празднику КНДР. Неизгладимое впечатление осталось от посещения строящегося микрорайона многоэтажек на 30 тысяч квартир, где по железнодорожным рельсам к возводимым домам подвозились стройматериалы.

Во время встреч с военнослужащими особое внимание было уделено событиям 1950—1953 годов, которые вошли в историю КНДР как Корейская война. Встреча с корейскими ветеранами той войны оживила в памяти воспоминания непосредственных активных её участников — советских лётчиков: трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба и Героя Советского Союза генерал-майора авиации Сергея Макаровича Крамаренко, которые делились опытом воздушных боёв в небе Кореи. А рассказать им было о чём.

Одними из самых важных в том конфликте были воздушные бои. Задача перед пилотами ставилась предельно понятная: защитить от налётов мосты между Китаем и Северной Кореей, по которым шло снабжение войск, и прикрыть с воздуха крупные промышленные районы и города.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи её правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных лётных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Северокорейские ВВС возглавлял генерал Ван Лэн, его советником был полковник А.В. Петрачев.

За время войны советские лётчики произвели 63229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях. Было сбито 1309 самолётов противника, в том числе огнём авиации — 1097 и огнём зенитной артиллерии — 212 самолётов. Советской стороной было захвачено в плен и передано китайским и корейским войскам 262 американских лётчика. За три с небольшим года потери советской авиации составили 125 лётчиков и 335 самолётов.

В дивизии Ивана Кожедуба не было вылетов без побед. Наши МиГ-15 лишили США превосходства в воздухе и изменили ход той войны. В Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения.

Для лётчиков главным противником в воздухе были истребители F-86 «Сейбр». А главной целью — бомбардировщики Б-29, вооружённые двенадцатью крупнокалиберными пулемётами и пушками. Недаром их называли «сверхкрепостями».

Не могу не вспомнить рассказ Кожедуба и Крамаренко об одном из эпизодов воздушной битвы.

12 апреля 1951 года американские ВВС подняли в воздух все исправные самолёты, чтобы разом уничтожить все мосты между Северной Кореей и Китаем и этот надоевший «русский» аэродром, а заодно и МиГи, которые окажутся в воздухе. В налёте участвовали 28 «сверхкрепостей» и 80 истребителей. Иван Кожедуб поднял им навстречу всё, что было — а это без малого полсотни МиГов. На аэродроме осталась лишь дежурная пара. Был большой риск лишиться сразу всей авиации и аэродрома. Но комдив Кожедуб знал, что в бой посылает асов, которых в эту «командировку» отбирал сам лично.

Минут двадцать спустя десять бомбардировщиков уже горели на земле, пятнадцать были повреждены, а четыре истребителя F-86 сбиты. Впрочем, точное число подбитых самолётов неизвестно, потому что некоторые из них, дымя, ушли в сторону моря, куда нашим пилотам летать было запрещено, дабы в случае аварии или неудачи в бою самолёт не захватил противник. В небе было такое количество парашютов, что казалось, будто сбросили десант. Более двухсот пилотов и члены экипажей из США, Австралии и других стран коалиции попали в плен.

В итоге противнику удалось повредить лишь одну опору моста, которую быстро отремонтировали. Все советские летчики без потерь вернулись на базу. Многие МиГ-15 были с пробоинами. На самолёте Бориса Абакумова их оказалось восемь. В этом бою свой первый «Сейбр» сбил и Сергей Макарович Крамаренко, будущий Герой Советского Союза.

День 12 апреля 1951 года в историю ВВС США вошёл как «чёрный четверг». Американцы объявили траур, а их самолёты не поднимались в воздух три недели. Участок границы вдоль реки Ялуцзян они окрестили «аллеей МиГов», куда старались не залетать даже при численном превосходстве. О подобных боевых эпизодах наши ветераны часто рассказывают молодёжи на уроках мужества и героизма в школах, учебных заведениях, в воинских частях.

Непростое время переживает сегодня народ КНДР, его Вооружённые силы. Хотелось бы пожелать всем корейским воинам, и в первую очередь лётчикам, инженерно-техническому составу, твёрдой веры в свои силы, веры в победу справедливости и социализма, верности дружбе и солидарности с Российской армией в борьбе с мировым глобализмом и агрессивным империализмом!

Источник: «Правда»

Читайте также

Два вопроса от славянофила ХХI века. Вопрос 1: устоит ли народное самоуправление? Два вопроса от славянофила ХХI века. Вопрос 1: устоит ли народное самоуправление?
«Единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (Статья 3 Конституции РФ). Таким образом, согласно Конституции, народ является источником власти и осуществл...
19 марта 2025
Антифашистский автомарш-эстафета стартовал 17 марта Антифашистский автомарш-эстафета стартовал 17 марта
В то время, когда Россия проводит специальную военную операцию, направленную на защиту нашей страны и мира от вновь поднимающего голову фашизма, юбилейная годовщина Победы СССР над нацистской Германие...
19 марта 2025
Юбилей иркутского художника Льва Гимова Юбилей иркутского художника Льва Гимова
19 марта исполняется 90 лет Льву Гимову, известному иркутскому художнику. Лев Борисович родился 19 марта 1935 года в г. Иркутске, потомственный сибиряк. В 1953 году поступил в Иркутское художественное...
19 марта 2025