Верность, проверенная в боях

Верность, проверенная в боях

В редакции газеты «Правда» 25 апреля прошло заседание «круглого стола» на тему: «Строим вместе дружбы мост». Оно было проведено по инициативе Центрального Совета СКП—КПСС совместно с посольством КНДР в России и посвящено третьей годовщине со дня первого исторического визита Генерального секретаря Трудовой партии Кореи, Председателя Государственных дел Корейской Народно-Демократической Республики товарища Ким Чен Ына в Россию, в ходе которого состоялась встреча руководителей двух государств.

В «круглом столе» принял участие Геннадий Бенов, председатель ЦИК Международного союза советских офицеров, председатель Контрольно-ревизионной комиссии ВСД «Русский Лад», генерал-лейтенант авиации. Публикуем его выступление.

— С КНДР, с её Вооружёнными силами, с ВВС Корейской Народной Армии нас всегда связывали очень тёплые, доверительные отношения. Я с огромным удовольствием вспоминаю поездку группы представителей ВВС и ПВО ВС Советского Союза в Корею в далёком 1991 году. Тогда мне, как члену Военного Совета и начальнику Политического управления ВВС СССР, было поручено сформировать и возглавить группу ВВС и ПВО для обмена опытом с лётным и инженерно-техническим составом Корейской Народной Армии и отправиться в КНДР.

В группу вошли генерал-майор авиации Сафронов и полковник Шевчук. И мы через Хабаровск вылетели в Пхеньян. Командировка была очень насыщенная и познавательная. За неделю мы пол-Кореи объехали, начиная с государственной границы на 38-й параллели. Посетили ряд военных городков, встретились с руководящим составом КНА, лётным составом, посетили ряд музеев и архитектурных памятников. Хорошо запомнился и стадион, на котором в это время проходила репетиция творческих коллективов, готовивших торжественную программу к государственному празднику КНДР. Неизгладимое впечатление осталось от посещения строящегося микрорайона многоэтажек на 30 тысяч квартир, где по железнодорожным рельсам к возводимым домам подвозились стройматериалы.

Во время встреч с военнослужащими особое внимание было уделено событиям 1950—1953 годов, которые вошли в историю КНДР как Корейская война. Встреча с корейскими ветеранами той войны оживила в памяти воспоминания непосредственных активных её участников — советских лётчиков: трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба и Героя Советского Союза генерал-майора авиации Сергея Макаровича Крамаренко, которые делились опытом воздушных боёв в небе Кореи. А рассказать им было о чём.

Одними из самых важных в том конфликте были воздушные бои. Задача перед пилотами ставилась предельно понятная: защитить от налётов мосты между Китаем и Северной Кореей, по которым шло снабжение войск, и прикрыть с воздуха крупные промышленные районы и города.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи её правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных лётных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Северокорейские ВВС возглавлял генерал Ван Лэн, его советником был полковник А.В. Петрачев.

За время войны советские лётчики произвели 63229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях. Было сбито 1309 самолётов противника, в том числе огнём авиации — 1097 и огнём зенитной артиллерии — 212 самолётов. Советской стороной было захвачено в плен и передано китайским и корейским войскам 262 американских лётчика. За три с небольшим года потери советской авиации составили 125 лётчиков и 335 самолётов.

В дивизии Ивана Кожедуба не было вылетов без побед. Наши МиГ-15 лишили США превосходства в воздухе и изменили ход той войны. В Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения.

Для лётчиков главным противником в воздухе были истребители F-86 «Сейбр». А главной целью — бомбардировщики Б-29, вооружённые двенадцатью крупнокалиберными пулемётами и пушками. Недаром их называли «сверхкрепостями».

Не могу не вспомнить рассказ Кожедуба и Крамаренко об одном из эпизодов воздушной битвы.

12 апреля 1951 года американские ВВС подняли в воздух все исправные самолёты, чтобы разом уничтожить все мосты между Северной Кореей и Китаем и этот надоевший «русский» аэродром, а заодно и МиГи, которые окажутся в воздухе. В налёте участвовали 28 «сверхкрепостей» и 80 истребителей. Иван Кожедуб поднял им навстречу всё, что было — а это без малого полсотни МиГов. На аэродроме осталась лишь дежурная пара. Был большой риск лишиться сразу всей авиации и аэродрома. Но комдив Кожедуб знал, что в бой посылает асов, которых в эту «командировку» отбирал сам лично.

Минут двадцать спустя десять бомбардировщиков уже горели на земле, пятнадцать были повреждены, а четыре истребителя F-86 сбиты. Впрочем, точное число подбитых самолётов неизвестно, потому что некоторые из них, дымя, ушли в сторону моря, куда нашим пилотам летать было запрещено, дабы в случае аварии или неудачи в бою самолёт не захватил противник. В небе было такое количество парашютов, что казалось, будто сбросили десант. Более двухсот пилотов и члены экипажей из США, Австралии и других стран коалиции попали в плен.

В итоге противнику удалось повредить лишь одну опору моста, которую быстро отремонтировали. Все советские летчики без потерь вернулись на базу. Многие МиГ-15 были с пробоинами. На самолёте Бориса Абакумова их оказалось восемь. В этом бою свой первый «Сейбр» сбил и Сергей Макарович Крамаренко, будущий Герой Советского Союза.

День 12 апреля 1951 года в историю ВВС США вошёл как «чёрный четверг». Американцы объявили траур, а их самолёты не поднимались в воздух три недели. Участок границы вдоль реки Ялуцзян они окрестили «аллеей МиГов», куда старались не залетать даже при численном превосходстве. О подобных боевых эпизодах наши ветераны часто рассказывают молодёжи на уроках мужества и героизма в школах, учебных заведениях, в воинских частях.

Непростое время переживает сегодня народ КНДР, его Вооружённые силы. Хотелось бы пожелать всем корейским воинам, и в первую очередь лётчикам, инженерно-техническому составу, твёрдой веры в свои силы, веры в победу справедливости и социализма, верности дружбе и солидарности с Российской армией в борьбе с мировым глобализмом и агрессивным империализмом!

Источник: «Правда»

Читайте также

И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь! И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь!
Когда читаешь работы В.С. Никитина, так и кажется, что в каждом предложении на каждой странице звучит призыв, вынесенный в заголовок. Весьма остро он прозвучал и в статье «Суверенитет мышления – гара...
22 октября 2024
«Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии «Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии
Литературный фестиваль «90 лет служим Отечеству», посвящённый юбилею Союза писателей Российской Федерации и Удмуртии (год создания обоих – 1934-й) продолжает активно шествовать по нашей республике. Н...
22 октября 2024
«Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель «Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель
В октябре 2024 года отмечалось 120-летие Фёдора Углова, выдающегося советского хирурга, действительного члена Российской академии медицинских наук, общественного деятеля, члена Союза писателей России,...
22 октября 2024