Вечный зов родной земли

Вечный зов родной земли

Написание этого материала я все откладывал по той причине, что о кинокартине «Вечный зов» не только сочинено множество статей, но и вышла в Башкирии целая книжка, где много фото рабочих моментов съемок, интервью с режиссерами и впечатления об актерах.

Ну что, казалось бы, я могу еще добавить к вышесказанному? Но все же не смог пройти мимо знаменательной даты – 35-летия полного показа всех 19 серий художественного фильма в жанре семейной саги «Вечный зов», снятого в течение 10 лет нашими земляками Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым по одноименному роману Анатолия Иванова. Это произошло в период с 28 августа по 28 сентября 1984 года по Центральному телевидению.

И потому, предварительно побывав в Башкирии в нескольких деревнях Дуванского района, которые стали героями картины, и побеседовав с очевидцами, вдохнув пьянящий аромат здешних трав, я решился позвонить в Москву народному артисту России, одному из создателей телебестселлера Валерию Ускову. И, услышав в трубке знакомый, чуть заикающийся голос, не без робости задал первый вопрос.

ВОПРОС. Почему сразу после «Теней» вы решили экранизировать «Вечный зов»?

ОТВЕТ. Тут все просто, – отвечает Валерий Иванович. – Мы очень внимательно изучили произведение Иванова, его стиль, его постижение жизни, его точку зрения на мир. Он нам стал близок, несмотря на то, что подвергался резкой несправедливой критике. Он конфликтовал с Союзом писателей, со многими литераторами. Но он умеет писать. У него еще есть великолепные рассказы, прекрасные стихи. Иванов писал правду. Он не придумывал, вспоминал рассказы людей, и все это переживал. Очень точные реплики сочинял. Не зря его любил Шолохов. Это настоящий прекрасный русский писатель, талантливый человек. Трудно было отказаться. Книга сложная для постановки. Но мы тогда были молодые. В советские годы на лучшей в стране киностудии «Мосфильм» существовало сильное телевизионное объединение. Мы решили экранизировать. Вначале сделали 6 серий, потом еще 6, а потом еще 7. Всего 19. 

ВОПРОС. Почему натурой избрали именно Башкирию?

ОТВЕТ. По природе. Южный Урал – это очень красивые, сохранившиеся места. У нас под Екатеринбургом есть тоже хорошие точки, но Башкирия как-то особенно славится. Снимали в нескольких деревнях Дуванского района: Тастуба (дом Кафтанова – бывшее здание правления колхоза «Искра»), Елабуга (ныне нежилая, начало 1-й серии), Ярославка (колхозная контора), Трубкино, в местечке Сабакан на реке Юрюзань, а также в Белорецке. 

ВОПРОС. Как происходило взаимодействие с местными властями, рядовыми колхозниками?
ОТВЕТ. Очень хорошо. Народ, конечно же, посмотрел «Тени исчезают в полдень» и полюбил наших героев. Тем более что в «Вечном зове», так же как и в «Тенях», главную роль играл Петр Сергеевич Вельяминов. Так что мы жили в окружении теплоты и заботы. Нам никто не мешал, а, наоборот, помогали. Готовы были участвовать. 

ВОПРОС. Народный артист РСФСР композитор Леонид Афанасьев был вашим постоянным партнером? 

ОТВЕТ. Мы с ним с нашего самого первого фильма «Самый медленный поезд» сотрудничали. Леонид Викторович – фронтовик, командир эскадрильи, участник битвы за Берлин. Был тяжело ранен, спасая ребенка, выбежавшего на летное поле аэродрома Темпельгоф во время артобстрела. Его представили к званию Героя Советского Союза, но потом отозвали документы за драку в кишиневском ресторане. За концерт для скрипки с оркестром получил Сталинскую премию. Был человек очень хороший, необычайно теплый, душевный. Солдат и композитор прекрасный. Он писал музыку ко всем нашим работам.

ВОПРОС. В сцене спуска партизан со скалы принимали участие альпинисты?

ОТВЕТ. Сами актеры. Я сам чуть не свалился. Каскадеров не было. Вообще мы намучились с этой скалой. 

ВОПРОС. А с животными проблем не было? 

ОТВЕТ. Для съемок эпизода травли Федора собаками тренированных псов пригласили с «Мосфильма». Они тогда там были. Натравили – и все. Правда, Спиридонов был в дубленке. Мы хотели, чтобы все было по-настоящему. И было по-настоящему. И Копелян там выходил, кричал.

ВОПРОС. Костюмы для фильма специально шили?

ОТВЕТ. Подбирали готовые. В деревнях где-то покупали, на барахолках. Старые, заношенные одевали. 

ВОПРОС. Вы совершили две экспедиции за рубеж – в Германию и Норвегию?

ОТВЕТ. В ГДР снимали в концлагере Бухенвальд. А участвовала наша воинская часть, стоявшая в Веймаре. Мы солдат переодевали в немецкую форму, а роль унтершарфюрера СС Айзеля исполнил ведущий актер киностудии DEFA Арно Выцневский. И наших военнопленных изображали тоже советские солдаты. Там, кстати, нам показали дом, где жила мать Гитлера. Вспоминаю такой случай: нам надо было, чтобы из труб шел черный дым. Они же работали без остановок – для общего плана. Дал командир приказ солдату – бери покрышки и влезай туда. А трубы высокие, страшно. Солдат пошел, влез, поджег и спустился. Слава богу, не упал, но вообще мы за него боялись. В это время туда пришли какие-то туристы, по-моему, поляки. И видят – из труб крематория валит черный дым. Они перепугались. Хорошо снимали, с удовольствием. Сейчас трудно, ничего не дают, нет денег. А тогда предоставили поезд, что к Бухенвальду подходит. Потом мы приезжали на премьеру. И в Норвегии были, и в Париже. Выступали по телевидению. За рубежом фильм хорошо смотрели. Тысячи писем были. 

ВОПРОС. В эпизодах по эвакуированному заводу показано целое производство… 

ОТВЕТ. Это Белорецк. Пришли за консультацией к директору местного завода: как сделать все по-настоящему? Он объяснил на свою голову. И потом – назад ходу нет – обеспечил нас всем необходимым. В том числе разрешил взять новые станки. Сделали декорацию: только стены, крыши нет, идет снег. Станки поставили под открытым небом, ребята подключили их. Они стали работать под музыку и выпускать первые снаряды для Московской битвы. Без ложной скромности скажу: очень мощный эпизод, я его люблю. Все по-настоящему! В те годы в Белорецке, так же как и в Тастубе, была очень толковая партийная организация, которая помогла. 

В фильме снялось немало уральцев и тех, чья жизнь так или иначе связана со Свердловском–Екатеринбургом

Исполнитель роли военкома Григорьева заслуженный артист РСФСР Владимир Гуляев родился в Свердловске. С отличием окончив Молотовскую военную авиационную школу пилотов и получив в ноябре 1943 года звание младшего лейтенанта ВВС, летчик-штурмовик Гуляев воевал в Белоруссии, Прибалтике. Награжден двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны I степени. Войну Владимир Леонидович закончил лейтенантом в Восточной Пруссии. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года. 

Заслуженный артист РСФСР Юрий Лахин (Василий, сына Поликарпа Кружилина) глянулся режиссерам на имевшем шумный успех во время гастролей Свердловского академического театра драмы в Москве спектакле «Дикарь», где он сыграл заглавную роль. Сегодня Лахин служит в театре «Сатирикон». «По-моему, это была просто нормальная работа, – сказал мне Юрий Николаевич. – Вам, наверное, неизвестно, что писалась роль во многом прямо на съемочной площадке. Не все из сценария можно было произносить – цензура была очень строгой. В такие мы жили времена. Тем не менее о картине я вспоминаю с теплотой. Известные режиссеры, актеры… Для меня это было весьма поучительно». 

Мария Скворцова (мать Молчуна) работала в старейшем на Урале Ирбитском драматическом театре имени Островского, а с 1943 года выступала в составе концертной бригады на Втором Прибалтийском фронте. После войны – в Московском областном ТЮЗе.  Мария Савельевна никогда не играла злодеек, она делала своих героев смешными, поддразнивала маленьких зрителей. 

Николай Кутузов родился в 1897 году в Кыштыме Пермской губернии. В 1918–1922 годах – актер частных антреприз в Тобольске, Тюмени, Екатеринбурге, Иркутске, Томске. В период войны Николай Николаевич участвовал во фронтовых актерских бригадах и руководил самодеятельностью. На «Мосфильме» играл небольшие эпизодические роли, порой выступал в самых эксцентрических образах. Неслучайно в фильме ему досталась роль тощего купца.

Тамара Яренко (домработница Полипова) в 1941 году вместе с родителями эвакуировалась в Свердловск. В 1943 году вернулась в Москву и поступила в Московский институт физической культуры. Но недаром говорят о содружестве спорта и искусства: Тамара Григорьевна, окончив лишь первый курс, поступила на актерский факультет ВГИКа.

Некоторых артистов, так же как и героев «Вечного зова», не обошли лагеря. Причем как немецкие, так и наши. Судите сами. Народный артист СССР Николай Еременко-старший, исполнитель роли Ивана Михайловича Субботина, прибавил себе три года, чтобы попасть на фронт. Окончил курсы младших лейтенантов в Новосибирске. Будучи кавалеристом, попал в плен в июле 1942 года под Вязьмой. Сумел выжить в нацистском концлагере, бежал. После возвращения домой Николая Николаевича направили в фильтрационный лагерь. В результате проверки был освобожден и восстановлен в звании. 

Участвовал с первых дней в Великой Отечественной войне и народный артист России Николай Лебедев (Митрофан, брат Силантия Савельева) рядовым, пулеметчиком. В июле–августе 1941 года, в ходе сражения под Уманью, был контужен, попал в плен. После освобождения прошел проверку Смершем и был отпущен. В 1950 году окончил школу-студию МХАТ. В связи с тем, что в биографии Николая Сергеевича был плен, его не приняли во МХАТ, хотя и хотели. Лебедев показался Юрию Завадскому, и тот взял его в Театр имени Моссовета. На сцене этого театра артист служит уже более 60 лет. 

Народный артист РСФСР Владимир Заманский (Федор Нечаев), обманув комиссию и прибавив себе возраст, добровольцем ушел на фронт. В июне 1944 года его полк участвовал в наступлении под Оршей. Воевать пришлось на ленд-лизовских самоходках М10. В ходе боев машина Владимира Петровича была подбита и загорелась. Несмотря на тяжелое ранение в голову, Заманский спас из горящей самоходки раненого командира. В феврале 45-го машина Заманского уничтожила в бою полсотни немецких солдат, подбила «Тигр», две повозки с боеприпасами, после чего экипаж захватил и удерживал важный перекресток дорог. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени. После Победы в составе Северной группы войск продолжил службу в рядах Советской Армии. В 1950 году за участие в избиении помощника командира взвода осужден Военным трибуналом на девять лет лагерей. В числе других заключенных работал на стройках Харькова, строил Московский университет. За высотные, опасные для жизни работы срок был сокращен. «Говорят, что лагерь человека ломает, развращает, делает хуже, – сказал о нем Игорь Кваша. – А сидел Заманский с настоящими уголовниками. Но Владика после всех его бед и в студии МХАТ, и в «Современнике» звали не иначе как гуманистом. Он был и остался замечательным и нравственным человеком».

Заслуженная артистка РСФСР Любовь Виролайнен (взрослая Ольга Королева – после войны) – родилась 14 января 1941 года в Борисове (ныне Минская область, Белоруссия). По национальности белоруска. Во время Великой Отечественной войны и оккупации Любовь Ивановна Уроженко (такова ее девичья фамилия) вместе с семьей попала в немецкий концентрационный лагерь. 

Интересные факты

lВ селе Никольское Одинцовского района Московской области снимали абверовский центр и бегство Лахновского. 

lПолем боя стал полигон знаменитой Таманской дивизии под Москвой. Немецкие танки декорировали на «Мосфильме». В съемках принимали участие военнослужащие.

lВо время работы над фильмом «Тени исчезают в полдень» у режиссеров сложилась дружная актерская команда, которая потом благополучно перекочевала в «Вечный зов»: Клавдия Хабарова, Виктор Шульгин, Петр Вельяминов, Манефа Соболевская, Петр Должанов, Валерий Малышев, Ольга Науменко, Никита Астахов. 

lЗа создание картины Государственную премию получили режиссеры-постановщики Владимир Краснопольский и Валерий Усков, оператор-постановщик Петр Емельянов, художник-постановщик Николай Маркин, актеры Петр Вельяминов, Владлен Бирюков, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Иван Лапиков. 

lВо время съемок эпизода на железнодорожной станции режиссеры попросили Петра Вельяминова для правдоподобности сказать что-нибудь по служебному телефону. «Шестой, шестой, переходите на пятый!» – взяв трубку, отдал команду актер. «Вас понял, перехожу!» – неожиданно и серьезно ответили на том конце провода. Дабы предотвратить возможные нежелательные последствия, пришлось срочно связаться с начальником станции. 

l«Вечный зов» и сегодня пользуется популярностью и выгодно отличается от многих нынешних мыльных опер глубиной содержания, добротной актерской и режиссерской работой. Ну а Тастуба, так же как и Аликаев камень в Красноуфимском районе (по фильму «Тени исчезают в полдень» – Марьин утес), стала местом паломничества туристов ближнего и дальнего зарубежья, желающих прикоснуться к волшебным образом ожившей, благодаря кино, истории.


Алексей МОЛЧАНОВ, г. Екатеринбург

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

И.С. Бортников. Об экономике Сталина и её разрушении И.С. Бортников. Об экономике Сталина и её разрушении
В настоящей статье даётся краткое изложение некоторых положений из отдельных глав книги В.Ю. Катасонова «Экономика Сталина». В статье часто использованы раскавыченные цитаты, когда были допущены со...
6 декабря 2024
Битва за Москву – фундамент Великой Победы Битва за Москву – фундамент Великой Победы
5 декабря 2024 года группа активистов «Русского Лада» приняла участие в научно-практической конференции на тему: «Разгром гитлеровцев под Москвой – фундамент Великой Победы», которая состоялась в Мало...
6 декабря 2024
Словацкий «ответ Чемберлену» Словацкий «ответ Чемберлену»
Словакия продолжает быть государством, чьё руководство демонстративно и смело не идёт на поводу у режима Зеленского и западных «ястребов». Премьер-министр Роберт Фицо и высокопоставленные словацкие чи...
6 декабря 2024