В защиту советской фантастики
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое «культура»? Я сейчас не о её «массовой» (отупляющей) версии вроде попсы по коммерческим радиоканалам и ток-шоу по «зомбоящику». Моё нынешнее эссе – о высшем, элитарном (в хорошем смысле) сегменте отечественной и мировой культуры.
К нему относятся и лучшие произведения советских фантастов, будь то Иван Ефремов и его бессмертные идеи или братья Стругацкие. В честь последних, кстати, был назван НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких, выпускником которого мне посчастливилось стать три года назад.
До этого я пробовал читать книгу братьев Стругацких «Обитаемый остров» (которая хранилась у моего покойного дедушки), но тогда она показалась мне сложной и запутанной. Этого нельзя сказать про опубликованную на «Русской народной линии» новую статью Василия Дворцова, усмотревшего в указанных авторах богохульников и сатанистов.
Доводами в пользу указанного являются (как и в прошлом материале о традициях) ссылки на Библию. Не желая спорить с ней (будучи православным), попробую опровергнуть доводы писателя с опорой на имеющиеся знания и опыт.
Подводя читателя к нужному ему выводу, автор сравнивает возможности Интернета и телевидения, причём сравнение идёт не в пользу первого.
Это можно было бы счесть за похвалу Интернету, если бы не последние два предложения этого абзаца: «Конечно же, всеохватно обслуживается и такая человеческая потребность, как патриотизм. Патриотизм всякий – национально-неоязыческий и старообрядческий, глобальный византийско-симфонический, троцкистско-коммунистический, патриотизм имперский белый и имперский красный, православно-мессианский и коммерчески-евразийский».
Задело меня последнее словосочетание. Почему? Потому, что евразийским является Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», патриотизм которого – вовсе не коммерческий, о чём я бы хотел сказать, указав на конкретные примеры.
Во-первых, это движение не коммерческое не только «по духу», но и «по букве», поскольку функционирует на общественных началах, сотрудничая со всеми заинтересованными лицами.
Таким являюсь и я, публикующийся на сайте Движения как критик, написавший рецензии на стихи Дианы Гулиной и Лиры Дрок, Жени Мореевой и Елены Смолицкой.
Им (скорее всего) не дадут ходу в «толстяках»: журнале «Звезда», литературном журнале «Знамя», «Новом мире», причём не по причине их качества, а потому, что я уже опубликовал их где-либо. Это связано не с выплатой гонораров, а со следованием традиции. Она уходит в девятнадцатый век, и если ее не соблюдать (как думают апологеты этих изданий) – журналы, как часть русской литературы, придут в упадок, а этого (как сказал мне поэт Арман Комаров), допускать нельзя.
Что касается привлечения молодежи, работы с интернет-ресурсами и т. д., то о таких «мелочах» эти издания даже не хотят слушать. Как сказал по этому поводу главный редактор сайта Движения Павел Петухов: «Мне кажется, эти журналы и так уже пришли в упадок. Главное – распространять ценные материалы везде, где только можно», чем я и занимаюсь.
В этом мне помогают президент организации НАША ИСТОРИЯ Артём Кобляков и главный редактор сообщества «[В]рифме©[Стихи]» Александр Киреев. Последний и рекомендовал меня Павлу Петухову. От него я узнал, что организация «Русский Лад» в Воронеже (на конец 2022 – начало 2023 годов) не имела руководителя, которым ранее был режиссёр Александр Латушко.
Следовательно, моей задачей было принять посильное участие в воссоздании организации, с чем я справился, войдя (наравне с Ириной Глушковой, Елена Смолицкой, Ольгой Филипповской и Александром Шабуниным) в состав её правления. На этом посту я организовал и провёл поэтические конкурсы в память о жертвах фашистских концлагерей, к 80-летию со дня освобождения Воронежа и к 8 марта.
Указанные факты говорят о несомненной патриотической направленности «Лада», а соответственно – и евразийства.
Разобрав этот момент, перейду к следующей цитате: «Остевой религиозный принцип, православный стержень русской художественной литературы, зародившейся в окололитургийных творениях святых отцов, есть исполнение Девятой заповеди "Не лжесвидетельствуй". Отсюда традиционный наш русский реализм, – и внешне-материальный, и внутренне-духовный, – толкует, изъясняет, популяризирует поступательное развитие православной антропологии. По мере накопления исихастских опытных познаний "внутреннего человека" расширяется описательный круг "русских характеров", "русских типов"».
Не соглашусь с этим, поскольку здесь предпринимается попытка выдать за «традицию» лишь литературу XIX века. А разве после неё в России не было создано произведений, ставших классикой (пусть даже и не реалистического типа)?
Пример тому – любимый молодёжью Владимир Маяковский. Не всякий сразу поймёт, как он связан с упомянутыми в начале эссе Иваном Ефремовым (и его бессмертными идеями) и братьями Стругацкими.
Связь эта есть в возвышающей сути их творчества. Как Ефремов, так и Маяковский осуждали обывательщину, ведь обыватель – враг любого прогресса, за который ратую и я.
Это может кому-то показаться странным (ведь я считаю себя верующим), но ничего странного здесь нет. Ведь, как сказал Михаил Ломоносов, «правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования восклеплет».
Поэтому – нет ничего удивительного, что именно Ефремов является автором цитаты, которую я прикрепил в качестве иллюстрации для эссе. Оно призвано показать (и доказать на основе конкретных примеров) не богоборческие, а христианские корни советской фантастики.
Савелий КОСТРИКИН