В защиту советской фантастики

В защиту советской фантастики

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое «культура»? Я сейчас не о её «массовой» (отупляющей) версии вроде попсы по коммерческим радиоканалам и ток-шоу по «зомбоящику». Моё нынешнее эссе – о высшем, элитарном (в хорошем смысле) сегменте отечественной и мировой культуры.

К нему относятся и лучшие произведения советских фантастов, будь то Иван Ефремов и его бессмертные идеи или братья Стругацкие. В честь последних, кстати, был назван НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких, выпускником которого мне посчастливилось стать три года назад.

До этого я пробовал читать книгу братьев Стругацких «Обитаемый остров» (которая хранилась у моего покойного дедушки), но тогда она показалась мне сложной и запутанной. Этого нельзя сказать про опубликованную на «Русской народной линии» новую статью Василия Дворцова, усмотревшего в указанных авторах богохульников и сатанистов.

Доводами в пользу указанного являются (как и в прошлом материале о традициях) ссылки на Библию. Не желая спорить с ней (будучи православным), попробую опровергнуть доводы писателя с опорой на имеющиеся знания и опыт.

Подводя читателя к нужному ему выводу, автор сравнивает возможности Интернета и телевидения, причём сравнение идёт не в пользу первого.

Это можно было бы счесть за похвалу Интернету, если бы не последние два предложения этого абзаца: «Конечно же, всеохватно обслуживается и такая человеческая потребность, как патриотизм. Патриотизм всякий – национально-неоязыческий и старообрядческий, глобальный византийско-симфонический, троцкистско-коммунистический, патриотизм имперский белый и имперский красный, православно-мессианский и коммерчески-евразийский».

Задело меня последнее словосочетание. Почему? Потому, что евразийским является Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», патриотизм которого – вовсе не коммерческий, о чём я бы хотел сказать, указав на конкретные примеры.

Во-первых, это движение не коммерческое не только «по духу», но и «по букве», поскольку функционирует на общественных началах, сотрудничая со всеми заинтересованными лицами.

Таким являюсь и я, публикующийся на сайте Движения как критик, написавший рецензии на стихи Дианы Гулиной и Лиры Дрок, Жени Мореевой и Елены Смолицкой.

Им (скорее всего) не дадут ходу в «толстяках»: журнале «Звезда», литературном журнале «Знамя», «Новом мире», причём не по причине их качества, а потому, что я уже опубликовал их где-либо. Это связано не с выплатой гонораров, а со следованием традиции. Она уходит в девятнадцатый век, и если ее не соблюдать (как думают апологеты этих изданий) – журналы, как часть русской литературы, придут в упадок, а этого (как сказал мне поэт Арман Комаров), допускать нельзя.

Что касается привлечения молодежи, работы с интернет-ресурсами и т. д., то о таких «мелочах» эти издания даже не хотят слушать. Как сказал по этому поводу главный редактор сайта Движения Павел Петухов: «Мне кажется, эти журналы и так уже пришли в упадок. Главное – распространять ценные материалы везде, где только можно», чем я и занимаюсь.

В этом мне помогают президент организации НАША ИСТОРИЯ Артём Кобляков и главный редактор сообщества «[В]рифме©[Стихи]» Александр Киреев. Последний и рекомендовал меня Павлу Петухову. От него я узнал, что организация «Русский Лад» в Воронеже (на конец 2022 – начало 2023 годов) не имела руководителя, которым ранее был режиссёр Александр Латушко.

Следовательно, моей задачей было принять посильное участие в воссоздании организации, с чем я справился, войдя (наравне с Ириной Глушковой, Елена Смолицкой, Ольгой Филипповской и Александром Шабуниным) в состав её правления. На этом посту я организовал и провёл поэтические конкурсы в память о жертвах фашистских концлагерей, к 80-летию со дня освобождения Воронежа и к 8 марта.

Указанные факты говорят о несомненной патриотической направленности «Лада», а соответственно – и евразийства.

Разобрав этот момент, перейду к следующей цитате: «Остевой религиозный принцип, православный стержень русской художественной литературы, зародившейся в окололитургийных творениях святых отцов, есть исполнение Девятой заповеди "Не лжесвидетельствуй". Отсюда традиционный наш русский реализм, – и внешне-материальный, и внутренне-духовный, – толкует, изъясняет, популяризирует поступательное развитие православной антропологии. По мере накопления исихастских опытных познаний "внутреннего человека" расширяется описательный круг "русских характеров", "русских типов"».

Не соглашусь с этим, поскольку здесь предпринимается попытка выдать за «традицию» лишь литературу XIX века. А разве после неё в России не было создано произведений, ставших классикой (пусть даже и не реалистического типа)?

Пример тому – любимый молодёжью Владимир Маяковский. Не всякий сразу поймёт, как он связан с упомянутыми в начале эссе Иваном Ефремовым (и его бессмертными идеями) и братьями Стругацкими.

Связь эта есть в возвышающей сути их творчества. Как Ефремов, так и Маяковский осуждали обывательщину, ведь обыватель – враг любого прогресса, за который ратую и я.

Это может кому-то показаться странным (ведь я считаю себя верующим), но ничего странного здесь нет. Ведь, как сказал Михаил Ломоносов, «правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования восклеплет».

Поэтому – нет ничего удивительного, что именно Ефремов является автором цитаты, которую я прикрепил в качестве иллюстрации для эссе. Оно призвано показать (и доказать на основе конкретных примеров) не богоборческие, а христианские корни советской фантастики.

Савелий КОСТРИКИН

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024