В. Варава. Русский коммунизм – глубинное проявление русской духовной природы

В. Варава. Русский коммунизм – глубинное проявление русской духовной природы

Странно, что есть люди, которые не знают, что существует такое явление, как русский коммунизм. Не «коммунизм в России», а именно русский коммунизм. Наподобие русского православия, а не «православия в России», русской философии, а не «философии в России». Все эти феномены – глубинные проявления русского национального духа, маркирующие своеобразие, уникальность, самобытность России и русской культуры.

Но во всех этих случаях требуются оговорки и объяснения, почему, например, нельзя ставить знак равенства между русской философией и философией в России. Именно русская философия отражается специфику русской метафизики, русской этики, русской онтологии, и в таком качестве она не сводима ни к одной другой национальной метафизике (китайской, итальянской, немецкой, египетской, йоруба и т.д.).

С русской литературой в этом плане исключение: не говорят «литература в России», но всегда «русская литература», и не возникает никаких вопросов – всем сразу понятно, о чем речь. Почему же с другими вышеназванными областями существует проблема на уровне словоупотребления? Здесь можно сказать, и это будет правильно, что словосочетание «русская философия» употребляют консерваторы, патриоты, а «философия в России» либералы, западники. Но проблема, думается, глубже.

Так вот, говоря о русском коммунизме, надо понимать, что речь идет не о рецепции интернационального явления и не о марксизме-ленинизме, хотя в нем, разумеется, тоже есть его отголоски. Когда говорят о русском коммунизме, то имеют в виду глубинное проявление русской духовной природы. Оно близко и церковному пониманию соборности, и светскому пониманию товарищества. И все формы человеческих организаций в России соборны и основаны на товариществе.

Кажется, что никто, кроме Платонова, глубже не раскрыл смысл русского коммунизма как духовного вещества существования, призванного устранить онтологическое сиротство между людьми. Русский коммунизм не имеет отношения к атеизму, это своего рода внехрамовая литургия, стремящееся ко всеобщему счастью одиноких, разбитых смертностью, нищетой и несчастиями людей.

И в этом смысле русский коммунизм очень близок и к русскому космизму, и к русском православию, и к русской философии. И вообще он явился аутентичным выражением русского характера, русской духовности. И в таком плотном духовном и нравственном пространстве русского коммунизма, разумеется, не может быть никакого места никакому фашизму в принципе. Фашизму и его родственникам – капитализму, постмодернизму, трансгуманизму.

Владимир ВАРАВА

Источник: «Телеграм»

Читайте также

Саратов. Город трудовой доблести пополнился новым и очень важным памятником Саратов. Город трудовой доблести пополнился новым и очень важным памятником
8 мая, в преддверии празднования 80-летия Великой Победы, открыли памятник знаменитой регулировщице Победы, «Бранденбургской мадонне» – Марии Филипповне Лиманской (1924-2024). Торжественно открыли пам...
12 мая 2025
День в истории. 170 лет со дня рождения композитора Анатолия Лядова День в истории. 170 лет со дня рождения композитора Анатолия Лядова
12 мая 1855 года в Санкт-Петербурге родился Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории....
12 мая 2025
И.С. Бортников. К вопросу о сталинской хронополитике в статье В.С. Никитина И.С. Бортников. К вопросу о сталинской хронополитике в статье В.С. Никитина
Недавно на сайте «Русского Лада» и сайте «Москва – город солнца» опубликована статья директора Института хронополитики и русскомыслия В.С. Никитина «Сталинская хронополитика – залог победы в Великой ...
12 мая 2025