В. Варава. Был ли Чаадаев западником?

В традициях русской школьной философии принято Петра Яковлевича Чаадаева считать родоначальником западничества, которого очень любят либералы и аргументы которого используют даже русофобы.
То, что он в своих первых философических письмах достаточно критично и нелицеприятно отзывался о России, русской культуре, русской истории, несомненный факт. Он считал, что Россия – это историческая неудача, чуть ли не божий промах, что существуем мы лишь для того, чтобы показать другим, как не нужно существовать. Говорил, что христианство на Руси не покончило с рабством, что у нас нет чувства изящного и так далее.
При этом необходимо понимать исток этих взглядов. Герой Отечественной войны 12-го года, храбрый офицер, патриот, блестящий мыслитель – почему мог высказывать такие взгляды? Одна из главных причин в том, что с ним произошло религиозное обращение.
Сам себя он называл христианским философом. И не случайно. Как и у Паскаля, когда с ним произошло моментальное обращение, у Чаадаева проявился религиозный радикализм мироотрицания, выразившийся в формуле: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и ученых».
И Чаадаев, будучи к тому же русским, всей страстностью своего нравственного обличения обрушился не столько на Россию, сколько на мир как таковой мир, «мир во зле лежащий», мир греховный и порочный. То, что его взор был обращен к России, неудивительно, потому что это первое, с чем он столкнулся, что увидел.
И нужно очень точно понимать, что он критиковал не русскую действительность, а греховную, обличал несовершенную мирскую действительность. То, что потом будет делать Гоголь в «Выбранных местах» почти через 20 лет, Константин Леонтьев, Лев Толстой, Чехов, Розанов и многие-многие другие «обличители» – великие представители и выразители русской культуры.
Все это русские религиозные и нравственные максималисты, обличавшие не русскую действительность, но – через русскую – действительность как таковую. Либералы, и в этом их отличие, критикуют исключительно Россию и превозносят Запад. Это ошибочно и глупо.
Сам Чаадаев, нужно заметить, не под давлением властей, а совершенно сознательно, искренние эволюционировал от нигилизма до апологии России, признания ее вселенской миссии.
Поэтому записывать Чаадаева в западники неверно, это очень русский человек и русский философ, несущий в себе все особенности именно русского мировосприятия, все парадоксальные черты русского человека.
Канал «Владимир Варава»