В развитии Дальнего Востока и Арктики главное слово — за государством
В 2013 году в Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации подъём российского Дальнего Востока был обозначен как национальный приоритет на весь XXI век. Важнейшая долгосрочная стратегическая задача обозначена и в отношении Арктической зоны. Арктикой и северными территориями должна прирастать Россия в ближайшие десятилетия. Такое заявление сделал В.В. Путин, комментируя утверждённую в 2020 году новую стратегию развития Арктики до 2035 года. Дальний Восток и Арктика — это больше половины территории России. При этом более 70% территорий страны находится в северных широтах.
Государственная политика в отношении этой значительной территории построена в основном на привлечении инвесторов. Созданы так называемые преференциальные режимы — ТОРы (территории опережающего развития) и свободный порт Владивосток, а Арктическая зона Российской Федерации стала самой крупной в мире особой экономической зоной площадью 5 млн кв. километров.
Сегодня, когда иностранные инвесторы из недружественных стран спешно сворачивают свои инвестиционные проекты по всей России, для Дальнего Востока и Арктики, как никогда, актуальны принципы государственного планирования и другие методы хозяйствования, присущие плановой экономике. Восстановить государственное планирование призывает КПРФ в предложенном пакете из 20 неотложных мер для преображения России.
Глубоко убеждён, что главным инвестором для реализации масштабных государственных задач на Дальнем Востоке и в Арктике должно быть государство. Однако в отношении бюджетного финансирования соответствующих государственных программ наблюдается систематическое сокращение предусмотренных средств. Параметры паспортов этих программ ежегодно пересматриваются в сторону снижения.
Так, при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете комитет Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики обратил особое внимание, что объёмы бюджетных ассигнований «дальневосточной» госпрограммы по сравнению с утверждёнными параметрами уменьшаются в 2022 году на 164,1 млн рублей, в 2023-м — на 295,7 млн рублей, а в 2024 году по сравнению с объёмами, предусмотренными на 2023 год, — на 2,5 млрд рублей.
Стоит отметить, что совсем недавно на заседании комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики были рассмотрены новые редакции государственных программ по Дальнему Востоку и Арктике. Было отмечено очередное сокращение бюджетного финансирования в среднесрочной перспективе по Дальнему Востоку в 3 раза и по Арктике — в 1,5 раза. Это негативным образом отразится на конечной эффективности реализации государственных программ и решении поставленных задач опережающего социально-экономического развития этих территорий.
Не секрет, что по большинству жизненно важных показателей Арктическая зона среднероссийским уступает. Согласно данным минвостокразвития России, общая стоимость мероприятий по доведению показателей социального развития территорий Арктики до уровня не ниже среднероссийского составляет 258,4 млрд рублей. При этом общий объём финансирования госпрограммы по Арктике на 2022—2030 годы составляет всего 150,9 млрд рублей. В структуре госпрограммы наибольший объём приходится на федеральный проект по реализации инвестиционных проектов. В то время как вопросы, наиболее чувствительные для людей в экстремальных арктических условиях, — это здоровье, безопасность, жизнеобеспечение населения.
В структуре финансового обеспечения реализации «дальневосточной» государственной программы внебюджетные средства, согласно принятым документам, превышают объём бюджетного финансирования в течение ближайших 3 лет в 9 раз. Такой подход в изменившихся экономических условиях вызывает большие сомнения и подлежит немедленному пересмотру.
Опасения вызывают и подходы, применяемые к финансированию социально-экономического развития Курил. Курилы — это крыльцо России, к которому устремлены взоры наших соседей, в том числе из недружественных стран. Ставка на беспрецедентные предложения по сотрудничеству с Японией (не скрывающей своих территориальных притязаний) в вопросах социально-экономического развития этих островов сегодня себя явно не оправдывает. Мы не можем согласиться с предлагаемым в федеральном бюджете сокращением финансирования Федеральной целевой программы (ФЦП) «Курилы» в 13 раз по сравнению с паспортными значениями. В федеральном бюджете объём средств на 2022—2024 годы предусмотрен в размере 1,8 млрд рублей, тогда как в паспорте программы было указано 23,7 млрд рублей. В рамках ФЦП «Курилы» должны быть реализованы мероприятия, прямо отнесённые к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Но основная нагрузка легла на бюджет Сахалинской области, собственные доходы которой на протяжении последних двух лет сокращаются. А в сложившихся условиях прогнозировать рост бюджетных поступлений от нефтегазовых проектов с участием иностранного капитала достаточно сложно. С начала реализации программы за счёт средств федерального бюджета профинансировано не более 10% общего объёма мероприятий. Срок завершения ФЦП уже близок — 2025 год.
Ни Сахалинская область, ни минвостокразвития России не могут обеспечить финансирование программы в необходимых объёмах, а минфин России ежегодно отказывает в дополнительном финансировании стратегически значимой территории. Поэтому депутаты Государственной думы — члены КПРФ при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете в своих поправках предложили восстановить параметры финансирования ФЦП «Курилы» до паспортных значений, при этом указав конкретные программные мероприятия. Предложили также увеличить финансирование в целом государственных программ по Дальнему Востоку и Арктике. Однако поддержки такие подходы у партии парламентского большинства — «Единой России» — не нашли.
«Единороссы» также не поддержали наши предложения об увеличении финансирования мероприятий по предоставлению жилья гражданам в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Депутаты — члены КПРФ последовательно направляют свои усилия на реализацию положений предвыборной программы КПРФ на выборах в Государственную думу VIII созыва «Десять шагов к власти народа», в которой отмечено: «В нашей огромной стране с суровым климатом право на жильё — право на жизнь».
Согласно информации минстроя России, по состоянию на 1 января 2022 года на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с вышеуказанным федеральным законом состоят 170 тысяч семей. В 2021 году было предоставлено 1,8 тыс. жилищных сертификатов. Таким образом, для того чтобы решить проблему очередников при нынешнем уровне финансирования, потребуется не менее 95 лет. Жилищные субсидии пенсионеры-северяне ждут по 30 лет.
В рамках работы над проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2022—2024 годы комитетом Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики в заключении, а также в форме поправки к законопроекту поднимался вопрос о необходимости существенного увеличения объёма бюджетных ассигнований на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 15 млрд рублей ежегодно. К сожалению, и это предложение поддержано не было.
Кроме того, ещё в VII созыве по настоянию профильного комитета и депутатов — членов КПРФ постановлением Государственной думы от 21 ноября 2018 года правительству Российской Федерации было рекомендовано совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения о комплексном решении, в том числе с применением критериев адресности и нуждаемости, вопроса обеспечения жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако вплоть до настоящего времени такие предложения не представлены.
Планово должны развиваться Северный морской путь и связанный с ним северный завоз. Надёжное транспортное сообщение и снабжение северных территорий продовольственными товарами (прежде всего первой необходимости) — это вопрос национальной безопасности. Фракция КПРФ настаивает на разработке и принятии национального плана модернизации флота ледового класса, направленного на плановое восполнение убыли судов, занятых в арктических перевозках. Для обеспечения поставленной задачи роста грузоперевозок по Севморпути до 150 млн тонн к 2030 году с учётом планируемых к вводу и выводимых из эксплуатации ледоколов будет явно недостаточно.
Эффективной системы осуществления северного завоза нет. Межведомственная разобщённость, а также отсутствие в законодательстве чёткого определения понятия северный завоз и единых подходов к планированию и прогнозированию объёмов поставок не позволяют сформировать хорошо работающий механизм для поставки грузов в отдалённые районы Арктики и Дальнего Востока. Ситуацию осложняет отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего за осуществление северного завоза.
В связи с этим с инициативой обсуждения данного вопроса в декабре 2021 года на заседании президиума Совета законодателей Российской Федерации выступил комитет Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики. КПРФ ратует за скорейшее принятие закона о северном завозе. Он крайне востребован в дальневосточных и арктических регионах.
Нужно уделить также самое серьёзное внимание развитию малой авиации. Именно она перевозит более 80% пассажиров в Арктике, что составляет порядка 40% от всех местных авиаперевозок в стране. Авиация — это не только самолёты, но и аэродромы и посадочные площадки. Эта инфраструктура сильно изношена и сегодня не готова к росту нагрузки. Все необходимые мероприятия по обеспечению самолётами и восстановлению транспортной инфраструктуры должны быть незамедлительно обеспечены.
Развитие Дальнего Востока и Арктики — дело огромной государственной важности и требует по-настоящему государственного подхода.
Н.М. ХАРИТОНОВ, председатель комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, член Президиума ЦК КПРФ
Источник: «Правда»