В. Путинцев. «Быстрый разум»

В. Путинцев. «Быстрый разум»

19 ноября – день рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), великого русского учёного-энциклопедиста, поэта, одного из создателей современного русского литературного языка, основателя Московского университета, который, по определению Пушкина, «сам был первым нашим университетом». В связи с памятной датой предлагаем вниманию читателей очерк о Ломоносове нашего соратника из Кировской области Виктора Путинцева.

***

«Красавец!» — говорит о Ломоносове мрамор портрета, выполненного Федотом Шубиным, талантливым современником великого русского учёного и поэта. «Богатырь!» — сказал бы каждый, если бы Михаил Васильевич был изваян скульптором в полный рост.

Один из биографов Ломоносова рассказывает: ночью на пустынной улице на Михаила Васильевича напали грабители, он схватил двоих за шиворот и стукнул лбами с такой силой, что они правильно сделали, что предпочли побыстрее удалиться прочь, когда почувствовали, что их отпустили.

Русский север наградил Ломоносова здоровьем и упорством, которые помогли ему, сыну архангельского помора-рыбака, пешком пройти зимой сотни километров и добраться до Москвы, чтобы осуществить заветную мечту — учиться. Насколько велики были эти здоровье и упорство, я понял, когда вместе со студентами-однокурсниками, которые успешно завершили зимнюю экзаменационную сессию и получили бесплатные профсоюзные путёвки в Дом отдыха, преодолевал «на топтобусе» двадцатикилометровый путь. В конце дороги каждый шаг по вязкому снегу давался «через не могу», и я вспомнил архангельского отрока, дорога у которого была куда длинней.

В доме отдыха мы заспорили с соседом по койке по поводу вклада различных наций в прогресс человечества. Мой кудрявый черноволосый оппонент, перечисляя заслуги людей одной с ним крови, назвал Маркса, Эйнштейна, Левитана, Чарли Чаплина. Я с гордостью бросил на свою чашу весов имена: Ленин, Менделеев, Репин, Чайковский, Ломоносов.

Последняя фамилия мне показалась особенно весомой: Ломоносов — русский Леонардо да Винчи, величайший физик, химик, астроном, лингвист, поэт, к тому же ещё и художник, и государственный деятель, основатель первого русского университета.

Не будем подробно объяснять суть и значение сформулированного Ломоносовым закона сохранения вещества и энергии, говорить об открытии им атмосферы на Венере, разработке проекта северного морского пути, технологии производства цветного стекла и создании из него мозаичной картины «Полтавская битва» — остановим внимание на сделанном в области просвещения и литературы.

Мне вспоминается посвящённый Ломоносову урок, данный в седьмом классе заслуженным учителем школы РСФСР Борисом Сергеевичем Покровским. «"Книга — источник знаний", — говорил он ученикам. — А до Ломоносова простой русский человек, даже знавший азбуку, взяв в руки русскую книгу, не мог понять всего, что в ней напечатано: книжный язык был не русским, а церковно-славянским. Лишь немногие слова были в нём такими же, как в русском языке».

Говоря это, педагог-мастер по-актёрски представил человека, держащего в руках книгу и не понимающего, что в ней содержится. Затем продолжил: «Благодаря стараниям Ломоносова, всякий русский, освоивший русскую азбуку, стал понимать напечатанное в русских книгах. Своими научными трудами и литературными произведениями Ломоносов прорубил окно русскому языку в русскую книгу, как Пётр Первый прорубил России окно в Европу».

Русский язык Ломоносов считал великим языком великого народа и, сравнивая его с освоенными им языками других народов, пропел ему вдохновенный гимн: «Карл пятый, римский император говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оны ми говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Попробуйте сказать лучше!

Бесценна заслуга Ломоносова — создателя первой «Грамматики русского языка», а также «Риторики» — учебного пособия по красноречию, вооружавшего умением наилучшим образом использовать язык, как средство воздействия на умы и сердца людей.

Горячий русский патриот, Ломоносов сегодня наверняка яростно ополчился бы на тех, кто без всякой на то нужды заменяет русские слова иноязычными: произносит «о'кей» вместо «хорошо», «чудесно», «всё в порядке». Покоробило бы Ломоносова, я ничуть не сомневаюсь в этом, ставшее модным сегодня заимствование «вау!». «Всё из обезьянства», — сказал по поводу бездумного использования чужих слов, а по сути засорения отечественного языка другой русский патриот — Гоголь.

Напомним: книга — источник знаний. А знание — сила. Ломоносов сделал русских людей намного сильнее, чем они были прежде. На себе испытавший и проверивший плодотворную силу знаний, он, как, пожалуй, никто другой в мире, страстно пропагандировал их:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Когда немецкие учёные пытались занять руководящие посты в российской Академии наук, они встретили в лице Ломоносова яростного противника этому. Он был готов биться за отечественную науку даже кулаками, но сильнее кулаков были стихи:

...Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Таким Платоном и Невтоном можно назвать и самого Ломоносова. Он был отцом русской науки. А Белинский назвал его ещё и «отцом русской поэзии». Высочайшее звание!

Стихи — ритмическая речь. До Ломоносова ритм создавали повторением одинакового количества слогов в каждой стихотворной строке. Вследствие этого на прочтение глазами и произнесение голосом каждой строки затрачивалось одинаковые порции времени. Паузы (цезуры), разделявшие эти порции, тоже повторялись равномерно и служили ритмообразующим средством. Такой способ сложения стихов называется силлабическим (от «силлабе» — слог). Силлабические стихи были трудными для сочинения и произношения, не соответствовали природе русского языка. Судите сами:

Наука ободрана, в лоскуты обшита,

Изо всех почти домов с ругательством сбита.

Сравним эти стихи со стихами Ломоносова:

«Науки юношей питают...».

Они куда «легче», музыкальнее. После них возвращение к тяжеловесным силлабическим виршам, какими писали в то время Полоцкий, Хемницер, Кантемир, стало невозможно, и поэты новых поколений — Сумароков, Державин, а затем Крылов и Пушкин — возьмут на вооружение, достигнутое Ломоносовым, произведшим революцию в отечественном стихосложении.

Как написанные сегодня, читаем мы стихи гения:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишён,

Героев славой вечной

Я больше восхищён.

А мы не будем скрывать восхищения своим великим соотечественником, слава которого пережила века.

Виктор ПУТИНЦЕВ, заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук, г. Нолинск Кировской области

 

Читайте также

В. Анищенков. Славянская идея для России В. Анищенков. Славянская идея для России
Слава Богу, внешнеполитическая концепция «Россия – страна-цивилизация» создана. Теперь нужны детализация и конкретизация. В частности, определиться со славянским вопросом. Со времен перестройки, когда...
25 марта 2025
День в истории. 120 лет со дня рождения гидростроителя И.И. Наймушина День в истории. 120 лет со дня рождения гидростроителя И.И. Наймушина
25 марта – 120 лет назад в г. Котельниче (ныне Кировской области) родился Иван Иванович Наймушин (1905-1973), легендарный советский гидростроитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и ...
25 марта 2025
Мальчишка, ставший городом. 100 лет со дня рождения Александра Чекалина Мальчишка, ставший городом. 100 лет со дня рождения Александра Чекалина
Древний Лихвин при реке Оке был упомянут в русских летописях ровно 460 лет назад. В 1565 году он выступал как крепость, входившая в опричные земли царя Ивана IV Грозного в составе Большой засечной чер...
25 марта 2025