В. Харламов. Вспомним, преклонив колени…

В. Харламов. Вспомним, преклонив колени…

Недавно, совершенно случайно, мне в руки попала книга – стенографический отчёт «Допрос Колчака» (госиздательство Ленинград, 1925 г.) под редакцией К.А. Попова – председателя чрезвычайной следственной комиссии, заместителя председателя Иркутской губернской чрезвычайной комиссии.

Книгу «проглотил» и задумался: почему вокруг этого человека сегодня в современном обществе разворачиваются настоящие баталии за наши российские умы? Пресса, кино, телевидение массированно преподносят нам его, как жертву «красного террора», как страдальца, как «героя Отечества». В Омске и в Иркутске ему установлены памятники, в Москве – мемориальная доска; предприимчивые дельцы на волне лжепатриотизма (а иначе это никак и не назовёшь), добрались и до Севастополя – города, овеянного славой и массовым героизмом русского человека.

Какие-то сомнительные ходоки бродят по следам маршрута белого движения в годы Гражданской войны у нас в Сибири, с почестями перезахоранивают «мощи» генерала Деникина и других сатрапов международной интервенции. И это делается на глазах тысяч, тысяч наших соотечественников – свидетелей и жертв кровавой резни целых поселений в те страшные годы Гражданской войны (1918–1920). Где источник финансирования и кто бужирует эту память народную, кто пытается исказить и деформировать события и факты далёкого времени нашей истории? Вся эта возня вокруг Верховного правителя России, генералов, атаманов самой трагической из войн вызывает у народа раздражение, неприятие и горечь воспоминаний. Ну вот, посудите сами.

Сегодня повсюду памятники погибшим партизанам, жертвам Гражданской войны, памятники нашим землякам – героям Великой Отечественной войны стоят в забвении, покрытые мхом нашей короткой памяти; заросла народная тропа, покосились оградки, а вместо живых цветов – бурьян да горькая полынь. Бывая в посёлке Ук Нижнеудинского района, всегда подолгу останавливаюсь у памятника двадцати двум безымянным партизанам, погибшим от рук отступающих на Иркутск колчаковцев.

Да это же наши, простые мужики, сложили свои головы, чтобы жизнь-то улучшилась у нас, стала справедливее! Да, сегодня слышишь разглагольствования: мол, расстреливали и красные, и белые, и не знал простой мужик, какому богу молиться, чтобы сохраниться. Но за убитого белочеха расстреливали 10 местных жителей, за убитого белого офицера расстреливали каждого пятого селянина, а за найденное оружие или укрытие партизана сжигалась до пепла вся деревня. Прошло столько лет, а мы так и не узнали всех пофамильно захороненных наших уковчан. Не сохранили Память, забыли святое – долг, честь, любовь, нравственность и служение своему Отечеству.

Может, поэтому мы так живём гадко: без роду и племени, без святости и нравственности. Может быть, поэтому мы и предали свою Советскую Родину в 1991 году, не сумели её защитить, отстоять, а равнодушно, молча согласились на её поругание.

Логично и закономерно эту драматическую страницу истории нашего Отечества освещать нашим учёным-историкам, идеологическим лидерам – уже «прошлым» коммунистам и комсомольцам в своих мемуарах, тем более что они ещё здравствуют среди нас, в нашем городе. Некоторые пытаются сохраниться, как партия народа, как политическое течение в нашем обществе – КПРФ, а вот другие, долго не мучая себя и не лукавя, «перекрасились» в правящую партию единороссов и довольно успешно занялись предпринимательством – грабежом собственного народа.

А что же нам, простым мирянам, делать, под какую дудку-то плясать? А может, вновь надо браться за вилы, топоры, берданы, да на баррикады? Где она, эта наша, народная власть, завоёванная кровью, миллионами человеческих жизней? Ежедневно прохожу мимо мусорных контейнеров, наблюдаю, как в одной живой смердящей куче человек, кошки, собаки, крысы роются в этих контейнерах, отбирая друг у друга заплесневелые остатки пищи – картина отвратительная и унизительная. Становится до того стыдно, наплывает такая депрессия, такое разочарование, глядя на это «дно» сегодняшней человеческой жизни, что хочется кричать, возмущаться во весь голос, схватить этого невидимого злодея, соловья-разбойника за горло: «Да что же ты, падлюка, делаешь, издеваешься над собственным народом?»

«Человек – это звучит гордо!» – классика советского периода нашей истории. Сегодня же это уже насмешка, издёвка над самой человеческой сутью. А просмотрев наши газеты, федеральную телепрограмму «Время» – (это же сводки криминальных ужастиков ежесуточно), негодуешь от мысли: ради этого отдавали миллионы людей свои жизни на фронтах Гражданской, Отечественной войн, умирали от голода и холода, в лишениях и страданиях восстанавливали разрушенные войнами города и сёла? Где же ты, правда-матушка? Где всеобщее социальное равенство в нашем обществе? Да где же в конце концов счастливая, сытая жизнь?

Да, надо признаться, сегодня сталкиваются два мира: мир наживы и мир угнетённых, мир грабителей и мир ограбленных, мир беззакония и мир бесправных. Но самое трагичное для нашего народа – это его зомбирование. Из человека-коллективиста, созидателя мы трансформировались в человека-индивидуалиста, человека «купи-продай». Почему так произошло? Я так думаю, что череда прошедших исторических катаклизмов в России – это первая мировая война 1914-1917 годы, Гражданская война 1918-1922 годы, Великая Отечественная война 1941-1945 годы и уже послевоенная разруха скосили лучших из лучших, светлые умы россиян. У оставшихся же в живых сохранилось чувство страха, инстинкт выживания и сохранения уже самого человеческого вида, наподобие животного мира с набором примитивных рефлексов существования.

У народа закрепилось молчаливое, и я бы выразился так: преступное равнодушие и апатия к судьбе своей страны, к судьбе своей малой Родины и самое страшное – к судьбе своих родственников, близких, коллег по работе, а главное, народ забывает своё прошлое и историческую ответственность перед будущим поколением. Как выразился наш земляк, великий писатель современности Валентин Распутин: «Нас ждёт "красивое" будущее с бесчестием, унижением своего человеческого достоинства и без нравственности».

В 2021 году исполнилось 101 год освобождения Восточной Сибири от колчаковщины и восстановления Советской власти. Власть Советов в г. Нижнеудинске утвердилась 20 ноября 1917 г. на первом пленарном заседании Совета рабочих и солдатских депутатов. Был образован Военно-революционный комитет (ВРК), председателем президиума был избран Д.А. Кашик. Советская власть вошла в Нижнеудинск без единого выстрела, без кровопролития. В результате спровоцированного международным империализмом контрреволюционного мятежа чехословацкого военного корпуса и белогвардейщины Советская власть в Сибири пала 27 мая 1918 г. Она в Нижнеудинске была ликвидирована, просуществовав 7 месяцев. Но в результате успешного продвижения 5-й Красной армии на Восток и мощного партизанского движения по всей Сибири Нижнеудинск был освобождён от колчаковцев. 31 января 1920 г. в деревнях и сёлах Нижнеудинского уезда власть рабочих и крестьян снова была восстановлена.

Страшная трагедия событий Гражданской войны до сих пор волнует сторонников как Красного движения, так и Белого. В зависимости от политической окраски нашего общества с переменным успехом «побеждают» то красные, то белые. Гражданская война продолжается, она только изменила свои формы и методы уже на новом витке общественного сознания. Я убеждён, что сегодня побеждает «белая» саранча, разрушая и опустошая великую страну и её великий народ, а красные находятся в гонении и забвении.

Взявшись за «перо», я осознаю всю важность и высочайшую ответственность перед вами, уважаемые земляки. В моем лице, вероятно, отражается определённый пласт единомышленников нашего общества. Другая же часть общества уже о себе заявила, возвеличивая Колчака как политического лидера Белого движения в годы Гражданской войны и уже вынашивала план об установлении памятной доски на привокзальной площади нашего города.

Исключительно ради святой Памяти земляков-уковчан, зверски замученных каппелевцами, драпающими на Восток под ударами 5-й Красной армии и массового партизанского движения Сибири; ради Памяти сотен, сотен партизан Нижнеудинского фронта, сложивших головы за лучшую справедливую жизнь, опираясь только на исторические факты и только факты, описываемые в доступной мне литературе, воспоминания очевидцев и своё видение тех исторических событий, попытаюсь проанализировать на уровне дилетанта события давно минувших лет, тем более, что сторонники «героя-Колчака» уже отметили 101 годовщину со дня его расстрела в Иркутске (07.02.1920 г.). Искренне буду благодарен тому, кто дополнит моё видение, исследование своими воспоминаниями, размышлениями или выступит с критическими замечаниями. В любом случае я буду благодарен и уважителен к разным точкам зрения. Это очень важно для нашего общества потомкам.

События Гражданской войны только за годы советской власти освещены в 17 000(!) книг, брошюр, статей, но современные исследователи утверждают, что эта тема недостаточно раскрыта и полностью осмыслена. Долгое время мы изучали историю Гражданской войны только с одной, «красной» стороны, знали героев Гражданской войны Красной армии и партизанского движения, возглавляемое большевиками. В последние 10-15 лет появилась доступная массовому читателю литература, описывающая Белое движение и её героев в событиях Гражданской войны. Естественно, авторы книг – эмигранты, лидеры этого Белого движения, а также люди, вышедшие из глубокого «подполья» советского общества. Их воспоминания и исследования дополняют и расширяют наши знания о тех трагических событиях Гражданской войны. Я считаю это нормальным познавательным процессом нашей истории.

Я помню: в советское время каждое серьёзное литературное исследование обсуждалось на учёном Совете профильного НИИ и только тогда рекомендовалось для широкого круга читателей, что и было отпечатано на титульном листе монографии «Допрос Колчака». Из всех прочитанных доступных современных книг по истории Гражданской войны в Восточной Сибири я не нашёл, что эта книга – литературно-исследовательская работа – одобрена и рекомендована для массового читателя профильным научно-исследовательским институтом. Я понимаю так: исследователи событий Гражданской войны, авторы современных книг могут желаемые события, факты выдавать за действительные с субъективными или конъюнктурно-заказными умозаключениями. Так, автор книги «Трагедия адмирала Колчака» С.П. Мельгунов, будучи эмигрантом, проживая во Франции, написал свой «научный трактат» к 10-летию со дня расстрела А.В. Колчака – 7.02.1920 г. У нас, в России, эта книга увидела свет в 2005 году.

Вероятно, нужно осторожно, критически отнестись к выводам и обобщениям современных авторов. Это уже принципиальная патриотическая позиция как каждого из нас, так и современного общества в целом. Считаю, что к годовщине освобождения Восточной Сибири от колчаковщины выпускаемая литературная продукция по истории нашего Сибирского края несёт давно спланированную ревизионистскую цель. Это прослеживается как в центральных, так и местных средствах массовой информации. Вакханалия нашей истории происходит без чести, совести и собственного достоинства пишущих при безразличном, если не преступном, попустительстве как власть имущих, так и лидеров «демократических» партий. Допускаю, что спецслужбы Запада и США довольно успешно и эффективно поработали и продолжают работать на нашем информационном поле, овладевая нашими умами.

Я не буду касаться лидеров Белого движения в Сибири, их идеологии, гражданской позиции к Отечеству, к своему народу. Всех их объединяет одиозная и по-своему трагическая судьба личности А.В. Колчака.

Так кто же такой был А. В. Колчак? Это потомственный дворянин, родился в Санкт-Петербурге 04.11.1874 году, полярный исследователь, специалист в области океанографии, гидролог, магнитолог, первооткрыватель ряда островов Северного архипелага, военный моряк - командир ряда судов Российских военно-морских сил, преподаватель военно-морской академии, эксперт по военно-морским вопросам третьей Государственной Думы, командующий Черноморским флотом, адмирал, военный и морской министр Директории, Верховный правитель России, Верховный главнокомандующий сухопутными и морскими силами России. Он прожил 46 лет, из них 23 года было отдано морской службе. Колчак – участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, он кавалер 11 Российских и 8 иностранных орденов, награждён золотой саблей «За храбрость». Российская академия наук вручила ему свою высшую награду – большую «Константиновскую золотую медаль» за № 3, он автор более двух десятков научных работ. Это его положительная половина автобиографии.

Но А.В. Колчак являлся одним из самых реакционных адмиралов царского флота. Но он был политически безличной фигурой, простой пешкой в руках держав Антанты, которые, используя его известность и славу в Российском обществе, объединили под его флагом все враждебные силы в стране и вне ее на борьбу с большевизмом. Узнав об Октябрьской революции в 1917 году, А.В. Колчак лично обратился к английскому правительству с просьбой принять его на службу в любом качестве для борьбы с большевизмом и тем самым выполнить свой долг перед своей Родиной и её союзниками.

18.11.1918 г. при активном содействии английской миссии, контрреволюционного мятежного чехословацкого корпуса и других иностранных держав А.В. Колчак становится Верховным правителем России, Верховным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими силами России. Всю Сибирь он разбил на военные округа, а округ на районы - опорные пункты. Опорные пункты наделил неограниченной властью, в их распоряжении были выделены карательные отряды. Вот таким опорным пунктом был в то время уездный город Нижнеудинск. Начальник опорного пункта, он же и начальник военного гарнизона, был обличён неограниченной властью и правами. Совершались массовые аресты, различные казни вплоть до расстрела и виселицы. За провинность пороли шомполами, применяли варварские пытки и допросы. По сёлам разъезжали карательные отряды. Они отбирали хлеб, скот, лошадей и материальные ценности. В Нижнеудинске на протяжении всего 1919 года было введено чрезвычайное положение. Город был превращён в базу и оплот белогвардейщины.

И неудивительно, что в ответ на такой массовый террор, грабёж и произвол появилось по всей Сибири, в том числе и по Нижнеудинскому уезду, мощное народное партизанское движение против колчаковщины и интервентов. Организаторами и вдохновителями народных мстителей были большевики, а порой просто местные выходцы из народа.

Я не берусь пересказывать уже опубликованные материалы в книгах и СМИ. Сегодня меня волнует наше общество – поколение тех огненных лет, мои современники, мои дети и внуки. Начинаю осознавать, что оно зомбировано современной властью и не может адекватно реагировать на события сегодняшней истории своего Отечества. Вот городская газета «Путёвка» за номером 6–8 2009 года опубликовала подборку материалов о А.В. Колчаке, автор – член Общественной Палаты Иркутской области Виктор Паршин. Что-то новое, ранее неизвестное, я не обнаружил в этом материале. Все события и исторические факты, преподносимые нам, давно описаны в соответствующей литературе. Тогда напрашивается вопрос: а что своим опубликованным материалом хотел показать господин подполковник в отставке? Почтить память всех погибших (белых и красных) в преддверии 90-летия изгнания колчаковщины из Восточной Сибири? Показать Колчака – мученика и «народного» борца за счастливую жизнь с безбожными большевиками? А может, разбередить зарубцевавшиеся раны преклонных лет нижнеудинцев, испытавших на себе эту колчаковщину? Зачем? Побойтесь бога, господин подполковник. Вероятно, просто это сегодня модно или это заказное писательство? Тогда кто он, этот «благодетель» заказа? Кто определяет эту моду на шельмование и искажение нашей истории?

А вот и в нашей районной газете «Тракт» за номерами № 14–16 2009 г. автор очерка пишет: «На минах Колчака в 1941 году подрывались фашистские корабли». Валентина Симонова красочно и будто смакуя, пересказывает книжный материал, пытаясь как-то события «столичного» колчаковского Омска связать с Нижнеудинском. Зачем? Смакуя «зверства» красногвардейцев при установлении Советской власти? Следует ещё раз напомнить Симоновой, что установление Советской власти в городе Нижнеудинске произошло без единого выстрела и капли крови. И если автор очерка считает адмирала А.В. Колчака и В.О. Каппеля подлинными защитниками Отечества, то убедительно покажите это на примере нашего Нижнеудинска, представьте нам свой достоверный краеведческий материал, а не пересказывайте книги белых эмигрантов.

Вероятно, в нашем обществе появились заинтересованные лица, а может, и организации в заказной идеализации личности Колчака и ему подобных (это и Деникин, и Корнилов), превращая их чуть ли не в «святых», искажая их реальный облик, навыдумывая привлекательные различные легенды, в подаче умышленно непроверенных фактов и событий. Всё это порождает неверную оценку их роли и места в тех или иных исторических событиях. В событиях же Гражданской войны А.В. Колчак проявил себя как кровавый военный диктатор, посредственный командующий войсками Белой армии и весьма неудачный политик.

Я думаю, что истинный патриот, за которого пытался себя выдать Колчак, не позволил бы отдать свою Родину на поругание чужестранцам. Кстати, ещё летом 1917 г., когда в России была весьма тревожная обстановка, «патриот» Колчак отправился за границу, где он близко сошёлся с начальником японской разведки Накошима и одним из его офицеров подполковником Я. Хизахиде, одновременно общался он и с представителями разведслужб других стран. Впоследствии неизменно рядом с ним в Сибири находились британские разведчики – генерал А. Нокс и капитан Л. Стевени.

Россия чужестранцам нужна раздробленная и немощная. На всём протяжении истории России это не первая и не единственная попытка раздробить и уничтожить её. И как только этого не понимают авторы статей о Колчаке, преподнося нам его как национального героя, страдальца и патриота! Вот почему интервентам был нужен Колчак. Чехи ведь поначалу не жаловали Колчака, но после заседания Верховного военного Совета союзников военный министр чехословацкого правительства Штефаник телеграфировал о признании Колчака.

Позднее признал и Черчилль (Великобритания). Он заявил: «Британское правительство произвело Колчака к бытию при нашей помощи, когда необходимость потребовала этого».

В знак благодарности Колчак не препятствовал чужакам грабить Россию, взамен они снабжали армию адмирала оружием, обмундированием. Не на пустом же месте в народе на слуху было четверостишье о Колчаке:

«Мундир английский, погон французский

Табак японский, правитель Омский.

Мундир сносился, погон свалился,

Табак искурился, правитель смылся».

Помощь интервентов нельзя приравнять к вывезенному и награбленному добру из России. Поляков в Сибири была одна дивизия, а вывезли они 60 эшелонов награбленного. Белочехи из Владивостока в течение года 36-тью пароходами вывозили наше богатство. Почти половина «золотого запаса» перекочевала к союзникам. Кто дал право адмиралу транжирить Российское богатство? Невозможно подсчитать людские потери, Сибирь была превращена в огромный «Гулаг». В дополнение к 41 концлагерю возводились новые, в них содержалось более миллиона человек, а ещё в тюрьмах, в местном заключении. А расправы усилились, когда создались Тасеевский и Нижнеудинский фронты. Колчак назначает главным усмирителем партизан генерала Розанова, но его жестокость усилила протест, провалилась попытка создать Добровольческую армию. Всё это свидетельствовало, что власть и политика Колчака были абсолютно антинародными.

Изображая адмирала, как отважного воина, авторы работ забыли, что он предал Отечество, перейдя на службу иностранцам. Называя Колчака горячим патриотом России, не учли, что он стал изменником; как Верховный главнокомандующий, бросив свои войска на произвол судьбы, бежал в Иркутск. Его солдаты же шли пешком вдоль железной дороги, погибая от холода, голода, болезней и пуль местных партизан.

Внимательное знакомство с содержанием статей о Колчаке, напечатанных в газетах «Путёвка» и «Тракт» позволяют мне высказать своё несогласие по «объективности» освещения личности Верховного правителя. Шумиха, поднятая вокруг его имени, установка мемориальной Доски в Военно-Морском училище в Петербурге, памятника в Иркутске и т. д. – звенья одной цепи, искажение и одностороннее освещение нашей истории. Появляются авторы, стремящиеся попасть в эту струю. Бывший подполковник Российских войск В. Паршин представляет одностороннюю хронологию событий, но, как военный, он должен понимать, что в любой войне две стороны. И освещение только одной – необъективная информация. Вниманием удостоены Колчак, союзники, их воинство. А как же противник?

В. Паршин называет Колчака «невольником чести» (Лермонтовские строки о Пушкине), но весьма неудачно: честь либо есть, либо нет. Чести временной и частичной не бывает. Если была у генерала Д.М. Карбышева честь воина и патриота, то он её пронёс через всю свою жизнь, не сломался в фашистских концлагерях и, погибая под ледяными струями воды на морозе, последние слова произнёс: «Помните о Родине».

В.В. ХАРЛАМОВ, врач-рентгенолог, член Нижнеудинского местного отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям Нижний Новгород. «Русский Лад» – детям
Творческое объединение «РусЛада» с новой программой «Куклатанцетерапия» в рамках благотворительного проекта «Передвижной музей-театр кукол "Сказочный город"» посетило Детскую областную больницу. Мы да...
27 июля 2024
«Перуница» в наукодеревне «У истоков» «Перуница» в наукодеревне «У истоков»
Какое известное музыкальное произведение великого русского композитора открывается славлением Перуна? Опера Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». В стародавние времена Перун-батюшка почитался к...
27 июля 2024
Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма Космическая идеология XXI века: русский космизм против трансгуманизма
На рубеже 1960-70-х годов произошла переориентация мировой техносферы в сторону прикладных информационных технологий, направленных на управление сознанием (как массовым, так и индивидуальным) и постеп...
26 июля 2024