В. Катасонов. Режиссеры Второй мировой

Считается, что война – стихийный процесс. Несмотря на то, что у воюющих сторон есть штабы и командиры, которые занимаются тактикой и стратегией, планируют сражения и управляют ими. Процесс стихийный, а результат непредсказуемый (за некоторыми исключениями), потому что планированию и управлению одной стороны противостоит планирование и управление другой стороны. В результате возникает неуправляемый хаос, который иногда кончается ничейным счетом воюющих сторон. Но чаще выигрышем одной и проигрышем другой.
На первый взгляд, Вторая мировая война являет собой пример абсолютного хаоса. Я использую слово «абсолютного», имея в виду, что у многих участников Второй мировой войны даже планирование и управление военными операциями было очень странным, лишенным порой всякой логики.
Я об этом писал в статье «80 лет Победы. Вторая мировая война – самая странная в истории человечества». В ней я говорил о многих «странностях» Второй мировой войны, которые отличали ее от большинства предыдущих войн, включая Первую мировую. Суть «странностей» заключалась в том, что страны как фашистского, так и антифашистского блока порой действовали вопреки своим национальным интересам. Указанную статью я завершал следующими словами: «…ключ к пониманию ее «странностей» можно найти, если предположить, что воевали между собой в 1939–1945 гг. государства не вполне суверенные. Государства, которые управлялись из какого-то наднационального центра, имевшего свое понимание конечных целей войны».
Этот наднациональный центр можно назвать режиссером Второй мировой войны. «Режиссер, – как отмечается в толковом словаре, – творческий специалист, который руководит процессом создания произведения искусства, такого, как фильм, спектакль, клип или шоу. Он определяет общий замысел и стиль произведения, подбирает актеров и сотрудников, работает со сценарием и декорациями, контролирует съемку или репетицию, монтирует и сдает готовый продукт».
Удивительно, но при всей трагичности Второй мировой войны отдельные ее события журналисты и историки действительно называют «спектаклями» или «шоу». Например, захват Гитлером Франции в 1940 году. Французы, которые имели преимущество в вооружениях и численности вооруженных сил, делали вид, что они сопротивляются натиску вермахта. Но это было похоже на спектакль или шоу, которое время от времени сопровождалось выстрелами в воздух.
23 июня 1940 года Париж проснулся под звуки маршей 18-й армии вермахта, которая двигалась стройными рядами по столице Франции, как на параде. Такие же спектакли незадолго до этого происходили в ряде других европейских стран: сначала в Австрии (так называемый «аншлюс», состоявшийся 12–13 марта 1938 года), затем в Судетской области Чехословакии (оккупация в октябре 1938 года, согласно решениям Мюнхенского сговора), затем на всей остальной территории Чехословакии (собственное решение Гитлера об оккупации, 15 марта 1939 г.). В 1940 году спектакли продолжились в Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Греции, Югославии. Правда, кое-где (например, в Греции и Югославии) на сцены вбегали не запланированные режиссерами «артисты» в виде партизан и бойцов Сопротивления.
Так кто же эти таинственные «режиссеры» Второй мировой? Это «хозяева денег», которые, впрочем, существовали уже долгие столетия. Это ростовщики, которые в Новое время стали называться «банкирами». С конца XVII века они стали объединяться в организации, которые получили название «центральные банки». Именно ростовщики и банкиры были инициаторами многих войн в истории человечества, т.к. на этом они хорошо зарабатывали. Уже с конца ХIХ века «хозяева денег» разных стран начали подготовку к созданию своего интернационала.
Карл Маркс и его единомышленники еще в 1864 году основали Первый интернационал рабочих. А у банкиров подобной организации еще не было. Им нужен был свой Финансовый интернационал. И за несколько месяцев до начала Первой мировой войны он был создан. Я имею в виду Федеральную резервную систему США – частную корпорацию, основными акционерами которой были крупнейшие банкиры-ростовщики как Старого, так и Нового света.
Правда, Финансовый интернационал в виде ФРС США еще не успел развернуть в полную мощь свою деятельность в годы Первой мировой войны. А потому она протекала без должного управления со стороны режиссеров и дирижеров Финансового интернационала. Союз Антанты и Тройственный блок действовали каждый по своему сценарию, общего сценария для всех участников Первой мировой войны Финансовый интернационал подготовить не успел. А вот ко Второй мировой войне он подготовился серьезно. И не только в плане подготовки общего (генерального) сценария войны, но также в плане расстановки по странам-участницами тех политиков, которые будут отвечать за исполнение ролей в глобальном спектакле.
Действующих лиц в глобальном спектакле было предусмотрено немало. Конечно, главная роль в нем отводилась Адольфу Гитлеру. Поиски артиста на исполнение этой роли длились более десяти лет, кандидатур было много. Но в конце концов в отборочном конкурсе победил именно он, заняв в январе 1933 года пост рейхсканцлера Германии, а с 1934 года стал фюрером третьего рейха.
О том, как Финансовый интернационал продвигал Гитлера на вершину власти в Германии и управлял им в годы третьего рейха, имеется достаточно большое количество работ. В первую очередь на память приходит книга американского автора Энтони Саттона «Уолл-стрит и приход Гитлера к власти» (М.: Родина, 2020). Также заслуживает внимания книга немецкого автора Конрада Гейдена «Фюрер. Путь Гитлера к власти» (М.: Яуза, 2023). Еще в советское время у нас была выпущена на эту тему интересная книга другого немецкого автора – Руге Вольфганга «Как Гитлер пришел к власти» (М.: Мысль, 1985). Назову еще одну книгу, кажется, она была первой на данную тему в нашей стране: Эрнст Отвальт. «Путь Гитлера к власти» (перевод с нем. М.: ОГИЗ; Cоцэкгиз, 1933).
Когда начинаешь погружаться в биографии других действующих лиц спектакля, то понимаешь, что они таже не случайно оказались на вершине власти накануне войны или в ходе ее. Они также проходили отборочный конкурс Финансового интернационала. Среди них, прежде всего, следует назвать британских премьер-министров Невилла Чемберлена (занимал пост с 28 мая 1937 г. по 10 мая 1940 г.) и Уинстона Черчилля (с 10 мая 1940 г. по 27 июля 1945 г.).
Во Франции до оккупации в 1938–1940 гг. посты премьер-министра занимали Эдуард Даладье (с 12 апреля 1938 г. по 20 марта 1940 г.), Жан-Поль Рейно (до 16 июня 1940 г.), маршал Петен (до 11 июля 1940 года). А после оккупации Гитлером страны там было учреждено государство Виши, во главе которого стояли люди, назначавшиеся третьим рейхом (первым из них был все тот же маршал Петен).
В Италии бессменным премьер-министром с 31 октября 1922 г. по 25 июля 1943 г. был Бенито Муссолини. Затем его сменил Пьетро Бадольо.
О связях некоторых из названых политиков с Финансовым интернационалом имеются специальные исследования и книги. Например, в книге Ольги Грейгъ «Черчилль-Мальборо. Гнездо шпионов» (М.: Алгоритм, 2012) есть глава 6, которая называется «Финансовый и масонский интернационал Британии и США». В ней раскрываются секретные отношения с Финансовым интернационалом не только Черчилля, но и других политиков англосаксонского мира. Что касается Невилла Чемберлена, предшественника Черчилля на посту премьера, то он имел тесные контакты с Финансовым интернационалом еще в свою бытность на посту министра финансов Великобритании (1923–1924 и 1931–1937 гг.).
Конечно, премьер-министры и министры были теми лицами, которые обязаны были быть на ярко освещенной сцене спектакля. Но были и такие фигуры, которые находились в тени и которые порой шепотом подсказывали, что следует сделать или сказать тем, кто был на сцене. Я имею в виду руководителей финансовых и банковских структур. В первую очередь это директор Банка Англии Монтегю Норман. Он находился в тесном контакте с президентом Рейхсбанка Ялмаром Шахтом. Также следует упомянуть первого президента учрежденного в 1930 году Банка международных расчетов (БМР) американца Гейтса Макгарру. В мае 1933 года он покинул этот пост. Его сменил американец Леон Фрезер. В годы Второй мировой войны президентом БМР был еще один американец – Томас Харрингтон Маккитрик. Штаб-квартира БМР находится в Швейцарии – в Базеле. Все годы войны банк работал на обе воюющие страны. (Подробнее о БМР как важнейшем институте Финансового интернационала в годы Второй мировой войны см.: Катасонов В. Тайны Бреттон-Вудса: важное решение конференции, которое не было выполнено).
Те авторы, которые совершенно справедливо утверждают, что Вторая мировая война готовилась и управлялась наднациональным центром, называют этот центр не только Финансовым интернационалом. Имеются и другие названия. Например: «мировая закулиса», «хозяева Запада», «англосаксы» и т.п. Вот, например, Александр Самсонов использует понятие «хозяева Запада». Этот термин вынесен у него в название статьи «Как хозяева Запада развязали Вторую мировую войну» (Военное обозрение. 25 окт., 2015 г.). Под «хозяевами Запада» он понимает «симбиоз ростовщического банковского капитала, олигархата, хозяев Ватикана, масонских орденов и лож, протестантских церквей и иудаизма». Что ж, с таким определением можно согласиться, но все-таки ядром является «ростовщический банковский капитал», а он уже, в свою очередь, определяет политику и идеологию Ватикана, масонских лож, протестантских церквей и иудаизма.
Что касается иудаизма, то некоторые авторы говорят, что на самом деле иудаизм зачастую используется как дымовая завеса. За ней скрывается сионизм. И что сионизм, хотя и завязан на Финансовый интернационал, имеет от него некоторую автономию. И что вклад сионизма в подготовку Второй мировой войны нельзя недооценивать. Сионистам нужно было государство Израиль. И Гитлер должен был «выдавить» евреев из Германии и из всей Европы, заставить их переместиться в «страну обетованную» на Ближнем Востоке.
Некоторые историки полагают, что весомый вклад в подготовку войны внесли Ротшильды, которые финансового поддерживали Гитлера и его партию НСДАП. Такую же поддержку оказывали такие влиятельные еврейские промышленники, как Рейнольд Геснер и Фриц Мандель. Значительную поддержку фюреру оказали берлинские банкиры Оскар Вассерман (один из руководителей Deutsche Bank) и Ганс Привин, а также известная банковская группа Варбургов и лично Макс Варбург (директор гамбургского банка «М.М. Варбург & Ко»).
О связи Гитлера с Ротшильдами и другими еврейскими банкирами и спонсорами можно прочитать в следующих книгах: «До прихода Гитлера» Дитриха Брондера (был генеральным секретарем объединения нерелигиозных общин Германии), «Гиммлер» Вилли Фришауэра, «Братство Бормана» Уильяма Стивенсона, «Эйхман» Джона Донована, «Канарис» Чарльза Уайтинга и др.
Конечно, нельзя не упомянуть книгу немецкого автора Х. Карделя «Адольф Гитлер – основатель Израиля» (1974). Указанная книга была издана у нас в 2022 году.
Подробнее о том, как сионисты продвигала Гитлера и подталкивали его к войне, можно узнать из моей статьи «Как Ротшильды помогали создавать третий рейх и Израиль».
Конечно, среди целей Второй мировой войны, согласно замыслам хозяев денег и хозяев Запада, на первом месте стояла задача уничтожить нашу страну. Не стоит забывать, что еще в годы Первой мировой войны не только наши противники (Тройственный союз), но и союзники по Антанте стремились ослабить нашу страну и превратить ее в свою колонию. Не получилось. Вторая мировая война – вторая попытка сделать с нами то же самое.
Война также рассматривалась Западом как средство выживания. Экономический кризис, который начался в октябре 1929 года с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, заставил Запад ускорить начало войны. Лишний раз стало очевидным, что Западу жизненно необходимы войны, грабежи, захват новых территорий и ресурсов.
Подготовку войны также ускорили успехи России. Родился и невиданными темпами развивался альтернативный западному проект – общество созидания и служения, основой которого была творческая личность, человек-создатель, а не раб-потребитель, как на Западе. Советский проект приговорил и мог похоронить весь западный мир, основанный на лжи, несправедливости, ростовщичестве и паразитизме (мир «золотого тельца»).
***
80-летняя годовщина Великой Победы советского народа над фашистской Германией заставляет нас вновь и вновь обдумывать вопрос о причинах и корнях Второй мировой войны. Против фашистской Германии и ее союзников Советский Союз вел войну совместно с Британией и Соединенными Штатами. Принято считать, что наши англосаксонские союзники были такими же непримиримыми противниками германского фашизма (немецкого нацизма), как и Советское государство, и весь советской народ.
Но даже не очень глубокое погружение в изучение причин и корней Второй мировой войны заставляет усомниться, что англосаксы столь же негативно относились к германскому нацизму, как и Советский Союз. Под англосаксами я понимаю правящую элиту Британии и США с ее особой идеологией (не следует относить к англосаксам всех живущих в Британии, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии и говорящих на английском языке). Есть много оснований считать, что именно англосаксы насаждали в Германии нацизм, формировали сознание Гитлера как фанатичного фашиста. А такую роль они выполняли по той простой причине, что нацизм (фашизм) в Британии и США уже имел место. К тому времени, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, англосаксонский нацизм имел уже весьма зрелые формы.
Конечно, в самой Германии были предпосылки для нацизма. Некоторые авторы считают, что, мол, нацизм – преимущественно германский феномен. А нацизм в других странах – лишь заимствования германского. На самом деле все с точностью до наоборот: германский нацизм – продукт заимствования англосаксонского нацизма.
Конечно, идеологи и приверженцы британского нацизма не прибегали к использованию таких терминов, как «фашизм», «национал-социализм», «нацизм». Их идеология описывалась с помощью других слов и терминов. По своей сути это была идеология расизма. В советское время было издано немало книг по германскому фашизму, в которых он определялся как одна из форм расизма.
Если давать самое краткое определение германского фашизма, то это идеология превосходства так называемой «арийской расы» над всеми остальными. Причем среди «всех остальных» имеется градация, распределение по «сортам». Каких-то из «всех остальных» можно использовать в своих интересах (прежде всего, как рабочую силу), а кого-то лучше уничтожить без промедления.
Расизм может иметь и другие формы. Например, сионизм, который идеологически и политически оформился на рубеже XIX–XX вв.; в нем высшим «сортом» определяется «богоизбранный народ», берущий свое начало от Авраама. И такой «особый» народ не имеет право смешиваться с другими народами. Сионизм был квалифицирован как форма расизма в резолюции ООН 1975 года (она была отменена в самом конце 1991 года – одновременно с прекращением существования СССР, что нельзя считать случайностью).
Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности того народа, который еще в незапамятные времена пришел на острова Туманного Альбиона (Британские острова) и который получил название «англосаксы». В учебниках по истории и в энциклопедиях англосаксами называют древнегерманские племена англов и саксов, которые в середине V века переселились в Британию. Термин «англосакс» отделяет эту национальную группу от шотландцев и валлийцев, также проживающих на Британских островах.
Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Северной Америке. Англосаксы приступили к освоению Нового Света. По сути, это начало формирования британской колониальной империи. Захват и освоение территорий англосаксами происходил также в Азии, Африке, Южной Америке, Австралии. За примерно четыре столетия была выстроена гигантская колониальная империя, над которой «никогда не заходит солнце».
О британском колониальном империализме я еще буду говорить специально. А сейчас хочу обратить внимание на то, что в XIX веке Британия с ее гигантской империей стала объектом самого пристального внимания со стороны государственных деятелей политиков и даже философов разных стран. Кто-то воспринимал Британию с завистью. Кто-то – с восхищением. Кто-то – с ненавистью. Кто-то – с желанием понять причины успеха Британии и заимствовать ее опыт.
Среди желающих учиться у Британии и повторить ее успех было немало тех, кто главным секретом, первопричиной успеха считал не могущество ее морского флота, не экономику (к середине XIX века Англия стала «мировой мастерской»), не финансы (Лондон стал превращаться в мировой финансовый центр, а британский фунт стерлингов стал самой востребованной в мире валютой), а особый «англосаксонский дух».
Суть этого «духа» предельно проста: чувство своего превосходства над другими. А откуда берется это чувство? Его трудно или даже невозможно воспитать. Оно заложено в крови. И такая кровь течет в жилах «богоизбранных». Англосаксы уверены в своей богоизбранности. А раз они «богоизбранные», значит, все окружающие для них – люди второго сорта. А некоторые – даже «недочеловеки». «Богоизбранные» англосаксы – высшая раса, призванная править миром. И она им правит, ей это дано «свыше».
Англосаксы о своем особом «духе» на весь мир не трубили и не трубят. Людям «второго сорта» об этом знать не положено. А в своем узком кругу «избранных» об этом «духе» англосаксы говорят. Понимание ими своего особого «духа» имеет признаки религиозного сознания. Англосаксы уверены в том, что они потомки десяти колен Израилевых. Со всеми отсюда вытекающими для них правами и обязанностями.
Джон Лили (1553–1606), британский драматург, предшественник Уильяма Шекспира, в 1580 году провозгласил: «Англия как Новый Израиль… избрана и уникальна». Английский священник Уильям Саймондз в своей проповеди в 1607 году говорил, что изначальный завет Бога с Авраамом в Новое время стал заветом «с английской нацией, избранным народом Нового времени». Английский священнослужитель и издатель Самуэль Пёрчаз (ок. 1577–1626) в 1613 году провозгласил, что британская нация является избранной.
Согласно некоторым английским источникам, религия богоизбранности англосаксов в основном сформировалась на рубеже XVI–XVII вв. И эта религия нашла свое прибежище в некоторых протестантских церквях, таких как пуритане, пресвитериане и др. Эта религия стала вдохновлять англосаксов на колониальные захваты.
А также на буржуазную революцию в XVII в. В частности, одного из ее главных вождей – Оливера Кромвеля. Он называл англичан «народом Бога», а Британию – «Новым Израилем». В 1653 году, произнося свою первую речь в парламенте, Кромвель заявил, что Англия была призвана Богом, чтобы править вместе с ним и исполнять его волю. Кромвель считал, что Бог – не только Творец мира, но им управляет. В том числе и в первую очередь через людей. Но не через всех людей, а лишь «избранных».
Оливер Кромвель, как истинный протестант-пуританин, был уверен лично в своей «богоизбранности» и в своем «мессианстве», и богоизбранности с первых шагов восхождения к власти. Он считал, что является Спасителем, и он действительно сумел за собой повести тысячи и миллионы, в том числе профессиональных военных из знатных семей.
В систематизированном виде все эти идеи богоизбранности англосаксов были изложены в изданной в 1840 году книге Джона Уилсона «Наше израильское происхождение». В 1879 году вышла книга Джона Пима Йетмена «Схематическое происхождение народов Западной Европы»; в ней он продолжает и углубляет теорию, согласно которой в Британии живут потомки Авраама, Иакова и царя Давида.
В этом же ряду опубликованная в 1886 году книга Э.П. Ингерсолла «Потерянный Израиль, найденный в англосаксонской расе». В 1890 году увидела свет книга Джона Гарниера «Израиль в Британии: краткое изложение свидетельств, доказывающих израильское происхождение британской расы.
Я называю только малую толику книг, которые издавались в Британии и за рубежом (преимущественно в англоязычных странах) по теме «богоизбранности» англосаксов. Совокупность этих идей получила в специальной литературе название «британский израэлизм» (British Israelism), также «англо-израэлизм» (Anglo-Israelism).
В последние десятилетия XIX века британский израэлизм вышел за пределы островов Туманного Альбиона, его организации стали создаваться по всей Британской империи, а также в США. В настоящее время наиболее известными являются Всемирная Британо-Израильская федерация (British-Israel-World Federation) и Канадская Британо-Израильская ассоциация (Canadian British-Israel Association).
Одним из наиболее активных популяризаторов идей «британского израэлизма» в США в прошлом столетии был Говард Рэнд; (1889–1991). Он основал и возглавил Англосаксонскую федерацию Америки, которая объединяла значительную часть WASP (белых англосаксонских протестантов), верящих в свою богоизбранность. Говард Рэнд опубликовал более десятка книг по теме «британского израэлизма», которые, как он заявлял, явились результатом глубокого исследования Ветхого и Нового Заветов.
В британском израэлитизме имеется множество видов и оттенков. Некоторые представители этого идеолого-религиозного учения и движения полагают, что истинные англосаксы, т.е. те, кто считаются потомками десяти колен Израилевых, должны воспринимать потомков остальных двух колен (т. е. выходцев из Иудеи, кого сегодня называют «евреями») как своих братьев и единомышленников и совместно с ними бороться за мировое господство. Такое крыло британских израэлитов называют филосемитами.
Другая крайность в британском израэлизме: современные евреи являются потомками сатаны (доктрина «змеиного семени»). Или потомками ханаанеев (тех, кто некогда населял «землю обетованную» и кого уничтожили или согнали с этой земли пришедшие из Египта под руководством Моисея евреи). Или потомками идумеев (последние – потомки Исава, брата Иакова; как известно, Исав потерял право первородства, обменяв его на «чечевичную похлебку»).
Такие радикальные британские израэлиты считают, что те, кто себя в наше время выдает за евреев, занимаются откровенным обманом. Наиболее радикальные британские израэлиты уверены, что эти обманщики – потомки сатаны, поскольку они не имеют семитской крови. Это хазары, представители тюркской расы, нагло присвоившие себе звание евреев. Это радикальное крыло британских израэлитов нередко награждают званием крайних антисемитов. На что радикальные израэлиты отвечают, что они не могут быть антисемитами, поскольку разоблачают самозванцев, в которых нет ни капли семитской крови.
Одним из наиболее известных филосемитов в Британии был уже упоминавшийся выше Джон Уилсон. Не менее ревностным филосемитом был также британский израэлит Эдвард Хайн, ученик и последователь Джона Уилсона (1825–1891). В 1870-х годах Хайн издавал журнал под весьма длинным и многозначительным названием «Жизнь из мертвых: национальный журнал, связанный с идентичностью британцев, потерявших связь с Израилем». Хайн был уверен, что на островах Туманного Альбиона наконец-то сошлись все двенадцать колен Израилевых. А потому Британию можно назвать «Новым Израилем». Из чего Хайн делает вывод: «Англия никогда не потерпит поражения». Хайн дошел до такого состояния религиозного экстаза, что стал себя чувствовать «спасителем» и «освободителем» всех двенадцати колен Израилевых.
Известный еврейский автор Дэвид Бэрон (1855–1926), ставший в сознательном возрасте протестантом, в своей книге «История десяти «потерянных» колен Израилевых» (1915 г.) неоднократно цитирует Хайна. В частности, его утверждения, в которых Хайн представляет себя «Избавителем». Тем самым, о котором апостол Павел говорит в Послании к римлянам 11:25: «Являются ли британцы теми самыми потерянными десятью коленами Израиля? И ведет ли эта идентичность нацию к славе? Если это так, то, где же Избавитель? Он, должно быть, уже вышел из Сиона. Он, должно быть, совершает Свою великую работу; Он должен быть среди нас. У нас сложилось впечатление, что благодаря славе работы идентичности мы пришли во времена национального спасения Израиля Избавителем из Сиона, и что Эдвард Хайн и этот Избавитель – одно и то же».
Что касается антисемитского крыла британского израэлизма, то наиболее ярким его представителем считается английский философ и писатель Хьюстон Чемберлен (1855–1927). Но о нем я буду говорить позднее.
***
В предыдущей статье я коснулся темы британского империализма. Англосаксы спустя более тысячи лет после высадки на Британских островах совершили высадку на другой стороне Атлантического океана, в Новом Свете. Началось освоение Северной Америки. Был дан старт формированию британской колониальной империи. Закон об унии, принятый английским парламентом в 1707 году, провозгласил Британскую империю.
Освоение новых территорий и пространств проводилось путем массового и безжалостного уничтожения местного населения. Современный американский историк Дэвид Стэннард в своём труде «Американский Холокост: Колумб и завоевание Нового Света» утверждает, что в ходе колонизации было уничтожено около 100 миллионов коренных американцев (индейцев).
Чтобы представить масштаб этого геноцида, приведу оценку английского экономиста Уильяма Петти, согласно которой в конце XVII веке численность населения Земли составляла 320 млн человек.
Конечно, другие европейские государства также приступили к освоению территорий в разных частях света, формированию своих колониальных империй. Из учебников истории мы знаем, что, начиная с XVI века, Испания, Португалия, Голландия, Франция приступили к созданию своих колониальных империй. Безусловно, интересы европейских стран в разных частях света часто сталкивались, дело доходило до вооруженных конфликтов и войн. На протяжении нескольких веков шла острая конкуренция между европейскими государствами за территориальный передел мира. Эта конкурентная борьба выявила абсолютного победителя. Им стала Британия (англосаксы).
Приведу некоторые цифры для сопоставления масштабов британской колониальной системы и испанской, которая считается второй. Максимального своего размера Испанская империя достигла в 1780 году, в это время площадь империи составляла 13,7 млн кв. км. А население, по разным оценкам, составляло 20–25 миллионов человек. А вот Британская империя продолжала расти на протяжении всего XIX века и своего максимума достигла накануне Первой мировой войны. Ее площадь составила 34,7 млн кв. км, или примерно 22% земной суши. Недаром о Британской колониальной системе говорили, что над ней «никогда не заходит солнце». На пике мирового могущества Британии в ее империи проживало около 500 миллионов человек (более четверти населения Земли).
После победы над Наполеоном у Британии уже не оставалось серьезных конкурентов в деле территориального освоения Земли. XIX век – время Pax Britanica. Единственной неосвоенной территорией, с точки зрения англосаксов, оставалась Российская империя.
Объяснение грандиозных успехов Британии в построении мировой империи неотделимо от обоснования «богоизбранности» англосаксов. Одним из основоположников идеологии империализма является всем известный английский писатель и философ Томас Мор (1478–1535), которого считают основоположником утопического социализма. Он автор известного труда «Утопия» (1516 г.).
Современный историк Н.С. Иванов пишет об этом произведении: «Хотя описание острова Утопия, названия местных туземных народов, их обычаи носят вымышленный характер, однако и у современников, и у исследователей творчества Мора не вызывала сомнения «географическая привязка» к Новому Свету». И далее он пишет: «Туземцы обрисованы как жалкие, примитивные дикари, которые не имели никаких законных прав на свою собственную землю исключительно из-за того, что они не могли «рационально признать законы природы» и обрабатывать земли, на которых они жили. Они были «грубым и диким народом», вина которого состояла в том, что земли оставались «пустыми и праздными» (известная концепция terra nullius, почерпнутая из арсенала Римской империи и служившая одним из главных предлогов для колониальных завоеваний). Местные жители низводились до уровня животных, лишенных души, и их убийство рассматривалось как благо для «расчистки» необходимой утопийцам территории» (Н.С. Иванов. Генезис Британской имперской идеологии и Новый Свет // Исследования зарубежной истории. 2021. Вып. 2).
А вот английский философ и географ XVI века Джон Ди (1527–1608). Считается, что именно он является автором термина «Великобритания» (Great Britain). Джон Ди считал, что для того, чтобы Британии стать «великой», ей нужны земли, большие территории. Джон Ди стал разрабатывать идеологическое обоснование имперских претензий Британии. Он уже видел первые шаги в создании Британской империи и считал, что это признак особого расположения Всевышнего к англосаксам.
Не исключено, что идеи Джона Ди повлияли на королеву Британии Елизавету I, которая в 1600 году подписала указ о создании Ост-Индской компании (ОИК) для строительства Британской империи. Джон Ди был мистиком, многие идеи, как он сам признавал, получал от общения с ангелами. Так, вот ангелы ему подсказали, что англосаксы – особый народ с особой миссией.
Принято считать, что одним из первых идеологов Британской империи был Р. Хаклейт (1553–1616). В 1589 г. он опубликовал грандиозную «Книгу путешествий», в которой излагал свои соображения, как снаряжать английские экспедиции в Северную Америку и как ее колонизовать. Для обоснования британского империализма Хаклейт ввел понятие «новой национальной идентичности», превозносил достоинства «истинного английского характера» по сравнению с характером других народов. Якобы британцы Всевышним ориентированы на «мировой подход». Британцы могут и должны стать «повелителями мира».
Тему колонизации Нового света продолжил лорд-канцлер Френсис Бэкон (1561–1626). Свои идеи на этот счет он изложил в «Новом Органоне» (1620 г.) и «Новой Атлантиде» (1626 г.). Центральный персонаж второго произведения Зеведей утверждает, что рабство, истребление и превентивная война могут применяться в тех случаях, когда используются против народа, «который на самом деле представляет собой не народ, а просто кучу, множество, толпу, беспорядочную массу или скопление людей». То есть, когда «люди на самом деле не организованы в нацию или государство, а существуют как стадо животных».
Обращение с аборигенами как со скотом оправданно, когда надо установить гражданское правление и «естественное право», если побежденные люди «подобны животным или безмозглому телу, неспособному управлять своими действиями». Аборигены могут себя называть хоть «королевством», хоть «государством», но если на деле они оказываются «бесформенной кучей людей» (heap of people), то к ним надо применять жесткую силу.
При обсуждении британского израэлизма и империализма невозможно не вспомнить британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли (он же – граф Биконсфильд; 1804–1881) Он имел еврейские корни, его предки были сефардами. О Дизраэли написаны книги, он незаурядная личность. Кстати, не только государственный деятель, но и писатель.
В своих книгах он размышлял в том числе о богоизбранности тех, кто жил на островах Туманного Альбиона. Он прекрасно знал версию насчет того, что англосаксы – потомки десяти колен Израилевых. Но тут также живут те, кто считает себя потомками двух остальных колен и кого прямо называют «евреями». Дизраэли – один из них. И он считал, что первым и вторым делить нечего, они все «богоизбранные». И их сила – в единстве. Из истории надо уметь извлекать уроки. Трагедией ветхозаветных евреев стало то, что в Х веке по Р.Х. единое Израильское царство разделилось на два: северное (сохранив прежнее название, в него вошло 10 колен Израилевых) и южное (получило название «Иудея», два остальных колена).
В каком-то смысле Британию, по мнению Дизраэли, можно считать аналогом единого Израильского царства времен царей Давида и Соломона. И надо сделать все возможное для того, чтобы этот «Британский Израиль» сохранял свою целостность, укреплял и расширял свою империю Pax Britanica.
Надо иметь в виду, что Дизраэли был у руля Британии в непростые времена. Английский капитализм грозил расколоть английское общество. По причинам не религиозного или идейного характера, а по социально-экономическим причинам. Обострялись противоречия между буржуазией (капиталистами) и рабочими (пролетариатом). О чем писал Карл Маркс в своих работах, прежде всего в «Капитале» (фактически это портрет английского капитализма).
Чтобы снять эти противоречия, Дизраэли предложил ряд мер, которые позднее стали называть «социал-империализмом». Объединять граждан островов Туманного Альбиона, по мнению Дизраэли, должна идеология «единой британской расы». Капиталисты и наемные работники должны исходить из того, что их общее благополучие зависит не только и не столько от того, как будут складываться социально-экономические отношения внутри Англии, сколько от того, как успешно будет проводиться колониальная (империалистическая) экспансия страны.
Примечательно, что именно во времена премьерства Дизраэли положение рабочих в Англии улучшилось. Это результат упорной работы премьер-министра с крупным капиталом, которому он советовал не жадничать, а делиться со своими собратьями по расе. Между прочим, в марксистской литературе английский рабочий класс конца XIX века стали назвать «рабочей аристократией». Мол, английская буржуазия начала прикармливать свой пролетариат за счет грабежа колоний.
Долгое время в идеологию империализма была посвящена почти исключительно британская элита. Та элита, которую Джон Коулман в своей книге «Комитет 300» ассоциировал прежде всего с главными акционерами и топ-менеджерами Британской Ост-Индской компании (БОИК). Но в последние десятилетия XIX века такую идеологию стали активно продвигать в народ. Современный исследователь истории британского империализма пишет: «…в 1890-х гг. к пропаганде идеи империи были подключены церковь, система образования, пресса. «Бог на стороне расширения Британской империи» – такое утверждение предоставляло высочайшую санкцию на проведение любой удобной для государства колониальной политики. Школы формировали новый тип мировоззрения, в котором должны были доминировать патриотизм, гордость за империю и англо-саксонскую расу. Идея империи стала основой для формирования философии истории. Ведущие и наиболее авторитетные периодические издания Великобритании – «Таймс», «Дэйли Телеграф», «Спектатор» – заняли позиции сторонников консервативной линии в проведении внешней и имперской политики.
Кроме того, 1890-е гг. были отмечены возникновением и широким распространением периодических изданий, заведомо ориентированных на рассмотрение имперских событий и проблем. Таким образом, имперская идея сознательно транслировалась в массы, впервые за все последнее столетие и в масштабах, практически не имевших прецедентов в британской истории» (Марина Глеб. Британская имперская идея во второй половине XIX века: основные направления и динамика развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003, №2).
Конечно, говоря о британском империализме, нельзя обойти фигуру Сесила Родса (1853–1902), который был и идеологом британского империализма, и практиком, воплощавшим эту идеологию в жизнь. Британская королева Виктория предоставила Родсу неограниченные полномочия в Южной Африке, а банкир Ротшильд – пятимиллионный кредит. Родсу принадлежала «Британская Южно-Африканская компания» (БЮАК). Родс сумел захватить обширные территории в Южной и Центральной Африке, которые стали называть «империей Родса», а его самого – «королём Африки».
По площади империя Родса превышала в пять раз площадь Англии. БЮАК качала из недр Африки алмазы, золото и другие драгоценные металлы. Местные аборигены были рабами на этих месторождениях. В империи Родса появились прообразы концлагерей – гетто для чернокожих туземцев. Были учреждены карательные отряды. Были и другие новшества «богоизбранного» «короля Африки».
В Лондоне знали о жестокостях Родса, но никто не возмущался. Родс был эталоном англосакса. Правда, этот «эталон» в конце жизни спился и скончался в возрасте 48 лет от букета разных болезней. Когда я был в Лондоне (примерно три десятка лет назад), мне показалось, что Лондон продолжал поддерживать репутацию Родса как эталонного англосакса.
Правда, сегодня это становится делать все сложнее. Так, в Оксфорде долгие десятилетия стоял памятник Родсу. В июне 2020 года руководство университета под давлением студентов и общественности проголосовало за удаление этого памятника…
В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор
Источник: «Советская Россия»