В. Федоткин. Рязанская земля – Русская земля
Недавно вышла из печати очередная книга члена ЦК КПРФ, члена правления ВСД «Русский Лад», доктора экономических наук, профессора В.Н. Федоткина: «Состояние и перспективы экономики Рязанской области с 1985 по 2030 годы».
Вопрос возник не случайно. Рязанская область – исторически русская земля. В её судьбе просматривается практически всё, на чём стоит и держится Россия: промышленность, сельское хозяйство, наука и инвестиции и, конечно, сам человек – его жизнь и возможности. Начавшиеся в 1990-е годы реформы катком по всему прошлись. Чем это обернулось для Рязанской области, где 89% населения – русские?
1. В 2019 году промышленность Рязанской области в сопоставимых ценах составила лишь 80% от уровня 1991 года. А по некоторым отраслям отставание в 3-5 раз. Никак не догонят советский период. Какое уж тут развитие?! Износ машин и оборудования во многих отраслях составил 60%. На таком оборудовании не то, что в мировые лидеры, вообще развитые страны не догонишь. Многие, производимые в Рязанской области товары, в советское время широко известные не только в нашей стране, но и за рубежом – исчезли.
Ещё сложнее ситуация с инвестициями – 73% к уровню 1991 года! А ведь с инвестициями создаётся база на будущее. Как говорится, «Что посеешь – то и пожнёшь». Ничего не посеешь – ничего и не будет. При нынешних инвестициях не будет ни запланированного роста производительности труда, ни развития производства, ни реального роста зарплаты и все разговоры об улучшении жизни, в очередной раз, так и останутся разговорами. Очень многие предприятия живут одним днём. 90% кредитов, которые им удаётся взять – это краткосрочные. Доля долгосрочных кредитов в экономике Рязанской области с 2010 по 2019 год сократилась в 6,5 раз и составила лишь 4%. Какое же здесь развитие?
Полагаться на то, что западные инвесторы «горят желанием» вложить свои капиталы и помочь нам поднять Рязанскую область, по меньшей мере наивно. Реально полагаться можно только на свои возможности и свою работу.
Можно говорить что угодно, но даже эти официальные цифры показывают большой провал в экономике, который пока не ликвидируется. Так что есть над чем подумать. Но и это ещё не всё.
2. Чем больше погружаешься в состояние и внутренние процессы экономики Рязанской области, тем больше приходишь к выводу: сама по себе она (как и другие регионы России) не встанет на путь развития. Очень низок уровень технико-экономического состояния, большая нехватка денег и зависимость от федеральной политики. В отдельном вагоне железнодорожного состава можно наводить чистоту, но идти он будет только тем путём, по которому его ведёт машинист электропоезда. Сама экономика регионов стала практически полностью частной и именно частные интересы стали определяющими.
В 2020 году в собственности Рязанской области осталось лишь 3% предприятий и организаций. И то, это – образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, спорт, досуг. Практически нет государства в производстве! И с деньгами не лучше – доля бюджета в валовом региональном продукте постоянно падает. А ведь бюджет – это основной инструмент воздействия на экономические процессы.
Проведённый анализ показывает, что собственность и деньги будут ещё больше концентрироваться в частном секторе Рязанской области, а у власти – уменьшаться. Но известно – кто платит деньги, тот и заказывает политику. Что остаётся власти – идти с протянутой рукой? Какая же это власть без серьёзной собственности и денег? Ей придётся ещё больше отдавать в частные руки медицину, образование, отдых, спорт. А это, по сути, дополнительные скрытые налоги на и без того беднеющее население. И так по всей России. Не превращается ли власть, в ещё большей степени, просто в слугу бизнеса?
Когда я слушаю президента РФ с его бесконечными призывами к частному сектору: «Ребята, давайте жить дружно», у меня всегда возникает вопрос: президент он или кто?
Всё это не так безобидно.
3. С 1990 года население Рязанской области сократилось на 242 тысячи человек, что равно числу проживающих в 23 сельских районах из 25! Более того, по данным Росстата, к 2035 году население области уменьшится ещё на 100 тысяч человек. Область стареет: если в 1990 году средний возраст составлял 38,4 года, то в 2020 году – 43 года. Число всевозможных стратегий и программ растёт, а число жителей – падает. Для чего же или для кого же программы пишутся? Кто останется на русской земле жить и защищать её?
Русских становится всё меньше. В процентах это выглядит так: по переписи населения в 1989 году в Рязанской области русских было 96%. По Всероссийской переписи в 2002-го – 94%, в 2010-го – 89%. Теряется не только исторически основное население, но и уклад жизни, традиции. Очередная перепись населения состоится в 2021 году и, можно не сомневаться, она покажет ухудшение ситуации и в этом вопросе.
Такая картина в России повсеместна. Если в 2015 году 64 региона из 85 были дотационными или остродотационными, то в 2019 году – 72. Денег не хватает даже на самое необходимое. Да и оставшиеся области донорами можно назвать лишь условно. Жизнь людей и там не сильно –то отличается от остальных.
Русским ПОРА задуматься о себе и о судьбе нашей нации. Ведь мы, по отношению к другим народам России, всегда были объединяющей силой. Сегодня и на уровне регионов, и на уровне страны об этом полностью молчат. Из официальной политики вычеркнули даже слова – «Дружба народов». Случайно ли?
Вообще на многие мысли наводит олимпийское спокойствие, с которым федеральные власти смотрят на ухудшающееся положение в регионах. Та «помощь», которую они якобы оказывают из федерального бюджета – лишь возвращение части налогов, собранных в самих регионах. Нужны не эти подачки, а реальное участие в развитии экономики регионов. А её то и нет.
В связи с этим, в книге приводятся предложения по выводу России и её регионов из кризиса на траекторию развития, подготовленные учёными и специалистами КПРФ, принятыми на Орловском экономическом форуме и не раз, от имени фракции КПРФ, официально предлагаемые в Государственной Думе в виде готовых законопроектов. С ними не спорят, но и не поддерживают. Значит, добиваться их воплощения придётся всем вместе.
Сегодня многие семьи живут в долг, взяв кредит. Но ведь завтра его придётся отдавать, да ещё с процентами. Значит, денег на еду, на лекарство, на детей будет ещё меньше. Но это завтра создаётся сегодня. И создаёт его каждый: и те, кто выходит на акции протеста, и те, кто отсиживается дома на кухне. Именно каждый. Поэтому у меня вопрос не к власти, а к каждому из нас: на какой ты стороне?
В.Н. ФЕДОТКИН