В едином песенном строю. Зимний Грушинский фестиваль

В едином песенном строю. Зимний Грушинский фестиваль

Зимний фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина прошёл на днях в Самаре и Тольятти. Начался он вечером в минувшую пятницу в самарском культурно-развлекательном центре «Звезда». Затем два концерта прошли там же в субботу. И ещё два — уже в воскресенье в Тольятти.

Очередной зимний Грушинский фестиваль показал, что новое руководство клуба авторской песни работает с размахом, ведь до сих пор такого количества мероприятий не было. Вместе с классиками авторской песни, которые пользуются неизменным вниманием возрастной аудитории, значительная часть репертуара была адресована молодёжи.

Сочетание классики с новыми веяниями в авторской песне отмечалось и на концертах в честь 75-летия со дня рождения Валерия Грушина, которые состоялись в Самаре, где учился будущий бард, в Новокуйбышевске, где жила его семья, и в других городах и районах области в октябре прошлого года. А незадолго до юбилея героя-комсомольца, погибшего при спасении людей на таёжной реке Уда, при поддержке губернатора Дмитрия Азарова была организована экспедиция в Саяны под руководством президента клуба, заслуженного путешественника России Виталия Шабанова. В её составе были представители клуба авторской песни из Иркутска и других сибирских городов. Члены экспедиции провели реставрацию барельефа Валерия Грушина, установленного полвека назад на берегу таёжной реки. А затем в Нижнеудинске и Иркутске дали концерты авторской песни, поделились воспоминаниями об отважном самарском парне, с которым ходили в походы и пели у костров бардовские песни.

В Самаре стали популярными так называемые Грушинские четверги — регулярные встречи любителей-энтузиастов, на которых обсуждается творчество известных авторов-исполнителей. Разговор идёт и о завтрашнем дне популярного жанра. Каким он будет?

Ответ на этот вопрос угадывался из репертуара только что прошедшего зимнего фестиваля и состава участников.

— Мы пригласили в Самару авторов, которые в давние годы были лауреатами Грушинского фестиваля, а затем их незаслуженно забыли, — говорит член президиума клуба Сергей Ильин. — Представят свои песни и молодые исполнители. Девиз фестиваля — «Классика и не только».

Бардовскую классику на концертах наиболее ярко показал патриарх авторской песни Александр Городницкий, который с Грушинским фестивалем связан уже более полувека. Его «Атланты», «Деревянные города», «Перекаты», десятки других песен рождались в научных экспедициях и быстро расходились по всей стране. Герои Городницкого — геологи, моряки, полярные лётчики — люди романтических профессий. Он их хорошо знает, потому что в разные годы жизни был рядом с ними и в Заполярье, и в южных широтах. Его баллады — о долге, о верности, о настоящих мужчинах и женщинах. «Атланты» Городницкого написаны десятки лет назад, но до сих пор «держат небо на каменных руках», вызывая овации в залах.

Другого классика представляла на концертах «девица Визбор», как названа в одной из песен Татьяна — дочь Юрия Иосифовича. Если герои Городницкого, на мой взгляд, народ чаще всего строгий и даже суровый, то у Визбора — лирики. Они тоже покоряют вершины и перевалы, но при этом не стесняются признаваться в любви во весь голос. Не многие из авторов песен вот так — душа нараспашку! — могут пропеть на весь мир: «Милая моя, солнышко лесное…»

Взволнованный рассказ Татьяны о своём знаменитом отце сопровождался не только песнями самого Визбора. Татьяна Юрьевна уже не первый раз выступает на Грушинском фестивале, была его лауреатом, у неё свой репертуар, свой голос и зритель. Так что принимали её как старую знакомую.

Мне приходилось бывать на многих фестивалях, и порой возникало ощущение, что авторы-исполнители часто живут в другой реальности, а наша непростая, конфликтная, полная социальных и других проблем жизнь проходит стороной. Но в этот раз она врывалась в концертные залы не только словами песен, но и кадрами кинохроники. Они, к примеру, сопровождали песни Юрия Лореса, ветерана авторской песни, который впервые принял участие в фестивале ещё в 1977 году. На экране — эпизоды Великой Отечественной войны, 75-летие Победы в которой мы будет скоро отмечать. А вот события уже сегодняшних дней: митинги протеста, конфликты с полицией. Казалось бы, какое это имеет отношение к авторской песне?

Ответ на этот вопрос даёт вся её история. Бунтарский дух, непримиримое отношение к негативным явлениям нашей жизни, борьба за справедливость слышатся в песнях многих других известных авторов-исполнителей. Не случайно ведь власть всегда настороженно относилась к этому неуправляемому явлению в нашей культуре. Вот и сейчас авторская песня как бы вне закона. Нет ни одного нормативного документа, который дал бы оценку этой форме массового народного творчества, определил его достойное место в отечественной культуре. Поэтому и в регионах отношение к клубам авторской песни неоднозначное. В Самаре — родине известного на весь мир Грушинского фестиваля, в котором принимают участие десятки тысяч любителей, — им оказывают необходимую поддержку. В других областях и республиках — как придётся…

Ещё одной особенностью прошедшего зимнего Грушинского фестиваля было внимание к молодёжи. Большой популярностью пользуются песни Андрея Козловского, которого с неизменным восторгом принимали юноши и девушки в ходе фестиваля. А порой и сами молодые исполнители целыми группами выходили на сцены. Молодёжная авторская песня в значительной мере отличается от классики. В ней мало романтических героев. Речь чаще всего идёт об обычных парнях и девушках, которые учатся, работают, влюбляются, а порой и разочаровываются.

Но в молодёжном репертуаре, особенно на летних фестивалях, где постоянно участвуют и комсомольцы Самары, звучат патриотические песни советских лет. Это дело не только вкуса, но и пропаганды героической тематики, подзабытой прежним руководством клуба.

— Наша задача — объединить классику и современность, чтобы в одном песенном строю стояли герои былых времён и наших дней — так считает президент клуба Виталий Шабанов.

Возможно, придётся менять формат летнего Грушинского фестиваля, подготовка к нему уже началась. Каким он будет, узнаем ближе к июлю, в начале которого по традиции фестиваль вновь соберёт десятки тысяч участников и зрителей. А пока — до лета, до новых песен!

Александр ПЕТРОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Константин Леонтьев: консервативный социализм и теория цивилизаций Константин Леонтьев: консервативный социализм и теория цивилизаций
Русская культура пережила несколько периодов расцвета. Одним из них была вторая половина XIX века, когда жили и творили многие великие русские писатели, мыслители, учёные, художники, композиторы, ...
25 Января 2021
А. Бобров. Новая волна антисоветизма А. Бобров. Новая волна антисоветизма
 Мы вступаем во второй пандемический год на гребне новой волны антисоветской пропаганды. Неразрешимая загадка? Нет, конечно. Сегодня и откровенно враждебные силы проявляют особую активность в бес...
25 Января 2021
В. Федоткин. Зачем власти разгоняют протестующих? В. Федоткин. Зачем власти разгоняют протестующих?
В своё время у меня была статья «Бороться надо не с протестующими, а с бедностью». Сегодня, в связи с событиями 23 января 2021 года, возникла необходимость вновь вернуться к этой теме....
25 Января 2021