В. Букарский. Есенин и национал-большевистская интуиция эпохи

В. Букарский. Есенин и национал-большевистская интуиция эпохи

130-летие Сергея Есенина — повод взглянуть на его поэзию не только как на художественное явление, но и как на нерв эпохи, вобравший в себя её противоречия. Есенин не был философом или политическим теоретиком, но его слова и образы часто перекликались с тем, что в начале 1920-х годов артикулировали мыслители сменовеховства, евразийства и национал-большевизма Николая Устрялова.

Всем этим течениям было свойственно одно: попытка осмыслить Октябрьскую революцию не как случайную катастрофу, а как историческую судьбу России. Сменовеховцы утверждали: советская власть, при всей своей чуждости, становится продолжением русской государственности. Устрялов говорил о «красном патриотизме», о необходимости примирить национальное чувство с новой властью. Евразийцы строили философию особого цивилизационного пути России, не европейского и не азиатского, а синтетического.

Есенин, в отличие от них, говорил языком поэта, но внутренне двигался в том же направлении. Его путь от «печального скомороха» дореволюционной деревни до автора «Руси советской» — это путь принятия революции как судьбы. «Принял революцию» — так он сам определил своё состояние. Для него Октябрь был бурей, разрушающей старое, но не уничтожающей Россию: напротив, в огне перемен проступал новый лик Родины.

Как и устряловский национал-большевизм, есенинский взгляд сочетал два начала: патриотизм и революционность. Он не идеализировал большевиков, но признавал их власть как выражение национальной энергии. Его строки:

«Если крикнет рать святая:
„Кинь ты Русь, живи в раю!“
Я скажу: „Не надо рая,
Дайте Родину мою“»

— вполне могли бы стать девизом для всего лагеря сменовеховцев. Здесь Родина выше классовых делений, выше политических формул — она абсолют.

С евразийцами Есенина связывает чувство России как особого культурного мира. В его поэзии не раз возникает мотив «азиатской» стихии: степь, восточные образы, персидские циклы. Россия для него не только «берёзовый край», но и часть Востока, держава между мирами. Это то же сознание, что у Савицкого или Трубецкого: не Европа и не Азия, а новая цивилизация.

И, наконец, крестьянское измерение. Для Есенина крестьянство — не просто социальный класс, а душа народа. Именно оно должно было стать опорой обновлённой России. Сменовеховцы и национал-большевики тоже видели в деревне фундамент народного государства, в отличие от западного капитализма и городской мещанской культуры.

Конечно, Есенин не был доктринёром. Он страдал от утраты старого крестьянского мира, тосковал по уходящей деревне, но при этом верил: в новом времени всё равно проступит вечная Россия. Эта двойственность — трагическая и в то же время пронзительно честная — делает его созвучным тем, кто пытался примирить революцию с национальной судьбой.

В этом и состоит главное: Есенин оказался не только голосом уходящей деревни, но и пророком России XX века. Его поэзия перекликалась с национал-большевистской интуицией — принять революцию как данность, но удержать в ней вечную Родину.

И сегодня, спустя 130 лет со дня его рождения, мы слышим в его строках ту же формулу, что искали Устрялов и евразийцы: Россия может быть разной — красной, белой, крестьянской, индустриальной, — но она остаётся собой, и именно это делает её бессмертной.

«Мега-Ватник – канал Владимира Букарского»

Читайте также

О. Ясинский. Кто стоит за нападками на советскую историю? О. Ясинский. Кто стоит за нападками на советскую историю?
Не думаю, что в России происходит рост ультраправых настроений. Наоборот – есть заказная антикоммунистическая кампания, чтобы сдержать рост симпатий к СССР, сердцу нашей исторической памяти. Нынешняя ...
18 ноября 2025
Казахский блогер Аслан Толегенов осужден на 3,9 года заключения Казахский блогер Аслан Толегенов осужден на 3,9 года заключения
Аслан Толегенов был приговорён на закрытом суде к 3,9 годам заключения по обвинению в «разжигании розни» по более чем двумстам эпизодам. Многие наблюдатели и общественник считают такой приговор и сам ...
18 ноября 2025
А. Волынец. «По заветам декабристов» А. Волынец. «По заветам декабристов»
По Конституции Российской Федерации (пункт 7-й статьи 95-й) написано, что Государственная Дума состоит из 450 депутатов. А знаете, кто первый это придумал? Что депутатов именно 450? Не какое-то иное ч...
18 ноября 2025