В.А. Попович. Кто навязывает русинам кабалу?

В.А. Попович. Кто навязывает русинам кабалу?

11 ноября 2023 г. по ТВ шла передача о выдающемся советском полководце, генерале армии Н.Ф. Ватутине и обстоятельствах его гибели. Впервые на таком уровне было сказано: есть основания говорить, что к гибели советского полководца причастны мадьяры (венгерский офицер-снайпер). Одна из причин — месть полководцу. Суть в том, что из-за зверств творимых мадьярами на воронежской земле (малая родина Н.Ф. Ватутина) и не только, полководец сказал: «мадьяр в плен не брать». Если учесть то, что мадьяры мстительный народ, были верными вассалами Гитлера до самой Победы над фашизмом, эти доводы имеют почву.

Н.Ф. Ватутин родился 16 декабря 1901 г. Это один из самых талантливых полководцев Второй мировой войны (немцы называли его «Гроссмейстером»). Фронты, которыми командовал Ватутин, наступали быстрее и с меньшими потерями. До Победы ему дожить было не суждено: машина с генералом угодила в засаду «бандеровцев», он был ранен в ногу и умер в киевском госпитале.

В послевоенные годы о смертельном ранении командующего 1-м Украинским фронтом Николая Ватутина не принято было распространяться. Отделалась общими фразами: машину генерала «обстреляли по-разбойничьи, из-за угла, украинско-немецкие националисты»). Между тем Н. Ватутина в самых западной области нашей страны Закарпатье ценили и уважали. Так, на моей малой исторической Родине в советские времена колхоз носил имя генерала Н.В. Ватутина, здесь в центре села ему поставлен бюст, его именем названа улица. И так было повсеместно. Дружба наших народов России и Украины была крепка, хотя имелись и противоречия.

Гвоздь в крышку наших взаимоотношений забил не простой народ-труженик, а предатели – сторонники Запада, прежде всего США, Англии и Израиля. Они развалили Союз и поныне манипулируют мнением народа, нагоняя вражду и ненависть среди славян-братьев. Вот почему ищут поддержку среди ненавистников православных народов наподобие В. Орбана, Р.Т. Эрдогана, чьи предки веками гнобили славян. Не надо забывать, что главный аферист ХХ века, ограбивший и принёсший много бед нашим народам, Д. Сорос – венгерский еврей, таких там и ныне пруд пруди. Прошли многие века, а о последствиях дел агрессоров на Подкарпатье  и сражений русинов за свою независимость напоминают развалины былых замков.

Жизнь русинов за Карпатами, возле коварного соседа, была опасной и нелёгкой. Тем не менее, благодаря сплочённости народа им удалось выжить и сохранить свою веру, преданность предкам и своим корням. Закарпатье – прекрасный и цветущий край, где живёт гордый и свободолюбивый славянский народ, который не удалось сломить, и, хочется верить, не удастся и впредь. К сожалению, из-за непонимания или вражды не все это осознают.

По площади Закарпатская область занимает 12,777 тыс. кв.км., на 2013 г. в Закарпатье проживало 1 244, 900 чел., 76 наций и народностей. Около 80% русинов по праву считают себя четвёртой ветвью восточно-славянского народа. Русины, как и русские, украинцы и белорусы, происходят от древнерусского корня. Их быт, культура, традиции развивалась на удалении от центральных земель большой Руси. Несмотря на многовековую оторванность от Руси, они сохранили язык и самобытность. Здесь проживают венгры, русские, румыны, словаки, поляки, чехи и около 900 тыс. этнических русинов.

Закарпатье (Подкарпатье), как и вся Карпатодунайская область, это важный стратегический  и культурный перекрёсток между Востоком и Западом. Здесь веками жили многие этнические группы, развивалась культура, традиции, обычаи. Археологические раскопки подтверждают тесную связь закарпатцев с восточнославянскими племенами. Так, в VIII–IХ вв. Ужгород (областной центр) был известен как центр восточнославянского племени белых хорватов (1). В конце IХ начале Х веков он стольный град большого княжества, подвластного древнерусскому князю Лаборцу, погибшему в 903 г. при защите Ужгородской крепости (Гунгвара), от кочевых венгерских племен, двигавшихся в дунайскую низменность.

В летописях про поход князя Олега в 906 году на Царьград упоминается участие в нем белых хорватов – предков закарпатских русинов. В Х-ХI вв. Прикарпатье входило в состав Киевской Руси, а Ужгород был самым отдалённым городом на Западе Древней Руси (2). В разные периоды истории подкарпатцев называли: руснаками, угрорусами, карпаторосами, рутенами, русинами. На заре становления государственности восточных славян — Киевской Руси – эти земли населяли белые хорваты, а Чехию и Южную Польшу – «черные хорваты». Название территории также менялось: Закарпатская Русь, Подкарпатская Русь, Русская Крайнова (будучи в составе Венгрии), после вхождения в состав УССР (СССР) русинов стали называть украинцами, а край, где они веками проживают, Закарпатьем.

Будучи разделены Карпатами и политической границей, русины выпали из этнически-государственно-образующего процесса восточных славян, образовав свой этнос. Возникает вопрос о языке. Почему их язык не ассимилировался на протяжении веков? Живучесть русинского языка объясняется его близостью к церковнославянскому, который и сегодня употребляется христианами восточного обряда (православными и греко-католиками) в богослужении. Русины сильно привязаны к родовым корням, земле, на которой жили их предки, так было, так оно и сейчас. Это способствовало сохранению их при угорских, турецких, австро-венгерских и других завоевателях. В Подкарпатье и в наши дни соблюдаются многовековые традиции. Нигде в мире не встретите столько имен Иван и Мария, как в этих местах. А ведь издревле принято считать: коль говорим о Марьях и Иванах, имеем в виду Россию.

В годы австро-венгерского владычества, используя латинизированый этноним, русинов называли «рутены». К первой половине ХI века Закарпатские (Подкарпатские) земли входили в состав Галицко-Волынского княжества. Однако, воспользовавшись ослаблением Киевской Руси, венгерские феодалы в середине ХI века начали захват этих территорий, как и половцы. В 1086 г. орды под предводительством хана Кутеска дошли до Ужгорода, но взять Ужгородский замок не смогли. На протяжении ХI–ХIII вв. угорские (венгерские) феодалы захватив эти земли вытеснили русинов к подножью Карпат. Агрессор отбирал плодородные земли щедро раздавая их вассалам, на которых опирался. На этих землях хозяйничали такие знатные родовые фамилии, как Гунт-Позмани, Розгони, Амодей, Чака, Другети  и др.

Окончательное  включение Подкарпатья в состав Венгерского феодального королевства произошло в ХIII–ХIV вв. Грамоты зафиксировали обширную территорию восточнославянских поселений, захваченную врагом. Причина — Киевская Русь, будучи ослаблена междоусобицами, пала под иго татаро-монголов.

Жизнь крестьян была тяжелой, что приводило к бунтам и восстаниям. В 1315 г. ужанский предводитель П. Петенко (Петуня) возглавил восстание против венгерских угнетателей. В восстании участвовали все слои обездоленного населения. Восставшие обращались за помощью к Галицкому князю, так как до конца ХIII часть этого края входило в состав Галицко-Волынского княжества. Но разорённая татарами и раздробленная боярскими интригами Галицкая Русь не могла оказать помощь, восстание подавили.

В конце ХIV столетия в Закарпатье поселился  с войском подольский князь Ф. Корятович, ему передали город Мукачево и многие села. На землях русин стали оседать венгерские феодалы из династий Билкеи, Иловшаи, Довгаи  и др. Захватив плодородные земли, венгерские феодалы расселяли на них угорских крестьян, а коренное население теснить к предгорью Карпат. Русинов закрепляли за землевладельцами, как скотину. Так, в начале ХIV столетия сельским жителям запретили переходить от одного феодала к другому. Декретом короля от 1351 г. только феодалы имели право владеть землею, а крестьянин был обязан бесплатно работать на них. На бедноту наложили налог в размере десятой части от собранного урожая, наличия скота или имущества, платили налог и церкви. 3-4 дня в неделю, а то и шесть, крестьянин был обязан работать на хозяев. Их также  заставляли выплачивать королевский налог, который в 1405-1527 гг. был увеличен в 3,3 раза (3).

Эксплуатируя народ, феодалы богатели, строили дворцы и замки, а крепостные нищали. В ХIII-ХV столетиях построены замки в Мукачеве, Хусте, Виноградове (замок «Канка»), Королеве, Новицком, Середнем, Довгом, Вышковом и других местах. Административно-территориальной единицей была жупа, которую возглавлял жупан. Закарпатье было разделено на четыре жупы-комитеты: Березька, Ужанська, Угочанська, Мармороська.

В 1514 г. вспыхнуло восстание под предводительством Д. Дожи, но королевские войска одолели слабо вооруженных крестьян и жестоко расправились с ними. Многие населенные пункты вокруг Ужгорода, Мукачева, Берегова, Севлюша (Виноградова), Хуста, Солотвина, Тячева и других были объявлены «бунтарскими», население обложили двойной платой (контрибуцией) и обязали содержать войска феодалов (4). Жизнь русинов оказалась тяжелой, порой невыносимой. Многие участники восстания и сочувствующие им были убиты, посажены в тюрьмы, а Д. Дожа казнен. В 1514 г. ликвидированы остатки независимости крестьян, их прикрепили к земле.

В 1526 г. турецкие войска разгромили угорскую армию под Мохачем, захватив Угорщину, а западную часть – австрийские Габсбурги. Трансильванское княжество, куда входило и Мукачево, оказалось в вассальной зависимости от турецкого султаната. Русины месяцами бесплатно работали на феодалов, а солекопы Мармарощины оказались на положении каторжан. Им запретили оставлять шахты и бараки, где они проживали. В 1551 г. вспыхнуло восстание закарпатских солекопов, но широкого распространения не получило и было жестоко подавлено. В 1631 г. восстали жители Токаи. Бунты охватили территорию Словаччины и Закарпатья. Однако из-за стихийности, отсутствия координации борьбы, восстание было подавлено.

Начиная с ХVII столетия над русинами нависла угроза, исходившая от католической агрессии, поддерживаемой Габсбургами. С помощью православного духовенства и феодалов им навязали унию. Договор об этом был подписан в Ужгородском замке в 1649 г. С помощью унии хотели окончательно разорвать отношения закарпатцев с братьями на востоке и православием. Русины продолжали борьбу за свободу и веру, объединение с единоверцами. В ходе освободительной войны 1648-1654 гг., возглавляемой  Б. Хмельницким, и в составе Войска Запорожского сражались многие выходцы из Закарпатья, среди них И. Венгер, Х. Ференц, М. Угрин  и др. В Карпатах активизировалась борьба опришков, особенно в селах Быстрый, Ставному, Ужку, Поляне и других. Активно действовали отряды под руководством П. Варги, Ф. Фаркаша, И. Сивохопа и др., а посланцы Б. Хмельницкого приезжали в Мукачево, где вели переговоры о совместных действиях против Польши. В рукописном евангелии из села Великих Комъят есть запись, дотированная 1648 г.: «…По смерти … короля Владислава извойовали казаки Польшу… старшому казакови було имя Хмель»(5).

В ХVII столетии Угорщина освободилась от турецкого ига, но жизнь народа лучше не стала. В 1678-1685 гг. бушевало восстание под предводительством И. Текеи и И. Пинтею. Воспользовавшись смутой, Австрия окончательно захватила Угорщину и Закарпатье. Её войска жестоко расправились с восставшими. Летом 1711 г.  пал последний оплот восставших – Мукачево. Имущество крестьян, участвовавших в восстании, конфисковали и передали сторонникам новой власти. 

До 70-х гг. ХVIII ст. панщина регламентировалась только хозяином крепостных. Их без согласия отправляли в Угорщину, Словакию, Трансильванию, на различные работы в интересах феодалов. В 1744-1745 гг. в Закарпатье и Галичине возникали отряды борцов  под предводительством О. Довбуша. Центром восставших было Ясеня. В 1775-1778 гг. для крепостных сельских жителей установили панщину в размере 52 дней в год (кто имел тягловую силу), и 104 дня без нее. Но крепостные работали больше и были обязаны отдавать помещику девятую часть урожая, выращенного на своем наделе, десятую часть собранного винограда, десятую овцу, мед и воск с десятого улья, 2 куры, 12 яиц, одного телёнка (с каждых тридцати дворов).

Активно поддержку угнетателям оказывали униатские священники, принуждали русинов принимать униатство. В 1810 г. численность русин, принадлежащих к униатству, была 430 тыс. чел. Их доля в Венгерском королевстве составляла 5,4%. Недовольство крестьян ускорило буржуазную революцию 1848-1849 гг. под предводительством Ш. Петефи, где выдвигались политические и социальные требования. Для подавления восстания по просьбе австрийской монархии Николай I направил российские войска. Восстание было подавлено, но народ добился отмены крепостного права, а феодальные порядки заменили капиталистическими.

Наряду с ремесленным производством появилась фабрично-заводская промышленность, а с ней и рабочий класс. В 1898 г. впервые рабочие Ужгорода праздновали 1 Мая как День солидарности трудящихся. Состоялась первая крупная забастовка на мебельной фабрике «Мундус». Труженики  фабрики требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий работы. Революционные события 1905-1907 гг. в России подняли дух борьбы в Подкарпатье, вызвали массовые забастовки и демонстрации. Стачки и выступления рабочих и крестьян прокатились по всему  краю: в Ужгороде, Мукачеве, Великом Березном, Довгом, Заречье, Билках. Важное место в борьбе занимала интеллигенция: О.В. Духнович, И.А. Сильвай, О.И. Павлович, А.Ф. Кралицкий и др.

В результате ассимиляторской политики австро-венгерских властей в Подкарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень. Аналогичный процесс проходил в Германии – сокращение славяноязычных деревень было у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Померании. В 1810 г. в Подкарпатье русинских деревень было 776, в 1830 г. — 756, в 1880 г. – только 517 деревень. И все же, несмотря на ассимиляцию, эмиграцию за океан, численность русинов постепенно увеличивалась. Это связано, прежде всего, с увеличением рождаемости. Так, в 1810 г. русинов было 430 тыс., в 1910 г. 482 тыс., в 1930 г. 570 тыс., а в 1979 г. 978 тыс. чел. В то же время на территории Словакии численность русин уменьшилась. 

В годы Первой мировой войны симпатии русинов были на стороне русских войск, а царская армия получала поддержку коренного населения Галиции, Волыни, Буковины, Подкарпатской Руси. Ввиду этого австро-венгерские власти их преследовали, арестовывали, создавали невыносимые условия для проживания, ввели повсеместный террор, геноцид против русинов, подозревая их в русофильстве. Тысячи человек были арестованы, брошены в тюрьмы, концентрационные лагеря, многие расстреляны или повешены. Русинов обвиняли в сочувствии и помощи русским войскам. Осенью 1914 г. австро-венгерские власти отдали под суд около 800 русинов в населенных пунктах Воловец, Канори, Ясеня, Великий Бычков, Верхние и Нижние Ворота, Торуни и др.

Сторонников восточных братьев  бросали в концлагеря Талергоф и Терезин в Австрии. В их застенках погибли десятки тысяч русинов. Совершённый сто лет назад австро-венграми геноцид требует расследования и правовой оценки на международном уровне. Непосильные налоги и поборы привели к тому, что многие русинские села оказались на грани вымирания, начался голод. Так, по данным Мукачевской епископии, в январе 1918 г. 48 311 чел. Березьской жупы не имели средств к существованию и голодали. Начался массовый исход русинов в поисках работы: в США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие страны.

8 января 1918 г. американский президент В. Вильсон провозгласил 14 пунктов условий перемирия с противниками Антанты (Германией и Австро-Венгрией). В пункте 10 документа говорилось, что народам Габсбургской империи должна быть предоставлена возможность получения полной независимости. В июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских угро-русинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование на создание независимого русинского государства.

18 сентября 1918 г. президент Чехословакии Т.Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию о независимости своей страны, как Демократической Республики. 23 октября 1918 г. русинов приняли в среднеевропейский союз порабощённых народов, а в ноябре 1918 г. русины выступили за присоединение к Чехословакии с правом на самоопределение.

Решающее значение имело Народное Собрание трёх Подкарпатских Народных Рад, проходившее 8 мая 1918 г. в Ужгороде. На собрании учреждена Центральная Русская Народная Рада, принята резолюция, в которой говорилось: «Собрание всех Подкарпатских русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских угро-русских Рад присоединиться к Чехословацким народам на основе полной национальной автономии».

26 декабря 1918 года Угорщина провозгласила автономный статус края, а в начале 1919 г. чехословацкая армия заняла Подкарпатскую Русь. 23 апреля 1919 г. подготовлено прошение  к президенту Т. Масарику о принятии русинского края в состав ЧСР, а  10 сентября 1919 г. русины вошли в состав ЧСР на правах автономии. Окончательно статус территории подтверждён Трианонским договором. 29 февраля 1920 г. согласовано название, утверждён герб и пост земского губернатора.

В статье 48 Трианонского договора 1920 г. сказано: «Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию русинов на юге от Карпат». Таким образом, Подкарпатская Русь (введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.), вошла в состав Чехословакии  с правом на самоопределение и приобрела международное признание. Это положение никем не оспаривалось. Следует сказать, что многие земли, которые ныне входят в состав Венгрии и Словакии, принадлежали русинам, там они жили веками. Видимо, нынешние венгерские и словацкие правители мечтают поделить Закарпатье и поют в одну дуду. Им подпевает Румыния, также гнобившая русинов.

Русины с восторгом приняли победу Великой Октябрьской Социалистической революции в России в 1917 г. Из Советской России возвратились бывшие военнопленные. Они развернули активную революционную деятельность и начали борьбу за установление Советской власти. 21 января 1919 г. на съезде в г. Хусте 420 представителей от 175 населенных пунктов Закарпатья приняли решение добиваться воссоединения с Советской Украиной.

22-24 марта 1919 г. на большей части территории установлена власть Советов. Народная власть повысила зарплату на 25% и более, на фабриках и заводах установили рабочие советы, ввели 8-часовой рабочий день. Для защиты власти народа были образованы вооруженные силы Красной Армии Угорщины. В Закарпатье создавались национальные части – Русинская Красная дивизия, отдельный русинский батальон и другие. Летом 1919 г. провозглашена Словацкая Советская Республика.

Но свободная  жизнь русинов продолжалась недолго, ибо буржуазия, враги трудового народа с таким положением не смирились. Плохо вооруженные, почти босые, русинские и венгерские борцы за свободу стойко дрались. Но сила оказалась на стороне буржуазии. Совместными усилиями боярской Румынии и буржуазной Чехословакии задушили народную власть, жестоко подавили восстание, многие были убиты, оказались в застенках. Началась новая волна эмиграции. Восстание имело важное историческое значение, ибо по Сен-Жерменскому договору от 10 сентября 1919 г. Подкарпатская Русь вошла в состав буржуазной Чехословацкой республики (Советская власть просуществовала в Угорщине 133 дня, а в Закарпатье — 40 дней). Большой вклад в установление народной власти и создания компартии Закарпатья внесли В. Сепеши, И. Щербан, Д. Катко, Д. Звонар, М. Панько,  М. Логойда, М. Сидоряк, И. Локота, О. Борканюк, И. Туряниця и др. (6).

Русины массово покидали веками обжитые места. Так, на американский континент эмигрировала половина коренного населения Подкарпатской Руси — около 430 тысяч чел. Чтобы прокормить семьи, они вынуждено уезжали в страны Западной Европы и Америку. Среди тех, кто покинул родные места, уехал искать лучшую долю, были мои предки и многие односельчане: С. Попович, П. Грига, А. Грига, И. Козуб, М. Копча, В. Тесличко,  М. Шебела и др. Их судьбы сложились по-разному, счастья не нашли, сгинули навеки. В 1921 г. население Подкарпатской Руси составляло 600 697 чел., из которых 373 234 – русины, 102 998 – мадьяры (53% и 17%). Согласно тому же источнику, в ЧСР чехи составляли 46%, немцы — 28%, словаки — 13%.

В мае 1921 г. создана компартия Чехословакии, в состав которой вошли коммунисты Закарпатья. Работая в парламенте ЧСР, они вели борьбу с эксплуататорами за свое экономическое и политическое освобождение. Среди первых парламентариев от русинского края были И. Локота, М. Сидоряк, Е. Шафранко и другие.

Первым чехословацким губернатором Подкарпатской Руси стал Г. Жаткович, но из-за разногласий  покинул пост и уехал в Америку. Подкарпатскую Русь возглавляли:  П. Эренфельд (1921-1923 гг.), А. Бескид (1923-1933 гг.), А. Розсыпал (1933-1935 гг.), К. Грабарь (1935-1938 гг.). Территория делилась на три жупы: ужгородскую, мукачевскую и мармарошскую, а в 1927 г. 12 районов, с центрами: Берегово, Великий Берёзный, Волово, Иршава, Мукачево, Перечин, Рахов, Свалява, Севлюш (Виноградово), Тячево, Ужгород и Хуст. 

После сговора лидеров Франции, Англии, Германии и Италии в Мюнхене по сдаче немцам Судетской области судьба ЧСР была решена. 10 октября 1938 г. фашистская Германия оккупировала Судеты, Польша под предлогом защиты своих соотечественников ввела войска в Тешинскую Селезию, Венгрия потребовала передачи южной части Словакии и Закарпатья. В критической для чехов и словаков обстановке президент ЧСР Э. Бенеш подал в отставку и эмигрировал в Англию. Новым президентом Чехословакии стал сторонник Гитлера Э. Гаха, он устраивал фашистов.

19 октября под давлением немцев чешский парламент принял закон о создании автономной республики Словакия и передаче власти националистам во главе с католическим священником Й. Тиссо. Немцы признали это правительство. Парламент Словакии провозгласил  создание «независимой» Словацкой Республики, президентом стал Й. Тиссо.

26 октября 1938 г. Подкарпатская Русь получила название – Карпатская Украина, а 15 марта 1939 г. провозглашена независимость. Но через три дня фашистская Германия оккупировала чешские земли, а Венгрия – Закарпатье. В годы оккупации  венгерскими фашистами проводилась политика денационализации, арестов и убийств. К примеру, в Хусте фашистами расстреляно около 100 чел. Многие посажены в концентрационные лагеря. Коммунисты ушли в подполье, усилив борьбу, фашисты зверствовали. Так, в Кривськом концлагере, где находились сотни русинов, их по 40-50 чел. вывозили и расстреливали в районе Вилятинского моста, а тела сбрасывали в Тису.

Венгерскими фашистами арестовано и убито около 183 395 чел., из которых 114 982 чел. замучены, среди них много коммунистов. Полностью истребили евреев и цыган, веками проживавших в Закарпатье. Венгерские фашисты грабили народ, забирали его имущество. Так, ими отобрано 78,3 тыс. крупного рогатого ската, 2,4 тыс. коней, 25,6 тыс. свиней, 105,8 тыс. домашней птицы и другой живности и скарба(7). Наиболее жесткую борьбу вели коммунисты, среди них партийные вожаки в районах: Раховськом — В. Йонаш, И. Бойко, П. Думен; Севлюшськом (Виноградовском)  — И. Кормош, Ю. Онуфрий, Е. Киш, М. Габор; Иршавском — В. Фущич, А. Гудь;  Хустськом – М. Можарович, О. Тимко, О. Рущак; Перечинськом – И. Кедюлич, П. Сирко; Нижнеоверецьком – И. Гафинець, Ф. Бабинець, О. Грига и другие.(8).

С началом фашистской агрессии против Советского Союза развернулась партизанская борьба в тылу врага. В январе 1942 г. в районе Ясеня высажен десант для партизанской борьбы во главе с секретарем крайкома КПЧ О. Борканюком. Однако их группу арестовали и после жестоких пыток казнили в будапештской тюрьме Маргит–Керут (9). Несмотря на аресты и  расстрелы народ боролся против режима Хорти. В крае действовали подпольные группы и партизанские отряды, которые возглавляли А. Тканко, В. Русин, Ф. Патаки, Д. Уста, И. Прищепа, В. Хоменко, В. Буянов. Среди борцов с фашизмом были: Ю. Логойда, С. Чижмар, А. Лендел, В. Буянов, Й. Гавелка, И. Ловга, С. Лизанец и др. Активную помощь партизанам и подпольщикам оказывали жители Хуста, Виноградова, Чопа, Вилока, Нижнего Селища, Золотарева, Дрогового, Чернотисова и др. Около 300 борцов были арестованы и  зверски замучены в фашистских застенках.

В память о погибших поставили памятники в Ужгороде, Мукачеве, Берегове, Виноградове, Хусте, Великих Комъятах, Ясеня, Солотвине, Иршаве, Рахове других городах и селах Закарпатья. Так, в г. Чоп установили обелиск над братской могилой с надписью: «Своим освободителям, доблестным воинам Советской Армии от жителей Чопа»(10).

Осенью 1944 г. войска 4-го Украинского фронта под командованием генерал-полковника И.Ю. Петрова начали наступление на Карпатские перевалы. Несмотря на сопротивление врага, войска 1-й гвардейской армии под командованием генерала А.А. Гречко, 18-й армии генерала Е.П. Журавлева, 17-го гвардейского корпуса генерала А.И. Гастиловича овладели г. Раховом и Ясиня. 24 октября освобождены города Хуст и Севлюш (Виноградово), 26 октября Мукачево и Берегово. 27 октября начались бои за Ужгород.

Население с цветами встречало своих освободителей. Многие русины вступали в ряды Красной Армии, становились разведчиками и проводниками на местности. За 2,5 месяца сражений в этих краях фашисты потеряли 66 240 солдат и офицеров убитыми, 28 000 попали в плен, захвачено много оружия и боеприпасов. Большой вклад в борьбу с фашизмом внесли русины, воевавшие в составе Чехословацкого корпуса под командованием генерала Л. Свободы и добровольцы. В обращении органов народной власти к трудящимся подчеркивалось: «Наш народ должен внести и внесёт на алтарь победы свою лепту военных усилий, военного мужества и ратных подвигов во имя свободы и счастья своей Отчизны. Все, кто способен носить оружие, добровольно вступайте в ряды нашей освободительницы — Красной Армии»(14). Среди тех, кто ушел отстаивать свободу и независимость, были Э. Лукашов, М. Копча,  Ю. Герич, З. Шомоди, И. Кузьма, Э. Грига, А. Козуб, П. Лугош, Ю. Роман, В. Роман, В. Потокий, М. Потокий, С. Вайда, И. Попович, А. Попович, А. Долишняк, М. Исак, П. Кобаль и тысячи др.

Русины составляли основной костяк 1-го Чехословацкого армейского корпуса в СССР. Из 1696 солдат запасного полка и резервной роты в Бузулуке 1422 были русины. В составе чехословацкой военной части, сражавшейся за деревню Соколово, 27% были русины, а в боях за Киев – 63%. До перехода границ ЧСР в корпусе насчитывалось 7100 русинов, а к апрелю 1945 г. – еще 5349 человек. Так, только из села Великие Комъяты добровольно вступили в ряды Красной Армии 108 чел., 13 сражались в Чехословацком корпусе Л. Свободы. Русины внесли достойный вклад освобождения от немецкого и хортистского фашизма. Многие пали смертью храбрых. Немало награждены орденам и медалями, а уроженец Закарпатского села Дуловое С.М. Вайда стал Героем Советского Союза. Большую помощь в становлении Советской власти, создании государственных и общественных структур в Закарпатье оказывали Л. Брежнев, П. Иващенко, С. Юдин и др. Недалеко от Ужгорода на границе с нынешней Словакией стоит монумент советского солдата в бронзе, а рядом памятный камень, на котором высечены слова: «Здесь были завершены бои советских войск за освобождение Украинской ССР от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны» (11).

В средине октября 1944 г. в городе Мукачеве проведена партийная конференция, в которой приняли участие 294 делегата, представлявшие 3-тысячный отряд коммунистов края. В постановлении конференции говорилось: «Наш народ верил в вооруженную победу Красной Армии над фашистскими полчищами, ждал ее как дети ждут свою мать. Он глубоко верил, что после разгрома фашистской Германии и ее союзника Угорщины будет, наконец, исправлена историческая несправедливость и Закарпатская Украина воссоединится с Советской Украиной» (12). Здесь хочется подчеркнуть, что русины пожелали воссоединиться не с бандеровцами, а Советской Украиной. Поэтому русины никогда не согласятся с теми, кто тянет их в объятие Западной Европы и США, в ярмо капиталистического рая, где для них уготовлена участь: чернорабочих, садовников, служанок, шофёров, прислуги у богачей, выносить параши за престарелыми немцами, французами, англичанами, американцами, и удовлетворять их скотские потребности.

Рабочие и крестьяне выступили за воссоединение Закарпатья с СССР — Советской Украиной. Коммунистическая партия Закарпатской Украины, была организационно создана на I Краевой конференции в ноябре 1944 г. Партийные организации пополнялись достойными людьми, активистами из числа рабочих, крестьян, интеллигенции. Так, в ноябре 1944 г. только в Ужгородской городской партийной организации насчитывалось 16, а в апреле 1945 г. 37 первичных партийных организаций, на учёте которых было 800 коммунистов (13).

12 ноября 1944 г. трудящиеся Ужгорода рассмотрели вопрос об избрании новых органов власти. На массовом митинге города одобрено обращение к правительству Советского Союза, в котором высказывалась просьба воссоединить Закарпатскую Украину с Советской Украиной (подчеркиваю, с Советской Украиной): «Мы, — подчеркивалось в петиции, — обращаемся к вам с просьбой освободить нас, закарпатских украинцев, от великих мук и страданий, взять наш народ под свою защиту, помочь нам воссоединится с народом Советской Украины… ибо только в ее пределах мы сможем найти все условия нашего духовного и материального процветания»(14).

18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся православный съезд, на который избраны лучшие представители трудового народа. Его делегатами были 23 православных священника, ученые, общественные деятели, в т.ч.: Г. Геровский и П. Линтур. Съезд принял обращение к главе Советского государства И.В. Сталину, в котором  говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину в состав СССР в форме: «Карпаторусская Советская Республика». Желания и мечты предков русин всегда были в том, чтобы земля за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но поработители русин всегда тому препятствовали. Таким образом, русины целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 г. Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего русинского народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве. Воля карпато-русского нашего народа: хотим раз и навсегда связать свою судьбу с судьбою наших соплеменников  СССР и  определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза». 

Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в которую вошли все, подписавшие письмо И. Сталину.

Днем раньше в Мукачеве состоялось общее собрание делегатов местных комитетов — о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Г. Геровский (1906-1959) был председателем собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации. 

На следующий день после Православного съезда, то есть 19 ноября, там же в Мукачеве состоялась Первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: «Про возъеднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу». Было принято решение о создании Коммунистической партии Закарпатской Украины (КПЗУ). Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов по всему краю. 25 ноября 1944 г. в Ужгороде состоялся общегородской митинг, на котором  дан наказ делегатам и высказаны пожелания: воплотить его в жизнь на съезде Народных комитетов. В резолюции подчеркивалось, что закарпатцы столетиями были оторваны от своей матери-отчизны; обреченные на голод и вымирание, никогда не покорялись врагам, повседневно вели борьбу за свое освобождение. Люди всей душой, мыслями стремятся к объединению с братьями и хотят выявить свою волю, решить свою судьбу, осуществить свои многовековые мечты и надежды.

Съезд состоялся 26 ноября 1944 г., на нём делегаты высказались за воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной (то есть  СССР).  На основании декрета Народного Совета Закарпатской Украины от 5 декабря 1944 г. (создан на I съезде Народных комитетов в ноябре 1944 г.) началась национализация заводов, фабрик, шахт, банков, транспорта, учебных и культурных учреждений. Трудящиеся взяли под контроль большинство частных предприятий, фабрик,  других  заведений  и приложили усилия для их эффективной работы. Большую роль в этом сыграли профсоюзы. На заводах и фабриках Ужгорода и других городах были избраны фабрично-заводские комитеты с правом рабочего контроля, установлен 8-часовой рабочий день, ликвидирована капиталистическая система оплаты, а труд стал почётной обязанностью каждого человека.

На промышленных предприятиях и учреждениях проводились собрания, митинги, сходы, на которых одобрялся Манифест о воссоединении Закарпатья с СССР. Свое согласие граждане скреплял собственноручно. В последующем Народный Совет Закарпатской Украины принял декрет о национализации всех промышленных предприятий, где работало 15 и более человек. Для наведения правопорядка и обеспечения охраны государственного имущества, соблюдения прав граждан были созданы народная милиция и суды. 3 мая 1945 г. в Ужгороде открыта фельдшерско-акушерская школа с трехгодичным сроком обучения, 10 мая открыта музыкальная школа, а в семинарии готовили учителей начальных школ на родном языке. Для желающих получить высшее образование 20 июля 1945 г. открыт Ужгородский государственный университет.

7 декабря 1944 г. в Москву прибыла делегация из Закарпатья, которой был оказан пышный прием. В Московской патриархии делегацию принял митрополит Алексий, управляющий Московской епархией митрополит Николай, экзарх Украины митрополит Иоанн и архиепископ Ярославский Алексий. Руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию. 

26 декабря 1944 г. в «Закарпатской правде» опубликована статья «Встреча с отцом Феофаном». В ней говорилось, что до настоящего времени православные подчинялись Сербскому Священному Синоду, который серьезно поддерживал русинов, от всей души, но с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает: церковь должна перейти к Московскому Священному Синоду. На встрече с Патриархом Алексием делегация еще раз напомнила, что ее члены «решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР». Но об этом в газетной статье не упоминалось. Предстоящая канонизация архимандрита Алексия (скончался в 1947 году), станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.

Несмотря на старания греко-католиков, Карпатская Русь начала сбрасывать униатское ярмо в конце XIX века. Даже австро-венгерский геноцид не смог остановить этот процесс. Православные христиане мадьярской части Австро-Венгерской империи находились в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 20-е годы Сербия стала «Второй Россией». Эта братская страна оказывала всяческую поддержку русинам. Сербская Церковь в Карпатской Руси была уважаемой, особенно в период служения епископа Нишского Досифея. После многовекового ватикано-униатского гнёта это был первый православный епископ на Подкарпатской Руси. В 1921 г. Досифей прибыл на Карпаты, и около миллиона прихожан покинуло унию и вернулось в православие. Опорой Досифея стал архимандрит Виталий (бывший наместник Почаевской Лавры), знаменитый миссионер и лидер правых русских партий, ученик митрополита Антония (Храповицкого).

Чешское правительство всячески поддерживало унию с целью спровоцировать раскол в Православной Церкви. Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) — сторонник «реформации» — пытался подчинить себе православных христиан Чехословакии, назначил туда архиепископа Сазватия. Однако авторитет епископа Досифея, архиепископа Алексия (Кабалюка), отца Виталия (Максименко), сплоченность карпатороссов, помощь со стороны братской Сербии позволили нейтрализовать эти действия. Во время Второй мировой войны епископ Досифей попал в плен к хорватским усташам. Озверевшие католики жестоко обращались с ним, избивали, таскали за волосы по улицам Загреба. Не выдержав издевательств, владыка умер от пыток.

Выполняя волю трудящихся, правительство СССР начало переговоры с Чехословакией о Закарпатской Украине. 29 июня 1945 г. был заключён межправительственный договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Руси и русинах. В ст. 1 договора сказано: «Закарпатская Украина» (согласно Чехословацкой Конституции, «Подкарпатская Русь»), на основании Договора от 10 сентября 1919 г., заключенного в Сан-Жермен, вошла в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики … включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики».  

29 июня 1945 года  подписано соглашение о присоединении Закарпатья к УССР. Оно ратифицировано 1 сентября 1945 года, а договор о границе подписан 22 ноября 1945 года. 4 апреля 1946 года произошёл обмен территорией с ЧСР, и Подкарпатская Русь стала неотъемлемой частью Советского Союза. Таким образом, была ликвидирована историческая несправедливость и русины стали советскими гражданами, начали работать на экономическое, национально-культурное процветание своего края. Многовековая борьба увенчалась успехом. Воссоединены братские народы в переделах тогдашней Украинской ССР – составной и неотъемлемой части Союза Советских Социалистических Республик.

22 января 1946 г. Президиум Верховного Совета Украины принял постановление «Об образовании Закарпатской области в составе УССР». Таким образом, суверенная русинская республика с президентом и органом законодательной власти — Народной Радой — без всякого волеизъявления народа была ликвидирована и присоединена к Советской Украине как область.

Подкарпатская Русь юридически и фактически вышла из состава Чехословакии в ноябре 1944 г. как суверенное государство. Первый съезд народных комитетов суверенной Республики Закарпатская Украина избрал высший законодательно-исполнительный орган государства — Народную Раду Республики Закарпатская Украина, которая и была обязана осуществить решения съезда о воссоединении с Советской Украиной. Народная Рада конституировала государственность, создавая необходимые институты (ее постановлением от 18 ноября 1944 г. был создан Суд Закарпатской Украины, а декретом № 27 от 12 января 1945 г. утверждена присяга госслужащего Закарпатской Украины и др.). Несмотря на это, 25 июня 1945 г. СССР и Чехословакия подписали Договор «О Закарпатской Украине» (без участия присоединяемого государства), по которому Закарпатская Украина присоединена к Советскому Союзу.

Для оказания помощи в развитии народного хозяйства из разных регионов Советского Союза в Закарпатье были направлены многие специалисты: инженеры, техники, медики, преподаватели, учителя и другие. Отношение к ним со стороны местного населения было уважительное. Биография прибывших была обширной: Москва, Ленинград, Горький, Баку, Харьков, Донецк, другие города и регионы страны. Только в Ужгород прибыло около 350 тыс. специалистов разных профессий(15). Находясь в составе единого государства — СССР – вопрос не возникал о соблюдении этих, мало интересующих людей, юридических тонкостей.

Советские русины не знали, что такое безработица, как их предки, скитавшиеся в поисках куска хлеба по Европе и Америке. Но ситуация коренным образом изменилась после развала СССР и самостийности Украины. С каждым годом жизнь становится хуже и  хуже. Заводы, фабрики, колхозы, совхозы пошли «под нож»,  люди лишились работы, стали никому не нужны, изгоями на собственной земле. Русинов можно встретить не только в Западной Европе, Южной и Северной Америке, Азии, но даже в Африке и Австралии, однако больше всего их в родной по духу и вере России. Чтобы прокормить семью, выжить, около 300 тыс. русинов постоянно находятся за приделами родного края. Это почти половина трудоспособного населения Закарпатья.

С развалом Советского Союза и стремления нынешних властей Украины оторвать русинов от единого славянского пространства, эти вопросы имеют важное значение. В «незалежной Украине» судьба древнего православного карпаторусского народа, более тысячи лет сохранявшего свою культуру и государственность, сложилась трагически. Русинов подавляют, карпаторусский народ лишён всех национальных прав.

Большинство Подкарпатских русинов хотят жить вместе с украинским, белорусским и великим русским народом, в единой братской семье. Им чужд Запад и США в понимании бандерофашистов. Многие политики и ученые высказывают мнение, что карпатороссы были насильственно украинизированы, и эти разговоры не беспочвенны. Так, без согласия русинов их назвали украинцами. Несогласных притесняли, арестовывали, сажали в тюрьмы. В Закарпатье украинизировано около 500 школ, в заключение отправлено 187 тыс. русинов. Готовилась депортация этого абсолютно прорусски настроенного народа, который, в отличие от галичан, практически не имел профашистских формирований, наоборот, русины тысячами бежали в СССР, чтобы бороться с Гитлером, Хорти, Тисо и Антонеску.

Русины – мирный народ и чужого не требуют. Они веками стремились к автономии, ибо этого заслужили  многовековой борьбой за независимость и право жить в дружбе с братьями славянскими народами. Русинам чужда ксенофобия, их ориентиры на Восток, но их силой толкают в объятие вечных недругов. Закарпатье – цветущий край, знаменитая Говерла, вершины Карпат, зелёные ковры полонин, быстрые реки и неповторимые живописные долины. Это большие лесные массивы, сады и виноградники, сотни целебных минеральных источников, мягкий, богатый кислородом климат и доброжелательный, гостеприимный народ. В годы Советской власти здесь было построено десятки курортов, санаториев и домов отдыха,  где лечились сотни тысяч граждан из всего Союза (16). Люди хотят мира, а не слёз на похоронах погибших в братоубийственной войне.

С развалом Советского Союза около 500 тыс. русин проживающих в Закарпатье, теряют свою самобытность, подвергаются притеснениям со стороны националистов, здесь нет национальных школ, газет, театров, поэтому русины стали объединяться. Интеллигенция создала в Ужгороде Общество Подкарпатских русинов (ОПКР) цель которого – восстановить русинскую национальность и культуру. Однако если создание обществ представителями других народов Закарпатья воспринимается как должное, то русинов – наоборот. Собравшаяся в Праге 27 октября 1990 г. группа единомышленников, объединённых общностью интересов, учредила Общество друзей Подкарпатской Руси.

Настало время восстановить историческую справедливость, дать возможность русинам  быть хозяевами родного края, способствовать развитию языка, культуры, искусства, восстановить культурное наследие, этого заслужил народ четвертой Руси. Надо прекратить притеснение и гонения на интеллигенцию, дать возможность распоряжаться местными кадрами, остановить антирусскую пропаганду в украинских СМИ, наладить тесные отношение с русинскими организациями за границей. Борьбу русинов за свои права должны поддержать на всех уровнях,  включая ООН. Стремление народа к свободе, быть хозяином на родной  земле, хранить и приумножать традиции славян и православие, это естественно и благородно.

Выступая в 1998 г. на Всеславянском съезде, председатель Общества русинов Чешской республики Р. Матола сказал, что около двух миллионов русинов живет в Чешской Республике, Словакии, Польше, Мадьярщине, Югославии, Румынии, но более всего в бывшей Подкарпатской Руси (Закарпатье). Их жизнь по-прежнему убогая, и только в Югославии — в Бачце-Бановине в области Нови-Сад, русины имеют условия для всестороннего национального и культурного развития. Живучесть языка русинов в том, что церковнославянский язык остается в употреблении Русской, Украинской, Белорусской, Болгарской, Польской, Сербской и других Православных Церквей. Но греко-католики (Галичина, Словакия, Чехия, Польша) ввели в употребление локальные национальные языки. Там, где это произошло, проходит активная ассимиляция русинов с национальностями тех государств, где проживают. Это стало заметно в Венгрии, Словакии, Польше, Закарпатье. Как отмечает Е. Жупан, заместитель председателя Общества Подкарпатских русинов, мало того, что русинам не вернули их национальность, но в 1996 г. кабинетом Министров Украины за № 176/34 принят «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», который является попыткой ликвидации русинов и был осужден во многих странах.

В мае 1998 г. в г. Праге проходил 43-й Европейский Конгресс «Национальные меньшинства и Европейское единство». В его работе приняли участие и представители русинов  — председатель Общества карпатских русинов профессор И. Туряница и Е. Жупан. Из Пряшевской Руси, входящей в состав Словакии, прибыл министр иностранных дел Временного правительства Подкарпатской Руси Т. Ондрик. Выступившие на конгрессе подчеркнули, что «после распада СССР Украина объявила себя демократическим государством», однако продолжает игнорировать русинский народ. Отдельные ученые-филологи искажали слова, близкие великорусскому наречию, вводили в оборот новые или польские. Это, казалось, безобидное занятие не прошло бесследно. Так, харьковский филолог Г. Геращенко отмечает, что в начале ХIХ в. украинское наречие было понятно русскому на 90%, а ныне на 20-30%, и этот процесс искусственного удаления продолжается (17).

В 1944 г. русины с радостью и цветами встречали своих братьев-освободителей – Красную армию. Выходит, недолго светило солнце с востока. Это планы сионистов США, Англии, Израиля, Германии и их пособников на Украине и в России. Невольно возникает вопрос, кто навязывает русинам Закарпатья кабалу и новых угнетателей? Неужели около 600 лет мадьярского ига было мало?

Надо опомниться, осознать всю опасность, нависшую над нашими народами. Негоже братьям убивать друг друга в интересах капиталистического жулья, насильников и грабителей наших братских народов.

Литература:

1. Байрак Я.М., Федака П.М. Закарпатский музей народной архитектуры и побуту. Изд. Карпаты. Уж. 1986. с. 11.

2. Ужгород (Путеводитель), изд. «Карпаты». Уж. 1978. с.25-29.

3. Маркуш В.М. Крестьянская война в Венгрии и Закарпатье в 1514 г. – Научные труды УГУ. 1952. т., с.8.

4.История селянства УССР, т.1. К.. 1967. с. 94.

5.История городов  и сел УССР. К. 1969. с.15.

6.Там же. с.34-35.

7.Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. 4. М., 1946, с. 410-411.

8.История городов  и сел УССР. К. 1969. с.51.

9.История Украинской ССР. т. 2, К., 1967. с. 609.

10. Макар Ю.В. Чоп (путеводитель). Уж. изд. «Карпаты». 1980. с. 11-12.

11. Кушнир Б.Г., Угляй А.И. Ужгород. изд. «Карпаты», 1990. с. 33

12.«Закарпатская правда», 1944, 21 октября.

13.«Правда»,  №60, 2013, 7-10 июня.

14. Гранчак И.М., Палек В.В. Город над Ужем. Уж. 1984. с. 104-105.

15. Советско-чехословацкие отношения во время Великой Отечественной войны. М., 1960. с. 271-272.

16. Торохин М.Д., Денисюк В.Д. Здравницы Карпат. Уж. 1975. с. 10.

17. Московский комсомолец,  26 сентября 2014 г.

В.А. ПОПОВИЧ, член Президиума ЦС РУСО, член-корреспондент Академии наук и искусств, профессор, писатель и журналист

Источник: «РУСО»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024