Уничтожение МХАТ продолжается

Уничтожение МХАТ продолжается

Ситуация, сложившаяся в Московском Художественном академическом театре имени М. Горького после увольнения с поста его художественного руководителя Татьяны Дорониной, по-прежнему продолжает привлекать напряжённое внимание всех, кому дорога русская культура. Под угрозой полного «переформатирования», а фактически уничтожения оказался театр с выдающимися традициями, ставший символом реалистического, психологического искусства.

О происходящих здесь разрушительных процессах, связанных с новым худруком Эдуардом Бояковым, «Правда» уже многократно писала. Немало острокритических материалов появилось и в других изданиях. Но происходят ли в результате этой критики хоть какие-то перемены к лучшему?

Ответ журналисты, заполнившие просторный зал «МК», хотели получить на пресс-конференции, организованной артистами МХАТ, которые противостоят неприемлемым, по их убеждению, действиям Боякова. И ответ был дан. Увы, неутешительный.

Кто же они, «раздувшие этот скандал»

Прежде всего надо сказать о причинах и характере конфликта, разгоревшегося в конце концов между новым руководителем и частью труппы. Что в основе? Личные, или, как говорится, шкурные, интересы каких-то бездарных артистов-неудачников либо всё-таки нечто совсем иное, гораздо большее?

Бояков сразу же истолковал всё вполне однозначно: «Пятеро неликвидных, нездоровых актёров раздули этот скандал». Так крупным шрифтом было напечатано в «Комсомольской правде» от 26 июня с.г. и повторяется им до сих пор.

А поводом тогда послужило первое публичное выступление «оппозиционеров». Я-то, откровенно говоря, удивляюсь, как долго люди терпели, глядя, куда по воле Боякова покатился родной для них и любимый театр. Нет, в коллективе про это они говорили, да всё бесполезно. Обращения в министерство культуры (не только актёров, но и зрителей!) тоже не дали ничего.

И вот, поняв, что беда с каждым днём нарастает, решили: надо обращаться «на самый верх». Тогда, собравшись на ступеньках театра, записали они 19 июня своё видеообращение к президенту В.В. Путину, поскольку как раз шла подготовка к его «прямой линии» на ТВ.

Об этом «Правда» тоже писала (см. статью «Спасти МХАТ и Татьяну Доронину» в номере от 27 июня). Так вот, те же люди, которые инициировали видеообращение, теперь организовали пресс-конференцию. Кто они? «Неликвидные, нездоровые актёры», как обозвал их Бояков?

Ложь! Всех, кого я увидел в президиуме этой встречи, следует отнести к ведущим артистам театра. Заслуженные артисты России Лидия Матасова, Андрей Чубченко, Александр Титоренко, Юлия Зыкова, артист Антон Наумов… Заняты в ответственных ролях, успешно играют во многих спектаклях.

— У меня, как правило, всегда было по 12—16 спектаклей в месяц, — сказал А. Титоренко, — а бывало у нас и больше.

Такой, представьте себе, «неликвид»…

Их, недовольных, всего пять? Тоже неправда! Недовольных много. На пресс-конференции было сказано: более половины труппы. Причём, как подчёркивалось, особенно беспокоит их судьба театра.

— Почему же не все протестуют? — был задан вопрос.

— К сожалению, боятся, — ответил Андрей Чубченко. — И не беспричинно. Реакция Боякова абсолютно предсказуема, да он её и не скрывает. Наглядный пример — отношение к тем, кто уже посмел возвысить голос против его деяний. Вместо того чтобы задуматься и хоть что-то рациональное из критики учесть, мы слышим одно: угрозы увольнения. Тем более что эту процедуру он упрощает. Если при Татьяне Васильевне у всех у нас был бессрочный контракт, то теперь вводится срочный, и сократить любого можно очень легко. Кстати, со мной и с другими перед этой конференцией у Боякова состоялись внушительные беседы. Так что, придя сюда, чувствуем мы себя камикадзе.

Именно поэтому Чубченко, как и Титоренко, оговаривается: не берёмся осуждать многих своих товарищей. У кого-то малые дети или престарелые родители, у кого-то ипотека, театральное общежитие и так далее. Каково быть уволенным?

Я тоже это понимаю. Оттого ещё большее уважение, даже восхищение вызывают артисты, пришедшие на эту пресс-конференцию и открыто поддерживающие их в коллективе. Верность подлинному искусству в сочетании с гражданским мужеством дорогого стоит.

Но как защитить тех, кто в этом нуждается? Ведь они встали за правду, а их в отместку лишают ролей и не предлагают новых, спектакли с участием неугодных оттесняются на второй и третий план…

Всего из коллектива в целом, включая подсобные цеха и службы, как сообщила Лидия Матасова, уволено уже более 70 человек. Что касается лично её, то недавно «обрадовали»: она больше не будет играть самые любимые свои роли — Раневскую в «Вишнёвом саде» и мать Базарова в «Отцах и детях».

Обман к добру не ведёт

Лидия Леонидовна Матасова выступала на пресс-конференции первой, а поэтому сочла необходимым вернуться к началу декабря прошлого года, когда решался вопрос о дальнейшем руководстве МХАТ имени М. Горького. Как известно, Татьяне Васильевне Дорониной предложили тогда должность президента театра, убеждая, что это требуется для спасения МХАТ (иначе, мол, он будет слит с двумя другими коллективами). А ещё веским аргументом для неё стало то, что творческое руководство сохранится за президентом.

Но её обманули! Когда появился новый вариант устава театра, оказалось, что звание президента по существу формальное: Дорониной уготовано быть в полном подчинении Боякова, а решающего влияния на творческий процесс она лишена.

Вот что вызвало настоящий шок у великой актрисы и выдающегося театрального деятеля! А дополнилось всё тем, что, явившись на спектакль «Васса Железнова», Бояков со своими подручными по окончании его даже не сочли нужным прийти за кулисы, поговорить с Татьяной Васильевной, преподнести ей цветы.

В общем, все пышные бояковские заверения с разных трибун о том, как высоко он ценит и уважает талант Татьяны Дорониной, тоже обернулись наглым обманом. И Матасова, и Юлия Зыкова, и другие выступавшие приводили поразительные факты демонстративного унижения новым начальником того, что сделала эта великая подвижница для спасённого ею театра.

Особенно противно многим слышать и читать повторяемую ложь с целью возвысить себя в противовес Татьяне Васильевне. Ну, например: при Дорониной, дескать, ставился всего один или полтора-два спектакля за сезон, а вот у нас!.. Хотя под руководством Дорониной ежегодных премьер было больше, чем осилили при Боякове, а про качество и говорить не приходится.

В облыжных обвинениях прежнего художественного руководителя присоединились к Боякову и доброхоты-лизоблюды, которые, как известно, в подобных обстоятельствах всегда находятся. Вот на все лады муссируется и всячески преувеличивается тема долгов театра. Проблемы такого рода были. Однако экономическое положение МХАТ за последнее время не ухудшалось, а улучшалось.

— Когда мы с этим стали конкретно разбираться, — говорила Л. Матасова, — то выяснилось, что 2018 год был для нас самым эффективным. Театр перевыполнил госзадание на 24 миллиона рублей и почти на 20 тысяч зрителей. И знаете, какой была заполняемость нашего зала, в котором 1350 мест, включая неудобные? Приведу некоторые показатели, и вы увидите, что нередко они превышают 95 процентов и приближаются к 100.

Матасова выразила уверенность, что, если бы Татьяна Васильевна оставалась руководителем МХАТ, достигнутый успех обязательно был бы закреплён и превышен. Гарантия тому — отлаженная и продуманная работа коллектива, тщательно отобранный репертуар. Но Дорониной не дали даже доработать полгода до завершения трудового договора — и нормальная творческая жизнь в театре прервалась.

— Мы должны были поставить «Варваров» М. Горького, «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса, ряд других произведений отечественной и мировой классики. Но вместо этого у нас возник… «Последний герой».

Какие вам традиции!

Этот самый «Последний герой» стал одиозным знаком «новой драмы», ярым фанатом которой в реальности заявил себя Бояков. Придя во МХАТ, он много говорил об уникальных традициях этого театра и о том, как бережно будет их сохранять. На деле же всё обернулось иначе.

Вот начал с пьесы, в которой из каждой страницы пришлось вычищать матерщину. Но дерьмо в золото не превратишь. Всё равно разлились на сцене грязь и пошлость. И зрители на премьере кричали: «Позор!»

— А с мнением Дорониной хоть в какой-то мере Бояков считается? — спросили из зала.

— Ни в какой. И не намерен считаться, о чём уже не единожды заявил: «Я руководитель театра. Точка».

С болью рассказывали актёры об очевидной неприязни Боякова к своей предшественнице на посту руководителя. Когда ей стало известно, что он собирается «обновлять» легендарный спектакль В.И. Немировича-Данченко «Три сестры», поставленный в 1940 году и возобновлённый Татьяной Васильевной, она позвонила ему и попросила без неё ни в коем случае этого не делать. Но он не внял — вводит новый состав. Даже не один, а сразу три!

— Такое впечатление, что Эдуард Владиславович жаждет уничтожить в театре всё, что так или иначе напоминает о Дорониной, — сказал Андрей Чубченко.

Вот в костюмерной висела памятная и очень дорогая для него афиша, где на фото он вместе с Татьяной Васильевной в сцене из спектакля «Без вины виноватые». Как-то заглянул сюда Бояков, и в результате афиша оказалась сорванной. Растоптанная, она валялась на полу. А худрук потом крайне раздражённо прочитал нотацию артисту про «беспорядок».

На пол кучей свалили и все фотографии, составлявшие в фойе выставку, посвящённую Т.В. Дорониной, а также другим корифеям МХАТ. Стали неугодны! Доронинские афиши, красовавшиеся на тумбах перед зданием театра, тоже исчезли. Вот до чего не желает видеть её Эдуард Владиславович!

— В фойе Бояков теперь устраивает «культурно-досуговый центр», — рассказывают актёры. — Это согласно его проекту «Открытые пространства». Приходите, желающие, с утра и занимайтесь, например, йогой или танцами. А сцену он всё больше собирается сдавать в аренду под антрепризные спектакли. Только непонятно, останется ли при этом что-нибудь от МХАТ. Судя по всему, ничего.

Оказался совсем не на месте

В театре Дорониной быстро заметили, что Бояков неохотно, а главное — неумело занимается основным театральным делом — спектаклями. С гораздо большим увлечением и удовольствием ищет для себя что-то побочное и полегче, вроде этого самого «культурно-досугового центра» или организации каких-либо фестивалей на стороне.

Есть у него данные продюсера, менеджера, что проявилось, к примеру, при основании театральной премии «Золотая маска». Но вот назначение его художественным руководителем во МХАТ те, кому истинно дорог уникальный театр, считают крупнейшей ошибкой министерства культуры и всех, кто причастен к этому.

Об извилистом, скользком, туманном и во многом странном жизненном пути этого человека уже немало известно. Писала о нём и «Правда». Однако можно подумать, что в министерстве культуры ничего этого не знают. Во всяком случае, артист МХАТ Антон Наумов взялся к пресс-конференции ещё раз досконально изучить, как жил и чем занимался Эдуард Бояков до направления его во МХАТ. Взялся, чтобы привлечь более пристальное внимание руководителей культуры к данной личности.

Главный его вывод таков: «Эдуард Бояков не имеет соответствующих занимаемой должности образования и опыта работы». В 1990 году он окончил факультет журналистики Воронежского государственного университета. И с тех пор, где бы ни появлялся, ему сопутствовали скандалы. Так, в Перми он создал в 2009 году театр под названием «Сцена-Молот», постановки которого, содержавшие открытую пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, спровоцировали в регионе мощный негативный резонанс. К тому же проверка использования бюджетных средств, проведённая контрольно-счётной палатой, выявила огромное количество финансовых нарушений.

В мае 2013 года распоряжением министра культуры Мединского Бояков был назначен исполняющим обязанности ректора Воронежской государственной академии искусств. В конце года под его руководством был представлен доклад «Воронежский пульс»: культурная среда и культурная политика». Представители общественности направили президенту РФ письма, в которых сообщали, что г-н Бояков хочет применить свой не вполне удавшийся в Перми опыт, пытаясь перестроить культуру региона «на либеральный лад». Цель неизменна: разрушение культуры, и прежде всего — классического искусства, русского психологического театра. В итоге Эдуард Бояков был снят в 2015 году с поста ректора со скандалом.

По версии следствия, через фонд развития академии искусств двое из команды Боякова похитили 1,7 миллиона рублей бюджетных средств. А теперь эти люди заняли ответственные должности во МХАТ.

В 2017 году — скандал вокруг культурно-исторического центра «Коктебель-парк», контракт на развитие которого выиграл индивидуальный предприниматель Бояков. Стоимость составила 7 миллионов рублей, однако сроки выполнения работ были смещены. Концепцию принять не удалось, то есть бюджетная субсидия не была направлена на заявленные цели. Теперь собирается пакет документов для обращения в суд.

В мхатовскую команду Боякова вошла также Татьяна Ярошенко, которая стала заместителем исполнительного директора театра после того, как несколько лет руководила управлением культуры Екатеринбурга. И там, оказывается, «засветился» Бояков! В 2013 году вместе с ним Ярошенко была замешана в скандале, связанном с растратой бюджетных средств уже «Екатеринбургского пульса».

Я привожу лишь некоторые факты из расследования Антона Наумова, прозвучавшие на пресс-конференции. А он, конечно, при всём старании вряд ли мог охватить всю панораму многообразной «криминально-художественной» деятельности этого господина. Но вот умеет же Бояков в любых сложнейших переделках выходить сухим из воды!

Мало того, удивительно чутко схватывая конъюнктуру, сумел за последнее время из отъявленного либерала в одночасье стать «патриотом». И даже доверенным лицом Путина на президентских выборах. Виртуоз, ничего не скажешь. Такому перевёртышу вверен ныне МХАТ.

И что дальше?

Как уже было сказано, в отчаянии от происходящего и осознавая реальность окончательной гибели МХАТ, искренне болеющие за его судьбу актёры в июне направили видеообращение президенту страны. Очень острое, очень тревожное. И что же последовало за этим?

Тогда, по горячим следам «прямой линии» президента на ТВ, удалось добиться лишь реакции президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Заявив, что в Кремле видеообращения артистов пока не видели, он добавил: «Честно говоря, никогда не знал, что именно президент РФ назначает худруков театра. Если я не ошибаюсь, это не прерогатива главы государства».

Можно бы и согласиться: действительно, нет у «первого лица» государства такой прямой прерогативы. Но ведь надо что-то делать для спасения знакового русского театра, одного из ведущих в стране. И кто же должен это делать?

Мой главный вопрос, с которым я пришёл на пресс-конференцию артистов МХАТ имени М. Горького, считал и считаю важнейшим. Вопрос этот такой: «Вот прошло более двух месяцев со времени обращения мхатовцев к президенту. Какой-то ответ, кроме того, песковского, последовал на него? Какие-то конкретные меры приняты?»

— Нет, — услышал я от Лидии Леонидовны Матасовой. — Никакого ответа. Никаких конкретных мер.

И это подтвердили все её сотоварищи по театру, сидевшие рядом. Впрочем, одну меру, по отношению как раз к ним самим, они предвидят. Стало известно, что Бояков уже просит юристов министерства культуры помочь ему «избавиться от балласта».

Вот так: они — балласт! Их даже решили не приглашать на сбор труппы в связи с началом нового сезона. И спектаклей, в которых они играют, нет в репертуаре театра на сентябрь и октябрь.

Между тем жизнь свидетельствует, какие спектакли хочет видеть зритель на сцене МХАТ. Поставленные Дорониной и другими режиссёрами при ней, а не бояковского «Последнего героя» и ему подобное. Как бы усиленно ни рекламировали эту продукцию, люди на неё не идут. А вот на «Отцах и детях» или «На всякого мудреца довольно простоты» — аншлаг.

Пора бы министерству культуры хорошенько взглянуть на горькие плоды своей операции декабря-2018. Создать квалифицированную комиссию во главе, скажем, с Юрием Мефодьевичем Соломиным и по достоинству оценить, что натворил Бояков в сравнении с высоким доронинским искусством, которое продолжает жить и должно жить непременно.

— Вопрос стоит очень серьёзно: надо спасать МХАТ! — на высочайшей, пронзительной ноте заявила многолетняя заведующая литературной частью легендарного театра Галина Ореханова. — И по силам сегодня это, на мой взгляд, только Дорониной. С её выдающимся талантом и мужеством, стойкостью и беспримерной преданностью отечественному искусству. Пусть извинятся перед ней публично за страшное оскорбление, которое ей нанесено, и вернут Татьяну Васильевну в родной для неё дом!

Зал поддержал это требование дружными аплодисментами.

Виктор КОЖЕМЯКО, «Правда»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024