Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад»

Ульяновы – отец и сын. Их значение для Урало-Поволжья

Ульяновы – отец и сын. Их значение для Урало-Поволжья

Владимир Ильич Ульянов-Ленин, 99-я годовщина смерти которого пришлась на 21 января, – политик, идеолог, мыслитель мирового уровня. Идеи Ленина вдохновляли и вдохновляют миллионы людей и в Европе, и в Китае, и в Индии, и в Африке, и в странах Латинской Америки, и даже в «цитадели мирового капитализма» – США. Значение Ленина для России – вопрос, который служит предметом острых дискуссий уже не одно десятилетие.

Вместе с тем, что бы ни говорили противники Ленина и его идей, фактом является то, что он – основатель РСФСР и СССР – государств, преемниками которых является современная Российская Федерация, что по его планам и при его личном руководстве в стране началась электрификация, борьба с безграмотностью, культурная революция, что с его именем шли бойцы Красной армии в 1941 году бороться с фашизмом.

Однако об этом написано уже очень много. Моя статья – о Ленине как о моем земляке, о его значении для моей «малой Родины», Урало-Поволжского региона, выходцем из которого был этот великий революционер, мыслитель, государственный деятель. Он ведь, как известно, родился в Симбирске, некоторое время в юности прожил в Казани, бывал он и в Уфе, где находилась в ссылке его жена – Надежда Константиновна Крупская.

Вместе с тем рассказ о Ленине – нашем земляке – я хочу начать с рассказа о его отце. Поэт Андрей Андреевич Вознесенский однажды написал:

Я – памятник отцу,

Андрею Николаевичу,

Юдоль его отмщу,

Счета его оплачиваю.

В наше время принято не думать о предках и считать себя самодостаточными индивидуальностями. Но все равно каждый из нас – лишь листок на дереве рода и зависит, а часто и направляем тем, что делали отцы, деды и прадеды. Это касается и великого Ленина. Мы лучше его поймем, если обратимся к его предкам, к его отцу, чья деятельности вся прошла в Поволжье (Астрахани, Нижнем Новгороде и Симбирске).

***

Род Ленина многонациональный. По матери у него были шведско-немецкие корни (которые были обычны для дворян того времени). Кстати, его дед по матери – Александр Дмитриевич Бланк (1799-1870), выпускник Петербургской медико-хирургической академии, был врачом в Златоусте, сначала – главным лекарем оружейной фабрики, а затем мединспектором госпиталей округа (а до революции Златоуст входил в состав Уфимской губернии).

Дед Ленина по отцу – крестьянин Николай Васильевич Ульянин (1768-1836) – русский (по некоторым сведениям – наполовину из обрусевшей мордвы или чувашей). Он в юности был крепостным в селе Андросово Нижегородской губернии, а затем перебрался в Астрахань и занялся там ремеслом портного. Николай Васильевич женился на Анне Алексеевне Смирновой, наполовину калмычке (1801-1888), отсюда у Ленина «евразийские» скулы и «монгольский» прищур.

Илья Николаевич Ульянов (так теперь стала звучать их фамилия) (1831-1886) был его младшим сыном, поздним ребенком. Отцу было 60 лет при его рождении, и через 5 лет Николай Васильевич умер. Семья жила бедно. Илья Николаевич закончил гимназию с серебряной медалью (там его учителем был Ф.Г. Толь, впоследствии – петрашевец), поступил в университет, благодаря финансовой помощи старшего брата – Василия Николаевича (1818-1878). Выбрал Илья Николаевич физико-математический факультет Казанского университета. Своими блестящими успехами студент Ульянов обратил на себя внимание ректора – гениального математика Николая Лобачевского.

И.Н. Ульянов закончил университет с золотой медалью, и ему прочили научную карьеру, но Илья Николаевич пошел работать простым учителем – сначала в Пензенском дворянском институте (при этом бесплатно давая уроки в воскресной школе!), затем – в гимназии в Нижнем Новгороде (также бесплатно преподавая в женском училище). Причина была в любви к педагогике, к делу образования народа, всех, вне зависимости от пола, национальности, сословия.

Илья Николаевич принадлежал к поколению «шестидесятников» 19 века. Это были молодые люди, родившиеся на рубеже 1820-1830-х гг. (лидеры этого поколения – Чернышевский и Добролюбов – родились соответственно в 1828 и 1836). Их детство пришлось на «николаевскую реакцию», а юность – на «оттепель» Александра Второго. Они мечтали о гражданских свободах, о демократическом устройстве государства, но главное – об освобождении и просвещении народа, об эмансипации женщин, об уравнивании в правах русских и «инородцев». Не все из них были революционерами, многие верили в возможность мирного преобразования империи. Они шли на государственную службу, но не для того, чтоб делать карьеру, получать чины и звания и гнаться за большими деньгами, а чтоб принести пользу народу. К таковым принадлежал и отец будущего основателя СССР.

В 1869 г. И.Н. Ульянов занял должность инспектора народных училищ, а в 1874-м – директора народных училищ Симбирской губернии, дослужился до статского советника, получил потомственное дворянство. Но не ради этого он на этой должности не жалел ни сил, ни здоровья. Сколько времени он провел в пути, в кибитке, трясущейся на плохих дорогах, в снег и в ненастье, объезжая сельские училища (некоторые из которых были в 400 верстах от Симбирска)! Народные училища не финансировались из бюджета, они были на балансе у земств. Илья Николаевич добывал деньги, находил учителей, обустраивал школы. Под его руководством были открыты 400 школьных библиотек, построено 150 зданий новых школ (некоторые по чертежам и сметам самого Ильи Николаевича). А ведь до этого «школы» в некоторых селах были в сараях, даже в сторожках...

Количество учащихся за время его пребывания в должности выросло на 20 тысяч человек! Илья Николаевич добился открытия в Порецкой учительской семинарии специальных курсов для подготовки учителей для народных училищ (до этого более половины учителей были местными священниками, которые не имели квалификации преподавать, например, физику или географию и вообще были больше заняты по своей службе). Выпускники этих учительских курсов с гордостью называли себя «ульяновцами». К 1879 году 22% учителей Симбирской губернии имели специальное педагогическое образование, а в целом по России – лишь 3%! И.Н. Ульянов заботился о своих питомцах – его усилиями зарплату сельских учителей в губернии повысили с 67 до 180 рублей в год!

И.Н Ульянов предлагал симбирским земцам сделать начальное образование обязательным в тех селах, где были школы, но земцы посчитали это нововведение преждевременным. Всеобщее школьное образование ввел по всей России лишь сын Ильи Николаевича – Владимир Ильич, когда стал председателем Совнаркома....

Особое внимание Илья Николаевич уделял образованию тех, кого в империи именовали «инородцами» (об этом есть прекрасная книга – «Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья»). Как уже говорилось, его идеалом было всеобщее школьное образование, независимо от пола, имущественного положения, национальности и вероисповедания. В империи существовали ограничения для учебы в гимназиях евреев. Представители же мусульманских народов сами не стремились отдавать детей в гимназии, даже если была такая возможность. В гимназиях обязательным было преподавание православного богословия, что было для татар, башкир и т.д. неприемлемо (на это указывал такой русский организатор образования, как П.В. Никольский). Мусульмане (особенно татары) получали образование в национальных мектебах и медресе (которые создавались за их собственный счет, а не за счет государства). Однако в 19 веке в них (до появления новометодных медресе) почти не преподавались светские науки (физика, химия, биология, астрономия).

Илья Николаевич поставил перед собой задачу – обеспечить детей из татар, мордвы и чувашей качественным начальным образованием. Передовые взгляды И.Н. Ульянова проявились в том, что он одним из первых стал выдвигать идеи создания светских школ на национальных языках (татарском, чувашском, мордовском). Более того, такие школы в Симбирской губернии им были созданы (38 чувашских, 7 татарских и 42 мордовских) и уровень образования чувашей и мордвы в Симбирской губернии вырос в 2 раза!

Всесторонней поддержкой И.Н. Ульянова пользовалась Симбирская чувашская школа. Именно в ней при активном покровительстве директора губернских училищ И.Н. Ульянова в 1871 году Иван Яковлев разработал чувашский алфавит и выпустил первые буквари и учебники чувашского языка. Ульянов же добился создания при этой школе женского отделения (которого не было и в русских школах!). В этой школе учились поэт К. Иванов, драматург Г. Зайцев, композитор Ф. Павлов, языковед В. Егоров и другие будущие крупные деятели чувашской культуры. Интересно, что страстью к национальному образованию чувашей Илья Николаевич заразил всю свою семью, и Владимир Ильич, будучи гимназистом, давал уроки ученику чувашской школы Охотникову.

Семья Ульяновых была дружна с чувашским просветителем Иваном Яковлевым (Яковлев в 1870 году даже стал крестным отцом родившегося второго сына Ильи Николаевича – Володи). Илья Николаевич активно поддерживал деятельность Яковлева, помог ему поступить в университет, высылал во время учебы деньги и книги. И именно Яковлев (наряду с чувашем Охотниковым) был одним из немногих, кто не отвернулся от семьи Ульяновых после казни Александра Ильича. Яковлев с Охотниковым приходили к ним в дом, утешали Марью Александровну, помогали семье в те дни, когда былые «друзья» стали обходить Ульяновых стороной...

Необходимо заметить, что деятельность Ильи Николаевича по поддержке чувашской культуры не встречала понимания у начальства. Тогдашний министр народного просвещения Д.А. Толстой утверждал: «Конечной целью образования инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». Многие чиновники и педагоги в губернии выступали против самой идеи создания алфавитов для чувашей, мордвы и т.д., так как без национальной письменности их легче было бы русифицировать. Илья Николаевич же был твердо убежден, что не только русские, но и все народы империи имеют право на развитие своих языков и культур. Эту мысль он внушил и своим детям, в том числе сыну Владимиру.

Внес Илья Николаевич вклад и в просвещение татар. Он добился открытия в губернии татарско-русских школ (для детишек-татар с преподаванием на двух языках) и русских классов при медресе. Был знаком Илья Николаевич и с Николаем Ивановичем Ильминским – энтузиастом разработки богослужения на татарском языке для крещеных татар и создателем первого кириллического татарского алфавита. Между Ульяновым и Ильминским были теплые отношения. Приехав в Казань, юный Владимир Ильич даже жил 2 недели в квартире Ильинского на берегу озера Кабан. Илья Николаевич и сам был человек православным (хоть и не доходящим до крайностей обрядоверия) и, видимо, сочувствовал делу Ильинского. Вместе с тем он был резким противником насильственной христианизации и уж тем более – русификации татар, и как уже говорилось, поддерживал и мусульманское национальное образование татар, стремясь внести в него современные методы.

Илья Николаевич ушел из жизни рано – в 54 года (в том же возрасте и по той же причине – кровоизлияние в мозг – умрет Владимир Ильич). Близкие признавали, что большим ударом для педагога-просветителя было изменение политики министерства. В 1881 году к власти пришел новый император – Александр Третий. Он свернул реформы своего отца. В сфере образования это выразилось в том, что акцент был перенесен с земских школ на церковно-приходские. Между тем в последних больший упор делался на преподавание богословских предметов, физики и географии вовсе не было, математика сводилась к самым элементарным действиям.

Государство стало притеснять школы с преподаванием на национальных языках. Дочь И.Н. Ульянова Анна писала, что отец воспринял это как крах дела своей жизни. Всегда энергичный, словоохотливый, он замкнулся, стал худеть, болеть и в один из дней так и не вышел из своего кабинета на втором этаже, скончавшись за составлением отчета...

***

Владимир Ильич не стал профессиональным педагогом, но по-своему продолжил дело своего отца. Уже в первый день Советской власти, 7 ноября 1917 года, на Втором съезде Советов, где был создан Совнарком, Ленин поставил вопрос о создании Комиссариата просвещения и предложил на должность его комиссара А.В. Луначарского.

В январе 1918 года декретом Советской власти были ликвидированы привилегии по религиозному признаку и провозглашен светский характер образования. В мае 1918 года Наркомпрос провозгласил, что женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины и было объявлено совместное обучение в школах и вузах. Наконец, в сентябре 1918 года была создана единая трудовая девятилетняя школа (с двумя ступенями: первая – 5 лет, вторая – 4 года), куда принимали всех детей независимо от национальности и имущественного положения. Школа была совершенно бесплатной, упор в ней делался на изучение естественных наук, предполагалась развитие у учеников трудовых навыков. Сбылась мечта демократов-шестидесятников 19 века, в том числе и отца Владимира Ильича. За месяц до этого, в августе 1918 года Советская власть открыла двери вузов для всех желающих, «независимо от пола» и объявила, что высшее образование в Российской Советской республике является бесплатным.

В январе 1919 года, в разгар гражданской войны, когда Колчак и Деникин грозили самому существованию советской России, Ленин, ее руководитель, готовит постановление СНК ... о библиотечном деле! В постановлении требуется расширить число библиотек и читален, наладить выпуск недорогих книг большими тиражами для народа. По инициативе Ленина в гражданскую войну было начато издание общедоступного собрания сочинений Пушкина. Владимир Ильич и здесь продолжал деятельность отца, открывшего 400 школьных библиотек в Симбирской губернии.

Не забывал Ленин и еще об одном завете отца – о национальном образовании. 15 сентября 1917 Ленин подписал «Декларацию прав народов России», гарантировавшую свободное развитие всех народов бывшей империи. В 1918 году Наркомпрос, исполняя это требование, выпустил постановление «О школах национальных меньшинств». Были созданы тысячи школ для множества народов и этнических групп, с преподаванием на родных языках. Обучение в них было бесплатным, за счет государства.

31 октября НКП принял постановление «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР». Объявлялась, что национальные школы приравниваются к русскоязычным школам, башкиры, чуваши, татары, казахи и т.д. получали образование на родных языках с первого по последний класс и им вручали такие же аттестаты, как и всем остальным. В 1921 году при коллегии НКП РСФСР создали Совет по просвещению национальных меньшинств (Совнацмен). В 1922 году – еще при жизни Ленина, во исполнение его идей – было создано специализированное «Восточное издательство», выпускавшее учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках.

С 1925 года в вузах стали открывать национальные отделения, где преподавание велось на еврейском, чувашском, марийском, татарском, украинском и др. Национальные отделения и школы открывались не только в нацреспубликах, как это стало при Сталине и после него, но и везде, где были представители этих народов. Например, в вузах Ленинграда были польские, финское и эстонское отделения. В Перми – нацотделение коми, в Саратове – немецкое. В Казани было аж 4 нацотделения – татарское, чувашское, марийское и вотское.

Наконец, не будем забывать, что Ленин стоял у истоков российского федерализма. Первой национальной автономией, которая подписала договор с центральной Советской властью, была Башкирия и под этим договором стояла подпись В.И. Ленина. Недаром в центре Уфы стоит памятник Ленину, после реставрации уже в постсоветское время благополучно вернувшийся на прежнее свое место...

Мы начинали с того, что Ленин – наш земляк, уроженец Урало-Поволжья. Конечно, он не забывал о своих корнях, не забывал и о судьбах народов, живущих в нашем регионе. Воспитанный в семье настоящих интернационалистов, Ленин всегда хранил уважение к культурам татар, башкир, чувашей, марийцев, с которыми был знаком с детства. В своей книге о капитализме Ленин с гневом писал о притеснениях башкир, столь ярко отображенных в прозе Льва Николаевича Толстого (рассказы «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно?») и о которых его жене, попавшей в ссылку в Уфу, будут рассказывать местные революционеры.

В 1916 году Ленин встречался в Цюрихе со своим земляком, тоже симбирцем, татарским общественным деятелем Юсуфом Акчурой (будущим сподвижником Ататюрка). Они проговорили 4 часа и Ленин заверил его, что когда большевики придут к власти, татарам, как и другим народам, будет гарантировано развитие на основе местного самоуправления. Так оно и произошло: в 1920 году при личном участии Ленина была учреждена Татарская республика.

Есть воспоминания казанского журналиста Бахметьева о встрече татарской делегации Х съезда партии (куда входил и сам Бахметьев) с Лениным. Журналиста поразило, что Ленин знал о стихах Габдулы Тукая, призывал их популяризировать и требовал от русских коммунистов, чтоб они учили татарский язык. А татарский филантроп и просветитель Хусаинов, встречавшийся с Лениным в 1922 году, утверждал, что Ленин и сам придерживался этого правила: он приветствовал Хусаинова несколькими фразами на татарском языке.

Не забывал Владимир Ильич и о чувашах, делу просвещения которых отдал столько сил его отец. Ленин внимательно следил за судьбой друга своего отца – чувашского просветителя Яковлева. Когда новая местная власть, смотревшая на Яковлева как на «старорежимный элемент», с «устаревшей идеологией» стала притенять пожилого просветителя, Ленин, узнав об этом, отправил в Симбирск две гневные телеграммы. В первой говорилось: «Не выселяйте старика Ивана Яковлевича Яковлева и его жену из квартиры. Об исполнении сообщите», а во второй – «Сообщите по телеграфу обстоятельства и условия избрания председателей чувашской женской и мужской учительских семинарий. Меня интересует судьба инспектора Ивана Яковлевича Яковлева, 50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма. Думаю, что Яковлева надо не отрывать от дела его жизни».

А ведь Ленин был уже председателем правительства, и можно представить, сколько у него было дел и забот, помимо того, что происходит в далекой провинциальной учительской семинарии!

В 1920 году Ленин трижды поднимал вопрос о создании чувашской национальной автономии. Причем он требовал дать чувашам республику, как татарам и башкирам, но ЦИК и СНК его не поддержали, и была создана Чувашская национальная область. Она получила статус республики только в 1925 году, после смерти Ленина.

Таков мой рассказ об Ульяновых – отце и сыне, об их деятельности на благо моей «малой Родины», Волго-Уральского региона, об их значении для его истории и современности.

Рустем ВАХИТОВ

Читайте также

Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма Р. Вахитов. Русская Истина против западного релятивизма
Евразийцев 1920-х гг. с самого их выступления в печати сравнивали с Освальдом Шпенглером. Борис Шлецер (Boris de Schloezer) – известный русский и французский писатель, критик и эссеист – зам...
18 июня 2025
Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров Представляем наших лауреатов. Автор и исполнитель Артём Толстобров
В номинации «Песни советских и российских композиторов» на Всероссийском конкурсе «Русский Лад – 2025» победил Артём Толстобров из Красноярска с авторской песней «Три сестры». Толстобров Артём Сергеев...
18 июня 2025
Таллин. Центр русской культуры ликвидируют? Таллин. Центр русской культуры ликвидируют?
Городская управа Таллина одобрила проект решения, предусматривающий переименование Центра русской культуры в культурный центр «Мере». По информации интернет-портала эстонского гостелерадио ERR, столич...
18 июня 2025