Удмуртия. Яган-Докья хранит память о Советской эпохе

Удмуртия. Яган-Докья хранит память о Советской эпохе

В рамках празднования в 2020 году 150-летия В.И. Ленина, 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 100-летия государственности Удмуртии, 100-летия ленинского плана ГОЭЛРО коммунисты Октябрьского района г. Ижевска провели на базе села Яган-Докья Бурановского муниципального округа встречу с однопартийцами и сторонниками из Малопургинского района. Девять человек были награждены медалями КПРФ: А.И. Вологжанина, Г.И. Сайфутдинова, Н.В. Леонтьев, В.Н. Семёнов, Ф.Г. Бегишев, В.И. Очеев, Т.Н. Журанова, Л.И. Шевченко, Г.А. Домнина.

Гости посетили музейную комнату в здании Дома культуры села Яган-Докья. Руководитель музея, ветеран труда, автор краеведческих изданий Анна Ивановна Вологжанина вместе с секретарём Малопургинской партийной организации КПРФ Николаем Павловичем Вологжаниным провели подробную экскурсию о поселении, которому, по документам, уже более 600 лет. Размышляя об услышанном и увиденном, последуем и мы за этим повествованием.

Удмуртское название «Яган-Докья» отсылает читателя к этимологическим источникам, трактующим поселение по названию лесного бора («яг») и месту токования глухарей («дукья»). По преданиям старожилов, эти малопургинские места стали широко известны с XVIII столетия, когда здесь пролегли пути мятежных пугачёвцев, воодушевивших местный крестьянский люд идеями о личной свободе и мечтами о собственных земельных угодьях.

В годы Гражданской войны леса и лога (Кечёво, Зямбак) послужили для скрытных военных манёвров талантливого красного комдива В.М. Азина, чьи подразделения в 1918 году, выполняя приказ руководителя Советского государства В.И. Ульянова-Ленина, за короткий срок стремительно освободили от колчаковцев (этих хорошо вооружённых жестоких наёмников мировой буржуазии) и местных повстанцев-белогвардейцев территорию Удмуртии: Сарапул, Ижевск, Воткинск. И сегодня малопургинцы бережно чтят память о захороненных под селом Бураново одиннадцати безымянных красноармейцев.

По преданиям, молоденькую местную жительницу Устинью Кабанову, перемещавшуюся у опушки леса, вооружённые дозорные доставили к некоему командиру на белом коне и расспрашивали о наличии военных подразделений в окрестностях. Позднее по портретам она признала в собеседнике Азина. А уже в конце 20-х годов колхоз в Яган-Докье был назван в честь красного комдива и носил его имя вплоть до образования в 1957–1959 годах объединённого на административно-организационной базе совхоза «Комсомольский» им. 10-летия УАССР, куда влились иные колхозы: «Дружба», «Весёлый труд», «Удмурт», «Арпиятка», «Выль сэрег». Изначально же совхоз был образован в 1931 году как опытное хозяйство по инициативе партийно-комсомольского руководства Ижевского завода и обустраивался городскими комсомольцами. В итоге образовалось крупное хозяйство с 10 тысячами гектаров сельхозугодий, в том числе с пашнями в 8500 гектаров.

Параллельно с вниманием к выработке сельхозпродукции важное место отводилось индустриализации села, облегчению нагрузки в сфере тяжёлых форм труда. Появились тракторы «Фордзон» и «Красный путиловец». Поддержанный в 1920 году Лениным план учёных-физиков по ГОЭЛРО (вспомним его знаменитое изречение «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей России») нашёл своё воплощение и в далёком удмуртском совхозе. Здесь в декабре 1932 года началось освещение ферм с 4 вечера до 8 утра. А в дома электричество подавалось до 12 ночи. Жители очень бережно относились к электротехнике для подачи тока, проводам и к каждой «лампочке Ильича». Люди, работавшие с динамо-машиной на подстанции, имели высокую квалификацию и непререкаемый авторитет среди населения. Немало из них в годы Великой Отечественной войны были взяты на фронт в качестве связистов и погибли на передовой (в документах многие числятся как без вести пропавшие).

Не только сами яган-докьинцы, бурановцы, пуро-можгинцы, но вся Удмуртия вправе гордиться, что в год 50-летия Великого Октября (1967) их совхоз Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен солидной государственной награды – медали В.И. Ленина – за большие показатели по производству и продаже сельскохозяйственной продукции. Поводом к тому стали высокие результаты труда в области животноводства, растениеводства, строительства промышленных и культурных объектов, жилья для тружеников. В то время удой на одну корову достиг здесь 3750 кг, валовое производство молока – 3950 тонн, мяса – 670 тонн.

В1966 году звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина получила доярка Жигулева Антонина Михайловна. По статистическим данным, за четверть века работы дояркой она вручную надоила 13 тысяч тонн молока. Вместе с коллегами воплотила в реальность русскую сказку о «молочных реках и кисельных берегах». Из числа тружеников совхоза орденами Ленина были награждены и другие доярки – М.П. Занчарова, Т.А. Биева, У.Г. Быкова, а также тракторист К.Г. Даньяров, главный агроном А.И. Сенаторова. Орденов Трудового Красного Знамени удостоились 18 человек, «Знак Почёта» – 15, «Трудовой Славы» – 4. Ещё двое награждены орденами Октябрьской Революции (комбайнёр А.А. Бабин) и Красной Звезды (зав. ремонтной мастерской М.П. Ефремов). Многие награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», а также отмечены медалями ВДНХ.

Из года в год совхоз-миллионер наращивал свою материально-техническую базу. С1965 года (брежневских времён) 15% от прибыли в совхозе шло на поощрение сотрудников, а 10% – на проведение общественных мероприятий. Как отмечает бывший управляющий совхоза, заслуженный агроном УР В.Н. Русаев, к началу трагических для страны «великих реформ» в 90-х годах в их хозяйстве насчитывалось 122 трактора, 55 автомобилей, 33 зерноуборочных комбайна. Ежегодно вводилось по 2 кирпичных животноводческих помещения. Приведённая в книге «Бурановский сельсовет: история и современность» (сост. В.С. Зорина, А.И. Вологжанина, Ижевск, 2009) статистика действительно подтверждает, что уже к 2005 году при отсутствии поддержки государства резко снизились все показатели. К примеру, более чем в 2 раза сократились сенокосные угодья. В итоге по сравнению с 90-ми годами на столько же уменьшилось поголовье лошадей, телят, поросят. Снизился валовый объём молока.

И хотя в 90-е годы захватившие власть ельцинисты попытались вернуть политический строй вспять к капитализму, отдать экономику страны снова в частные руки (и им, к сожалению, это удалось сделать законодательно), но всё-таки народ эпохи СССР и современной России хранит в своей генетической памяти знание о том, что В.И. Лениным были утверждены декреты, провозгласившие политику мирного сосуществования Советского государства с другими народами планеты. В руки самих тружеников первыми ленинскими декретами были переданы земля и производство, что исключало тотальную обречённость на голодное существование. При социализме бесплатными для народа стали образование и медицина.

При Советской власти представители коренных народов многонациональной страны с энтузиазмом восприняли идею создания собственных автономий и право учиться на родных языках, на равных изучать родной и русский языки, обретая при этом билингвальные возможности. Так было и в Удмуртии более 100 лет назад, когда 4 октября 1920 года за подписями М.И. Калинина и В.И. Ленина был издан декрет об образовании Вотской автономной области. Несомненно, и ставшие широко известными в мире малопургинские мастерицы-ковровщицы, и знаменитые своими национальными песнопениями «Бурановские бабушки», и обретшие узнаваемые имена через талантливые русскоязычные переводы за пределами республики и страны малопургинские писатели («Пурга кизилиос») – всё это результаты перспективно продуманной ленинской политики национального самоопределения, позволившей сохранить языки, мифологию и культуру немногочисленных народов СССР.

И сегодня в Яган-Докье тепло вспоминают уроки двуязычия, правописания, чтения самого первого учителя начальной школы Ф.В. Козловой, в какой-то период из-за нехватки учителей проводившей уроки даже для 1-3 и 2-4 классов одновременно и, ко всему, на двух языках. Следуя декретам Совнаркома РСФСР, в Бурановском округе открывались школы дифференцированного типа: начального или семилетнего образования (с 1932 года), одногодичные – для малограмотного населения, трёхгодичные ШКМ – как школы крестьянской (коммунистической) молодёжи (с 1925).

По сведениям уроженца этих мест доктора сельскохозяйственных наук, профессора К.И. Шибанова, с 1929 по 1959 год в Бураново проработал директором учитель биологии и химии П.В. Бухарин (на средства земства окончил в 1914 г. Казанскую учительскую семинарию). Он активно внедрял в сферу обучения и воспитания педагогические идеи Л.Н. Толстого из области трудового, эстетического, естественно-научного, литературного образования. По его инициативе ещё в довоенные годы были заложены пришкольный участок и сад, где с большим интересом и прилежанием под руководством своего наставника трудились дети, осваивая азы пахоты, сева, косьбы, жатвы. Ставил он и доказательные эксперименты о влиянии минеральных удобрений на урожайность льна, клевера, пшеницы. Организовал школьный хор, вёл уроки пения. Давал детям слушать пластинки с голосами оперных певцов, исполнителей русских песен и романсов Л. Собинова и Ф. Шаляпина. Когда исполнилось 25 лет стажа его работы в сельской местности, он был вызван в Москву и отмечен орденом В.И. Ленина. В1939 году награду ему вручал в Кремле Всесоюзный староста М.И. Калинин. Похоже, П.В. Бухарин был первым из бурановского округа, кто получил такую высокую государственную награду с ликом вождя мирового пролетариата.

А в садово-парковом комплексе Яган-Докьи и по сей день цветут посаженные школьниками 30-х годов акации. Вплоть до 1954 года здесь находилась гипсовая скульптура, на которой были изображены ведущие между собой диалог Ленин и Сталин. Местная молодёжь, гуляя по парку в нарядных одеждах и туфлях, любила фотографироваться на их фоне. В угоду хрущёвцам памятник И.В. Сталину был демонтирован и куда-то вывезен (по преданиям, где-то захоронен). Но коммунисты района не оставляют надежды найти его изваяние и восстановить рядом с фигурой Ленина.

Приехавшие на работу в Бурановскую школу крестьянской молодёжи учителя-большевики Н.А. Ерашов и А.И. Худякова обучались в Москве в Академии коммунистического воспитания у Н.К. Крупской. В 1926 году они обратились к вдове В.И. Ленина с просьбой разрешить присвоить её имя их школе. Надежда Константиновна согласие своё дала и прислала в дар сельской школе ценные подарки – микроскоп и теодолит, нацеливавшие подростков и педагогов на перспективное научное познание мира (вспомним просветительский наказ Ленина молодёжи о важности наполнения памяти «всеми теми богатствами, которое выработало человечество»). В память об этом событии крупноформатные картины с изображением В.И. Ленина и Н.К. Крупской в окружении детей долгие годы украшали один из сельских детских садов в округе. Сейчас, после реставрации, они демонстрируются в рекреации у входа в краеведческий музей при Доме культуры в Яган-Докье. Ну а время движется вперёд. И несмотря ни на какие политические встряски, ленинские идеи о важности всеобщего просвещения российского народа по-прежнему претворяются в жизнь. И сегодня на территории государственного предприятия «Ордена Ленина племзавод им. 10-летия УАССР» (название с 1994 года) функционируют уже две средние и одна начальная школы в кирпичном исполнении.

Говоря о школе, вспомним ещё и о том, что в Бураново в 1944 году был открыт детский дом. Сюда привозили детей-сирот из блокадного Ленинграда, с оккупированных, а затем и освобождённых территорий Советского Союза. Так в Бурановском округе сосредоточились представители около пятнадцати национальностей, в том числе белорусы, украинцы, евреи, поляки, немцы Поволжья и др. Многие из детей нашли для себя в этих краях тёплый кров на всю жизнь. Провозглашённая ещё в 1922 году и реально претворённая в жизнь ленинско-сталинская национальная политика позволила действительно спаять крепкими интернациональными узами людей нашей страны. Жители Поволжья, Прикамья, Урала, Сибири, Казахстана в условиях сложного военного времени нашли возможность делиться с эвакуированными куском хлеба, кровом, одеждой. Подробно о трудной жизни детей военного времени – уроженцев этих мест и приезжих, всеобщей заботе о них со стороны сельчан Удмуртии можно прочитать в книге А.И. Вологжаниной «Наше военное детство» (2017), в которой она собрала письма тех лет и горестные воспоминания современников.

Годы сталинской эпохи ознаменовались высокими темпами индустриализации в стране и победой над фашизмом в Великой Отечественной войне. Советский народ заплатил за неё дорогой ценой. Только из совхоза им. 10-летия УАССР в той кровопролитной войне сложили свои головы более 240 человек. Их имена выбиты в камне у памятников воинам, начертаны на Стенах плача, как в Яган-Докьинском доме культуры. О своих героях помнят и в других поселениях. Вернувшиеся ветераны Великой Отечественной рассказывали о баталиях, в которых участвовали сами, и о своих боевых товарищах. Каждый из них, помимо персональных наград, нёс на груди медаль «За победу над Германией» с ликом И.В. Сталина. А вот уроженцу Яган-Докьи, ижевскому рабочему, а после войны специалисту совхоза Арсентию Ивашкину видеть Сталина довелось воочию: в 1945 году он был в составе войск МВД, обслуживавших участников Потсдамской конференции. Побывав в Берлине, он оставил на стенах Рейхстага надпись: «А.К. Ивашкин из Ижевска». В музее села Яган-Докья собрано много документов о своих ветеранах. В том числе и благодарностей Верховного Главнокомандующего периода Великой Отечественной войны, газет с портретами Сталина и боевых товарищей, предметов солдатского быта и др.

В ходе встречи добрым словом помянули и особую гордость Малопургинского района – автора книги «Эхо над рельсами» (1979) Очеева Ивана Фёдоровича, с 1941 года успешно партизанившего в белорусских лесах, а с 1943 года назначенного командиром партизанского отряда им. Чкалова и дошедшего до Берлина. Его отряд отличился в успешной диверсионной деятельности против оккупантов на железных дорогах и шоссе, а весной 1944 года – в трудной борьбе с карателями в болотистой Полоцко-Лепельской и Ушачской зонах, у реки Шоша, озера Белое в Белоруссии: по сведениям в интернете, в те дни против 17-тысячного подразделения советских партизан фашистские оккупанты бросили сюда 60-тысячный отряд из войсковых соединений и карателей. Имя уроженца удмуртской деревни Нижнее Кечёво, четыре года воевавшего в Белоруссии, кавалера ордена Красного Знамени младшего лейтенанта И.Ф. Очеева останется навечно легендарным и почётным для всей Удмуртии, как и имя другого земляка из деревни Ярушки под Ижевском – офицера НКВД, Героя Советского Союза, организатора партизанского движения на Украине А.Н. Сабурова.

Отрадно, что в музее села Яган-Докья имеется богатая экспозиция, посвящённая ветеранам Группы советских войск в Германии. На почётном месте – копия знамени ГСВГ с эмблемой, изображающей русского солдата-победителя с маленькой девочкой на руках в Трептов-парке. Демонстрируется экипировка советских военнослужащих, в разные годы служивших в разных частях в ГДР, в том числе и на самой границе с ФРГ – членом военного блока НАТО, докуда во времена СССР простирались границы стран Варшавского Договора. Коммунист Н.В. Леонтьев, активно занимающийся патриотическим воспитанием молодёжи в Малопургинском районе, поведал, как в наши дни ветераны ГСВГ продолжают достойно хранить традиции Советской Армии и участвуют в военно-спортивной подготовке юнармейцев своего района. Многочисленные фотографии подтверждают «европейскую торжественность» таких встреч ветеранов Вооружённых Сил СССР с согражданами и нынешними подростками. Размышляя в 1918 году о значимости государственных границ как линии разграничения власти победившего пролетариата и буржуазных государств, Ленин указывал: «Мы стоим за необходимость государства, а государство предполагает границы» (Полн. собр. соч., т. 31, с. 435). Ветераны ГСВГ постоянно взаимодействуют и с другой общественной организацией «Патриоты границы».

Ветеран педагогического труда А.И. Вологжанина бережно хранит в фондах организованного ею краеведческого музея детские книги о В.И. Ленине и его соратниках. И замечает, что после её познавательных экскурсий всё больше становится детей и взрослых, которые просят эти книги на несколько дней, чтобы почитать. Это означает, что память о Ленине и содеянном им для людей в народе не угаснет.

Нет, 70 лет социалистической эпохи на шестой части планеты в СССР, продвижение в социалистическом направлении стран народной демократии не может уйти в небытие. Ленинские идеи активно подхватывают в мире и претворяют их в жизнь. Ленина и его деяния глубоко почитают. Глубоко символично, что в честь него называют даже детей. Так, в русской традиции нередки имена Виль, Владилена, Октябрина. Бывает, что двойняшек называют Рево и Люция. Интересные факты имянаречения приводит в своей статье обозреватель «Советской России» Р. Вахитов (30 апреля 2020): в Индии и Латинской Америке Ленин, Владимиро, Ильич – это сегодня популярнейшие имена. Только в Эквадоре с 1950 по 2015 год более18 тысяч мальчиков получили имя Ленин. К примеру, известные в этой стране Ленин де Хесус и Ленин Суарес – игроки футбольной команды. В Бразилии около 14 тысяч мужчин (с 1930 по 2010 г. рожд.) носят имя или фамилию Ленина. А один из активистов Компартии Венесуэлы назвал знаково политическими русскими именами троих сыновей: одного – Владимиро, другого – Ильич, третьего – Ленин (не правда ли, замечательная идея и для российских многодетных семей?). А в Китае с 1927 года целый город в провинции Хубэй носит название «Ленинград». Так что имя Ленина незабвенно, и начатые им дела продолжаются в планетарном масштабе.

Организованная А.И. Вологжаниной двухчасовая экскурсия по музейным фондам была информационно насыщенна, выдержана в историко-хронологическом плане, выстроена в жанре активного диалога. Посетители получили представление о жизни населения Бурановского округа и «Ордена Ленина совхоза им. 10-летия УАССР», неразрывными узами связанных с многовековой историей страны и своего края. Секретарь Октябрьского отделения КПРФ Г.И. Репина совместно с первым секретарем Удмуртского рескома ЛКСМ П.Н. Николаевым передала в музей книги о Ленине и репродукцию портрета вождя мирового пролетариата, исполненную художником-графиком А.Н. Андреевым ещё при жизни В.И. Ленина в 1922 году. В библиотеку школы села Яган-Докья от сотрудников Национальной библиотеки УР были переданы книги классиков русской литературы.

В этой поездке принимали участие и представители правления Удмуртской региональной организации ВСД «Русский Лад». Фотографии к нашему репортажу предоставили юрист В.В. Фёдорова, руководитель музея в Яган-Докье А.И. Вологжанина и редакция литературного журнала «Инвожо».

В целом, история жизни людей села, страны, планеты Земля подтверждает, что приоритеты трудового люда – за социалистическим мироустройством. По этому поводу меткую словоформулу предложил на заре Советской власти В.В. Маяковский: «Социализм – свободный труд свободно собравшихся людей».

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член УРО ВСД «Русский Лад» и УРО РУСО (Ижевск)

Читайте также

Во МХАТ ломится «Дом-3» Во МХАТ ломится «Дом-3»
Попытка новоиспеченного худрука МХАТа Эдуарда Боякова за два года завоевать православную аудиторию не увенчалась успехом. Маски сорваны. Перед нами истинное лицо дерзкого провокатора. А «духовнос...
23 Июня 2021
В Московском отделении «Русского Лада» вручили награды победителям фестиваля-конкурса В Московском отделении «Русского Лада» вручили награды победителям фестиваля-конкурса
21 июня в помещении Московского горкома КПРФ состоялось вручение наград лауреатам и дипломантам Всероссийского фестиваля-конкурса «Русский Лад»-2021», точнее, даже двух фестивалей – общероссийского и ...
23 Июня 2021
Средняя Азия. От ненависти к коммунистам — к оправданию фашистов Средняя Азия. От ненависти к коммунистам — к оправданию фашистов
Власти республик Центральной Азии продолжают переписывать историю. В Узбекистане призвали запретить флаг СССР как «символ оккупации», а в Казахстане занимаются переименованиями и на государственном ур...
23 Июня 2021