Удмуртия. Яган-Докья хранит память о Советской эпохе

Удмуртия. Яган-Докья хранит память о Советской эпохе

В рамках празднования в 2020 году 150-летия В.И. Ленина, 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 100-летия государственности Удмуртии, 100-летия ленинского плана ГОЭЛРО коммунисты Октябрьского района г. Ижевска провели на базе села Яган-Докья Бурановского муниципального округа встречу с однопартийцами и сторонниками из Малопургинского района. Девять человек были награждены медалями КПРФ: А.И. Вологжанина, Г.И. Сайфутдинова, Н.В. Леонтьев, В.Н. Семёнов, Ф.Г. Бегишев, В.И. Очеев, Т.Н. Журанова, Л.И. Шевченко, Г.А. Домнина.

Гости посетили музейную комнату в здании Дома культуры села Яган-Докья. Руководитель музея, ветеран труда, автор краеведческих изданий Анна Ивановна Вологжанина вместе с секретарём Малопургинской партийной организации КПРФ Николаем Павловичем Вологжаниным провели подробную экскурсию о поселении, которому, по документам, уже более 600 лет. Размышляя об услышанном и увиденном, последуем и мы за этим повествованием.

Удмуртское название «Яган-Докья» отсылает читателя к этимологическим источникам, трактующим поселение по названию лесного бора («яг») и месту токования глухарей («дукья»). По преданиям старожилов, эти малопургинские места стали широко известны с XVIII столетия, когда здесь пролегли пути мятежных пугачёвцев, воодушевивших местный крестьянский люд идеями о личной свободе и мечтами о собственных земельных угодьях.

В годы Гражданской войны леса и лога (Кечёво, Зямбак) послужили для скрытных военных манёвров талантливого красного комдива В.М. Азина, чьи подразделения в 1918 году, выполняя приказ руководителя Советского государства В.И. Ульянова-Ленина, за короткий срок стремительно освободили от колчаковцев (этих хорошо вооружённых жестоких наёмников мировой буржуазии) и местных повстанцев-белогвардейцев территорию Удмуртии: Сарапул, Ижевск, Воткинск. И сегодня малопургинцы бережно чтят память о захороненных под селом Бураново одиннадцати безымянных красноармейцев.

По преданиям, молоденькую местную жительницу Устинью Кабанову, перемещавшуюся у опушки леса, вооружённые дозорные доставили к некоему командиру на белом коне и расспрашивали о наличии военных подразделений в окрестностях. Позднее по портретам она признала в собеседнике Азина. А уже в конце 20-х годов колхоз в Яган-Докье был назван в честь красного комдива и носил его имя вплоть до образования в 1957–1959 годах объединённого на административно-организационной базе совхоза «Комсомольский» им. 10-летия УАССР, куда влились иные колхозы: «Дружба», «Весёлый труд», «Удмурт», «Арпиятка», «Выль сэрег». Изначально же совхоз был образован в 1931 году как опытное хозяйство по инициативе партийно-комсомольского руководства Ижевского завода и обустраивался городскими комсомольцами. В итоге образовалось крупное хозяйство с 10 тысячами гектаров сельхозугодий, в том числе с пашнями в 8500 гектаров.

Параллельно с вниманием к выработке сельхозпродукции важное место отводилось индустриализации села, облегчению нагрузки в сфере тяжёлых форм труда. Появились тракторы «Фордзон» и «Красный путиловец». Поддержанный в 1920 году Лениным план учёных-физиков по ГОЭЛРО (вспомним его знаменитое изречение «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей России») нашёл своё воплощение и в далёком удмуртском совхозе. Здесь в декабре 1932 года началось освещение ферм с 4 вечера до 8 утра. А в дома электричество подавалось до 12 ночи. Жители очень бережно относились к электротехнике для подачи тока, проводам и к каждой «лампочке Ильича». Люди, работавшие с динамо-машиной на подстанции, имели высокую квалификацию и непререкаемый авторитет среди населения. Немало из них в годы Великой Отечественной войны были взяты на фронт в качестве связистов и погибли на передовой (в документах многие числятся как без вести пропавшие).

Не только сами яган-докьинцы, бурановцы, пуро-можгинцы, но вся Удмуртия вправе гордиться, что в год 50-летия Великого Октября (1967) их совхоз Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен солидной государственной награды – медали В.И. Ленина – за большие показатели по производству и продаже сельскохозяйственной продукции. Поводом к тому стали высокие результаты труда в области животноводства, растениеводства, строительства промышленных и культурных объектов, жилья для тружеников. В то время удой на одну корову достиг здесь 3750 кг, валовое производство молока – 3950 тонн, мяса – 670 тонн.

В1966 году звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина получила доярка Жигулева Антонина Михайловна. По статистическим данным, за четверть века работы дояркой она вручную надоила 13 тысяч тонн молока. Вместе с коллегами воплотила в реальность русскую сказку о «молочных реках и кисельных берегах». Из числа тружеников совхоза орденами Ленина были награждены и другие доярки – М.П. Занчарова, Т.А. Биева, У.Г. Быкова, а также тракторист К.Г. Даньяров, главный агроном А.И. Сенаторова. Орденов Трудового Красного Знамени удостоились 18 человек, «Знак Почёта» – 15, «Трудовой Славы» – 4. Ещё двое награждены орденами Октябрьской Революции (комбайнёр А.А. Бабин) и Красной Звезды (зав. ремонтной мастерской М.П. Ефремов). Многие награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», а также отмечены медалями ВДНХ.

Из года в год совхоз-миллионер наращивал свою материально-техническую базу. С1965 года (брежневских времён) 15% от прибыли в совхозе шло на поощрение сотрудников, а 10% – на проведение общественных мероприятий. Как отмечает бывший управляющий совхоза, заслуженный агроном УР В.Н. Русаев, к началу трагических для страны «великих реформ» в 90-х годах в их хозяйстве насчитывалось 122 трактора, 55 автомобилей, 33 зерноуборочных комбайна. Ежегодно вводилось по 2 кирпичных животноводческих помещения. Приведённая в книге «Бурановский сельсовет: история и современность» (сост. В.С. Зорина, А.И. Вологжанина, Ижевск, 2009) статистика действительно подтверждает, что уже к 2005 году при отсутствии поддержки государства резко снизились все показатели. К примеру, более чем в 2 раза сократились сенокосные угодья. В итоге по сравнению с 90-ми годами на столько же уменьшилось поголовье лошадей, телят, поросят. Снизился валовый объём молока.

И хотя в 90-е годы захватившие власть ельцинисты попытались вернуть политический строй вспять к капитализму, отдать экономику страны снова в частные руки (и им, к сожалению, это удалось сделать законодательно), но всё-таки народ эпохи СССР и современной России хранит в своей генетической памяти знание о том, что В.И. Лениным были утверждены декреты, провозгласившие политику мирного сосуществования Советского государства с другими народами планеты. В руки самих тружеников первыми ленинскими декретами были переданы земля и производство, что исключало тотальную обречённость на голодное существование. При социализме бесплатными для народа стали образование и медицина.

При Советской власти представители коренных народов многонациональной страны с энтузиазмом восприняли идею создания собственных автономий и право учиться на родных языках, на равных изучать родной и русский языки, обретая при этом билингвальные возможности. Так было и в Удмуртии более 100 лет назад, когда 4 октября 1920 года за подписями М.И. Калинина и В.И. Ленина был издан декрет об образовании Вотской автономной области. Несомненно, и ставшие широко известными в мире малопургинские мастерицы-ковровщицы, и знаменитые своими национальными песнопениями «Бурановские бабушки», и обретшие узнаваемые имена через талантливые русскоязычные переводы за пределами республики и страны малопургинские писатели («Пурга кизилиос») – всё это результаты перспективно продуманной ленинской политики национального самоопределения, позволившей сохранить языки, мифологию и культуру немногочисленных народов СССР.

И сегодня в Яган-Докье тепло вспоминают уроки двуязычия, правописания, чтения самого первого учителя начальной школы Ф.В. Козловой, в какой-то период из-за нехватки учителей проводившей уроки даже для 1-3 и 2-4 классов одновременно и, ко всему, на двух языках. Следуя декретам Совнаркома РСФСР, в Бурановском округе открывались школы дифференцированного типа: начального или семилетнего образования (с 1932 года), одногодичные – для малограмотного населения, трёхгодичные ШКМ – как школы крестьянской (коммунистической) молодёжи (с 1925).

По сведениям уроженца этих мест доктора сельскохозяйственных наук, профессора К.И. Шибанова, с 1929 по 1959 год в Бураново проработал директором учитель биологии и химии П.В. Бухарин (на средства земства окончил в 1914 г. Казанскую учительскую семинарию). Он активно внедрял в сферу обучения и воспитания педагогические идеи Л.Н. Толстого из области трудового, эстетического, естественно-научного, литературного образования. По его инициативе ещё в довоенные годы были заложены пришкольный участок и сад, где с большим интересом и прилежанием под руководством своего наставника трудились дети, осваивая азы пахоты, сева, косьбы, жатвы. Ставил он и доказательные эксперименты о влиянии минеральных удобрений на урожайность льна, клевера, пшеницы. Организовал школьный хор, вёл уроки пения. Давал детям слушать пластинки с голосами оперных певцов, исполнителей русских песен и романсов Л. Собинова и Ф. Шаляпина. Когда исполнилось 25 лет стажа его работы в сельской местности, он был вызван в Москву и отмечен орденом В.И. Ленина. В1939 году награду ему вручал в Кремле Всесоюзный староста М.И. Калинин. Похоже, П.В. Бухарин был первым из бурановского округа, кто получил такую высокую государственную награду с ликом вождя мирового пролетариата.

А в садово-парковом комплексе Яган-Докьи и по сей день цветут посаженные школьниками 30-х годов акации. Вплоть до 1954 года здесь находилась гипсовая скульптура, на которой были изображены ведущие между собой диалог Ленин и Сталин. Местная молодёжь, гуляя по парку в нарядных одеждах и туфлях, любила фотографироваться на их фоне. В угоду хрущёвцам памятник И.В. Сталину был демонтирован и куда-то вывезен (по преданиям, где-то захоронен). Но коммунисты района не оставляют надежды найти его изваяние и восстановить рядом с фигурой Ленина.

Приехавшие на работу в Бурановскую школу крестьянской молодёжи учителя-большевики Н.А. Ерашов и А.И. Худякова обучались в Москве в Академии коммунистического воспитания у Н.К. Крупской. В 1926 году они обратились к вдове В.И. Ленина с просьбой разрешить присвоить её имя их школе. Надежда Константиновна согласие своё дала и прислала в дар сельской школе ценные подарки – микроскоп и теодолит, нацеливавшие подростков и педагогов на перспективное научное познание мира (вспомним просветительский наказ Ленина молодёжи о важности наполнения памяти «всеми теми богатствами, которое выработало человечество»). В память об этом событии крупноформатные картины с изображением В.И. Ленина и Н.К. Крупской в окружении детей долгие годы украшали один из сельских детских садов в округе. Сейчас, после реставрации, они демонстрируются в рекреации у входа в краеведческий музей при Доме культуры в Яган-Докье. Ну а время движется вперёд. И несмотря ни на какие политические встряски, ленинские идеи о важности всеобщего просвещения российского народа по-прежнему претворяются в жизнь. И сегодня на территории государственного предприятия «Ордена Ленина племзавод им. 10-летия УАССР» (название с 1994 года) функционируют уже две средние и одна начальная школы в кирпичном исполнении.

Говоря о школе, вспомним ещё и о том, что в Бураново в 1944 году был открыт детский дом. Сюда привозили детей-сирот из блокадного Ленинграда, с оккупированных, а затем и освобождённых территорий Советского Союза. Так в Бурановском округе сосредоточились представители около пятнадцати национальностей, в том числе белорусы, украинцы, евреи, поляки, немцы Поволжья и др. Многие из детей нашли для себя в этих краях тёплый кров на всю жизнь. Провозглашённая ещё в 1922 году и реально претворённая в жизнь ленинско-сталинская национальная политика позволила действительно спаять крепкими интернациональными узами людей нашей страны. Жители Поволжья, Прикамья, Урала, Сибири, Казахстана в условиях сложного военного времени нашли возможность делиться с эвакуированными куском хлеба, кровом, одеждой. Подробно о трудной жизни детей военного времени – уроженцев этих мест и приезжих, всеобщей заботе о них со стороны сельчан Удмуртии можно прочитать в книге А.И. Вологжаниной «Наше военное детство» (2017), в которой она собрала письма тех лет и горестные воспоминания современников.

Годы сталинской эпохи ознаменовались высокими темпами индустриализации в стране и победой над фашизмом в Великой Отечественной войне. Советский народ заплатил за неё дорогой ценой. Только из совхоза им. 10-летия УАССР в той кровопролитной войне сложили свои головы более 240 человек. Их имена выбиты в камне у памятников воинам, начертаны на Стенах плача, как в Яган-Докьинском доме культуры. О своих героях помнят и в других поселениях. Вернувшиеся ветераны Великой Отечественной рассказывали о баталиях, в которых участвовали сами, и о своих боевых товарищах. Каждый из них, помимо персональных наград, нёс на груди медаль «За победу над Германией» с ликом И.В. Сталина. А вот уроженцу Яган-Докьи, ижевскому рабочему, а после войны специалисту совхоза Арсентию Ивашкину видеть Сталина довелось воочию: в 1945 году он был в составе войск МВД, обслуживавших участников Потсдамской конференции. Побывав в Берлине, он оставил на стенах Рейхстага надпись: «А.К. Ивашкин из Ижевска». В музее села Яган-Докья собрано много документов о своих ветеранах. В том числе и благодарностей Верховного Главнокомандующего периода Великой Отечественной войны, газет с портретами Сталина и боевых товарищей, предметов солдатского быта и др.

В ходе встречи добрым словом помянули и особую гордость Малопургинского района – автора книги «Эхо над рельсами» (1979) Очеева Ивана Фёдоровича, с 1941 года успешно партизанившего в белорусских лесах, а с 1943 года назначенного командиром партизанского отряда им. Чкалова и дошедшего до Берлина. Его отряд отличился в успешной диверсионной деятельности против оккупантов на железных дорогах и шоссе, а весной 1944 года – в трудной борьбе с карателями в болотистой Полоцко-Лепельской и Ушачской зонах, у реки Шоша, озера Белое в Белоруссии: по сведениям в интернете, в те дни против 17-тысячного подразделения советских партизан фашистские оккупанты бросили сюда 60-тысячный отряд из войсковых соединений и карателей. Имя уроженца удмуртской деревни Нижнее Кечёво, четыре года воевавшего в Белоруссии, кавалера ордена Красного Знамени младшего лейтенанта И.Ф. Очеева останется навечно легендарным и почётным для всей Удмуртии, как и имя другого земляка из деревни Ярушки под Ижевском – офицера НКВД, Героя Советского Союза, организатора партизанского движения на Украине А.Н. Сабурова.

Отрадно, что в музее села Яган-Докья имеется богатая экспозиция, посвящённая ветеранам Группы советских войск в Германии. На почётном месте – копия знамени ГСВГ с эмблемой, изображающей русского солдата-победителя с маленькой девочкой на руках в Трептов-парке. Демонстрируется экипировка советских военнослужащих, в разные годы служивших в разных частях в ГДР, в том числе и на самой границе с ФРГ – членом военного блока НАТО, докуда во времена СССР простирались границы стран Варшавского Договора. Коммунист Н.В. Леонтьев, активно занимающийся патриотическим воспитанием молодёжи в Малопургинском районе, поведал, как в наши дни ветераны ГСВГ продолжают достойно хранить традиции Советской Армии и участвуют в военно-спортивной подготовке юнармейцев своего района. Многочисленные фотографии подтверждают «европейскую торжественность» таких встреч ветеранов Вооружённых Сил СССР с согражданами и нынешними подростками. Размышляя в 1918 году о значимости государственных границ как линии разграничения власти победившего пролетариата и буржуазных государств, Ленин указывал: «Мы стоим за необходимость государства, а государство предполагает границы» (Полн. собр. соч., т. 31, с. 435). Ветераны ГСВГ постоянно взаимодействуют и с другой общественной организацией «Патриоты границы».

Ветеран педагогического труда А.И. Вологжанина бережно хранит в фондах организованного ею краеведческого музея детские книги о В.И. Ленине и его соратниках. И замечает, что после её познавательных экскурсий всё больше становится детей и взрослых, которые просят эти книги на несколько дней, чтобы почитать. Это означает, что память о Ленине и содеянном им для людей в народе не угаснет.

Нет, 70 лет социалистической эпохи на шестой части планеты в СССР, продвижение в социалистическом направлении стран народной демократии не может уйти в небытие. Ленинские идеи активно подхватывают в мире и претворяют их в жизнь. Ленина и его деяния глубоко почитают. Глубоко символично, что в честь него называют даже детей. Так, в русской традиции нередки имена Виль, Владилена, Октябрина. Бывает, что двойняшек называют Рево и Люция. Интересные факты имянаречения приводит в своей статье обозреватель «Советской России» Р. Вахитов (30 апреля 2020): в Индии и Латинской Америке Ленин, Владимиро, Ильич – это сегодня популярнейшие имена. Только в Эквадоре с 1950 по 2015 год более18 тысяч мальчиков получили имя Ленин. К примеру, известные в этой стране Ленин де Хесус и Ленин Суарес – игроки футбольной команды. В Бразилии около 14 тысяч мужчин (с 1930 по 2010 г. рожд.) носят имя или фамилию Ленина. А один из активистов Компартии Венесуэлы назвал знаково политическими русскими именами троих сыновей: одного – Владимиро, другого – Ильич, третьего – Ленин (не правда ли, замечательная идея и для российских многодетных семей?). А в Китае с 1927 года целый город в провинции Хубэй носит название «Ленинград». Так что имя Ленина незабвенно, и начатые им дела продолжаются в планетарном масштабе.

Организованная А.И. Вологжаниной двухчасовая экскурсия по музейным фондам была информационно насыщенна, выдержана в историко-хронологическом плане, выстроена в жанре активного диалога. Посетители получили представление о жизни населения Бурановского округа и «Ордена Ленина совхоза им. 10-летия УАССР», неразрывными узами связанных с многовековой историей страны и своего края. Секретарь Октябрьского отделения КПРФ Г.И. Репина совместно с первым секретарем Удмуртского рескома ЛКСМ П.Н. Николаевым передала в музей книги о Ленине и репродукцию портрета вождя мирового пролетариата, исполненную художником-графиком А.Н. Андреевым ещё при жизни В.И. Ленина в 1922 году. В библиотеку школы села Яган-Докья от сотрудников Национальной библиотеки УР были переданы книги классиков русской литературы.

В этой поездке принимали участие и представители правления Удмуртской региональной организации ВСД «Русский Лад». Фотографии к нашему репортажу предоставили юрист В.В. Фёдорова, руководитель музея в Яган-Докье А.И. Вологжанина и редакция литературного журнала «Инвожо».

В целом, история жизни людей села, страны, планеты Земля подтверждает, что приоритеты трудового люда – за социалистическим мироустройством. По этому поводу меткую словоформулу предложил на заре Советской власти В.В. Маяковский: «Социализм – свободный труд свободно собравшихся людей».

Н.В. ЛЕКОМЦЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, член УРО ВСД «Русский Лад» и УРО РУСО (Ижевск)

Читайте также

Л. Ивашов. Не грозись, на рать едучи... Л. Ивашов. Не грозись, на рать едучи...
Леонид Григорьевич, спасибо, что откликнулись на мою просьбу об интервью. Накопилось немало вопросов, с которыми без геополитики не разобраться. И первый мой вопрос о том, что...
24 Января 2022
Савва Дангулов: «Меня увлекает исследовательское начало в работе писателя» Савва Дангулов: «Меня увлекает исследовательское начало в работе писателя»
В 60-80-х годах прошлого столетия имя писателя Саввы Дангулова, 110-летие со дня рождения которого приходится на 24 января, было хорошо известно советскому читателю. Его произведения, особенно историк...
24 Января 2022
Тайна северного «колумба» Тайна северного «колумба»
Одним из важных итогов экспедиционной кампании Русского географического общества стала идентификация и обследование парохода «Вайгач», который в 1914–1915 годах первым прошел трассу Северного морского...
24 Января 2022