Туполев перевернулся бы в гробу

Туполев перевернулся бы в гробу

Не так давно по прорежимным средствам массовой информации с помпой прошло сообщение о том, что столичному аэропорту Внуково присвоено имя великого советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Казалось, можно только радоваться чести, которой удостоился великий авиаконструктор: один из главных аэропортов страны отныне носит его имя! Вот только Андрей Николаевич, узнав, в каком состоянии находится нынешнее отечественное гражданское самолётостроение, пожалуй, перевернулся бы в гробу. Где в небе наши прославленные прежде Ту, Ил, Ан, Як? Нет их! Летают лишь американские «Боинги» да европейские «Аэробусы». Правда, кое-где на линиях мелькает (мелькал, во всяком случае) «отечественный» (на 85 процентов состоящий из импортных деталей) самолёт «Сухой Суперджет-100». О липовых «достоинствах» этого лайнера написано уже столько много, что не хочу повторяться…

А ведь с именем Туполева связан блестящий прорыв нашей страны в гражданском самолётостроении. Вспомним Ту-104 — первый в мире реактивный пассажирский самолёт, выполнявший регулярные авиарейсы, Ту-114 — первый многоместный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Мы гордились своими самолётами, своей передовой техникой, своей страной. А что сейчас?

Если продолжить разговор о КБ Туполева, то во время одного из посещений Новодевичьего кладбища я обратил внимание на могилу, находящуюся недалеко от захоронений наших прославленных деятелей культуры. На памятнике скромная надпись: «Авиаконструктор Игорь Сергеевич Шевчук. 1953—2011». Именно он был продолжателем дела Андрея Николаевича Туполева, будучи в конце 1990-х — начале 2000-х годов генеральным директором ОАО «Туполев». В те же годы я работал корреспондентом газеты «Рабочая Трибуна» (впоследствии — «Трибуна»). Году в 2000-м брал интервью у Игоря Сергеевича. Бодрый, здоровый, моложавый в ту пору мужчина спортивного вида, он с готовностью рассказывал о планах внедрения в серию новых Ту, в частности, лайнера Ту-334, а также других. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Думается, его ранняя смерть в неполные 58 лет от сердечной недостаточности на совести тех, кто в погоне за прибылью гробит (уже угробил!) отечественное гражданское самолётостроение.

И последний момент, может, напрямую и не относящийся к затронутой теме. Один хороший знакомый, узнав от меня, что у нас больше не летают Ту, Ил, Ан, Як, очень удивился: «Как так, неужели их совсем не осталось?». В ходе дальнейшего разговора выяснилось, что последний раз он летал на самолёте … в далёком 1989 году! Впрочем, удивляться тут нечему: если не большинству, то огромному числу граждан нашей страны этот вид транспорта, увы, попросту недоступен — слишком дорог. Совсем не об этом когда-то мечтал великий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев…

Андрей ТАРАБРИН

Источник: «Правда»

Читайте также

Иван Андреевич Крылов – русский гений Иван Андреевич Крылов – русский гений
В феврале 2024 г. исполнилось 255 лет со дня рождения баснописца Ивана Андреевича Крылова. В Иркутской области почти в каждом детском садике и школе на утренниках и классных часах вспоминали о великом...
17 июня 2024
Н. Варавин. Цена людской Победы в Великой Отечественной войне Н. Варавин. Цена людской Победы в Великой Отечественной войне
Вооружённые силы Германии перед нападением на Советский Союз насчитывали 8,5 млн. человек. Им противостояли советские войска западных приграничных военных округах и силы трёх флотов численностью 2,9 ...
17 июня 2024
Искушение Европой Искушение Европой
На самом деле вопрос о том, почему же в нашей стране – а точнее, в самых различных странах «незапада» – существует мощное «прозападное лобби», очень и очень важный. Потому, что ответ не него оказывает...
16 июня 2024