Цинизм и «лучи поддержки»
Над миром сгущается безумное время пересмотра истории, опрокидывания смыслов, свержения памятников. В беснующихся США в ходе непрекращающихся беспорядков «под удар» митингующих попал памятник генералу Тадеушу Костюшко, почитаемому в Польше и даже в самих Штатах как борец за свободу. Прилетела ответка полякам, свергавшим памятники советским воинам, которые освобождали Польшу…
У свихнувшейся Америки теперь новый герой: который день самая мощная держава планеты прощается с чернокожим уголовником. Так не хоронят даже президентов: золотой гроб, сотни тысяч скорбящих и рыдающих, тысячи коленопреклоненных чиновников. Массачусетский университет учредил стипендию имени Джорджа Флойда. Умел ли сей ученый муж хотя бы читать? Неизвестно… Не ровен час, Нобелевскую премию переименуют во Флойдовскую.
Это всё горькая ирония. А если серьезно, надо вернуть в школьные программы СВОИХ героев, реальных и литературных – от «Молодой гвардии» до «Повести о настоящем человеке». А то уже для некоторых школяров Навальный – судимый «борец с режимом», прошедший обучение в США, становится тоже героем! А уж актерские образы и образцы сегодня – оторви и брось. А уж их создатели…
Но из них уже тоже готовы лепить героев, сравнивать со страдальцами из США. Подзабытая Ксения Собчак в Инстаграме отправила Ефремову «лучи поддержки» и заявила, что проблема кроется не в нем, а в «абсолютно лицемерном обществе». Она обнаружила двойные стандарты, сравнив общественную реакцию на ДТП с актером и массовые беспорядки в США: «Дело не в Ефремове. Дело в нас. Да, общество – лицемерное, но не все из нас злостные нарушители закона и убийцы!»
На Садовом кольце погиб за рулем старенького «каблука» от джипа пьяного в дупель Михаила Ефремова рязанский мужик-работяга Сергей Захаров – отец двоих детей. На место происшествия примчался Сергей Гармаш, взял под опеку актера и актрису – двух собутыльников Ефремова помоложе. Ни словечка комментария, а уж тем более осуждения. Всем понятно, как будут отмазывать от грозящих 12 лет тюрьмы циника и баловня, который и на гастролях нередко пьяный на сцену выходил. Всё сходит с рук! Потому и заявил он откровенно на месте происшествия, еле ворочая языком, что смерть человека для него «не проблема»!
Для него – может быть. А для общества – огромная. И это почувствовали почти все нормальные пользователи интернета. Всю ночь, пока заслуженный артист России приходил в себя после жуткой, просто показательной аварии, его вчерашние поклонники оставляли в соцсетях гневные послания. На странице Ефремова в Инстаграме, где сам-то он бывает крайне редко, развернулась небывалая активность: подписчики требуют по всей строгости наказать артиста: «Вы убийца! И все, кто сел с вами в машину, – пособники убийцы! Вы, конечно, откупитесь и публично покаетесь, отца вашего вспомнят... Но вы унесли жизнь человека, и это всегда будет на вашей совести!» – справедливо негодуют в соцсетях. «И это существо, потерявшее человеческий облик, олицетворяет российскую культуру? Закон должен быть для всех один: угробил пьяный человека – в тюрьму!»
Да, увы, этот человек именно ОЛИЦЕТВОРЯЕТ огромную часть современной культуры, в том числе и прикормленной государством в лице Минкульта, спонсорами, самой невзыскательной публикой. Например, весь интернет забит буквально чтением Ефремовым пошлых стишков Д. Быкова и некоего Орлуши. Зал выл от восторга, когда Ефремов читал опус Быкова про амфору, которую достал Путин со дна:
Торжественно воздев таинственный сосуд,
Он лезет из воды – ходячий гимн здоровью,–
И члены партии, витийствуя, сосут
И с громким чавканьем нисходят к поголовью.
Может быть, к изголовью? Да какая разница! Вот убийца читает из дома стишки сторонника майдана Орлуши. Гражданин поэт стал карантин-поэтом, но себе не изменил и в самоизоляции:
Заботы отступят и вирус отпрянет,
Откроют кафе, рестораны и бани,
Мы будем смеяться, но мы уже будем
Не просто, как раньше – обычные люди,
А люди, которых построил Мэр.
Для него, давно «необычного человека», все открылось, видно, накануне снятия всех ограничительных мер.
Замечу кстати, что и Быков, и Орлуша включены ректоратом Школы МХАТ для чтения абитуриентами среди десятков таких же авторов из лютого либерального круга. Да просто – с потолка. Когда писательница Лидия Сычева опубликовала этот рекомендованный список авторов для прослушиваний на актерский факультет МХАТ, я не поверил своим глазам. Как литератор и журналист, профессионал в сфере образования и культуры, я много повидал и прочитал, но такой дикой вкусовщины и провокационности в государственном вузе просто представить себе не мог. Там больше двухсот фамилий – это конец света. Дал своим студентам задание: отметить тех, кого они знают, кого сами бы стали читать. Почти – никого.
А выпускница Светлана Зобкова честно написала, что многих не знает и вообще высказалась мягко, но решительно: «Я бы не стала читать такой список. Мне не 13 лет, чтобы я плакала под АхАстахову, Оксимирона и Полозкову. Получила бы неуд на экзамене, зато сохранила бы свой разум чистым… Я не хочу, чтобы мои дети в школе проходили Соло Монову, АхАстахову, Глуховского, Сорокина и т.д. наравне с Есениным, Маканиным, Цветаевой, Булгаковым».
Тут я с ней согласен. Это ж просто диверсия! Но ведь Художественный театр получает огромные субсидии от государства – 2,7 млрд рублей. Ну да, искусство надо поддерживать на государственном уровне и театральную школу. Но какое? МХАТ – это не просто символ и бренд дорогостоящий, это традиция, заветы самого Станиславского. Какие же они? Один из главных такой: «Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные». Многие авторы, включенные в безразмерный список, откровенные пустозвоны – не следуют завету Станиславского, не только не выражают эти идеалы, но прямо разрушают их, осмеивают. Вот и растят таких вот «заслуженных и народных». Уже и депутат Петр Толстой, и приглашенные на программу подсуетившегося Андрея Малахова актеры твердят: «Беда пришла в два дома». Такая беда сама не ходит – ее приносят!
Случай с Ефремовым – не просто уголовный, аморальный. Он еще и сигнал всем отвечающим за культуру: вот к чему приводят вседозволенность и поощрение разнузданности.
Александр БОБРОВ
Источник: «Советская Россия»