Ценностные ориентации современного школьника

Ценностные ориентации современного школьника

Молодежь, в том числе школьники – будущее общества, нашей страны. К чему она стремится? На что ориентируется? Какие ценности ей прививаются сегодня?

Мы рассматриваем ценностные ориентации школьников по двум основным причинам: 1. Молодой возраст – самый насыщенный, интересный период жизни человека, в нем закладываются ценностный фундамент мировоззрения. Человек формулирует для себя принципы, жизненные цели, идеалы. 2. Молодое поколение как своего рода лакмусовая бумага, на ее примере наиболее четко проявляются кризисные явления современности.

Итак, ответить на поставленные вопросы можно, если мы будем иметь представление о природе ценностей и ценностных ориентаций.

Жизнеспособность любого общества зависит от стойкости его ценностного фундамента, когда общепризнанные ценности успешно усваиваются членами общества и реализуются в их деятельности. Человек во многом видит окружающий мир сквозь призму ценностей, потребностей и интересов, и не мыслится вне окружающего общества. Социум, в свою очередь, является не совокупностью отдельных индивидов, а прежде всего системой. По Дюркгейму, это система идей, убеждений и чувств составляющих его членов. Как раз ценности играют большую роль в социализации личности.

Ценность не сводится только к потребностям и интересам, в ней воплощается элемент долженствования и значимости в положительной форме, это довольно сложная категория, анализируемая не только философией, но социологией и психологией, в ней важно видеть и социальную установку. И когда ценность нами воспринимается как социальная установка, она становится ценностной ориентацией, регулирующей поведение личности. Такой подход предложили У. Томас и Ф. Знанецкий в начале ХХ века.

Наши ценностные ориентации отграничивают значимое от незначимого, существенное от несущественного в жизни. Они образуют своего рода «ось сознания, которая обеспечивает устойчивость мировоззрения личности, преемственность ее поведения»[1, с. 422].

Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности: патриотизм, коллективизм, творчество, гуманизм.

Устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как: «надежность, верность принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели» [1, с. 422]. В то время как противоречия в системе ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении, в самом общем виде, неразвитые ценностные ориентации – это признак инфантилизма, господство внешних стимулов над внутренней структурой личности.

Безусловно, молодые люди, в т.ч. учащиеся старших классов школы, находятся в поиске жизненных ориентиров, система ценностных ориентаций активно формируется как во время учебы, так после ее окончания. Нельзя сказать, что за указанное время современный школьник станет целостной личностью с непротиворечивой системой ценностей. Однако к окончанию школы молодой человек, как правило, уже примерно понимает, чего хочет добиться в жизни.            

Опрос современных школьников показывает сугубо формальную любовь к Родине. В чем это выражается? Защищать Родину, в том числе и с оружием в руках молодой человек, как правило, не готов. Это видно по отношению к воинской обязанности. Если в 70-80-е годы она воспринималась как само собой разумеющийся этап в жизни молодого человека, то сейчас – нет. И это связано не только со страхом дедовщины, молодые люди считают, что это пустая трата времени. Осознанно идут в армию единицы.

Коллективизм современного школьника проявляется, когда нужно, к примеру, отпроситься с урока или пожаловаться на учителя, но не в совместном труде или времяпрепровождении. Коллективом класс сложно назвать, ведь отношения не поддерживаются узами дружбы, взаимоуважения и выручки.

Традиции советской школы позабыты. К примеру, шефство над отстающими школьниками не практикуется. Сейчас каждый сам за себя. Раньше были туристические походы, выезды, совместная трудовая практика, сейчас молодые люди предоставлены сами себе, а у учителя нет времени и желания работать над сплочением класса. Это одна из причин развития так называемого школьного буллинга.

Современные школьники полагают, что самовыражение – важная составляющая их жизни. Однако они готовы заниматься нелюбимым делом, которое приносит деньги, любимое занятие согласны оставить в качестве хобби. Большинство из них отдают приоритет духовным ценностям, нежели материальным, относя к первым любовь, дружбу, семью, произведения искусства, науку и творчество. Но при этом, они не меньше ценят материальное благополучие, комфорт, экономическую уверенность, признание, модную одежду и гаджеты.

При ответе на вопрос, на какие ценности ориентируется современный среднестатистический россиянин, утверждают – на западные, то есть на материальный достаток , безграничное потребление и успех.

Ценностные ориентации современного школьника порой противоречивы. Признавая, что в жизни должна быть цель, не считают, что нужны социальные идеалы, признавая важность убеждений, они не готовы отстаивать их, в том числе, с оружием в руках, «признавая важность семьи, сами не стремятся ее заводить в будущем» [2, с. 662], в лучшем случае после тридцати лет.

Современный школьник в старших классах уже ориентирован на карьеру, на зарабатывание денег пусть в ущерб семье и самореализации. Он не соотносят свою трудовую деятельность с нуждами и запросами общества. К примеру, всегда будет необходимость в квалифицированных врачах, ученых, учителях и строителях, но сейчас это не слишком модные профессии, поэтому молодой человек идет учиться на менеджера, юриста или экономиста, не понимая, что рынок труда и так перенасыщен такими «специалистами».

Неотъемлемой частью формирования жизненных ценностей школьников является образование. «Образование – это не только получение каких-либо знаний и навыков, но и повышение своего статуса, а также в перспективе улучшение материального благосостояния и удовлетворённости своей работой» [3, с. 75]. Однако наметилась и неблагоприятная тенденция: постепенно падает престиж образования, особенно высшего – «работающая молодёжь придерживается точки зрения, что их заработок абсолютно не коррелирует с наличием или отсутствием образования» [3, с. 75].

Сейчас можно столкнуться с таким мнением, что российская молодежь стремительно деградирует: книг не читает, в театры не ходит, аполитична и безнравственна. Часть молодого поколения вообще не имеет будущего, так как страдает наркотической или алкогольной зависимостью, отбывают наказание в исправительных учреждениях. Очевидно, конфликт «отцы-дети» будет воспроизводиться каждым последующим поколением, важно верить в молодежь и показывать своим примером, к чему стремиться, как оставаться Человеком даже в сложных ситуациях.

Как же так получилось, что молодежь из реальной силы (достаточно вспомнить комсомол, строительство БАМа, освоение целины) выродилась в аморфную безличную массу. На мой взгляд, дело в вестернизации системы образования и здравоохранения, а также немалую роль сыграл слабый надзор в сфере оборота наркотиков и алкоголя, безразличное отношение к детям сиротам, детям-инвалидам, трудным подросткам. Не стоит забывать о разрушительном воздействии на психику подростка СМИ. Вседозволенность, опошление любых межличностных отношений, манипуляция низменными эмоциями, дезинформация – все это транслируется в контексте современных реалити-шоу, развлекательных передач, сериалов, фильмов и песен. Приходится констатировать, что ценностный фундамент русской культуры разрушается, а ведь мир культуры – это мир созданных человеком ценностей» [4, с. 148] и прежде всего ценностей духовных. Делается это с постоянной отсылкой к Западу, а зачастую и общественными организациями, которые признаны иностранными агентами. Важно понимать, что «взятие под контроль информационной и культурной сферы можно считать прямой угрозой национальной безопасности» [5, с. 282] России.

Неужели все так беспросветно? Нет, я так не думаю. Общаясь со своими сверстниками, я вижу в их глазах и смелость, и силы. Кроме того, большинство школьников, согласно исследованиям Селезнева В.Н. и Овсяника О.А., «признают безусловными ценностями «настоящую любовь», «верных друзей», «образование», хоть и стремятся к «материальному благополучию и успеху в будущем» [3, с. 76].

Молодому поколению нужно помочь реализоваться, сориентировав на подлинные, вечные ценности. Сложность в том, что сам молодой человек, как правило, не может в силу возраста рефлексировать и анализировать социальную реальность. Он ищет, от чего оттолкнуться, подсознательно ищет авторитет, несмотря на стремление к независимости. Но его сложно найти в семье, так как родители обычно заняты, а в школе и университете преподаватели формально относятся к своим воспитательным функциям. В итоге, не найдя ни внимания, ни понимания, молодой человек чувствует себя не нужным, не востребованным. У него пропадает вера в свои силы, в то, что можно изменить мир к лучшему. А ведь именно максимализм во все времена был сущностной характеристикой молодого поколения, движущей силой любых социальных преобразований.

Таким образом, ценностные ориентации являются производными от системы ценностей, они кристаллизуют должное в нашем мировоззрении, толкают к действиям, связывая между собой мотив как побудительную силу и цель как направляющую силу деятельности человека.

Список использованной литературы:

1. Философия: Учебник для ВУЗов / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М. : Эксмо, 2007. – 422 с.

2. Хохлова, О. М. Семейные ценности в период духовного кризиса в современном российском обществе / О. М. Хохлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 661–665.

3. Селезнёв, В. Н. Ценностные ориентации старших школьников / В. Н. Селезнев, О. А. Овсяник // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2017. – № 4. – С. 68–78.

4. Рожкова, А. К. Сохранение и развитие общероссийской идентичности как стратегическая цель обеспечения национальной безопасности в области культуры / А. К. Рожкова // Материалы международной научно-практической конференции «Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности» / под ред. Е. М. Якимовой. – Иркутск: Изд-во БГУ. 2018. – С. 146–151.

5. Рожкова, А. К. Культурный суверенитет в контексте обеспечения национальной безопасности / А. К. Рожкова // Материалы Международного Байкальского форума Конференции «Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование» / под ред. Е. Р. Метелевой. – Иркутск: Изд-во БГУ. 2018. – С. 279–282.

Андрей РОЖКОВ, учащийся МБОУ г. Иркутска Лицей № 1

Анна РОЖКОВА, председатель Иркутского городского отделения ВСД «Русский Лад»

Читайте также

И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь! И.С. Бортников. Люди русские, проснитесь!
Когда читаешь работы В.С. Никитина, так и кажется, что в каждом предложении на каждой странице звучит призыв, вынесенный в заголовок. Весьма остро он прозвучал и в статье «Суверенитет мышления – гара...
22 октября 2024
«Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии «Радость, сила и просвещение». К 90-летию Союза писателей Удмуртии
Литературный фестиваль «90 лет служим Отечеству», посвящённый юбилею Союза писателей Российской Федерации и Удмуртии (год создания обоих – 1934-й) продолжает активно шествовать по нашей республике. Н...
22 октября 2024
«Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель «Человеку мало века». Фёдор Углов – хирург, писатель, общественный деятель
В октябре 2024 года отмечалось 120-летие Фёдора Углова, выдающегося советского хирурга, действительного члена Российской академии медицинских наук, общественного деятеля, члена Союза писателей России,...
22 октября 2024