Тридцать лет после «конца истории»

Тридцать лет после «конца истории»

Ровно тридцать лет назад, т.е. осенью 1989 года, малоизвестный тогда американский политолог Ф. Фукуяма опубликовал статью, которая сразу же сделала его всемирно известным автором. Его статья «Конец истории?», опубликованная в американском журнале The National Interest, имела оригинальное название, увидела свет точно в нужное для публикации содержавшихся в ней идей время.

То было время падения Берлинской стены, начала развала социалистической системы в странах Восточной Европы, а потом и исчезновения СССР. Ф. Фукуяма охарактеризовал тогда западную социально-политическую и экономическую систему, победившую в холодной войне, как «конечную точку идеологической эволюции человека» и «окончательную форму государственного правления», которую выработало человечество. Кроме того, он также объявил о «полном исчерпании всех жизнеспособных альтернатив западному либерализму», под которым он, конечно, понимал американский вариант капитализма. Атмосфера эйфории в связи с победой в холодной войне, пропагандистская востребованность таких заявлений на Западе, несмотря на их абсурдность, сделали автора статьи чрезвычайно популярным. Поэтому автор сразу же стал знаменитым и получил титул «придворного философа глобального капитализма».

Вслед за Ф. Фукуямой появились другие статьи и книги аналогичного содержания, в которых исчезновение социалистического лагеря в Европе и развал СССР представлялся как естественное явление, поскольку социализм был объявлен случайным явлением в истории.

Но всего девятнадцать лет спустя, т.е. после финансового кризиса 2008 года, доминирующее настроение в интеллектуальных кругах Запада существенно изменилось. Как писала тогда лондонская газета «Financial Times», «чувствуется, что мы снова переживаем окончание некой эпохи… В последние несколько лет Запад потерял веру в основы, на которых построена его система, оставшаяся после холодной войны: рынок и демократия». И она пояснила, что после перехода европейских социалистических стран к капитализму «рынок не сумел поднять жизненный уровень в них как, впрочем, и в других развитых странах. Люди потеряли веру в то, что существующий на Западе тип демократии может дать компетентные правительства».

А в публикациях последних лет выражается еще более очевидное сомнение в рациональности и моральности экономического и социально-политического устройства современных развитых стран. А причина этого – небывалое падение уровня жизни основной массы населения, не отмечавшаяся ранее в ХХ веке пропасть между самым богатым 1% населения и остальным обществом. Книги последнего времени имеют соответствующие названия: «Рынок как бог», «Свергнем Мамону», «Глобальное неравенство», «Капитализм: деньги, мораль, рынок», «Как капитализм закончится?».

Профессор Принстонского университета Д. Родрик в своей недавно опубликованной книге пишет, что «тема неэффективного функционирования современной экономической системы обсуждается широко, но эти дискуссии заняты второстепенными деталями». А далее он добавляет, что «как и капитализм А. Смита переродился в смешанную экономику Дж. Кейнса, так и нам необходимо задумываться о трансформации сегодняшнего глобального капитализма в смешанную экономику глобального масштаба».

Профессор Чикагского университета, этого своеобразного Олимпа неолиберальной экономической мысли, Дж. Ходгсон признает, что современное экономическое положение ставит на повестку дня вопрос о том, является ли капитализм конечной точкой развития человеческого общества. И сам факт постановки этого вопроса в Чикагской экономической школе уже говорит сам за себя.

Недавно бывший премьер-министр Австралии К. Рад писал на страницах «Нью-Йорк таймс», что «либеральная демократия и капитализм были главными политическими и экономическими идеями в истории западных стран. Теперь же судьба этих некогда воодушевлявших людей принципов неясна». А уж совсем недавно лондонский консервативный еженедельник The Economist констатировал, что «на Западе капитализм функционирует не так, как он должен». А причина этих мрачных констатаций состоит в том, что «все аспекты этой системы не работают на благо всех слоев населения. Новые бароны капитала процветают, средний класс деградирует, а американская мечта испаряется. Граждане больше не чувствуют, что официальные демократические принципы что-то дают им. Поэтому национализм и ксенофобия пускают свои корни в сознании молодого поколения».

В самой развитой капиталистической стране, т.е. США, до недавнего времени слово «социализм» считалось ругательным или грязным. Но в 2011 году авторитетная американская социологическая служба Pew Research Center впервые зафиксировала, что для 49% молодых американцев социализм связывается с положительными представлениями. А на президентских выборах 2016 года впервые в американской истории Б. Сандерс, называвший себя демократическим социалистом, боролся за право представлять на президентских выборах Демократическую партию. При этом результаты телевизионных дебатов между ним и его соперницей Х. Клинтон были равными. Но, в конце концов, он проиграл Х. Клинтон, как стало потом известно, из-за махинаций в руководстве Демократической партии в пользу Х. Клинтон.

Но на выборах в конгресс США в тот год были избраны примерно сто претендентов, называвших себя демократическими социалистами. А в предвыборной президентской кампании 2020 года, которая уже идет в США, тема демократического социализма заметно присутствует. Поэтому Д. Трамп постоянно высказывается на тему, что социализм – это самая большая угроза для Америки. 

Это – про самую развитую капиталистическую страну. А в объединенной Германии картина также интересна. Когда немцы разрушали Берлинскую стену, они скандировали: «Мы единый народ!». Теперь же последний социологический опрос засвидетельствовал, что 57% бывших граждан ГДР чувствуют себя «гражданами второго сорта», зарплаты в восточной части Германии составляют только 84% от зарплат в западной части страны, только 38% опрошенных в восточной части Германии считают объединение страны успешным.

Поэтому очевидно, что капитализм, объявлявший себя тридцать лет назад неким будущим для всего человечества, не является таковым.

Анатолий ВЕРБИН

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024