Тайны тайного голосования. Скандал вокруг памятника в Тольятти

Тайны тайного голосования. Скандал вокруг памятника в Тольятти

Удивительные образцы воровства и разных махинаций являет нам чуть ли не каждый день российская действительность. Воруют не только то, что плохо лежит, а вообще всё, что можно украсть. Конечно, возможности сокращаются, ибо наследие Советского Союза в основном уже растащили по частным карманам и лавочкам. Но есть сфера деятельности, где источники неистощимы. Это творчество одарённых граждан. У заслуженного художника России, известного тольяттинского скульптора Алексея Кузнецова его творческие проекты воровали не один раз. Последняя попытка была в прошлом году. Впрочем, почему была? Она продолжается…

Года два назад к Кузнецову пришёл председатель комитета ветеранов и выпускников местного военно-строительного училища полковник в отставке Александр Радченко и заявил:

— Есть идея: установить в честь приближающегося 75-летия Победы в городском парке памятник женщинам-солдаткам, которые в тылу заменили ушедших на фронт мужчин. Ведь на их долю выпали все тяготы военного лихолетья…

Не теряя времени, они стали обсуждать, каким должен быть проект. Вскоре образовалась целая группа, в которую вошли архитектор, скульптор, дизайнер, скульптор-литейщик и другие единомышленники. Идея Радченко обрела зримые очертания в форме эскиза будущей скульптурной композиции: в центре её две женщины с детьми на фоне пилона в виде православного храма. Самого маленького ребёнка одна из женщин, что помоложе, держит на руках. На его головке фуражка отца, оставленная на память. Та, что постарше, сидит на скамейке, правой рукой обнимает стоящих рядом детей. Одна проводила на фронт мужа, другая, видимо, сына. Они — солдатки.

По обе стороны от женщин и детей — пилоны с сюжетами из жизни военной поры российских городов и сёл. Люди разных возрастов пашут землю, убирают урожай, делают снаряды на заводах и фабриках. Над головами женщин и детей, словно белые голуби, письма с фронта.

Сохранить, вырастить детей и обеспечить фронт всем необходимым — вот две великие заботы, которые взвалили на свои плечи в годы войны женщины Советской страны. И заслуженный художник России Алексей Кузнецов талантливо выразил это в модели скульптурной композиции.

Радченко в июне прошлого года, во время встречи губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с горожанами, проинформировал его о плане создания памятника солдаткам. Азаров идею одобрил. Проект поддержали ветеранские, религиозные организации, городской Дом дружбы народов, коммунисты Тольятти.

— Алексей Кузнецов — член правления региональной организации Всероссийского созидательного движения «Русский Лад», талантливый скульптор, наш активный сторонник, — говорит секретарь горкома КПРФ Степан Филатов. — Вместе с полковником в отставке Александром Радченко они взялись за ответственное и благородное дело…

Для возведения памятника нужна была организация, которая могла бы аккумулировать средства, заключать договоры, выполнять другую работу. Эту роль охотно взял на себя местный фонд «Духовное наследие», работающий в тесном контакте с городской администрацией. Однако вскоре Радченко и Кузнецов почувствовали, что они из инициаторов проекта превратились в каких-то второстепенных членов созданной по такому случаю комиссии из шестнадцати чиновников и общественных деятелей.

— В комиссию включены два художника-живописца, но нет ни одного монументалиста, который бы специализировался по скульптурным композициям, — рассказывает Кузнецов. — Непонятно, с какой целью там оказались чиновники и депутаты-«единороссы» самого различного уровня — от Государственной думы до городской.

Действительно, среди них — ректор Тольяттинского университета господин Криштал, пламенная «единоросска», заместитель председателя губернской Думы Екатерина Кузьмичёва, бывший мэр города Тольятти, отсидевший семь лет за крупную взятку. Конечно, и они не чужды высокому искусству. Криштал, по слухам, очень ловко лепил в детстве снеговиков. А Кузьмичёва в первом классе на уроках рисования с помощью цветных карандашей прилежно воспроизводила на бумаге внешний облик ромашек и прочих лютиков. Бывший мэр мог делать в местах не столь отдалённых рисунки для наколок всем желающим. Но этого всё-таки маловато для роли арбитров конкурса.

Впрочем, позднее станет понятно, что призвали в комиссию авторов снеговиков, детских рисунков и тюремных наколок не для демонстрации их скудных талантов, а чтобы в нужный момент проголосовали так, как требовалось организаторам конкурса.

Криштал без промедления предложил комиссии коллективный проект, вероятно, студенческий, который поразил всех своей оригинальностью. На эскизе изображено, что из земных недр высунулись две руки, и они держат письмо в форме известного солдатского треугольника. Вполне возможно, авторам не объяснили, что памятник посвящён женщинам-солдаткам, а не замечательным почтовым работникам фронтовых лет. Видимо, ректор университета, он же член комиссии, не совсем понимает, какие работы больше соответствуют тематике конкурса.

А эскиз инициативной группы, подготовленный Кузнецовым, хотели вообще отвергнуть. Дескать, надо дать дорогу молодёжи, словно речь шла о конкурсе возрастов, а не талантов. Но это грозило непредсказуемыми последствиями, так что затею пришлось отложить. Когда объявили интернет-конкурс для определения победителя широкой тольяттинской публике, были представлены пять работ, в числе которых оказались те руки с конвертом и эскиз Зураба Церетели. Если все другие проекты представили на метровых планшетах, как и предусматривалось условиями конкурса, то творение народного художника, президента Российской академии художеств размером в два стандартных листика, используемых для писем, демонстрировал сам Криштал.

Поскольку рассмотреть эскиз из-за его малого формата всем членам комиссии было невозможно, ректор ходил от одного к другому, дабы каждый изучил и проникся. Лично я творчеством уважаемого батоно Зураба проникся давно. И считаю, что равного ему не найти ни в стране, ни за рубежом. Одно его творение, многометровый дядя Стёпа-милиционер, стоит посреди пешеходной Ленинградской улицы в Самаре. Не могу ничего сказать по поводу художественных достоинств скульптуры, но видно её издалека.

Кузнецов и Радченко предполагали, что пристрастный подход к оценке работ вполне возможен, поэтому посадили контролировать ход электронного голосования грамотного парня, который без особого труда засёк, когда и в каком количестве были сделаны вбросы голосов за Церетели. А чуть стало ясно, что всё равно лидирует Кузнецов, вбросили голоса и в его пользу, дабы впоследствии признать голосование недействительным. Что и было сделано членами конкурсной комиссии, когда выяснилось, что за «Солдатку» Кузнецова проголосовали 5277 человек, а за Церетели — почти на тысячу меньше.

И вот комиссия решает определить победителя без участия народа путём тайного голосования. Тут и потребовались лепилы снеговиков и рисовальщики ромашковых и криминальных сюжетов. Из 14 участников заседания большинство проголосовали за Церетели, а за проект Радченко — Кузнецова только один. Странно, что господин Криштал, судя по всему, тоже голосовал за Церетели, а не за проект, который сам же выдвинул. Впрочем, в той спешке, в какой проходило тайное голосование, могли что-то и напутать. Причём оно было настолько тайным, что Кузнецову даже протокол не показали.

Чем же пленила членов комиссии женщина с ребёнком на эскизе Церетели? Возможно, своей неприступностью и чёрствостью. Ребёнок стоит рядом с ней. Не просто стоит, а прижимается к крутому бедру этой дамы всем своим тельцем. Словно ищет зашиты. Любая мать, у которой есть сердце и чувство жалости — о любви к ребёнку уж не говорю! — взяла бы его на руки. Или хотя бы положила руку на хрупкое плечико, чтобы ребёнок понял: он не один в этом суровом мире. Но та женщина, что на эскизе, на него не обращает внимания. Она двумя руками держит небольшую фотографию бойца Красной Армии. Такие снимки мы видели многократно в колоннах «Бессмертного полка», ничего оригинального в этом нет. Вечная ему слава, советскому солдату-победителю! Но этот памятник — солдатке-женщине, матери, великой труженице. Однако сколько я ни всматривался в эскиз Церетели, так и не увидел ни матери, ни труженицы.

Инициативная группа путём опроса членов комиссии выяснила, что некоторых из проголосовавших на том заседании не было вообще. К тому же среди полномочий комиссии, определённых в момент её создания, не было пунктика, который бы давал право самостоятельно определять победителя. Но потом он вдруг появился, когда потребовалось. У Кузнецова есть два варианта этого протокола от 07.10.2019 года. В одном ни слова об определении победителя путём тайного голосования членов комиссии. В другом говорится: «В случае электронного мошенничества решение за окончательный выбор варианта памятника оставить за конкурсной комиссией, а итоги общественного голосования принять во внимание». Оба варианта подписаны председателем комиссии А.А. Шишкиным и секретарём Ю.М. Черненко.

Они, видимо, уже тогда знали, что вброс голосов будет, но не сделали ничего, чтобы его предотвратить. А итоги электронного голосования, которые следовало бы «принять во внимание», были отвергнуты. Инициативная группа оказалась к этому готова и распространила в городе опросные листы: за проект Радченко — Кузнецова поставили свои подписи около двух тысяч горожан.

Электронное голосование прошло в октябре прошлого года, а затем Кузнецову пришёл ответ из городской прокуратуры, в котором говорилось, что нарушений закона не выявлено. Эту отписку следовало ожидать с учётом российской правоохранительной системы.

— Победу украли не только у нашей инициативной группы — у всех жителей Тольятти. Украли частицу той общей Победы, 75-летие которой мы скоро будем отмечать, ведь одним из её символов могла бы стать скульптурная композиция нашей инициативной группы, посвящённая женщине-солдатке.

Эти слова полковник в отставке Александр Радченко дополнил призывом к ветеранам войны и офицерам запаса, ко всем неравнодушным людям встать на защиту проекта, рождённого в Тольятти и одобренного тысячами горожан.

Надеюсь, что к этой истории мы ещё вернёмся.

Александр ПЕТРОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Долгое эхо... Долгое эхо...
Если сейчас спросить, кто такой Евгений Птичкин, из молодого поколения не ответит практически никто. Из поколения старшего, заставшего еще Советский Союз, кто-то припомнит, что это, кажется, советски...
10 Июля 2020
Фольклорный ансамбль «Венчик» из Смоленской области Фольклорный ансамбль «Венчик» из Смоленской области
Народный самодеятельный коллектив, фольклорный ансамбль «Венчик» создан в 1989 году на базе Детской музыкальной школы Глинковского района с. Глинка, основателем данного коллектива является Медведева Р...
10 Июля 2020
Обращение Петровской академии наук и искусств в поддержку народа и президента Республики Беларусь Обращение Петровской академии наук и искусств в поддержку народа и президента Республики Беларусь
Уважаемый Александр Григорьевич! Уважаемые граждане Республики Беларусь! Все мы помним, что именно после избрания в июле 1994 года Вас, Александр Григорьевич, Президентом Республики во взаимоотношения...
9 Июля 2020