Т. Куликова. Пустышка для пенсионеров
В недавнем Послании Федеральному Собранию президент Путин предложил закрепить в Конституции норму об обязательной индексации пенсий. Однако если при этом не будет явно прописано, по какому параметру будет проходить такая индексация, эта норма останется совершенно пустой и бесполезной.
Когда президент в своем Послании Федеральному Собранию предложил закрепить в Конституции норму об обязательной индексации пенсий, многие пенсионеры обрадовались: теперь они смогут гарантированно сохранить на будущее хотя бы тот скромный уровень жизни, который у них есть сейчас. Особенно обрадовались работающие пенсионеры, которым сейчас пенсия не индексируется вообще, в результате чего ее покупательная способность с каждым годом сокращается. Но они рано обрадовались: в том виде, в котором норма об обязательной индексации прописана в тексте внесенного Путиным в Государственную Думу законопроекта, она вообще ничего не меняет и не гарантирует.
А именно, в президентском законопроекте предлагается дополнить статью 75 Конституции следующей частью: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленным федеральным законом».
Здесь радует то, что существование солидарной пенсионной системы теперь закреплено в Конституции. Это означает, что в России в обозримом будущем не будет полного отказа от такой системы – как это было в 80-е годы прошлого века в Чили и в некоторых других латиноамериканских странах. Напомню, в Чили при диктатуре генерала Пиночета солидарная пенсионная система была отменена и заменена на чисто накопительную систему. Однако за три десятилетия функционирования такой системы стало ясно, что она не позволяет обеспечить сколь-нибудь приемлемый уровень пенсий для большинства населения, и в 2008 году в Чили опять появилась государственная солидарная пенсия, финансируемая напрямую из госбюджета.
Теперь, после принятия поправок в Конституцию такие радикальные эксперименты в России станут невозможны. Но даже и без этих поправок вероятность полного отказа от солидарной системы была практически нулевой. Дело в том, что сейчас во всем мире тенденция к замене солидарных пенсионных систем на обязательные накопительные уже прекратилась и даже развернулась вспять (мы об этом подробно писали в статье «Еще раз о накопительных пенсиях: анализ исторического опыта от Международной организации труда», 1.08.2019,), так что даже самые радикальные неолибералы на такие эксперименты уже не осмелятся.
На этом реальный позитив от новой конституционной поправки заканчивается; остается только видимость позитивных изменений. Нам гарантируется, что индексация размера пенсий будет осуществляться «в порядке, установленным федеральным законом», а в федеральном законе можно прописать какой угодно порядок, и наша Государственная Дума безропотно примет нужный закон простым большинством голосов.
Именно так было в 2016 году, когда пенсии были проиндексированы значительно ниже уровня инфляции. Официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12.9%, а пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4.0%. В результате все пенсии — настоящие и будущие — в реальном выражении сократились на 8.9%, и это сокращение закрепилось в системе навсегда. Точнее говоря, малая часть этого сокращения — 1.2 процентных пункта — была компенсирована два года спустя, в 2018 году, когда стоимость пенсионного балла и размер пенсий были проиндексированы на 3.7% при инфляции 2.5% за 2017 год. Таким образом, в итоге реальный размер пенсий сократился «всего лишь» на 7.7% по сравнению с 2015 годом. Это можно назвать «социальным дефолтом», а можно просто «грабежом», суть от этого не меняется.
При этом надо понимать, что все это делалось в строгом соответствии с федеральным законом: просто специально для этого случая был принят новый федеральный закон, вносящий изменения в прежний закон о страховых пенсиях, где требовалось индексировать пенсии по инфляции. И даже если бы на тот момент в Конституции была предлагаемая сейчас норма, то она нисколько не помешала бы этому «социальному дефолту», и даже не усложнила бы процедуру для его осуществления. Точно так же надо было бы принять федеральный закон, прописывающий нужный властям порядок индексации, и этого было бы достаточно.
Отметим, что в 2019 и 2020 годах пенсии были проиндексированы несколько выше инфляции (на 7.0% и 6.6% при инфляции за предшествующий год 4.3% и 3.0% соответственно), но это уже совсем другая история: повышенная индексация пенсий в этот период – это подачка, которую дали народу в связи с повышением пенсионного возраста. Теперь величина ежегодной индексации пенсий до 2024 года прописана в федеральном законе в абсолютных цифрах, и эти цифры несколько превышают нынешний уровень инфляции, а также целевой уровень инфляции, на который ориентируется Центробанк – 4%. Но и здесь таится опасность: если инфляция у нас опять станет расти и превысит прописанные в законе величины индексации, то реальный размер пенсии опять будет сокращаться. А это вполне возможно, если (точнее, когда) случится мировой финансовый кризис, который приведет к падению цен на нефть и курса рубля.
Что же касается работающих пенсионеров, то отсутствие индексации пенсий для них также прописано в настоящее время в федеральном законе, следовательно, новая поправка в Конституцию им не поможет: индексации пенсий у них по-прежнему не будет.
Закрепление в Конституции нормы об обязательной индексации пенсий было бы полезно, если бы эта норма включала бы в себя основные параметры такой индексации. Например, можно прописать требование о том, что все пенсии должны индексироваться не меньше чем на величину потребительской инфляции за предшествующий год (это было прописано в законе о страховых пенсиях в редакции 2013 года). Или, иначе, можно прописать индексацию пенсий на величину роста средней зарплаты в экономике, что больше соответствует лучшим мировым практикам, чем индексация по инфляции. Конкретные варианты можно обсуждать, но без подобного уточнения президентская поправка в Конституцию будет пустой; она не добавит пенсионерам никаких новых гарантий.
По-видимому, президент предложил эту поправку только лишь ради пиар-эффекта – чтобы пенсионеры с бóльшим энтузиазмом голосовали за предложенный им пакет изменений в Конституцию.
Татьяна КУЛИКОВА, экономист