Т. Куликова. Пустышка для пенсионеров

Т. Куликова. Пустышка для пенсионеров

В недавнем Послании Федеральному Собранию президент Путин предложил закрепить в Конституции норму об обязательной индексации пенсий. Однако если при этом не будет явно прописано, по какому параметру будет проходить такая индексация, эта норма останется совершенно пустой и бесполезной.

Когда президент в своем Послании Федеральному Собранию предложил закрепить в Конституции норму об обязательной индексации пенсий, многие пенсионеры обрадовались: теперь они смогут гарантированно сохранить на будущее хотя бы тот скромный уровень жизни, который у них есть сейчас. Особенно обрадовались работающие пенсионеры, которым сейчас пенсия не индексируется вообще, в результате чего ее покупательная способность с каждым годом сокращается. Но они рано обрадовались: в том виде, в котором норма об обязательной индексации прописана в тексте внесенного Путиным в Государственную Думу законопроекта, она вообще ничего не меняет и не гарантирует.

А именно, в президентском законопроекте предлагается дополнить статью 75 Конституции следующей частью: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленным федеральным законом».

Здесь радует то, что существование солидарной пенсионной системы теперь закреплено в Конституции. Это означает, что в России в обозримом будущем не будет полного отказа от такой системы – как это было в 80-е годы прошлого века в Чили и в некоторых других латиноамериканских странах. Напомню, в Чили при диктатуре генерала Пиночета солидарная пенсионная система была отменена и заменена на чисто накопительную систему. Однако за три десятилетия функционирования такой системы стало ясно, что она не позволяет обеспечить сколь-нибудь приемлемый уровень пенсий для большинства населения, и в 2008 году в Чили опять появилась государственная солидарная пенсия, финансируемая напрямую из госбюджета.

Теперь, после принятия поправок в Конституцию такие радикальные эксперименты в России станут невозможны. Но даже и без этих поправок вероятность полного отказа от солидарной системы была практически нулевой. Дело в том, что сейчас во всем мире тенденция к замене солидарных пенсионных систем на обязательные накопительные уже прекратилась и даже развернулась вспять (мы об этом подробно писали в статье «Еще раз о накопительных пенсиях: анализ исторического опыта от Международной организации труда», 1.08.2019,), так что даже самые радикальные неолибералы на такие эксперименты уже не осмелятся.

На этом реальный позитив от новой конституционной поправки заканчивается; остается только видимость позитивных изменений. Нам гарантируется, что индексация размера пенсий будет осуществляться «в порядке, установленным федеральным законом», а в федеральном законе можно прописать какой угодно порядок, и наша Государственная Дума безропотно примет нужный закон простым большинством голосов.

Именно так было в 2016 году, когда пенсии были проиндексированы значительно ниже уровня инфляции. Официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12.9%, а пенсии в 2016 году были проиндексированы лишь на 4.0%. В результате все пенсии — настоящие и будущие — в реальном выражении сократились на 8.9%, и это сокращение закрепилось в системе навсегда. Точнее говоря, малая часть этого сокращения — 1.2 процентных пункта — была компенсирована два года спустя, в 2018 году, когда стоимость пенсионного балла и размер пенсий были проиндексированы на 3.7% при инфляции 2.5% за 2017 год. Таким образом, в итоге реальный размер пенсий сократился «всего лишь» на 7.7% по сравнению с 2015 годом. Это можно назвать «социальным дефолтом», а можно просто «грабежом», суть от этого не меняется.

При этом надо понимать, что все это делалось в строгом соответствии с федеральным законом: просто специально для этого случая был принят новый федеральный закон, вносящий изменения в прежний закон о страховых пенсиях, где требовалось индексировать пенсии по инфляции. И даже если бы на тот момент в Конституции была предлагаемая сейчас норма, то она нисколько не помешала бы этому «социальному дефолту», и даже не усложнила бы процедуру для его осуществления. Точно так же надо было бы принять федеральный закон, прописывающий нужный властям порядок индексации, и этого было бы достаточно.

Отметим, что в 2019 и 2020 годах пенсии были проиндексированы несколько выше инфляции (на 7.0% и 6.6% при инфляции за предшествующий год 4.3% и 3.0% соответственно), но это уже совсем другая история: повышенная индексация пенсий в этот период – это подачка, которую дали народу в связи с повышением пенсионного возраста. Теперь величина ежегодной индексации пенсий до 2024 года прописана в федеральном законе в абсолютных цифрах, и эти цифры несколько превышают нынешний уровень инфляции, а также целевой уровень инфляции, на который ориентируется Центробанк – 4%. Но и здесь таится опасность: если инфляция у нас опять станет расти и превысит прописанные в законе величины индексации, то реальный размер пенсии опять будет сокращаться. А это вполне возможно, если (точнее, когда) случится мировой финансовый кризис, который приведет к падению цен на нефть и курса рубля.

Что же касается работающих пенсионеров, то отсутствие индексации пенсий для них также прописано в настоящее время в федеральном законе, следовательно, новая поправка в Конституцию им не поможет: индексации пенсий у них по-прежнему не будет.

Закрепление в Конституции нормы об обязательной индексации пенсий было бы полезно, если бы эта норма включала бы в себя основные параметры такой индексации. Например, можно прописать требование о том, что все пенсии должны индексироваться не меньше чем на величину потребительской инфляции за предшествующий год (это было прописано в законе о страховых пенсиях в редакции 2013 года). Или, иначе, можно прописать индексацию пенсий на величину роста средней зарплаты в экономике, что больше соответствует лучшим мировым практикам, чем индексация по инфляции. Конкретные варианты можно обсуждать, но без подобного уточнения президентская поправка в Конституцию будет пустой; она не добавит пенсионерам никаких новых гарантий.

По-видимому, президент предложил эту поправку только лишь ради пиар-эффекта – чтобы пенсионеры с бóльшим энтузиазмом голосовали за предложенный им пакет изменений в Конституцию.

Татьяна КУЛИКОВА, экономист

Читайте также

В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина В «Библиотеке» сайта размещена новая книга В.Н. Федоткина
В разделе «Библиотека» сайта ВСД «Русский Лад» размещена книга председателя Рязанского отделения нашего движения, доктора экономических наук Владимира Николаевича Федоткина «Славянофилы и западники – ...
30 октября 2024
В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека В. Варава. Два типа русской святости – один тип русского человека
Русская святость предстает в двух видах: как религиозная святость и как святость нравственная. На самом высшем божественном уровне святость едина. Но, нисходя в дольние обители мира сего, святость обр...
30 октября 2024
Место для легенды Место для легенды
16 августа 1969 года ушел из жизни Марк Наумович Бернес, легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, подаривший советским людям десятки популярных песен, талантливый актер. Его песн...
30 октября 2024