Т. Доронина. «Бояков – это то, что противостоит Театру»
Пошел третий год рейдерского захвата первой национально-русской театральной площадки – Московского художественного академического театра им. Горького под руководством народной артистки СССР Т.В. Дорониной. В декабре 2018 года при таинственных обстоятельствах Минкульт отправил Доронину в отставку, назначив новым худруком легендарного театра никому не известного журналиста Эдуарда Боякова. На бумаге Доронина получила пост президента театра и должна была возглавить художественный совет. Однако реальных полномочий у нее не оказалось.
«Первоначально речь шла о том, что Татьяна Васильевна продолжит осуществлять репертуарную политику, пускай даже не в должности худрука, – говорит бывшая актриса МХАТа им. Горького Юлия Зыкова. – Ей дают трех помощников – Эдуарда Боякова, Захара Прилепина и Сергея Пускепалиса. Но ее обманули. Оказалась, что она лишена полномочий, а худсовет до сих пор не создан».
Гениальная актриса должна была стать лишь консультантом дилетанта-менеджера Боякова. О своих «самодержавных» претензиях и о том, что он не собирается делить трон с Дорониной, Бояков не раз заявлял (https://www.kp.ru/daily/26994/4055324) и сам: «Театр – это вертикаль, и я руководитель театра, точка».
За два с небольшим года Эдуард Бояков сумел уничтожить «доронинский» театр до основания. Были сняты фактически все спектакли (гениальные, фантастические спектакли, поставленные в стилистике русской драматической школы, на протяжении долгих лет неизменно собиравшие полные залы зрителей). Уволены лучшие артисты театра. Уволен весь «доронинский» персонал театра, костюмеры, реквизиторы, билетерши… Разгромлены гримерка и личный кабинет Т.В. Дорониной.
«Это Афиша спектакля «Без вины виноватые», – рассказывал бывший артист МХАТ им. Горького Андрей Чубченко, – которую новый худрук Бояков сорвал со стены в костюмерном цехе и, топтав ее ногами, кричал истеричным голосом: «Я наведу здесь порядок!» У художника по костюмам был шок. У меня, когда я туда зашел, был не меньший».
Размахивая насквозь лживыми патриотическими лозунгами, провозглашая «мир во всем мире» и «вечную Пасху», в стенах легендарного русского театра Бояков являет миру пример чистой хуцпы.
Судите сами, Бояков часто рассказывает прессе (https://www.gazeta.ru/culture/2019/06/11/a_12408979.shtml) всякие небылицы по типу того, что в ходе часового телефонного разговора с Дорониной они обсудили новые постановки, перезапуск текущего репертуара и другие вопросы театральной жизни. Со слов Боякова, нежные отношения с Дорониной у них дошли до того, что перед премьерой спектакля «Последний срок» Татьяна Васильевна прислала ему и режиссеру Сергею Пускепалису цветы с теплой запиской с пожеланием побед. «Было очень трогательно. Надеюсь, что… она приедет в театр и сможет увидеть спектакль», – заявляет прессе Бояков.
Он также пообещал, что именно Доронина будет работать над реконструкцией спектакля «Три сестры», поставленного Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1940-х годах. Специально для этого сама актриса якобы пригласила в труппу молодых актеров. Ничего подобного не было даже на горизонте!
«Татьяна Васильевна великолепно читает стихи, – продолжает втирать Бояков, – у нее есть две программы, по которым я предложил ей сделать полноценный спектакль по поэзии Сергея Есенина и книге Захара Прилепина о поэте», – добавил он.
Бояков также выразил надежду на то, что Доронина сможет лично принять участие в постановке спектакля, который пока что находится на стадии репетиций, «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе ее бывшего супруга Эдварда Радзинского.
На стадии какой, простите, репетиции? «Старая актриса…» – бенефисный спектакль, который Доронина на овациях играла более двадцати лет! …Татьяна Доронина долго хранила молчание из-за плохого самочувствия, ни разу не появлялась в театре с момента назначения Боякова на пост худрука. На днях она, наконец, выступила с заявлением. Представитель Боякова, PR-директор театра, уже успел заявить, что опубликованное письмо – подделка, что это какие-то «каракули, которые вряд ли принадлежат народной артистке СССР».
Сомневаться в подлинности появившихся в интернете записей, сделанных ею от руки, не приходится. Восемь лет я проработала в Художественном театре и прекрасно знаю как почерк Дорониной, так и манеру излагать мысль.
Вот что она написала:
«Теперь о том, что касается «бояковщины»: я его и его приближенных не видела, не встречалась, никаких бумаг НЕ подписывала. Поэтому смело можете писать и говорить, что любая ссылка на меня – ЛОЖЬ!
Один разговор по телефону и то почти два года назад – это общение на тему: не «корректировать» спектакли Станиславского и Немировича и не выгонять Диму Корепина (артиста МХАТа, подвергавшегося дискриминации со стороны Боякова за позицию в поддержку Дорониной. – Ред.) – этим ограничилось все, что называется «знакомством».
Бояков это то, что противостоит Театру. Он – то, что начинается с «НЕ»: НЕ режиссер, НЕ актер и т.д.
Не общалась ни с одним работником «призыва Боякова». Он уволил из театра лучших актеров, снял лучшие спектакли МХАТа им. Горького, уничтожил декорации многих спектаклей. Театральные программки бояковского периода неграмотны и вне МХАТовского стиля. Он не знает, что такое «пьеса для МХАТа», и ставит лишенные вкуса и актуальности и уровня таланта сценарии и «Парикмахерши».
Безумие под названием «20 спектаклей в сезон 20–21 г.» кажется издевательством зарвавшегося непрофессионала!»
Я никогда не забуду финала спектакля «Старая актриса на роль жены Достоевского». Одинокая фигура Дорониной на очень большой, почти пустой сцене, по одну сторону которой декорации фасада МХАТа, а по другую – занавес с чайкой. Подняты ее руки, как в храме, она спиной к зрителю, с поднятой к небу головой. И слышится ее крик отчаяния, победы и клятвы о том, что любовь, которую она пронесла, благодаря Достоевскому спасает ее от пустоты и бездушия сегодняшней действительности.
Зрители долго аплодировали, дарили цветы и все стояли и не уходили, пока она, не торопясь, клала свои букеты к портретам тех актрис, перед которыми преклонялась всю свою жизнь. Этот спектакль – гимн искусству!…Как стало известно, в настоящий момент Татьяна Васильевна Доронина готовит видеообращение, в котором в подробностях расскажет общественности о том, что в действительности происходило в МХАТе в декабре 2018, и что там происходит сейчас.
Прекрасно зная характер Татьяны Васильевны, скажу одно – она пойдет до конца, Доронина не будет молчать. Как не имеем права молчать и мы.
Мария МОНОМЕНОВА
Источник: «Советская Россия»