Свято место пустым можно сделать

Свято место пустым можно сделать

Жители московского района Дорогомилово обратили внимание на документ, изданный в прошлом году департаментом культурного наследия города Москвы. В нём говорится об отказе считать знаменитые «сталинки» на Кутузовском проспекте культурным наследием.

Архитектурный ансамбль, состоящий из жилых домов на «красной линии» Кутузовки, давно стал в глазах москвичей одной из визитных карточек столицы. Он начал возводиться ещё до войны, в 1930-е, когда в СССР зарождался самобытный архитектурный стиль, который сегодня принято называть сталинским ампиром.

Так, дома, имеющие сегодня номера 31 (архитекторы С.А. Ильинская, Ф.О. Ревенко и Е.А. Чеботарёва) и 33 (архитекторы И.З. Вайнштейн и В.М. Муравьёв), были возведены к 1937 году. Они относятся к тем строениям, которые знаменовали собой переход к новому архитектурному стилю от господствовавшего ранее конструктивизма. Пример последнего тоже можно увидеть на «красной линии» Кутузовского проспекта, причём совсем рядом — это дом номер 29, построенный ещё в 1931 году.

Активное строительство здесь велось перед самой Великой Отечественной войной, когда появились дома номер 22 (архитектор З.М. Розенфельд) и 35 (архитекторы А.М. Алхазов и А.В. Мезьер). В военные годы после некоторого перерыва оно продолжилось. В 1944 году были сданы дома номер 24 и 26, корпус 1, оба — по проекту Зиновия Розенфельда. Также был возведён ряд зданий на набережной Тараса Шевченко и на Большой Дорогомиловской улице.

В 1950-е формирование архитектурного ансамбля в этой части Кутузовского проспекта завершилось. Был закончен строительством дом номер 30, спроектированный всё тем же З.М. Розенфельдом. Его архитектура перекликается со стоящим напротив 35-м домом. Вместе они стали своеобразным оформлением въезда в сталинскую Москву с западного направления. Такой приём использовали советские архитекторы и в других частях столицы.

30-й дом примечателен ещё и тем, что на нём непосредственно сказалось хрущёвское постановление, покончившее со сталинским ампиром. Дело в том, что части дома, выходящие на Третье транспортное кольцо и набережную Тараса Шевченко, возведены ещё в прежней традиции. А вот строившаяся последней секция, непосредственно выходящая на Кутузовку, относится к «обдирным домам», то есть из-за Хрущёва лишилась всего богатого декора.

Напомним также, что дом 26, корпус 1, известен как «брежневский». Именно в нём жили знаменитый Генеральный секретарь ЦК КПСС, а также его преемник — Ю.В. Андропов, член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов, писатель и публицист В.В. Карпов. А вообще-то если копнуть, то каждый из упомянутых домов, что называется, с историей.

И всё это богатейшее архитектурно-историческое наследие профильный департамент правительства Москвы защитить отказался. В документе, подписанном его руководителем А.А. Емельяновым, недвусмысленно сказано: «Исключить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия «Ансамбль застройки 1930-х — 1950-х гг. «Дорогомилово» из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, города Москвы».

Кстати, документ этот на странице департамента на портале правительства Москвы mos.ru нашёлся не сразу. Поиск по названию и номеру по какой-то причине результатов не давал. Только путём перебора всех документов удалось обнаружить искомый приказ №400 от 26 июля 2023 года.

Это означает, что никаких препятствий для ретивых девелоперов, если они захотят «освоить» Кутузовку, сегодня нет: московские чиновники их услужливо убрали. Полагаю, многие сейчас засомневались: неужели кто-то осмелится снести эти исторические дома? А разве не был снесён великолепный Военторг на Воздвиженке, памятник модерна, и заменён на похабный новодел? Разве не стоит сейчас на месте уничтоженной гостиницы «Москва», спроектированной знаменитым А.В. Щусевым, её «макет» в натуральную величину? За последние десятилетия таких примеров в столице масса.

Когда речь заходит о прибыли, ничего «святого» для капитала и союзного ему чиновничества нет и быть не может.

Михаил КОСТРИКОВ

Источник: «Правда»

Читайте также

Советское и постсоветское искусство в аксиологическом духовно-нравственном аспекте Советское и постсоветское искусство в аксиологическом духовно-нравственном аспекте
Как человек, родившейся в 1942 году, я много лет воспринимал искусство советской эпохи в социалистическом государстве и искусство постсоветского времени в капиталистическом государстве. При этом ещё и...
25 июля 2024
Т. Куликова. Как нам охладить потребкредитование Т. Куликова. Как нам охладить потребкредитование
Вышедшие на минувшей неделе данные по потребительскому кредитованию за июнь показали, что, несмотря на рост ставок, перегрев в этой сфере сохраняется. Между тем, охлаждение потребкредитования абсолютн...
25 июля 2024
«Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева «Не отрекаюсь!». К 100-летию Ивана Васильева
Вчитываясь сегодня в это обращение, задумываясь над теми проблемными вопросами и несуразицами, о которых с болью и тревогой напоминал согражданам писатель, чей столетний юбилей со дня рождения пришёлс...
24 июля 2024