События в Белоруссии и раскол левого движения. Левый либерализм против левого консерватизма

События в Белоруссии и раскол левого движения. Левый либерализм против левого консерватизма

Многодневные протесты в Белоруссии после выборов президента и реакция на них силовиков и властей вызвали настоящий раскол в российском и белорусском левом движении. Оно, собственно, и раньше не было однородным: в нем с самого начало было множество враждующих партий, движений и групп (в одной России организаций, в названиях которых есть слова «коммунистическая» или «рабочая» или «левая», более 20). Некоторые из них образовывали блоки, но чаще каждая обвиняла другую в извращение марксизма-ленинизма, ренегатстве и оппортунизме, тайной или явной службе господствующему эксплуатирующему классу. Но все же протесты в Белоруссии (которые одни посчитали «цветной революцией», а другие – настоящей, народной и даже пролетарской революцией) стали маркером, по которому все левые организации и группы можно теперь разделить на два больших течения. Назовем их «левый консерватизм» и «левый либерализм».

К левым консерваторам принадлежат, конечно, в первую очередь КПРФ в России и КПБ (Коммунистическая партия Белоруссии) у наших соседей. Позицию КПРФ, мало отличающуюся от оценки других левых консерваторов, выразил ее председатель Г.А. Зюганов: «КПРФ решительно осуждает попытку государственного переворота, которую осуществляют прозападные силы, опираясь на свою клиентуру и националистические элементы в белорусском обществе...» С точки зрения левых консерваторов, за протестующими стоят западные, а возможно, и некоторые российские олигархи, которые желали бы разрушить социальное государство, созданное за годы правления А.Г. Лукашенко, и присвоить и разделить между собой промышленный потенциал республики-соседки.

Если в протестах помимо маргинализированной молодежи и мелкой буржуазии и участвуют небольшие группы обманутых либеральной пропагандой рабочих, то это ни в коей мере не делает протесты народными и тем более – пролетарской революцией. Во-первых, эти рабочие группы часто малочисленны (из 11 тысяч работников БеЛАЗА на митинг 11 августа вышли около 150 человек), а во-вторых, мы уже знаем пример того, как даже многотысячные рабочие забастовки пролагают путь к власти буржуазии, разрушению завоеваний социализма и пауперизации рабочего класса – вспомните забастовки шахтеров в СССР 1989 года.

Иная позиция у левых либералов, представленных в Белоруссии, к примеру, «Белорусской партией левых «Справедливый мир» (бывшей «Партией коммунистов – Белоруской»), а в России многочисленными левыми группами, активными в основном в Интернете. Они, по сути, развивают тезис, который перехватили у буржуазных политиков-либералов – что якобы нет никакой разницы между Лукашенко и Путиным; и тот, и другой - «автократы», засидевшиеся у власти. И это невзирая на то, что российский президент – глава олигархата, захватившего Россию в 90-е, уничтожившего социализм и его завоевания, превратившего страну в сырьевой придаток Европы и в 200-е вступившего в союз с силовиками и бюрократией, а Лукашенко, напротив – политик, который, опираясь на «глубинный народ», спас свою страну и социальное государство от таких олигархов.

Левые либералы поддерживают протестующих, утверждают, что они выражают «волю народа», но фактически они выступают за союз с буржуазной, либеральной, «националистической» белорусской оппозицией в деле свержения последнего «полусоциалистического государства» на постсоветском пространстве. Их идеологи, пишущие большие статьи в Интернете, утверждают, что в ходе протестов пролетариат «напитается» революционной энергией, обретет опыт самоорганизации, политической борьбы и когда режим рухнет, пролетарии и крестьяне Белоруссии, сметая «ручные левые партии» создадут свою организацию, которая не даст либералам и националистам захватить власть и противопоставит их лозунгам приватизации и вхождения в ЕС свои, радикально-социалистические лозунги. Социализм, понятно, у них не какой-нибудь «замшелый», «марксистско-ленинский», а «современный», «европейский», «демократический». Возможно, это значит, что кое-кто из них будет придерживаться союза с крупной буржуазией и после «победы над Лукашенко».

Такова программа левых либералов-оптимистов. Ее утопичность в глубине души ясна даже ее создателям, поэтому обсуждать ее смысла нет. Несомненно, события потекут по другому руслу, и если Лукашенко уйдет, в Белоруссии установится прозападный режим вроде современного украинского – с прославлением коллаборационистов времен Великой Отечественной войны (уже сейчас протестующие артисты Белорусской филармонии поют на камеру гимн, сочиненный белорусскими коллаборационистами, «Могутны Боже»), продажей земли и заводов, обнищанием населения. И в этом смысле интересна позиция так называемых «альт-левых» – представленного в российском и белорусском Интернете нового молодежного левого движения, которое позиционирует себя как новую генерацию социалистов и коммунистов, порвавшую с «догматическим советизмом» «поколения отцов» («Кто такие альтернативные левые простыми словами» //https://altleft.org/2020/08/06/kto-takie-alternativnye-levye-prostymi-slovami/). Маркс однажды сказал, что быть радикалом – значит глядеть в корень вещей. На примере позиции «альтлефт» (как они себя называют в противоположность «альтрайт» – «новым ультраправым») мы видим, в чем на самом деле состоит противоположность левых консерваторов и левых либералов.

Альт-левые считают, что даже если победит буржуазия и произойдет декоммунизация по примеру украинской, то и это не страшно, и более того, в этом есть «момент справедливости». «Настроения белорусов правые, либеральные. Но за ними, однако, стоят вполне социальные потребности», – пишут они на своем сайте. По их мнению, пора отказаться от идеализации Советского Союза, попыток воссоздать советский социализм, пусть и в обновленной форме: «рабочий класс старых советских предприятий вымер, деклассирован, мы живем не в 90-х. Ностальгия работает лишь для сплочения мелких сект поклонников СССР». Нужно-де выйти на широкую столбовую дорогу капитализма, по которой идут все западные страны, и идти по ней, поскольку капитализм с его буржуазной демократией имеет свои «положительные стороны»: «Чтобы массы левели, нужно быть с народом, нужно участвовать в широких движениях, какой бы враждебной не казалась нам стихийная идеология их участников. Свергать Лукашенко – хорошо, он диктатор. Буржуазная демократия, в рамках которой можно развернуть политическую борьбу, лучше, чем авторитарный режим, давящий все политические ростки.». «Положительные стороны» якобы имеет даже декоммунизация, поскольку левые «ее сами заслужили»: «Левые страшно бояться декоммунизации и правого поворота в случае победы оппозиции. И этот поворот неизбежен, в том числе потому, что левые годами выступали как охранители».

Фактически аль-левые признают тезис левых консерваторов, согласно которому «Майдан в Белоруссии» неизбежно будет правым, неолиберальным и националистическим и приведет к краху социального государства Лукашенко, всех остаточных завоеваний социализма, сохранившихся в Белоруссии при Лукашенко и утверждению самого дикого капитализма. Но они приветствуют этот «правый поворот», вдохновенно называя будущие репрессии против левых ... «чистилищем»! «Бояться правого поворота и декоммунизации нелепо. Сейчас левые – это шавки у сапог правящих автократов. Поменять ситуацию мы можем, лишь пройдя через чистилище декоммунизации, открытой борьбы за свои взгляды как с новыми режимами, так и с массовыми предубеждениями».

И эти люди, которые приветствуют посадки в тюрьмы левых за убеждения в случае победы Белорусского Майдана, упрекают Лукашенко за разгоны демонстрантов 10-12 августа и называют его за это «кровавым диктатором»! В очередной раз мы убеждаемся, что морализаторство в политике – лишь маска, за которой скрыто оправдание таких же, а может и более жестоких репрессий, но совершенных «правильной стороной». Что-то мне подсказывает, что если в Белоруссии придут к власти неолиберальные неофашисты, которые пока митингуют там на улицах, альт-левые, упрекающие КПРФ и КПБ в соглашательстве с властями, прекрасно с ними договорятся…

Но за одно альт-левым нужно сказать спасибо – они четко обозначили, чем отличаются левые консерваторы от левых либералов. Линия водораздела проходит по границе «советизм и антисоветизм». Левые консерваторы считают советскую цивилизацию (которая, конечно, имела и свои недостатки) все же одной из вершин российской, общеевразийской истории и культуры. Как явствует из их названия, левые консерваторы стремятся к тому, чтобы сохранить все лучшее, что было в советской цивилизации, возродить ее в обновлённом виде. Им не нравится олигархический режим в современной России, но они не стремятся к тому, чтобы, плетясь в хвосте буржуазных либералов и националистов, создать им массовку для уничтожения последних остатков социализма, промышленности, систем образования и науки – оставшегося материального фундамента советизма. Пока они существуют, можно попытаться все возродить, возводя надстройки. Левые консерваторы, конечно, критикуют Путина (в этом они похожи на остальную часть оппозиции), но не ради утверждения капитализма, а ради осуществления идеала обновленного социализма.

Левые либералы, напротив, считают советскую цивилизацию тоталитарным уродцем, «церковью святого Маркса», как называет СССР и КПСС сайт альт-левых. Они убеждены что советское прошлое умерло и якобы это хорошо. Фактически – они союзники буржуазии, и ее политических выразителей – неолибералов и неофашистов по уничтожению остаточных институтов социализма, по утверждению дикого рынка. Все это якобы с лихвой возместится буржуазной демократией, которая якобы откроет путь для движения к «правильному социализму»… Наивные! Уж мы-то знаем, что буржуазная демократия – это возможность для буржуазии поливать грязью своих врагов, это демократия для Шендеровича, а не для сторонников социализма и патриотов СССР.

Не знаю, как вы, читатель, а я, когда мне предлагают такую альтернативу, выбираю левый консерватизм!

Рустем ВАХИТОВ

Читайте также

Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025» Положение о всероссийском творческом фестивале-конкурсе «Русский Лад – 2025»
Всероссийский творческий Фестиваль-конкурс «Русский Лад»-2025 (далее: Фестиваль-конкурс) – постоянно действующая акция, организуемая Движением «Русский Лад», направленная на пропаганду созидательных и...
12 декабря 2024
Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год Отчет Калмыцкого республиканского отделения ВСД «Русский Лад» за 2024 год
Калмыцкое республиканское отделение Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2024 году провело обширную работу по пропаганде идей Всероссийского созидательного движения, увеличению своих...
12 декабря 2024
С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией? С. Маслов. Что же дальше будет с нашей Россией?
Страдания по «хозяину Земли Русской» доходят у некоторых до экстаза. Иногда даже плакаты вывешивают на улицах: «Прости нас, Государь!» Ну, может быть, среди просящих прощения есть потомки тех приближё...
12 декабря 2024