Симфония русской славы

Симфония русской славы

Хорошо помню, как несколько лет назад в соцсетях шли оживленные дискуссии по поводу строившегося тогда храма Воскресения Христова в Кубинке. Много было критики — почему такой мрачный вид у храма, почему такой цвет выбрали, темный, зеленовато-защитный, почему звезды пятиконечные в этом соборе, и так далее, и вообще, «разве это православный храм, это капище, где прославляют войну». Нечто подобное и сейчас можно прочесть в «Википедии», например, что убранство собора в Кубинке является пропагандой «русского милитаризма».

Когда же храм был завершен и освящен, я посетил его и был потрясен увиденным. Потом год прошел, и я вновь отправился в Кубинку, попытавшись максимально спокойно рассмотреть все и сделать себе на память снимки. Я уже тогда хотел писать этот очерк и понимал, что для этого мне нужны будут фотографии. Зачем? Чтобы вернуть те чувства, которые я испытывал в храме, и суметь хотя бы отчасти передать их в словах. Иногда складывается так, что можешь все описать по памяти, но это не тот случай. И сейчас я работаю над очерком, поочередно открывая снимки, вглядываясь в них, вновь поражаясь ликам России, образам русских людей.

Огромное внутреннее пространство верхнего храма осенено сияющим многоцветием великолепных мозаик. Этот удивительный комплекс — творение большой группы художников во главе с Василием Нестеренко. Именно об этом мне хотелось бы рассказать подробнее. Кроме того, я сознательно концентрируюсь на том, что мне кажется важнейшим в композициях убранства главного храма Вооруженных Сил России.

Это, конечно, батальные сцены, представляющие рубежные моменты нашей истории. Вот стремительное движение русской конницы под Полтавой, сверкание палашей, зеленые и красные цвета русской формы, знамена с черным двуглавым орлом, а на противоположной стороне композиции шведы в светло-синей форме уже показывают тыл, и не спасает положение яростный взмах руки шведского генерала, сражение проиграно. Мирно, спокойно смотрят на нас Богородица и Младенец — сражение выиграно…

А вот две конные группы перед страшным столкновением, слева русские гусары и уланы, справа французские кирасиры, и те, и другие в яростной решимости сходятся для смертельной схватки. Над ними в золотом сиянии икона Казанской Божией Матери, поддерживаемая двумя ангелами, и сияние это отражается в золотом шитье ментика ближнего к нам гусара, скачущего на врага и готовящего саблю для удара.

А каковы образы Севастополя! Бастион, фашины, жерла пушек, и люди, что смотрят на нас. Солдат поднимает Андреевский флаг над бастионом. Флотский офицер с саблей в одной руке и ружьем в другой, что-то кричит, полуобернувшись назад, а к нему спешит священник с распростертыми руками, а за священником полощется на ветру хоругвь с Богородицей и Младенцем… На переднем плане седой солдат без фуражки поддерживает раненого юношу, который правой рукой закрывает свою смертельную рану, а левой все еще сжимает рукоять сабли… Над ними Богоматерь, со скрещенными руками, скорбно опустила взор свой, а в небо поднимаются дым и пламя, но расходятся перед Ее ликом.

Художники не побоялись включить в общую картину сюжет тяжкого поражения в русско-японской войне. Это бурлящее море в фонтанах разрывов, два русских броненосца, один из них уже охвачен пожаром. Но на его мачте продолжает развеваться Андреевский флаг, а перед нами в сиянии Богородица Порт-Артурская с образом Спаса Нерукотворного. И вспоминается древнее изречение — мертвые сраму не имут! С этим перекликается мозаика, посвященная Первой мировой войне — солдаты и офицеры с надеждой смотрят на Богородицу с Младенцем в облачном сиянии.

Но дальше, дальше… Вот Москва осенью 1941 года, зенитки и пулеметы на крышах зданий, солдаты, вглядывающиеся в небо, а там, над золотыми куполами Кремля, над аэростатами, в солнечном озарении два ангела возносят икону Казанской Богоматери. А вот страшные, апокалиптические руины Сталинграда в дыму и пламени пожаров, что уже догорают, ибо нечему больше гореть, а Богородица словно ступает по этим руинам и со светлой скорбью смотрит нам прямо в глаза. А потом — не менее страшные сталь и огонь Курской битвы, и Богородица Знамение утверждает нерушимую стойкость, оборачивая обе руки ладонями к нам, и вновь смотрит нам в глаза.

Все это многоцветие сияющее, то страшное, то триумфальное, но всегда неизбывно прекрасное, обрамлено снизу, вдоль оснований стен собора, еще одним комплексом мозаик. На них нет Христа, Богородицы и святых, на них только люди. Русские люди. Это те, кто всего ближе к нам по времени, те, кого мы даже видели и знали, кто в детстве, а кто и в юности, а иным посчастливилось и в среднем возрасте. Это солдаты Великой Отечественной.

Есть что-то проникновенное и замечательное в решении художников — поместить группы воинов в нижний ряд мозаик, близко к земле, той самой, что приняла в себя их кровь в 1941 году. Близко и к нам, нынешним, так близко, что они оказываются на нашем уровне, и фигуры, выполненные в человеческий рост, воспринимаются по-человечески просто.

В этой простоте вся сила художественного замысла. Не зигфриды, не шарлемани смотрят на нас, а обыкновенные люди, ставшие героями, когда потребовалось, и возвратившиеся в свою обычную жизнь после великой победы. Это исконно русский взгляд на нашего солдата, со всей мощью проявившийся в литературе, от Льва Толстого до Александра Твардовского. И здесь можно видеть воплощение такого взгляда в изобразительном искусстве, воплощение совершенно самостоятельное, уникальное ясностью замысла и чистотой помысла.

Хочется, по возможности, рассказать о людях на этих мозаиках, рассказать как можно больше. Вот в центре композиции, посвященной 1941 году, солдат, уже немолодой, смотрит, прищурившись, стоит в свободной позе, а на груди его медаль «За отвагу» с маленькой прямоугольной колодкой старого образца. Такую мой двоюродный дед получил за Халхин-Гол. Редко в том трагическом году награждали этой медалью, видимо, немалый подвиг этот солдат совершил. А за его правым плечом генерал, напряженно думая, что-то записывает на листке бумаги, положив этот лист на планшетку. Рядом — мальчишка с автоматом и гранатой…

1942 год. Мощные фигуры двух летчиков, один из них с двумя орденами Красного Знамени, рядом девушка в комбинезоне и с парашютом за спиной, коротко остриженные светло-русые волосы и навеки юное лицо. Справа моряки, лихие, отчаянные, грудь в пулеметных лентах, а перед ними юнга с медалью на груди. 1943 — казаки, и с ними мальчик в кубанке, застенчиво улыбающийся, ребенок еще, держит за узду боевого коня… 1944 — офицер, худой, с горящими глазами на осунувшемся лице, смотрит поверх нас вдаль, на запад, на врага. 1945, победный, двое солдат со знаменем Победы стоят на поверженном германском орле, и тут же эпизод парада Победы, вражеские знамена и склоненный к земле знак дивизии СС «Лейбштандарт» в руках победителей, а там и японские бело-красные флаги. Вся война проходит в памяти, страшная, незабываемая.

И последняя мозаика. Солдаты нынешних дней, те, что среди нас, те, что рядом с нами, те, что и сейчас сражаются. И опять, как и прежде — никакого помпезного героизма, никаких демонических жестов и взоров, все просто, даже буднично — стоят мужчины, в большинстве своем молодые, но иногда и средних лет, обыкновенные — такие, что встречаются на улице, в транспорте, на работе, словом, везде в нашей повседневности. И это — Россия, наша страна, наш народ.

Гадость какая — назвать это «пропагандой милитаризма». Я вижу в этих людях не профессиональных убийц из разных иностранных легионов, не преторианцев, служащих тому, кто заплатит побольше, не «диких гусей», поехавших пострелять, помародерствовать и поразвлекаться. В сущности, изображенные здесь люди легко представимы в мирной жизни, и миром, прежде всего, миром полны их взоры.

И после первого, и после второго посещения храма я уходил оттуда потрясенный той художественной правдой и тем соединением эпоса и лирики, божественного и человеческого, небесного и земного, что гармонически выражено в мозаиках. Эту прекрасную композицию хочется назвать симфонией русской славы, настолько ясно соединено в ней все, чем живет русская память и русская душа. Этот шедевр доказывает еще одно — ошибочность распространенного утверждения о том, что трагические события ХХ века не могут быть воплощены в классических формах, что для выражения их требуется либо модернистский, либо даже постмодернистский подход. Впрочем, эти пути чужды истинному русскому искусству.

Хочется спросить политиков, стремящихся нанести стратегическое поражение России, и рассматривающих это как главную цель нынешнего момента истории. Неужели вы рассчитываете победить нацию, творящую шедевры даже в наше беспутное и беспамятное время? Ну, а если вы не считаете это шедевром, тогда вам задача попроще. Подумайте о том, сколько труда и терпения вложено в этот храм и его убранство – это ведь не ваша «глина номер четыре». И поймите, что и в терпении, как и в таланте, вам с нами сейчас не равняться.

Никита БРАГИН, член Союза писателей России, г. Москва

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025