Семейный писатель. Николай Семёнович Лесков о детях и для детей

Семейный писатель. Николай Семёнович Лесков о детях и для детей

Если всерьёз размышлять о круге детского чтения, уместно обратиться к творчеству великого писателя земли русской Николая Семёновича Лескова (1831–1895). Он, по справедливому суждению академика Д.С. Лихачёва, принадлежит к числу семейных писателей, произведения которых нужно читать и обсуждать всей семьёй.

К сожалению, сейчас почти утрачена традиция семейных чтений, когда собирались все чада и домочадцы, устраивались поуютнее, чтобы вместе почитать, послушать и обсудить новую книгу. Возрождение этого обычая в кругу семьи могло бы способствовать сплочению отцов и детей, укреплению их отношений.

Проблема нравственного формирования человека была ведущей в творчестве Лескова. По его глубокому убеждению, книги, предназначенные детям, должны «не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление его мыслям». Это доброе направление прежде всего писатель связывал с христианским учением. Так, отзываясь на изданную для детей «Указку к Новому Завету» – книжную закладку с кратким содержанием Евангелия и наиболее употребительными цитатами из него, Лесков писал: «я имел в виду одну детскую пользу и важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни».

Вспоминая собственные детские годы, в «Автобиографической заметке» писатель признавался в своей «счастливой религиозности»: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком». В очерке «Владычный суд» Лесков упоминает о православных семейных устоях как источнике его воспитания и духовно-нравственного формирования.

Свято хранил в душе писатель то, что вложил в неё когда-то его родной отец. Семён Дмитриевич Лесков с самого раннего детства своего сына стремился сформировать в нём представление о главных духовных ценностях человеческой жизни. В 1836 г. пятилетнему Николушке старший Лесков написал письмо-завет, желая передать свой жизненный опыт и идеалы. Строки этого завещания вылились из самой глубины отцовского сердца: «Любезный мой сын и друг! Николай Семёнович! <...> Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни:

1. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.

2. Уважай от всей души твою мать до её гроба.

3. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай <...>

7. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах <...> Я хотел бы излить в тебя всю мою душу <...> Бог тебе в помощь! Отец твой Семён Лесков».

Бережно хранимые отцовские заветы писатель впоследствии передал и своему собственному сыну Андрею, и всему молодому поколению. Слово вечной истины, христианской заповеди, отцовского завета, по мнению Лескова, следует преподносить «в его простой и всякому доступной форме». Именно в такой форме – «простой и всякому доступной» – обратился он в своих произведениях к юным читателям.

Многие лесковские рассказы прочно вошли в круг детского чтения: «Неразменный рубль», «Пугало», «Зверь», «Привидение в Инженерном замке», «Лев старца Герасима», «Дурачок», «Фигура» и др.

Лесков видел свою творческую задачу в том, чтобы дать читателю доброкачественную духовную пищу. Писатель делал доступным детскому восприятию высокий уровень художественного обобщения и философского осмысления. Лесковские рассказы несут в себе такой духовный потенциал и обладают таким универсально-философским смыслом, что их чтение явится духовным откровением и доставит юному читателю эстетическое наслаждение.

Так, «Неразменный рубль» с его динамичным сюжетом, в котором гармонично соединились реальный и фантастический планы, где нет готовых педагогических рецептов и назидательный «моральный хвостик» не превращён в «позвоночный столб», – один из лучших в мировой литературе детских рассказов. Очень привлекает во многом автобиографический образ главного героя-ребёнка («барчук Миколаша») – впечатлительного мальчика с развитым воображением, думающего, активного, самостоятельного. Этот полнокровный образ: «дитя весёлое, доброе, живое, <…> Божие» – встречается и в других произведениях Лескова, писанных «мемуаром».

В лесковских рассказах отсутствие чёткой границы между фантазией и реальностью заставляет активно включаться читательское воображение, домысливание. Пересекаются мир детский и мир фольклорный. Ведь, по Лескову, «в младенческой наивности» есть «оригинальность и проницательность народного ума и чуткость чувства». Художественный эффект многих творений классика, построенных как детские воспоминания, заключается в том, что события преломляются через призму детского сознания. Этот литературный приём многократно усиливает глубинный «взрослый» смысл повествования. Простой, псевдодетский стиль произведения является у художника утонченной маской, за которой открывается внутренняя глубина и необозримая духовная перспектива.

Евангельская логика: любовь, уничтожающая страх, – идейная основа рассказа «Привидение в Инженерном замке». Загадочное заглавие отсылает к практике западноевропейского повествования с непременным включением в действие потусторонних сил, духов и т.п. Однако Лесков и здесь оригинален. Его произведение – это рассказ с привидением без привидения. Правда, читатель не догадывается об этом до самой последней страницы (настолько мастерски рассказывает писатель эту захватывающую историю), пока привидение не обретает плоть и кровь.

Лесков ведёт с читателями своеобразную игру, предоставляя полную свободу и оставляя их один на один с произведением: «хотите – верьте, хотите – нет».

Мораль и урок, о которых предупреждал священник детей в этом рассказе, в финале ясны и ненавязчивы. Герои-подростки сделали выводы самостоятельно, и из их жизни благополучно исчезло всё жуткое и сверхъестественное: «Мы всегда помнили нашу непростительную шалость и благословляющую руку последнего привидения Инженерного замка, которое одно имело власть простить нас по святому праву любви. С этих же пор прекратились в корпусе и страхи от привидений. То, которое мы видели, было последнее».

Герой рассказа «Томленье духа (Из отроческих воспоминаний)» при иных обстоятельствах делает свой единственно верный выбор: «со Христом быть», следуя Его завету воевать «против тьмы веков, против духов злобы», «везде делать Божье дело».

Не только содержанием своих рассказов, но и самой атмосферой, которая нередко важнее сюжета, писатель взывает к пробуждению нравственного чувства, активному духовному действию.

«Всё, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им», – в эту лаконичную формулу вылились в записной книжке Лескова заветы, которым он учил своих младших современников, о которых напоминает нынешнему поколению юных читателей.

Алла Анатольевна НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва), историк литературы

Читайте также

Победила титаническая воля Победила титаническая воля
События последних лет ясно показали, что героический подвиг советского народа по созданию ядерного оружия был совершён не зря. Именно оно обеспечивает России её независимость. Правда, даже в нашей стр...
21 сентября 2023
«Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова «Метр тальер Лепутан», или Пресыщение знатностью. Памяти Н.С. Лескова
Великий русский писатель Николай Семёнович Лесков (1831–1895) в одном из писем открыто выразил свою независимую писательскую позицию: «я верую так, как говорю, и этой верою жив я и крепок во всех утес...
21 сентября 2023
И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва» И.С. Бортников. Об эссе Н.В. Подгурского «Сожжение волхва»
Данное эссе недавно было опубликовано на сайте «Русского Лада». Пишущий сии строки не собирается оценивать его художественную ценность, это дело литературоведов. Нас же интересует гражданская позиция ...
21 сентября 2023