С. Зотов. Идеалист с бомбой

С. Зотов. Идеалист с бомбой

Как-то попался мне в руки старый, пожелтевший от времени лист газеты – ещё советского формата от 1989 года. Сообщалось там о смерти Андрея Сахарова. Конечно, с фотографиями академика, который по странной прихоти судьбы был в своё время опальным диссидентом и одновременно – лауреатом Сталинских и Ленинских премий, Трижды (!) Героем социалистического труда (а ведь такое звание приравнивалось к званию Героя Советского Союза!).

И вот последнее его выступление на Съезде народных депутатов. Говорил 15 минут вместо данных ему 5. Старичок, но бодрый ещё, седенький – что-то пытался доказать, тряс лысоватой головкой. Горбачёв покровительственно улыбался ему с трибуны – Сахаров отстаивал идею развала СССР, переформирование единой державы в расплывчатую конфедерацию стран Европы и Азии, что входило в план Горбачёва по ликвидации СССР и учреждению ССГ – Союза Суверенных Государств, мало связанных между собой (этот союз неизбежно вскоре распался бы вместе с Россией, так как автономии внутри России получали права союзных государств!), звенел в электрический колокольчик, но речь академика не прерывал, несмотря на то, что зал всё более и более шумел – Сахарова не принимали, он был чужой здесь и слава нехорошая тянулась за ним, как за заведомым врагом советского строя.

И в этом была загадка, разгадать которую и сейчас нелегко. Всякий, кто исследовал жизнь Сахарова, вставал перед неразрешимой проблемой – как можно быть конструктором советской водородной бомбы, призванной покарать врагов мира социализма, предлагать Хрущёву разместить 100 (!) водородных бомб невероятной мощности вдоль американского побережья, чтобы в нужный момент колоссальным взрывом вызвать исполинское цунами и смыть Соединённые Штаты, «оплот демократии», в океан, и как можно было одновременно с этим, или с очень небольшой разницей по времени, являться активным борцом с той страной, которой он верой и правдой служил и которая возвысила его и дала ему все те награды и отличия, что я перечислил выше. Да, здесь загадка, разрешить которую очень нелегко.

Над разрешением этой загадки думали многие, кто изучал и оценивал жизнь академика. Заметили, что наиболее непримиримым в своей антисоветской позиции Сахаров стал после знакомства в 1970 году и соединения семейной жизнью с Еленой Боннэр – женщиной очень активной в осуществлении своих честолюбивых политических планов. За Еленой Боннэр (второй женой академика, первая его жена умерла в 1969 г.) стояла долгая и очень сложная судьба. Она вышла из семьи армянина Геворка Саркисовича Алиханяна, армянина – активного деятеля международного коммунистического движения, который был её отчимом. Но всю жизнь она носила фамилию матери, еврейки Руфи Боннэр, родившей свою дочь от армянина Левона Кочаняна. Однако сама Елена, воспитанная Геворком Алиханяном, считала своим отцом именно его и, выученная на строгих коммунистических принципах, долгое время пыталась этим принципам следовать, считая сталинский период истории СССР извращением истинной коммунистической идеи, приведшей к культу личности, разгрому Коминтерна, где работал её отчим и жестоким репрессиям. Да, именно репрессии 1937 года, в ходе которых погиб её горячо любимый приёмный отец и была брошена в застенки её мать, стали первой причиной глубоко сидящей в ней обиды на советское государство, обиды, как будто преодолённой в период «разоблачения культа личности Сталина» при Хрущёве (она даже вступает в КПСС в середине 60-х!), но давшей обильные и ядовитые плоды после, когда при Брежневе ей и многим другим из «обиженных» показалось, что режим и личность Сталина собираются реабилитировать. Тогда и начинается её активная антигосударственная деятельность. Соединённая с авторитетом всемирно признанного учёного Андрея Сахарова, эта деятельность становится опасной для СССР и супругов высылают в известную ссылку в Горький в 1980 году.

Всё это касается второй жены Сахарова, но ведь сам-то учёный никогда до того репрессиям не подвергался, так же как и его родственники ни по отцовской, ни по материнской линии. Мало того, его отец – Дмитрий Иванович Сахаров – сам был известным учёным, автором советских учебников физики, именно он оказал на своего сына решающее влияние в ходе выбора дела всей жизни – физики высоких энергий, чем его сын с успехом и занимался, начиная с математического кружка при МГУ, а затем и поступления в 1938 году на физический факультет Московского университета. При феноменальных способностях молодого физика наука давалась ему удивительно легко, да и повезло – к 1941 году, к началу войны, студентов-выпускников на фронт не брали, давали им возможность доучиться в тылу. В 1942 году в Ашхабаде, куда был эвакуирован физфак МГУ, Сахаров и защитил свой диплом. Сразу был замечен академиком Игорем Таммом. Сам Тамм рассказывал впоследствии, что сначала поставил выпускнику тройку, так как не понял метод решения сложной математической задачи, что применил Сахаров. После, однако, он увидел, что решение было верным, только студент не мог рассказать толково, как он пришёл к верному решению. Озарение! Да, это случалось в работе учёного и впоследствии, и вообще – это свойственно именно русскому уму, хоть в науке, хоть в искусстве – так Менделеев увидел свою таблицу периодической системы элементов во сне, а Есенин мог сразу набело писать свои гениальные поэмы. А для Сахарова этот его природный дар интуитивно находить верное решение сложной научной и технической проблемы явился пропуском для него в особую группу специалистов, которую набирал академик Тамм для создания нового всесокрушающего оружия.

Шла мировая война, все силы науки были брошены на создание нового оружия – хоть у нас, хоть у немцев, хоть у американцев. У американцев с 1942 года развёртывался т.н. «Манхеттенский проект» – ускоренное создание атомной (урановой) бомбы под общим руководством бежавшего из Германии физика Роберта Опенгеймера, которого и считают отцом атомной бомбы уранового типа, основанного на распаде атомов урана. Но сразу же сложилось в Америке и другое направление в работе над сверхоружием – создание водородной бомбы, когда энергия распада ядер урана используется как «накачка» для провоцирования реакции синтеза ядер тяжёлых изотопов водорода – дейтерия и трития, в ходе которой из двух ядер водорода получается ядро гелия и выделяется при такой реакции колоссальная энергия. Это именно тот процесс, что идёт на Солнце и звёздах, где водород постепенно выгорает, превращаясь в гелий и далее – в более тяжёлые элементы. Провоцирование неконтролируемого синтеза ядер водорода может иметь катастрофические последствия, так как ядерной взрывчаткой здесь служит... вода, вернее, вода «тяжёлая» – состоящая не из простого водорода, а из его тяжёлых изотопов дейтерия и трития, но определённое количество такой воды всегда присутствует в океанах планеты и потому, когда американцы проводили испытательные взрывы водородных устройств на атоллах Тихого океана, человечество застывало в ужасе – не вовлечётся ли в цепную реакция вода океана и не последует ли общий взрыв мировых океанов и неизбежная гибель планеты Земля...

Ох, не зря говорили древние египтяне, что если люди узнают, что движет звёздами, то сфинкс засмеётся и человечество погибнет. Учёные, создавшие водородную бомбу – Эдвард Тейлор в Америке и Андрей Сахаров в СССР – приняли на себя огромную моральную ответственность за последствия и возможно, груз этой ответственности и заставил Андрея Сахарова отойти в своей жизни от решения чисто научных проблем и переключиться на общественную деятельность, находя в этом, видимо, какую-то разрядку для успокоения своей мятущейся русской души.

С 1948 года работал Сахаров в ядерном центре Арзамаса-16 (ныне Саров) в составе специальной группы над созданием бомбы. Причём главным там был даже не он, а физик Юлий Харитон и учитель Сахарова академик Игорь Тамм, но именно Сахарову довелось найти в ходе какого-то интуитивного озарения принципиальное решение конструкции водородной бомбы – т.н. «слойку», что впоследствии назовут «слойкой Сахарова». Это такая конструкция, где слои дейтерия и трития перемежаются слоями урана высокой очистки, а «запалом» ядерной реакции служит плутониевый сердечник. Он разогревает ядерное горючее до колоссальных температур, а начавшаяся цепная реакция урана сжимает водородную начинку бомбы чудовищной силой сжатия, что при постоянной бомбардировки нейтронами вызывает ту самую реакцию синтеза ядер водорода, что и даёт взрыв... при этом мощность бомбы практически может быть неограниченной, ведь запасов водорода в природе неограниченное количество... Даже писать об этом страшно, ведь взрывы водородных бомб всегда оказываются более мощными, чем расчётное количество мегатонн – это означает, что действительно образуется неконтролируемая реакция с более высоким, чем расчётный, выбросом энергии, что грозит превращением нашей матушки Земли в звезду, «огнём пронзённую насквозь», как сказал поэт. Писать об этом страшно, а как страшно всё это делать!..

Слом сознания Сахарова, уже академика, уже Героя социалистического труда, уже лауреата Сталинской и Ленинской премий и т.д., произошёл после испытания «царь-бомбы» в октябре 1961 года на полигоне на Новой Земле в Арктике. Никита Хрущёв в своём политическом раже намеревался показать Америке «кузькину мать» и задумал взорвать сахаровскую бомбу мощностью в 100 мегатонн! В принципе это было возможно, установив урановую оболочку бомбы, но Сахаров, зная результаты испытаний американцами водородных бомб, когда энергия взрыва на деле оказывалась непредсказуемо высокой, всерьёз испугался гибели планеты Земля и настоял на замене урановой оболочки свинцовой. Взрыв получился силой в 58 мегатонн, а энергия такова, что растаяли ледники Новой Земли в районе взрыва, а воздушная волна обошла Землю три раза. Человечество ещё не видело такого взрыва, дай Бог – и не увидит никогда! Андрей Сахаров создал «идеальную» водородную бомбу, где 97% энергии взрыва выделялось именно за счёт реакции синтеза ядер водорода, что собственно и происходит на Солнце.

Почувствовав свою ответственность за будущее планеты Земля, Сахаров и вышел из роли только учёного и начал выступать как политик, активно агитируя за заключение мирового договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах – на земле, в воде, и в воздухе. Московский договор о запрещении испытаний в этих сферах и был заключен впоследствии.

Почувствовав себя фигурой политической, а не только научной, Сахаров активно включается в правозащитное движение, выражающееся в том, что «правозащитники», в принципе не выступая против общественного строя, существующего в СССР, требуют открытости со стороны органов власти, предельной гласности и строгого соблюдения законов, записанных в самой советской Конституции! То есть, если там записана свобода слова, митингов и собраний – то, сделайте одолжение, дайте нам всё это! Такая позиция безупречна с точки зрения формальной логики, но ведь надо понимать традиции и привычки каждой страны. В традициях России, где ещё не изжиты корни гражданской войны, свобода политического протеста неизбежно перерастает в анархию, в удар по государственным и социальным институтам, в дестабилизацию общества, что идёт только на руку внешним противникам нашей страны. Неудивительно, что спецслужбы Запада, прежде всего США, сразу проявили повышенный интерес к нашим доморощенным «правозащитникам» и приложили немало усилий, чтобы завести агентуру в их рядах, поощрить их особенно пристальным вниманием средств мировой информации и... направить их деятельность в нужное русло – в сторону разрушения советского строя и советского государства, как итог их деятельности!

К сожалению, многие наши правозащитники, начавшие свою работу как чистые певцы свободы и демократии, очень быстро оказались в стане противников Советского Союза, как политической системы, как единого сплочённого и сильного государства. Не избегла сия участь таких видных деятелей диссидентского движения, как Елена Боннэр и Александр Солженицын, а через них в это дело был вовлечён и гениальный учёный Андрей Дмитриевич Сахаров, который к 1968 году отошёл в науке от проблем решения задач, связанных с термоядерным синтезом и, по понятным причинам, более к решению таких задач государством не допускался.

А это очень жаль! Ведь с самого начала работ по «водородному проекту», то есть уже с конца 40-х годов, он вместе с Игорем Таммом выдвинул ряд интересных гипотез по возможности осуществления управляемого ядерного синтеза. Что такое водородная бомба и порождённый ею чудовищный взрыв? – это вспышка костра первобытного охотника, когда он сумел высечь первую искру и бросить эту искру в пук сухой травы. Трава вспыхнула и погасла. Уже достижение, но попробуйте поддерживать постоянный ровный огонь, контролировать его, чтобы он не обжигал, а грел... Это гораздо труднее. И если бы усилия мировой науки были направлены только на это, а не на создание всё более и более мощных образцов разрушительного оружия, то, быть может, человечество имело бы сейчас неиссякаемые источники энергии, ведь водород – самый распространённый природный элемент, запасы его не ограничены, а чистота реакции синтеза ядер водорода не даёт радиоактивного заражения, что происходит при энергетическом использовании урана и плутония в современных атомных электростанциях.

Взрыв Чернобыля показал, насколько опасно использование энергии распада уранового топлива, зато все проблемы решила бы управляемая термоядерная реакция, над чем начинали работать Сахаров и Тамм, но задачи создания оружия отвлекли их. Этими учёными ещё в начале 50-х годов была предложена идея создания установки, в которой мощным электромагнитным полем удерживалась бы разогретая плазма с постоянно поддерживаемой там реакцией синтеза ядер водорода. Выход энергии был бы колоссален, и это была бы чистая энергия – без радиоактивного загрязнения. Вся проблема в том, как поддерживать постоянную термоядерную реакцию в малом объёма реактора. На звёздах это происходит за счёт огромной массы и температуры звёзд, а попробуйте, фигурально выражаясь, оторвать малый кусок солнца, перенести его на землю и здесь греться у этого огня... Задача, достойная титана Прометея!

К сожалению, Андрей Дмитриевич Сахаров таким титаном не стал. Его сила мысли, его неуёмный темперамент в достижении любой цели были направлены искусными «водилами» с Запада в нужное им русло – в сторону разрушения его родной страны, в сторону убогого политиканства – всяких публичных акций, демонстраций, подписывания глупейших писем и пререкательства с властью. Андрей Дмитриевич, может быть, этим зарабатывал себе сомнительную славу диссидента и вечного фрондёра, но новых открытий в науке он уже не совершил – не до того было! И проблема управляемого термоядерного синтеза так и не решена до сих пор. Помните фильм «Девять дней одного года», ещё начала 60-х годов, где роль учёного-физика, решающего проблему именно управляемого термоядерного синтеза, так блистательно сыграл великий Баталов? Это ведь про Сахарова того времени. Помните, как на экране монитора он видит первую вспышку рукотворной реакции термояда, каким озарением окрашивается его лицо! Но эта реакция длится доли секунды, чтобы удержать её прилагаются немыслимые усилия... всё напрасно, и сейчас ещё дело не продвинулось далеко. И в современных установках ТОКАМАК, созданных по первым идеям Сахарова и Тамма, управляемая реакция поддерживается не более чем на несколько секунд. Бомбу было создать гораздо легче, вообще, разрушать всегда несоизмеримо легче, чем созидать. Энергия звёзд пока недоступна человеку... А сфинкс уже смеётся!

К концу своей жизни Сахаров окончательно перестал быть учёным, а стал завзятым политиканом, лидером т.н. «межрегиональной группы» на Съезде народных депутатов, «прорабом перестройки», кумиром давно уже купленных на западные гранты «свободных и демократических» средств массовой информации. Из него сделали идола и жертву диссидентского движения, его именем клялись в верности перестройке – и всё ради чего? – только ради проталкивания его проекта расчленения СССР и России и учреждения на их месте этого пресловутого Союза республик стран Европы и Азии, когда на месте единого государства образовалась бы каша – невнятная конфедерация более чем из 50 мнимо «суверенных» псевдогосударств, каждое такое «государство» со своей армией, финансами, политической системой... В общем – такая Латинская Америка, состоящая из банановых республик, где всевластно чувствовал бы себя большой американский хозяин и постоянно зрели бы кровавые местные конфликты, что мы видим сейчас в отношениях многих бывших республик СССР.

Тогда имела хождение горькая шутка: «Демократам снятся сны – нет Союза, нет страны!» Увы, Андрей Дмитриевич Сахаров к концу жизни создал новую бомбу, если не водородную, так политическую, и подложил эту бомбу под Россию. Почему это произошло? – а всё из-за стремления к идеалу – демократии, либеральной свободе, правам человека... В общем, из всего набора чаяний свободолюбивой русской интеллигенции – от Радищева и декабристов... Чисто русская черта всечеловечности, о которой говорил ещё Достоевский: «Широк, широк русский человек, надобно сузить!» Сузить – не значит заковать в кандалы, а значит – не предаваться политической маниловщине ради немыслимой свободы и либеральных ценностей во всём мире, а строго и последовательно заниматься своим делом, подчиняясь законам разума и высокой ответственности перед своей страной и своим народом.

Вот этого осознания не хватило нашим «праволюбцам» на роковом рубеже 80-х и 90-х годов. И может быть, хорошо, что лёгкая и внезапная смерть от остановки сердца настигла академика Сахарова тогда, осенью 1989 года, когда ещё не взорвалась его политическая бомба, разрушившая нашу страну. Он так или иначе – не пережил бы крах всех своих идеалов и ушёл вовремя.

Станислав ЗОТОВ

Читайте также

А. Маслов. О русской культуре замолвите слово! А. Маслов. О русской культуре замолвите слово!
В период с 22 февраля по 7 марта 2024 года на телеканале Россия-1 состоялись политические дебаты в поддержку кандидатов, выдвинутых на должность Президента Российской Федерации. Мне, как доверенному л...
28 марта 2024
В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски В. Катасонов. Сталинская корпорация: как вершилось экономическое чудо по-советски
Что бы там ни говорили критики советской экономики, но сегодня становится ясно – она на поверку оказалась для нашей страны, выражаясь современным языком, более «конкурентоспособной», чем так называемы...
28 марта 2024
Тверь. Русские традиции для детей Тверь. Русские традиции для детей
26 марта 2024 г. в Тверском детском клубе «Истоки» руководитель регионального отделения «Русского Лада» Л.Т. Туровская и активист движения И.Б. Рыбкина провели праздник «Жили-были крестьяне» для детей...
27 марта 2024