С. Замлелова. «Горе от ума»: Греф и «умный город»
Долго все ломали головы: зачем понадобился карантин при вспышке не самого опасного на свете заболевания. Правда, в интернете немало причитаний от законопослушных граждан: носите маски и перчатки, иначе можно заразиться!
Для убедительности публикуют кадры мучений коронавирусных больных, призванные продемонстрировать опасность новой болезни. Но помимо того, что маски и перчатки помогут от коронавируса не больше, чем горчичники при диагнозе «mortis», достаточно заглянуть в иллюстрированную медицинскую энциклопедию, чтобы надолго утратить вкус к жизни. Так что картинки и даже видеозаписи ничего не говорят ни об опасности недуга, ни о летальности, ни о скорости его распространения.
К слову, и другие заболевания никуда не исчезли. Ежегодно в мире умирает от туберкулеза до 1,3 миллиона человек и около 650 тысяч от гриппа, что, однако, не подталкивает правительства разных стран на энергичную борьбу с этими заболеваниями. Мы даже понятия не имеем, сколько вокруг нас туберкулезных больных и где мы можем от них заразиться. Да и вроде бы бессимптомной формы туберкулеза, в отличие от COVID-19, не существует. Никто вплоть до марта 2020 г. не был озабочен тем, что ряд болезней, в отличие от коронавируса, передается именно через предметы, как, например, чесотка или бытовой сифилис. Ничего, что в 2017 г. заболеваемость сифилисом составила в среднем по стране 15,5 случая на 100 тыс. населения? А если считать вместе с мигрантами, то выходит 19,5 случая на 100 тысяч населения. Самые высокие показатели заболеваемости сифилисом в 2017 г. были зафиксированы в Республике Тыва (43,21 случая на 100 тыс. чел.), Амурской области (38,25), Республике Бурятия (34,99), Иркутской (32,69), Томской (28,91), Калужской (28,12) и Саратовской (27,99) областях, а также в Приморском крае (27,81). В том же 2017 г. число больных сифилисом в Москве выросло в 40 раз! И опять же: о бессимптомном сифилисе ничего неизвестно, «газеты как-то глухо об этом пишут». Число больных СПИДом выросло в Москве за 2017 г. в 15 раз, туберкулезом – в 6 раз. Интересно будет получить статистику за год 2020-й, в течение которого поликлиники из-за эпидемии коронавируса были в основном закрыты.
И почему до сих пор не ходили мы в перчатках и противогазах?.. Неужели московскому правительству безразлично, что сифилис можно подцепить в метро или магазине? Особенно в Москве, переполненной мигрантами, как река нерестовой рыбой.
А сколько на свете других чудесных заболеваний, постоянно сопутствующих человеку! Встреча с прекрасным ждет нас буквально на каждом шагу! Но почему-то верхи боятся только коронавируса, причем исключительно в форме COVID-19. Другие модификации данного вируса никого не пугают.
Всё это и вызывало самое неподдельное удивление, пока не созрела уверенность, что пандемия стала стартом для цифровизации. Школьников усадили за компьютеры, проголосовали за какой-то реестр, заговорили о чипизации. Тут, правда, поднялся гомерический хохот, дескать, эк куды хватили. Но оказалось, что ничего не хватили и что на сайте https://2030.mos.ru/, например, такие планы вынашивались давно.
Этот сайт посвящен идее превращения российской столицы в так называемый умный город, где должно быть удобно и уютно абсолютно всем, а забота о населении просто поражает воображение простых россиян, привыкших, как говорил Остап Бендер, к спартанской обстановке. Судите сами.
Итак, российскую столицу намереваются превратить в «умный город». Что, конечно же, само по себе странно, поскольку наводит на мысль, будто до сих пор Москва была «глупым городом». Вероятно, по мнению авторов преобразований, именно так и было, поскольку стать умным можно исключительно с помощью цифровых технологий. Чем больше технологий, тем, выходит, умнее, что, конечно же, очень сомнительно. Однако нашего мнения никто и не спрашивал, потому что, как уверяют авторы «умного города», концепция развития основана на «глобальных мегатрендах», коих, оказывается, насчитывается ровно восемь. Прежде всего во всем мире растет городское население и роль городов в жизни общества. Кроме того, повышается уровень роботизации, появляются новые технологии, обеспечивающие рост качества и производительности. А такие преобразования меняют предпочтения потребителей.
Ну и, конечно, охрана окружающей среды диктует новые требования организации городского пространства. Тем более что ресурсы ограниченны, а из-за роста их потребления и неравномерного распределения обостряется конкуренция между производителями. Невозможно отмахнуться от глобализации бизнеса, а также от роста населения развивающихся стран и увеличения среднего возраста, а также продолжительности жизни населения стран развитых.
Отечественный политикум давно перешел на какой-то птичий язык, журчащие слова которого неизвестно что значат. Вот, казалось бы, какая связь между ростом населения развивающихся стран и превращением Москвы в «умный город»? А вот поди ж ты…
Связь, думается, такая. Москва действительно должна вписаться в «глобальные мегатренды», а другими словами, стать частью глобализованного мира. То есть мира без государств в привычном понимании этого слова, мира, подчиненного единому органу управления, единой системе законов и единой экономической системе. Так решили хозяева мира и держатели денег. А теперь вспоминаем Билла Гейтса с его сетованиями на рост населения планеты, и вот она, связь между реорганизацией московской жизни и ростом населения развивающихся стран.
Кстати, 17 июня Минздрав рассказал об испытаниях вакцины против коронавируса, разработанной Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. Но еще в мае стало известно, что производство вакцины центром им. Гамалеи было организовано ООО «Иммунотехнологии» – дочерним предприятием Сбербанка. В то же время вакцина, полученная новосибирским центром «Вектор», финансируется гражданином Израиля Р.А. Абрамовичем.
Раньше мы думали, что хуже Чубайса никого нет. Но оказалось, есть Греф. Россияне уже поняли, что это и швец, и жнец, на дуде игрец. Широта интересов г-на Грефа просто поражает воображение. Его живо интересуют образование вплоть до коренной ломки, модификация сознания, массовая вакцинация, профилактика беспризорности, маркировка товаров и многое, многое другое. Напомним, что это именно Греф рассказал об ужасе перед образованными людьми, которыми сложно манипулировать, а также о том, что вокруг мало людей креативных, с системным мышлением, так что из семи миллиардов шесть придется отсеять. Но и это еще не всё!
В 2019 г. в рамках Петербургского международного экономического форума Сбербанк России договорился с французской IT-компанией о развитии «умных городов» в нашей стране. Компании намереваются вместе трудиться в сфере IoT или предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, а также над аналитикой Больших Данных и разработкой программного обеспечения. Сбербанк в этом тандеме отвечает за стратегию, операционную и финансовую поддержку, а французская компания Orange Business Services поделится опытом. Тогда же генеральный директор «Сбербанк-Телеком» Руслан Гурджиян заявил, что «умный город», во многом базирующийся на технологиях интернета вещей, – важное направление не только с точки зрения бизнеса, но и социальной ответственности. Сочетание возможностей экосистемы Сбербанка, в сотрудничестве с мировым опытом Orange и центром компетенции “Сбербанк-Телеком” в направлении “умный город” позволит нам стать значимым игроком на этом стратегически важном направлении». В 2018 г. Сбербанк уже приступил к возведению «умного города» в Рублево-Архангельском.
Другими словами, превращать Москву в «умный город» доверяют всё тому же Герману Оскаровичу Грефу. Но каким же будет город будущего? Оказывается, отечественные преобразователи ориентировались на работы и выступления Ray Kurzweil, Ian Pearson, Nicola Millard, Brian David Johnson, Dave Evans, Dave Coplin. Понятно, что если город должен отвечать «глобальным мегатрендам», то тренды эти будут задавать не российские и не советские ученые. Но что же в таком случае нам предлагают господа Курцвайл с Джонсоном? Поскольку последние полгода вся наша жизнь увивается вокруг медицинской темы, то и заглянем в раздел «Здравоохранение». Цели, конечно же, прекрасные: тут и улучшение доступности и качества медицинских услуг, и доступность медицинской помощи каждому человеку, и обеспечение информационной безопасности. И всё при помощи цифровых технологий! Но… Стратегии «умного» здравоохранения уже не внушают такого же оптимизма. Ну, например, москвичам обещают переход к обследованию организма методами искусственного интеллекта без привлечения медицинских работников. Многие хотели бы лечиться у роботов? Доверить свое здоровье машине? А ведь обещается это к 2030 г. То есть через десять лет. Кто и как создаст и внедрит за такое время совершенную систему?
А вот другое стратегическое направление. Москвичи получат какую-то «умную одежду», поддерживающую стремление вести здоровый образ жизни и способствующую предотвращению заболеваний. Опять птичий язык! Что за одежда такая? Откровенно говоря, представляется некая роба с вживленными электродами. Захотел выпить – тут тебе разряд по всему телу, чтобы не забывал про здоровый образ жизни. Тем более что носимые устройства должны будут «подавать сигнал в городскую информационно-аналитическую систему о предполагаемом ухудшении здоровья». Что значит «предполагаемом»? Это «предполагаемое» наводит на мысль о контроле, а то и слежке за каждым шагом. Сбился, например, пульс или кашель одолел, и вот тебя уже тащат в Коммунарку. А еще данные, передаваемые «умной одеждой», будут определять размеры страховых выплат. Но самое впечатляющее – это нанороботы, применяемые для лечения когнитивных расстройств. Впечатляет в них то, что размером эти нанороботы с клетку крови, а функционировать они будут… Ну, конечно, «внутри человеческого тела»! Нам скажут, что это исключительно для лечения когнитивных расстройств, то есть потери памяти, старческого слабоумия и пр. Но где гарантии, что, опробовав на ослабевших стариках, власти «умного города» не внедрят нанороботов и в более молодые организмы? Например, для борьбы с очередной вспышкой коронавируса.
Наконец, еще одна интереснейшая стратегия – это генная терапия и редактирование генома. И опять же: кто поручится, что генные манипуляции не будут использованы с целью каких-нибудь генных модификаций?
Давайте теперь всё сопоставим. Итак, есть г-н Греф, мечтающий ликвидировать образование, вакцинировать непонятно чем и зачем граждан России и куда-то отсеять шесть миллиардов жителей планеты. Вообще-то подвигами своим Герман Оскарович давно перещеголял Геракла, так что говорить о нем можно долго и содержательно. Но нас интересует сейчас небольшая выжимка из его деяний.
И вот этот самый г-н Греф, а точнее – коллективный Греф, то есть команда верных его единомышленников – предполагает создавать в России «умные города» с какими-то нанороботами в крови, «умной одеждой», контролирующей каждый шаг, и роботами вместо врачей. Разумеется, это не все прелести «умного города», население которого, кстати, плавно превращается в «человеческий и социальный капитал». «Умный город» держится на цифровизации, запустить которую помог страшный коронавирус.
Кстати, портал «Октагон» сообщил, ссылаясь на свои источники, что «Собянин дал чиновникам мэрии и всем городским структурам закрытое распоряжение подготовить план борьбы со второй волной коронавируса. Начиная с 20 сентября в столице будет возвращен режим электронных пропусков, самоизоляции населения, закрытия непродовольственных магазинов, ресторанов и кафе». Причем осенний режим будет более жестким, чем весенний. А размещенный на портале госзакупок контракт департамента здравоохранения Москвы с Единой справочной службой говорит, по-видимому, о том, что мэрия Москвы не собиралась отменять самоизоляцию до сентября – контракт заключен до 30.09.2020. Но ведь нужно же проголосовать за поправки в конституцию, без которых мы тридцать лет не жили, а маялись. Пришлось мэрии уступить на время.
Но всё еще впереди! Сейчас проголосуем, а там и коронавирус вернется, нас опять запрут в намордниках. И можно будет запускать окончательную цифровизацию. С «умными» домами, городами и даже одеждами. Как бы только горя нам от этого ума не хлебнуть.
Светлана ЗАМЛЕЛОВА
Источник: «Советская Россия»