С. Кожемякин. Хитросплетение «векторов»
Республики Центральной Азии продолжают «двухстульную» дипломатию, пытаясь заработать на противоречиях больших держав. Пример этого показывает Узбекистан, который выражает интерес к развитию связей с США и одновременно осуществляет совместные проекты с Китаем. Власти страны не учитывают вероятность издержек такого курса.
Пресловутая многовекторность является характерной чертой внешней политики постсоветских стран на всём протяжении их независимости. Однако теперь, когда отношения между мировыми «центрами силы» становятся всё более напряжёнными, попытки усидеть на нескольких стульях особенно бросаются в глаза. Оценив растущий интерес иностранных держав к Центральной Азии, региональные элиты стремятся не упустить выгоду.
Для иллюстрации этой хитрой дипломатии можно брать любую республику, но ярче всего она проявляется в крупнейших странах региона. Во второй половине августа Ташкент посетили американские конгрессмены: представляющий штат Миссисипи в палате представителей Трент Келли и его коллега от штата Иллинойс Дэрин Лахуд. Оба являются членами Республиканской партии США и входят в так называемый кокус по Узбекистану. Эта «группа дружбы» состоит из 14 конгрессменов, тесно работающих с властями республики по укреплению двусторонних отношений.
О значении, которое придают этому вопросу в Ташкенте, говорит тот факт, что гостей приняли не только руководители обеих палат парламента и члены правительства, но и президент Шавкат Мирзиёев. Как сообщается, стороны с удовлетворением отметили углубление отношений стратегического партнёрства. «Расширяются продуктивные контакты и осуществляются взаимные визиты. Товарооборот между странами в прошлом году вырос на 53 процента, с начала этого года — ещё на 20 процентов. Увеличивается число успешно работающих на нашем рынке американских компаний», — заявила пресс-служба главы государства.
В качестве примера экономического сотрудничества была приведена деятельность американской компании Silverleaf по созданию агрокластера в Джизакской области. Наработанный опыт, по мнению сторон, может быть использован в совместных проектах в промышленности, сфере высоких технологий, здравоохранении и образовании. Для этого Узбекистан посетят бизнес-миссии из Иллинойса и Миссисипи.
Пока же Вашингтон закрепляет своё влияние с использованием других каналов. В числе полусотни стран Узбекистан получит от США 2 миллиона долларов «для преодоления продовольственного кризиса». Средства пойдут на развитие производства удобрений и внедрение технологий повышения урожайности сельхозкультур.
Американские эксперты привлекаются для обучения узбекских чиновников и бизнесменов. В Ташкенте прошёл тренинг по эффективному управлению и привлечению инвестиций, который вели советник департамента коммерции США Дон Амичис и глава консалтинговой компании Smith Brandon International Джин Смит. Слушателями стали сотрудники фонда прямых инвестиций Узбекистана и представители различных бизнес-структур.
В активе американской «мягкой силы» — умелое подыгрывание патриотическим настроениям и использование различных символических актов. Это проявилось в празднуемый 1 сентября День независимости Узбекистана, когда Ниагарский водопад был подсвечен в цвета национального флага республики. А в расположенном по соседству городе Ниагара-Фолс прошёл торжественный приём с участием узбекских дипломатов и проживающих в США и Канаде уроженцев центральноазиатской страны.
Всё это не мешает Узбекистану уверять в своей дружбе стратегических противников Вашингтона и выстраивать с ними тесные отношения. Недавно Ташкент и Пекин провели очередное заседание межправительственной комиссии по сотрудничеству. Стороны подвели итоги работы за период, прошедший с момента прошлого заседания. Как было отмечено, в прошлом году товарооборот между странами превысил 8 миллиардов долларов, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 22 процента. По словам участвовавшего в заседании премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова, республика рассматривает КНР как надёжного партнёра. Межправительственную комиссию он назвал платформой для выстраивания стратегического диалога.
Также Узбекистан принял участие в Шестой международной выставке «Шёлковый путь», прошедшей с 14 по 18 августа в китайском городе Сиань. Она была посвящена совместной реализации проекта «Один пояс, один путь», гости мероприятия приехали из более чем 70 стран мира. С видеообращением на церемонии открытия выставки выступил министр инвестиций и внешней торговли Узбекистана Жамшид Ходжаев. Он отметил необходимость максимального укрепления сотрудничества в сфере инвестиций, транспортных коммуникаций, электронной торговли и других областях для того, «чтобы придать дополнительные возможности и мощный импульс поступательному развитию партнёрства».
Зримым воплощением сотрудничества двух стран является создание всё новых транспортно-инфраструктурных коридоров. Недавно стало известно об открытии грузового железнодорожного маршрута, связавшего восточные провинции КНР с Казахстаном и Узбекистаном. Первый состав по нему отправился 13 августа из города Уси в провинции Цзянсу. Начата технико-экономическая разработка проекта железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. По предварительным оценкам, магистраль протяжённостью 280 км позволит ежегодно перевозить до 13 миллионов тонн грузов. Само соглашение, как ожидается, будет подписано на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Он пройдёт 15—16 сентября в узбекском Самарканде.
Пока властям Узбекистана, как и руководству других стран региона, удаётся довольно успешно играть на противоречиях глобальных держав. История, однако, учит, что попытки усидеть на двух стульях продолжаются ровно до тех пор, пока одна из мировых столиц не поставит вопрос ребром, потребовав от младшего партнёра определиться с приоритетами. А это грозит заигравшейся республике потрясениями и конфликтами.
Впрочем, негативные следствия многовекторной политики проявляются уже сейчас. Соседний Афганистан, год назад избавившийся от многолетней оккупации, явно недоволен укреплением позиций США в Центральной Азии. 29 августа и.о. министра обороны исламского эмирата Мухаммед Якуб потребовал от Узбекистана и Таджикистана вернуть афганские военные самолёты. Напомним, что их пилоты пересекли границу после захвата Кабула «Талибаном»*.
Много вопросов вызывает и происшедший в конце августа пограничный инцидент. Несколько десятков афганских жителей высадились на принадлежащий Узбекистану остров Арал-Пайгамбар на реке Амударья. Покинуть территорию они отказались, после чего узбекские пограничники открыли огонь. Два человека погибли, шесть были ранены, свыше двадцати — задержаны. Ряд СМИ после того сообщили о захвате острова талибскими войсками. В Ташкенте это опровергли, добавив, что цель нарушителей — сбор корня солодки. Как бы то ни было, проникновение заморской державы, стяжавшей славу главной империалистической силы, объективно дестабилизирует ситуацию в регионе.
* Организация, запрещённая в РФ.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: «Правда»