С. Кострикин. Фарисеи и мытари российской культуры
События последних дней высветили одну очень серьёзную проблему – непонимание ситуации, в которой находится страна. Я сейчас про март 2024 года. Он был отмечен не только терактом в «Крокусе», но и событиями позитивными.
К последним можно отнести День писателя и День поэзии. Тем не менее, сам факт их празднования вызвал неадекватную реакцию. Она была связана с их «иностранным» происхождением. Дошло даже до обвинений празднующих в «нахождении под иностранным влиянием». Это самое глупое обвинение, которое я когда-либо слышал. О более гнусных обвинениях речь пойдёт далее.
Пока же хочу сказать следующее. Разве в современной России так много памятных дат или праздников, что мы можем разбрасываться ими? Помимо этого – пока это делают патриоты, «выброшенные» ими праздники присваивают себе либералы и начинают «продвигать» через них своих.
Вызывает вопросы и массовое неприятие частью интеллигенции такого явления, как «ночь искусств», «ночь библиотек» и т.д. Разве интеллигенция не должна служить народу и днём, и ночью? Об этой подвижнической миссии написано немало. Главное – продолжать её и в современных условиях (для чего и был введён такой формат). Иначе – прозападная интеллигенция утвердится и здесь.
Что касается последних, то они также находятся под огнём критики вышеуказанных людей. Так их критикуют за хранение в библиотечных фондах книг иностранных агентов, разных бульварных романов и детективов.
Хочется спросить у критикующих – а кого нам последние 30 лет навязывали? Уж не этих ли самых иностранных агентов? И что тогда делать библиотекам? По сути, они оказались «заложницами» той ситуации, в которой оказалась русская культура.
Меры для её спасения были предложены ВСД «Русский Лад», но что-то критикующие не спешат с ним сотрудничать, а значит – подтвердить свою критику делом. Подтверждают (однако не критику) делом и библиотеки, превращаясь в «клубные учреждения». Это делает их более популярными, позволяет наладить работу с молодёжью, другими категориями населения.
Не лишним будет напомнить, что именно сельские клубы (в СССР) способствовали ликбезу, просвещали население по разным вопросам – от того, что и где лучше сажать, до того, как правильно травить клопов, в зимнее время досаждавших крестьянам. Вопросы, связанные с литературой и культурой в целом, тоже входили в их компетенцию.
Так, именно библиотеки и сельские клубы в годы войны организовывали книжные передвижные выставки, приглашали бойцов, находящихся на излечении, причём – не только почитать книгу или послушать лекцию, но и продекламировать стихи, разыграть сценку или спектакль и т.д.
Об этом пишет в книге «Культурный фронт Великой Отечественной Войны» Ольга Германовна Жукова. Факты, приводимые ею, – лучшее опровержение тому потоку обвинений, которым подвергаются наши библиотеки, помогающие (как и тогда) русскому солдату найти духовную основу Бытия.
Их критики же – наоборот – мешают этой работе. Вмешались они и в трагедию, произошедшую и в «Крокусе». Так, не раз критикуемый мною Василий Дворцов разместил на своей странице (уже удалённой) текст, следующего характера: «В пятницу первой седьмицы Великого Поста пойти развлечься на рок-концерт... Война, в Белгороде детей хоронят... А тут билеты до 40.000 р. Ад искал своих. Их судьба – урок нам».
В качестве ответа Василию Владимировичу процитирую Иисуса Христа, а конкретно – его слова о Силоамской башне: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк.13:4)
Пусть же этот вопрос будет упрёком ему и окончанием моей статье, посвящённой памяти всех погибших в «Крокусе». Я скорблю о них вместе со всей страной.
Савелий КОСТРИКИН