С. Катаров. К идеологии победоносной социалистической весны
Концепция Фиделя Кастро о стратегическом сотрудничестве коммунистов и христиан в борьбе за социализм, как представляется, ещё не оценена по достоинству. Безусловно, прав и Геннадий Андреевич Зюганов, называя Иисуса Христа Первым Коммунистом планеты Земля. В принципе, Церковь, Зерном которой является Христос, и родилась как коммунистическое общество: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44, 45); «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). Тысячи монастырей, в основу жизнедеятельности которых был положен «евхаристический коммунизм», своим бытием определили сознание Европы, что послужило прекрасной почвой для восприятия коммунистической идеи в лице марксизма.
Но стратегическое сотрудничество невозможно без отказа от доктринёрства. В частности, думается, давно уже назрел вопрос о пересмотре марксистского положения, превратившегося в догму, согласно которому «мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии». Тем более что там же, в работе «Социализм и религия», Владимир Ильич Ленин пишет, что нельзя «выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее», чтобы не «допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы».
Нужно, думается, признать очевидное: в советское время очень часто имело место отступление от марксистского учения по этому вопросу в духе небезызвестного Евгения Дюринга, мнение которого критиковал Фридрих Энгельс в своём известном труде. Дюринг вещал, что в социалистическом государстве «религия отменяется». В первые десятилетия советской власти, чаще всего по совершенно надуманным причинам, были закрыты и разрушены тысячи храмов, репрессировано множество священнослужителей и мирян. В хрущевскую «оттепель» гонения стали носить хотя и не кровавый, но более изощренный характер. Память об этом в народе жива, и она болит.
Ленин пишет в указанной работе: «Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью». Но здесь возникла коллизия: партия в СССР являлась фактически, а затем и юридически «ядром политической системы», что во многом и определило её поведение в отношении религии. Опыт пережитого требует отказа от догмы «не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии». Зачем разделять коммунистов и общество на верующих и неверующих, раз есть общая цель – построение социализма? Это сегодня, думается, и есть то самое «звено цепи», потянув за которое, по выражению Владимира Ильича, «можно вытянуть всю цепь».
Первым среди православных христиан о необходимости и неизбежности «встречи коммунистической идеи и христианства» стал говорить православный богослов Феликс Владимирович Карелин (1925–1992). Этому вопросу посвящены его работы «Теологический манифест» и «Ответ на отзыв» (на отзыв о «Теологическом манифесте»).
В работе «Теологический манифест» Феликс Карелин высказывает глубочайшую мысль: «…Если человек сообразен Богу в принципе, то это означает, что и Бог по существу человечен, что человечность есть такое же онтологическое свойство Бога, как и Его абсолютность». Эта мысль вытекает не только из книги Библии «Бытие» («сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему»), но и из того положения христианской веры, что Христос не просто Человек, но и Бог.
В Евангелии Христос, в ответ на просьбу Апостола Филиппа показать Отца Небесного, произносит потрясающие по своей открытости слова: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14:9). Правда, современные фарисеи и книжники пресекают любые движения мысли в сторону уразумения этих слов Христа, подпадая под Его обличение: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). Спекулятивное теологизирование на тему Царства Небесного – это «святая святых», как ветхозаветных, так и новозаветных книжников и фарисеев: на Земле, уверяют они, не может обитать правда…
Они утверждают, что всякие попытки обойти их искусственные преграды – это, якобы, гностицизм или даже (о ужас!) – хилиазм, но это всё чушь: самая настоящая хилиастическая ересь – это полагать, что именно сейчас мы переживаем период «тысячелетия», при этом, зачастую, «пиршествуя блистательно» и потакая другим своим «укоризненным страстям»… Если мы можем духовными очами видеть Невесту Христа, то есть Церковь, то, соответственно, можем дерзнуть увидеть и Бога. Но перейдём к сути.
Принимая во внимание вышесказанное, можно смело утверждать, что Бог – это Святое внекосмическое (вне нашего космоса) никем не сотворенное Коммунистическое Общество (общество и обычное – это дух, духовное явление), когда-то совершившее «скачок из царства необходимости в царство свободы», победившее смерть, преобразившее физическую природу своих членов в светоносную и достигшее фантастических прорывов в познании «объективной картины» Своего Космоса, так что сотворило наш космос и нас по Своему образу и подобию. И здесь становится совершенно очевидным, что так называемый «апостольский коммунизм» Новорожденной Церкви – не случайность, а закономерность: христианин не может не быть коммунистом!
У оплёванного современными фарисеями и книжниками Владимира Ильича Ленина в работе «Материализм и эмпириокритицизм» есть очень важная мысль: «…Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением свойством отражения». Отсюда, как представляется, и вытекает, что Бог, то есть невероятное по своему могуществу внекосмическое Святое Коммунистическое Общество, не имеет «начала дней». И другой момент: когда был совершён «скачок из царства необходимости в царство свободы» и весь Космос был исследован, осмыслен и преобразован, то произошло «Пробуждение в Вечности», осознание Своей изначальности… Что же касается вопроса первичности духа или материи, то, думается, что он выходит на первый план лишь в мире, где произошло грехопадение, ибо «свойство отражения» в Том Космосе вечно, как и сама Материя…
Очень многие исследователи, публицисты и просто неравнодушные люди говорят о том, что мы стоим перед насущной потребностью соединения христианской идеи личной святости с коммунистической идеей святости социальной. Если без словоблудия, «правое» – это христианская идея святости личности, но не «святости частной собственности». Как и «левое» – это не Содом и Гоморра европейских «новых левых», но идея социальной святости, невозможная без «воспитания нового человека», который не может не быть человеком, стремящимся к святости. А что такое святость, если в двух словах? Святость есть одеяние любви к ближнему и к грядущему Святому Обществу, которое и есть Царство Божие и Бог. Сделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) можно лишь став членами этого Святого Общества, к чему и должна быть устремлена жизнь христиан.
К слову, так называемый «классовый подход» – это не выдумка основоположников коммунизма. О его существе прямо говорит Христос в Евангелии: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы» (Мф. 13:24-26). Эсхатологическая победоносная социалистическая революция только лишь и возможна в рамках разделения «пшеницы и плевел».
Конечно же, не случайно Христос показывает маммону, то есть богатство, противником Богу: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Не видеть в капитализме, в капитале культа маммоны – это либо быть духовно слепым, либо лицемерить.
Современный глобальный империализм, в особенности в лице империализма США, не просто боготворит культ капитала, но является, по сути, его вместилищем: «Американский империализм… объявил себя политическим мессией, и это мессианство есть мессианство империалистическое, колонизаторское, призванное подчинить американской капиталократии весь мир, все его ресурсы. И это капиталистическое мессианство есть мессианство, направленное против мессианства Иисуса Христа – мессианства “коммунизма любви”», – пишет философ Александр Иванович Субетто в «Манифесте борьбы с глобальным империализмом».
В чём суть империализма, как древнего, так и современного? Думается, что ответ очевиден: создание такого государственного устройства, при котором возникает и поддерживается явление урбанизации, превращающее гигантские города в хищников, «поедающих» всё живое, как вокруг, так и внутри каменных джунглей. Империалистический город – это, в первую очередь, «культура засады»: он поглощает жертву целиком, без остатка, как и змей, который, согласно Библии, «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1).
Заявление Александра Субетто очень близко к христианскому пониманию эсхатологического «царства зверя»: «Зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Дан. 7:23). И сам апокалиптический дракон как состоящий из «семи зверей» предстаёт в облике бесчеловечной империалистической системы. Империализм зарождается там и тогда, где и когда имеет место стремление к всеохватывающему господству над миром. Современные фарисеи и книжники в своём схоластическом рвении грудью бросаются на защиту империализма: дескать, нельзя выходить за рамки спекулятивной теологической доктрины… Но всякому не ангажированному исследователю совершенно очевидно: сатанизм современного империализма прёт, что называется, изо всех щелей.
Очень важный момент, на который редко кто из коммунистов обращает внимание: большая часть большевиков была воспитана в православии и почти до совершеннолетия они были верующими людьми. У Владимира Ильича Ленина отец был глубоко верующим человеком. И вообще: много ли таких из видных деятелей международного коммунистического движения в эпоху его становления, кто не был верующим христианином, по крайней мере, до юношеского возраста включительно? Исключения из правил, естественно, бывают везде. Но, как представляется, можно говорить совершенно определённо: научный коммунизм зародился в христианской среде. Явные перегибы в религиозной политике и привели в конце концов к краху советской власти, к краху социализма: в результате гонений на Православие был поврежден фундамент, на котором только и может базироваться здание социализма, коммунистический тип человека.
Это же совершенно очевидная вещь: люди, воспитанные в Православии, люди крещеные построили здание социализма, а люди, воспитанные в атеистических организациях – пионерии, комсомоле, партии – разрушили это здание до основания. И подтвердились слова Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Попытка «отменить религию» сродни луддизму: это всё равно, что бороться с капитализмом уничтожением заводов и фабрик. Роль Церкви в воспитании нового человека, в привитии ему соответствующего морального облика неоспорима. Другое дело, что не все воспринимают доброе, поскольку человек – существо свободное. К тому же было и есть и среди священников не мало и таких, что занимаются апологией капитализма. Но это следствие наличия на «поле жизни» «плевел», посеянных «врагом рода человеческого»: так сказать, наглядное проявление закона «единства и борьбы противоположностей»…
Геннадий Зюганов в статье «Русский стержень Державы» пишет, что «истинно русский человек не может не быть сторонником социализма». Не будем спорить, лишь добавим: православный не может не быть коммунистом. Современное официальное православие по большей части – это высохший пшеничный стебель, то есть солома, поскольку его кредо – оголтелый антикоммунизм. Не удивительно, что большевики становились атеистами: позиция значительной части священноначалия в начале прошлого века была созвучна либеральной, то есть направлена против социалистических устремлений большинства своей паствы.
В Апокалипсисе есть удивительные строки там, где описывается война на небе Архангела Михаила и его Ангелов с драконом и его ангелами: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11). Удивительное здесь вот что: Ангелы не могут умереть! Если дело дошло до того, что Ангелы «не возлюбили души своей даже до смерти», то, как представляется, это может говорить лишь о том, что дракон прикрывался именем Божьим, так что Михаилу и его Ангелам пришлось действовать как бы безбожниками. Кто добивался распятия Христа? Не «глубоко верующие» ли? Но ведь в тот момент, когда они требовали, чтобы Понтий Пилат отдал Христа на распятие как богохульника, с ними был сатана, а они исполняли роль его ангелов…
Другими словами, фарисейство и книжничество в Русской Православной Церкви в начале прошлого века достигли таких степеней, что ни о каком оздоровлении социально-экономической жизни на христианском фундаменте при сохранении существующей системы нельзя было и помышлять: созревшее зерно стало осыпаться, оставляя плевелы и сухой омертвевший стебель…
Ослеплённые ненавистью ко всему советскому, помышляя об исторической мести, современные книжники и фарисеи не увидели колоссальных изменений в мире, произошедших в результате крушения СССР, справедливо называемого некоторыми православными исследователями новым воплощением Третьего Рима. Жонглируя эсхатологическими терминами и понятиями в рамках спекулятивной теологии, они напыщенно рассуждают о «явлении последнего антихриста» как «мирового правителя», не замечая того, что миром правит глобальный империализм, являющийся реальным воплощением «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
Современные новозаветные книжники и фарисеи, впав в гордыню, игнорируют учение святых отцов, согласно которому антихрист – это тот, который «похитит римскую власть» в разрушенной Римской империи. Сама мысль об СССР как о Третьем Риме ненавистна им, поэтому-то они и проигнорировали разрушение социалистической сверхдержавы Борисом Ельциным, которого Геннадий Зюганов совершенно справедливо назвал «абсолютным злом для России». Все пророчества об антихристе указывают на Бориса Ельцина. Этот человек, разрушив СССР, втянул Российскую Федерацию в глобальный империалистический серпентарий о семи головах (G7) «восьмым зверем», тем самым закрыв тысячелетний христианский проект.
Что-то лепечут об особых заслугах Бориса Ельцина «в возрождении Православия»… Закон «О свободе вероисповеданий» был принят Верховным Советом РСФСР в октябре 1990 года. В том же месяце, но чуть раньше, соответствующий закон был принят союзным органом советской власти. То есть коммунисты и советская власть сами, безо всякого давления извне и изнутри общества изменили религиозную политику. Более того, закон «О свободе вероисповеданий» был подписан заместителем Бориса Ельцина Русланом Хасбулатовым. «Заслуга» же Ельцина состоит в следующем: когда летом 1993 г. Верховный Совет принял поправки к этому закону, которыми запрещалась деятельность в России зарубежных «ловцов человеческих душ» из деструктивных сект, то, будучи к тому времени уже президентом, он сразу же наложил на него вето. Лишь в 1997 г., при непосредственном и решающем участии фракции КПРФ, Госдума приняла закон, который поставил в жёсткие рамки деятельность различного рода иностранных «проповедников». Но за четыре года десятки тысяч людей, большинство из которых крещены в Православной Церкви, угодили в сети различного рода сект.
Посмотрите, что заявил этот субъект, когда в 1992 г. докладывал в Конгрессе США империалистической капиталократии об уничтожении сверхдержавы: «Я имею высокую честь выступить здесь, в Конгрессе великой свободной страны, как впервые за тысячелетнюю историю России всенародно избранный президент, как гражданин великой державы, сделавший свой выбор в пользу свободы и демократии».
Вы только вдумайтесь в эти слова: «как впервые за тысячелетнюю историю России всенародно избранный»! А князей не всем народом призывали «княжити» в Древней Руси? Или, может быть, не всем народом избирали Романовых на царство? Те всенародные выборы для своего времени были, говоря современным языком, вполне себе демократическими. Но для человека, вообразившего себя мессией, – исторических примеров просто не существует.
То, что Борис Ельцин считал себя мессией, не преувеличение. Об этом свидетельствует Александр Коржаков, бывший довольно продолжительное время телохранителем Бориса Ельцина: «Борис Николаевич любил рассуждать, что он то ли наследник царской династии, то ли мессия, посланный сверху. Чем это подтверждалось: у него тело было абсолютно лысое. Если он не брился пару дней, щетина почти не росла – пробивались какие-то смешные кустики. Под мышками – торчали две волосинки. И вот он на полном серьезе говорил, что это особый знак свыше. Потому что, если б у него и голова тоже была лысой – это одно дело. Но шевелюра – то у него росла нормально…». Обратите внимание на слова «любил рассуждать», то есть постоянно возвращался к этой теме, и «на полном серьезе» – без шуток.
Книжников и фарисеев, похоже, нисколько не напрягло то, что Борис Ельцин однажды изрёк во всеуслышание: «Россияне, я дал вам свободу!». Кто может дать свободу людям, кроме Иисуса Христа? Разве не Христом сказано: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36)? Что же вы молчали, когда слышали и видели то, что творил этот беззаконник? Листают цитатники, перелопачивают груды пыльных книг, чтобы понять, что такое «печать антихриста»… Во-первых, не «печать антихриста», а печать или «начертание зверя». Или у вас антихрист, который является глазами и устами «небольшого рога», и целый «зверь» – это одно и тоже? Во-вторых, эту тайну давно уже раскрыл преподобный Нил Мироточивый в своих «посмертных вещаниях»: «На печати же написано будет следующее: «Я твой есмь» – «Да, ты мой еси». – «Волею иду, а не насильно». – «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно»». Сии четыре изречения, или надписи, изображены будут посреди той проклятой печати». Конечно же, не случайно здесь стоит слово «воля»: «начертание зверя» – это волеизъявление, то есть выборы в государстве антихриста, для которых характерно подтверждение галочкой «начертанного» в бюллетене для голосования.
К слову, выборы Бориса Ельцина проходили в условиях невиданной доселе «бартерной экономики», когда покупать и продавать зачастую было просто нельзя по причине отсутствия денег: они выдавались без проблем лишь тем, кто поддерживал этого беззаконника, его государство, его конституцию. Победа Бориса Ельцина на выборах 1996 г., если отбросить байки о победе Зюганова, была, помимо прочего, обеспечена активной работой на его результат телевидения, которое с 1993 г. активно использует компьютерную графику, позволяющую буквально творить чудеса. Не увидеть в электронных СМИ, в первую очередь в телевидении, «того самого» апокалиптического лжепророка, без участия которого не было бы ни контрреволюции 1991-1993 гг., ни «лихих девяностых», ни навязывания «демократии по-американски», ни «спасителя России от коммунизма» Бориса Ельцина – это что-то из области «очевидное – невероятное»…
Да, безусловно, «информационный концлагерь», который приготовляется человечеству капиталократией, ведомой «духами злобы поднебесной», – вещь запредельно сатанинская. Но это уже следствие разрушения христианского проекта антихристом Борисом Ельциным: строительство нового рабовладельческого строя на «информационной платформе». А если более определённо: попытка заранее «обустроить» своё существование в геенне огненной… Чем более атомизировано общество, чем более «охлаждена любовь» между его членами, тем более нужда во всё новых и новых томах законов, во всё более изощрённой «информационной политике».
Уму непостижимо, как можно было не опознать в этом беззаконнике антихриста… Неужели не ёкнуло сердце, когда в 1998-1999 годах Государственная Дума Российской Федерации проводила слушания по импичменту, где поднимался вопрос о беззакониях Бориса Ельцина? Специальная комиссия Госдумы в лице высококлассных юристов по всем пяти пунктам нашла основания для начала процедуры отрешения от должности президента, а это значит, что усмотрела в действиях Бориса Ельцина состав ряда тяжелейших преступлений. От импичмента антихриста Ельцина спасла партия власти, даровавшая затем ему юридическую неприкосновенность. Но от этого антихрист не перестал быть беззаконником.
И из того, что он уже ушёл «в мир иной», вовсе не следует, что он не тот, «самый последний»: 1) не путайте «зверя», то есть государство, с антихристом, который является человеком; 2) не забывайте, что и здесь верны слова Христа: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7), ибо это сказано о Его Пришествии, а не о времени «три с половиною года»; 3) слова «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5) вовсе не подразумевают то, что через сорок два месяца «зверя» не будет вовсе: он не будет «действовать», то есть перестанет активно творить волю дьявола, что связано с отходом от власти самого антихриста; 4) Апостол Павел написал своё второе послание к Фессалоникийцам, где речь идёт об антихристе, задолго до получения Апостолом Иоанном Апокалипсиса, так что и антихрист, и «зверь восьмой», и лжепророк сливаются у Павла в одно лицо; 5) в послании Апостол Павел о судьбе «монолитного антихриста» говорит так: «которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2:8), то есть вначале убивает «духом уст», а затем истребляет при Своём явлении. Кого убивает «дух уст» и кого истребляет Христос? Что такое «дух уст»? Может ли работа Специальной комиссии Госдумы в составе людей в большинстве своём с безупречной репутацией, после деятельности которой Борис Ельцин решился на отставку, то есть на политическую смерть, причём ровно через три с половиною года после своего избрания на царство в первых числах июля 1996, быть этим «духом уст»?
Сегодня вы, книжники и фарисеи, превозноситесь своими заслугами в «возрождении церковной жизни», не понимая, что вы несчастные и жалкие, и нищие, и слепые, и нагие. Получение вами подачек от служителей маммоны обязательно обставлено хулой с вашей стороны на СССР и на коммунизм. И хотя Христос всё ещё продолжает стучать в двери ваших сердец, но времени для покаяния у вас остаётся всё меньше и меньше… Однако вернёмся к прерванной нити изложения.
Вне всякого сомнения, вопрос сплочения, духовно-нравственного единства всех здоровых народно-патриотических сил перед лицом той катастрофы, в которую оказалась ввергнута Россия после контрреволюции 1991–1993 гг., сегодня приобретает первостепенное значение. Известный советский философ Михаил Лифшиц, размышляя в статье «Нравственное значение Октябрьской революции» об условиях реализации моральной силы всего общества, пишет: «…Существует содержание моральной силы. Оно измеряется отношением данного класса к общественному целому. И так как оно объективно, его нельзя изменить простым напряжением воли заинтересованных общественных сил, при помощи насилия, хитрости или денег. С другой стороны, моральная сила может быть реализована в деятельном сплочении большинства против паразитов, и тогда взаимная поддержка, братское чувство делает чудеса, или же она может существовать только идеально, то есть как простая возможность. Для человеческой воли здесь открывается обширное поле деятельности. Лишь бы эта воля не вступала в безнадежный конфликт с исторической моральной силой, не нарушала условия, при которых эта сила может быть реализована в действительном объединении и братском подъеме людей, не вызывала своими действиями обратных результатов».
Кто-то из «левых» критиков, быть может, заметит, что из содержания статьи Михаила Лифшица вовсе не следует, что он под «исторической моральной силой» подразумевал Христа и Церковь. На первый взгляд, это действительно так. Но, с другой стороны, разве «историческая моральная сила» и пролетариата как класса и «общественного целого» дореволюционной Европы, в том числе и России, мыслима вне Христа и Его Церкви? Разве не логично утверждение, что именно в Христе и в Церкви и находится исток «исторической моральной силы»?
Поэтическое прозрение Александра Блока, увидевшего во главе двенадцати «апостолов пролетариата» «в белом венчике из роз» Иисуса Христа – это, как представляется, не просто метафора, но отражение действительных процессов, бурливших в глубине российского общества времён революции. Именно этого больше всего сегодня боятся служители капитала: что однажды все истинные сыны России и все сторонники социализма во всём мире вдруг увидят в Иисусе Христе Пришедшего из Вечности победоносного революционного коммунистического Вождя всех трудящихся и угнетённых. Нетрудно заметить, что провокаторы и агенты влияния международного капитала, проникшие в коммунистические и православные организации, придерживаются одной схемы: делать всё, чтобы объединение христиан и коммунистов под водительством Первого Коммуниста Земли Иисуса Христа не состоялось. В этом им помогают «“взбесившиеся” от ужасов капитализма» сектанты из различного рода якобы коммунистических групп. Но, в любом случае, победоносная социалистическая весна, выводящая на «оперативный простор» «историческую моральную силу» под водительством Христа, неизбежна.
Сергей КАТАРОВ
Источник: «Новый социализм»