«Рядом с мастером особенно хочется творить». Морис и Лариса Москвитины

«Рядом с мастером особенно хочется творить». Морис и Лариса Москвитины

Любви, как и творчеству, все возрасты покорны. Иркутянка Лариса Москвитина и ее супруг Морис — чудесный тому пример. «Меня всегда влекло прекрасное — рисование, дизайн и шитье платьев для кукольных барышень и, конечно, музыка…», — вспоминает свое детство Лариса Москвитина. В 12 лет, когда она начала заниматься по классу фортепиано в Доме пионеров, мечтала о собственном инструменте. Дома репетировала на нарисованных клавишах и везде, где встречала настоящее пианино, прикасалась к ним.

Её семья простых рабочих не могла себе позволить дорогой инструмент. И когда наконец взяли пианино напрокат, юная Лариса была несказанно рада: «Как сейчас помню этот восторг, когда папа с соседом привезли пианино «Енисей» на лошади и занесли в дом». А сегодня, когда выросли уже собственные дети, у творческой души нашей героини появилась возможность раскрыться в полную силу. И вдохновителем для нее во многом стал второй супруг — талантливый и уважаемый художник Морис Москвитин.

«Папа же сначала меня отправил учиться игре на баяне, — рассказывает Лариса Васильевна, с улыбкой восстанавливая в памяти фрагменты первых музыкальных опытов. — Это было для девочки очень непросто, чтобы вы понимали: одновременно нужно правильно ставить пальцы, растягивать меха, считать: раз и, два и, и так далее, а еще и смотреть неудобно. Я старалась, отца хотела порадовать, но однажды решила больше не ходить на занятия. Дома у нас был баян, отец немного играл и, конечно же, он огорчился, когда узнал, что я бросила, но не стал настаивать и заставлять. За это я ему благодарна. А вот к фортепиано меня тянуло. И когда я поступила в Дом пионеров в кружок по классу фортепиано, уже, по тем меркам, поздно, но с удовольствием приходила на эти занятия у нас, в Иркутске-2. Потом спустя два года перешла во Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина.

А последним педагогом у меня была Ольга Викторовна Трухина. Она мне и предложила поступать в музыкально-педагогическое училище. На мое решение повлияло одно обстоятельство: соседская девочка попросила научить ее играть на пианино. Я как «заправский» педагог достала первые записанные моей учительницей музыки уроки, начала преподавать, но, к моему удивлению, она ничего не понимала, оказалась, на мой «педагогический» взгляд, полной бездарностью. Я твердо решила, нет, не хочу быть учителем! Попадется такая Людка…, и я тогда пошла в 9 класс. Ольга Викторовна мне очень нравилась. До сих пор играю произведения, которые она мне предлагала, а также романсы. Она любила их петь, а я играла, первые азы аккомпанемента, как оказалось преподавала мне именно она. Я влюбилась в музыку и это чувство пронесла через всю жизнь.

В этом году у меня шестидесятилетний юбилей. А мне до сих пор интересно «совершенствоваться, как музыканту». И вообще в творческом направлении. Теперь у меня везде есть собственное пианино, в квартире, где живут мои дочери, и в квартире моего второго супруга, а потом в 2023 году приобрели специально для выездной выставки в Улан-Удэ переносное электронное пианино. Но то первое пианино из «проката» с названием «Енисей» я помню всю жизнь. Когда сносили наш дом, его пришлось сдать снова в «прокат». Папа с соседом водрузили его на лошадь, а я смотрела им вслед и плакала».

Отец Ларисы, кстати, тоже полюбил фортепианное звучание. Перед сном часто просил: сыграй, Лора! Жила семья в частном доме, так что не было соседей, которым бы мешали Шопен или Моцарт, разве только, едва услышав звук фортепиано, появлялись в окошке два торчащих уха любимой Лориной овчарки Дика, который подвывал мелодию, тоже обожал музыку. Папа Ларисы еще и пел приятным баритоном. Старший брат Валера тоже немного играл на пианино, еще научил Ларису играть на гитаре. Вместе они даже разучивали что-то из репертуара «Битлов» на английском языке. Быть может, в этих семейных моментах и есть корни ее творческого настроя.

После школы поступила в Иркутский политехнический институт, выбрав специальность инженера теплоэнергетика. Заниматься музыкой не было времени — пять лет учебы во вторую смену то еще испытание. Потом замужество, маленькие дети. «Но когда снесли дом, отцу выдали страховку за участок, он дал мне деньги и я купила в квартиру, которую нам выделили, свое первое собственное пианино «Приморье». Правда, играла уже очень редко, даже ноты стала забывать. В профессии пошла по стопам отца, он работал на ТЭЦ», — продолжает вспоминать Лариса.

Весь ее трудовой путь связан с теплотехникой. Сейчас Лариса работает на дочернем предприятии Иркутского авиационного завода — ООО «Сетевая компания ИРКУТ» — по своей же специальности инженера-теплотехника.

«Работу и творчество приходится сочетать, немного времени остается на реализацию каких-то творческих проектов, но я его использую максимально. То, что во мне сидело все эти годы, сейчас с такой силой проявилось. И я наслаждаюсь жизнью, наполненной искусством, творчеством в самых разных его проявлениях — от пения до живописи», — делится сокровенным Лариса Васильевна.

Человек она эмоционально яркий, живой, заряжающий позитивом, и ее всегда окружали такие же подруги. Вместе стараются не пропускать премьеры и любимые спектакли в музыкальном театре, концерты лучших коллективов художественной самодеятельности (а их в Иркутске немало!), выставки-концерты в музеях.

На одном из вокальных вечеров и случилась судьбоносная встреча — с Морисом Москвитиным.

«Людей поющих и вообще увлеченных искусством тогда собралось много. Это было в Михайло-Харлампиевском храме. Морис Константинович стоял справа от меня. Он тоже прекрасно исполнил свою партию песни. Этот мужчина — в бабочке, статный, подтянутый, интеллигентный, с приятным басом — сразу привлек мое внимание. Но я не решилась к нему подступиться. Тем более, что я тогда была формально еще замужем, хотя фактически с первым супругом уже давно не было настоящей семьи. В общем, за Морисом я тихо наблюдала и наслаждалась поодаль».

Но судьба подарила новые встречи в располагающей и обоих воодушевляющей творческой атмосфере. Познакомились, обменялись телефонами, сблизились, как говорят, «почувствовали родство душ».

Оказалось, что Морис Москвитин — известный иркутский художник, который еще и исполнитель, и поэт. Его работы отличает необыкновенно проникновенная простота и в то же время душевная глубина. Он реалистично и чувственно передает образы родных и друзей, отражает в красках пейзажи горных вершин, реки, дремучую тайгу, суровый Байкал. Эти картины пропитаны искренней любовью к людям, к природе, к родному краю.

«Морис Москвитин родился в Нижнеангарске, на берегу северного Байкала. Сын музыканта и учительницы, он с детства питался впечатлениями от созерцания родной байкальской природы. Рос в таежной среде, вдали от художественных школ, и с профессиональной техникой знаком не был, но любил изображать окружающий его мир. Рисовал он больше по памяти, а значит, воссоздавал свой, особенный мир. Морис — не просто художник, это живая легенда, через его картины проходит история нашей страны, в его картинах запечатлена жизнь простых людей», — с искренней возвышенностью описывает жизненный путь своего Мастера Лариса Москвитина.

Она для супруга — больше чем спутница жизни в типичном понимании, а еще и искусствовед-биограф, аккомпаниатор и в чем-то ученица — тоже развивается в рисовании. Она с замиранием сердца, словно заворожённая, часто наблюдает, как появляются первые наброски произведений, потом штрих за штрихом, мазок за мазком рождается картина.

«Рука с кистью двигается туда. Сюда. И уже одно это так красиво, — пытается Лариса передать волшебство момента. — Я обожаю, как он пишет. Сам процесс. И как поет на концертах и встречах, восхищаюсь. И когда он рисует, а я играю, у нас получается слаженный творческий дуэт. Морис Константинович гордится, что был знаком и брал некоторые уроки пения у знаменитого оперного певца СССР Кима Базарсадаева, когда жил в Улан-Удэ. Да я всё в нем люблю. Это такое большое всеобъемлющее чувство. Я счастлива, что оно наполнило мою жизнь».

Для супруги Морис Константинович одновременно рядом и всегда, похоже, чуть-чуть впереди. Мотивирует дотянуться. «Он и правда дал толчок моему творчеству, — считает Лариса. — Разбудил то, к чему была тяга — к искусству. Я ведь и на гитаре немного играть умею. Теперь еще и пою в вокальном ансамбле «Берегиня» (заметьте, название очень созвучное с характером Ларисы — действительно «берегини» своего Мастера — ред.). Одновременно развиваюсь в роли искусствоведа, организую и сопровождаю выставки, сама учусь писать маслом и заметно лучше стала аккомпанировать на фортепиано… И столько всего ещё хочется воплотить…»

Энергетику этой женщины, конечно, не передать никакими словами. После беседы с Ларисой Москвитиной, признаемся, тоже хочется запеть. Что-то вроде «Верьте в любовь, девчонки…». Да, и в 16, и в 60 жизнь может озариться нежными переживаниями, которые стремятся выплеснуться в творчестве. Прекрасно, когда Он и Она друг друга вдохновляют. И поддерживают.

Беседовала Ольга БРАЙТ

Источник: Издательский дом «Восточная Сибирь»

Читайте также

Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре Литературная композиция «О великой войне и великой Победе» в Алатыре
В четверг, 8 мая, на сцене городского Дворца культуры выступили местные поэты, школьники и участники Алатырского народного драматического театра, которые представили вниманию зрителей литературную ком...
16 мая 2025
Т. Куликова. Большое торговое перемирие Т. Куликова. Большое торговое перемирие
На переговорах, прошедших в минувшие выходные, США и Китай договорились о временном сокращении взаимных пошлин и о «создании механизма для продолжения переговоров». Чего нам ждать дальше? Торговое про...
16 мая 2025
«Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц «Нам ненависть залогом жизни стала». 115 лет со дня рождения Ольги Берггольц
Об Ольге Берггольц, чей 115-летний юбилей со дня рождения приходится на 16 мая, написано множество статей и книг. На протяжении более восьми десятилетий её имя неизменно присутствует во всех поэтическ...
16 мая 2025