«Рядом с мастером особенно хочется творить». Морис и Лариса Москвитины

Любви, как и творчеству, все возрасты покорны. Иркутянка Лариса Москвитина и ее супруг Морис — чудесный тому пример. «Меня всегда влекло прекрасное — рисование, дизайн и шитье платьев для кукольных барышень и, конечно, музыка…», — вспоминает свое детство Лариса Москвитина. В 12 лет, когда она начала заниматься по классу фортепиано в Доме пионеров, мечтала о собственном инструменте. Дома репетировала на нарисованных клавишах и везде, где встречала настоящее пианино, прикасалась к ним.
Её семья простых рабочих не могла себе позволить дорогой инструмент. И когда наконец взяли пианино напрокат, юная Лариса была несказанно рада: «Как сейчас помню этот восторг, когда папа с соседом привезли пианино «Енисей» на лошади и занесли в дом». А сегодня, когда выросли уже собственные дети, у творческой души нашей героини появилась возможность раскрыться в полную силу. И вдохновителем для нее во многом стал второй супруг — талантливый и уважаемый художник Морис Москвитин.
«Папа же сначала меня отправил учиться игре на баяне, — рассказывает Лариса Васильевна, с улыбкой восстанавливая в памяти фрагменты первых музыкальных опытов. — Это было для девочки очень непросто, чтобы вы понимали: одновременно нужно правильно ставить пальцы, растягивать меха, считать: раз и, два и, и так далее, а еще и смотреть неудобно. Я старалась, отца хотела порадовать, но однажды решила больше не ходить на занятия. Дома у нас был баян, отец немного играл и, конечно же, он огорчился, когда узнал, что я бросила, но не стал настаивать и заставлять. За это я ему благодарна. А вот к фортепиано меня тянуло. И когда я поступила в Дом пионеров в кружок по классу фортепиано, уже, по тем меркам, поздно, но с удовольствием приходила на эти занятия у нас, в Иркутске-2. Потом спустя два года перешла во Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина.
А последним педагогом у меня была Ольга Викторовна Трухина. Она мне и предложила поступать в музыкально-педагогическое училище. На мое решение повлияло одно обстоятельство: соседская девочка попросила научить ее играть на пианино. Я как «заправский» педагог достала первые записанные моей учительницей музыки уроки, начала преподавать, но, к моему удивлению, она ничего не понимала, оказалась, на мой «педагогический» взгляд, полной бездарностью. Я твердо решила, нет, не хочу быть учителем! Попадется такая Людка…, и я тогда пошла в 9 класс. Ольга Викторовна мне очень нравилась. До сих пор играю произведения, которые она мне предлагала, а также романсы. Она любила их петь, а я играла, первые азы аккомпанемента, как оказалось преподавала мне именно она. Я влюбилась в музыку и это чувство пронесла через всю жизнь.
В этом году у меня шестидесятилетний юбилей. А мне до сих пор интересно «совершенствоваться, как музыканту». И вообще в творческом направлении. Теперь у меня везде есть собственное пианино, в квартире, где живут мои дочери, и в квартире моего второго супруга, а потом в 2023 году приобрели специально для выездной выставки в Улан-Удэ переносное электронное пианино. Но то первое пианино из «проката» с названием «Енисей» я помню всю жизнь. Когда сносили наш дом, его пришлось сдать снова в «прокат». Папа с соседом водрузили его на лошадь, а я смотрела им вслед и плакала».
Отец Ларисы, кстати, тоже полюбил фортепианное звучание. Перед сном часто просил: сыграй, Лора! Жила семья в частном доме, так что не было соседей, которым бы мешали Шопен или Моцарт, разве только, едва услышав звук фортепиано, появлялись в окошке два торчащих уха любимой Лориной овчарки Дика, который подвывал мелодию, тоже обожал музыку. Папа Ларисы еще и пел приятным баритоном. Старший брат Валера тоже немного играл на пианино, еще научил Ларису играть на гитаре. Вместе они даже разучивали что-то из репертуара «Битлов» на английском языке. Быть может, в этих семейных моментах и есть корни ее творческого настроя.
После школы поступила в Иркутский политехнический институт, выбрав специальность инженера теплоэнергетика. Заниматься музыкой не было времени — пять лет учебы во вторую смену то еще испытание. Потом замужество, маленькие дети. «Но когда снесли дом, отцу выдали страховку за участок, он дал мне деньги и я купила в квартиру, которую нам выделили, свое первое собственное пианино «Приморье». Правда, играла уже очень редко, даже ноты стала забывать. В профессии пошла по стопам отца, он работал на ТЭЦ», — продолжает вспоминать Лариса.
Весь ее трудовой путь связан с теплотехникой. Сейчас Лариса работает на дочернем предприятии Иркутского авиационного завода — ООО «Сетевая компания ИРКУТ» — по своей же специальности инженера-теплотехника.
«Работу и творчество приходится сочетать, немного времени остается на реализацию каких-то творческих проектов, но я его использую максимально. То, что во мне сидело все эти годы, сейчас с такой силой проявилось. И я наслаждаюсь жизнью, наполненной искусством, творчеством в самых разных его проявлениях — от пения до живописи», — делится сокровенным Лариса Васильевна.
Человек она эмоционально яркий, живой, заряжающий позитивом, и ее всегда окружали такие же подруги. Вместе стараются не пропускать премьеры и любимые спектакли в музыкальном театре, концерты лучших коллективов художественной самодеятельности (а их в Иркутске немало!), выставки-концерты в музеях.
На одном из вокальных вечеров и случилась судьбоносная встреча — с Морисом Москвитиным.
«Людей поющих и вообще увлеченных искусством тогда собралось много. Это было в Михайло-Харлампиевском храме. Морис Константинович стоял справа от меня. Он тоже прекрасно исполнил свою партию песни. Этот мужчина — в бабочке, статный, подтянутый, интеллигентный, с приятным басом — сразу привлек мое внимание. Но я не решилась к нему подступиться. Тем более, что я тогда была формально еще замужем, хотя фактически с первым супругом уже давно не было настоящей семьи. В общем, за Морисом я тихо наблюдала и наслаждалась поодаль».
Но судьба подарила новые встречи в располагающей и обоих воодушевляющей творческой атмосфере. Познакомились, обменялись телефонами, сблизились, как говорят, «почувствовали родство душ».
Оказалось, что Морис Москвитин — известный иркутский художник, который еще и исполнитель, и поэт. Его работы отличает необыкновенно проникновенная простота и в то же время душевная глубина. Он реалистично и чувственно передает образы родных и друзей, отражает в красках пейзажи горных вершин, реки, дремучую тайгу, суровый Байкал. Эти картины пропитаны искренней любовью к людям, к природе, к родному краю.
«Морис Москвитин родился в Нижнеангарске, на берегу северного Байкала. Сын музыканта и учительницы, он с детства питался впечатлениями от созерцания родной байкальской природы. Рос в таежной среде, вдали от художественных школ, и с профессиональной техникой знаком не был, но любил изображать окружающий его мир. Рисовал он больше по памяти, а значит, воссоздавал свой, особенный мир. Морис — не просто художник, это живая легенда, через его картины проходит история нашей страны, в его картинах запечатлена жизнь простых людей», — с искренней возвышенностью описывает жизненный путь своего Мастера Лариса Москвитина.
Она для супруга — больше чем спутница жизни в типичном понимании, а еще и искусствовед-биограф, аккомпаниатор и в чем-то ученица — тоже развивается в рисовании. Она с замиранием сердца, словно заворожённая, часто наблюдает, как появляются первые наброски произведений, потом штрих за штрихом, мазок за мазком рождается картина.
«Рука с кистью двигается туда. Сюда. И уже одно это так красиво, — пытается Лариса передать волшебство момента. — Я обожаю, как он пишет. Сам процесс. И как поет на концертах и встречах, восхищаюсь. И когда он рисует, а я играю, у нас получается слаженный творческий дуэт. Морис Константинович гордится, что был знаком и брал некоторые уроки пения у знаменитого оперного певца СССР Кима Базарсадаева, когда жил в Улан-Удэ. Да я всё в нем люблю. Это такое большое всеобъемлющее чувство. Я счастлива, что оно наполнило мою жизнь».
Для супруги Морис Константинович одновременно рядом и всегда, похоже, чуть-чуть впереди. Мотивирует дотянуться. «Он и правда дал толчок моему творчеству, — считает Лариса. — Разбудил то, к чему была тяга — к искусству. Я ведь и на гитаре немного играть умею. Теперь еще и пою в вокальном ансамбле «Берегиня» (заметьте, название очень созвучное с характером Ларисы — действительно «берегини» своего Мастера — ред.). Одновременно развиваюсь в роли искусствоведа, организую и сопровождаю выставки, сама учусь писать маслом и заметно лучше стала аккомпанировать на фортепиано… И столько всего ещё хочется воплотить…»
Энергетику этой женщины, конечно, не передать никакими словами. После беседы с Ларисой Москвитиной, признаемся, тоже хочется запеть. Что-то вроде «Верьте в любовь, девчонки…». Да, и в 16, и в 60 жизнь может озариться нежными переживаниями, которые стремятся выплеснуться в творчестве. Прекрасно, когда Он и Она друг друга вдохновляют. И поддерживают.
Беседовала Ольга БРАЙТ
Источник: Издательский дом «Восточная Сибирь»