Резолюция круглого стола «Принципы организации жизни и основы идеологии российского государства»
В штабе Общероссийского Офицерского Собрания прошло очно-заочное собрание (круглый стол) научного сообщества на тему «Принципы организации жизни и основы идеологии Российского государства».
В нём приняли участие:
Окунев И.П., начальник штаба «ООС», зам. председателя Московской городской организации общероссийского профессионального союза военнослужащих и членов их семей, зам. председателя общественно-политического движения «Честь и Родина», майор
Кашин Б.С., д.ф-м.н., проф., зав. каф. МГУ, академик РАН, председатель ОД «За возрождение отечественной науки»
Субетто А.И., д.ф.н, д.э.н., к.т.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат премии правительства РФ, директор Центра ноосферного развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества
Братищев И.М., д.э.н., проф., руководитель научно-исследовательского отдела МСИ.
Кирдина-Чэндлер С.Г., д.с.н., заведующая сектором эволюции социально-экономических систем Института экономики РАН.
Малинецкий Г.Г., д.ф-м.н., проф., действительный член Академии военных наук, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов ИПМ РАН
Панфилова Т.В., д.ф.н., проф., МГИМО.
Румянцева Н.Л., к.т.н., доц., член ЦС ОД «За возрождение отечественной науки», зам.пред. ОД «За социализм»
С докладами выступили Субетто А.И., Кашин Б.С., Малинецкий Г.Г., Братищев И.М., Кирдина-Чэндлер С.Г., Панфилова Т.В., Румянцева Н.Л.
По докладам с привлечением других источников (Воронцов А.В., Субетто А.И. Меморандум XI Съезда Петровской академии наук и искусств «Россия и мир в XXI веке: наука, культура и образование как ведущие механизмы стратегии выхода из экологического тупика истории» [принят единогласно на XI Съезде ПАНИ 22 октября 2021 года] / – СПб.: Астерион, 2021. – 64 с.; Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. Издание 3-е, переработанное, расширенное и иллюстрированное. — СПб. : Нестор-История, 2014. — 468 с.; Сергейцев Т, Куликов Д., Мостовой П. Идеология русской государственности – СПб.:Питер,2021 — 688с.) была составлена компромиссная Резолюция Круглого стола
***
Тридцать лет постсоветского существования России подвели её к последней черте, когда стоит вопрос физического выживания большинства населения России, существования самого государства. Все жизненно важные сферы, определяющие устойчивость и жизнеспособность государства разрушены или деградируют. Власть не выражает интересы народа, они чужды ей и потому утрачено доверие народа к власти. Изменить это положение невозможно до тех пор, пока Россия не вернётся к своим ценностям и культуре, пока в ней сохраняется чуждый ей общественный строй. Никакая смена президентов и правительств и никакие поправки в действующую Конституцию не обеспечат устойчивого суверенного развития страны без радикального изменения общественно-политической системы. Отсюда стратегической целью дальнейшего развития страны может быть только возрождение её как могучей державы, способной в исторически короткие сроки обеспечить независимость и развитие на собственных основаниях страны и нашего народа, наших детей и внуков. Достижение этой цели возможно только через утверждение и совершенствование коллективистской системы общественных отношений. В силу этого у России (как и у всего мира) альтернативы социализму нет. Вот основные черты желаемой идеологии будущей России.
ПРИНЦИПЫ ИДЕОЛОГИИ БУДУЩЕЙ РОССИИ
1.Экологические пределы рыночно-капиталистической форме хозяйствования. Человечество в конце ХХ века вступило в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Наступили экологические пределы рыночно-капиталистической форме хозяйствования, ее системе ценностей – рынку, частной собственности, беспощадной форме природопотребления и человекопотребления ради получения прибылей и наращивания капитала в руках капиталократии. Они и определяют стратегию развития России в XXI веке. Разумное потребление сменит «постоянно растущие материальные потребности». Общество, цель которого удовлетворение жизненных потребностей и развитие человека (социализм), в котором приоритет получит развитие науки, образования, здравоохранения сменит современное общество потребления (капитализм), в котором движущая сила – получение прибыли.
2. Россия – самостоятельная цивилизация в мире независимых цивилизаций, она может быть названа евразийской цивилизацией. И это – главный вопрос мировой политики: освобождение от претензии на мировое господство капиталократии и переход к миру достаточно независимо развивающихся и взаимодействующих цивилизаций. Россия, соединяющая Европу и Азию, сама не Европа и не Азия. Она является уникальной политэтнической и поликонфессиональной кооперацией, выступает «цивилизацией всечеловечности».
3. Россия — миротворческая цивилизация, она всегда была устремлена к справедливому миру без войн, но противостояла агрессорам, в советское время помогала тем, кто в этом нуждался, завоевав этим уважение народов мира.
4. Россия – страна «цивилизационного социализма», что означает, что она в своих основаниях никогда не была «тюрьмой народов» и «империей» в ее колониальном определении, напротив, во все кризисные времена русский народ брал на себя самую большую тяжесть и всегда нес самые большие людские потери, жертвуя жизнями своих людей ради жизни и мира в России. Россия всегда была цивилизацией антикапиталистической. СССР как часть истории российской цивилизации в ХХ веке воплотил ценностные основания исторической России и вывел идеологию страны на высший уровень системности: уровень цивилизации как целого, как семьи народов. «Россия социалистическая» выросла из «России общинной и духовной» через отрицание рыночно-капиталистического уклада хозяйства как ей чуждого и грозящего ей гибелью, через отрицание подавления, подчинения человека экономике, что происходит на Западе. Идеология Советской России и СССР в ХХ веке, основанная на марксизме-ленинизме, может быть прототипом желательной идеологии будущей России. Но социализм ХХ века разрушился. И это не удивительно — даже новое техническое устройство не сразу работает без сбоев, идёт его отладка. Противоречия в обществе, требовавшие разрешения, не были своевременно разрешены. Анализ причин разрушения позволит эти ошибки системы управления исправить.
5. Многонациональный народ России соединён в целостность, в единую семью народов общим русским языком, общими целями и ценностями.
6. Русский народ – народ уникальной самодостаточной цивилизации – мира России, связывающий свою жизнь и с историческим прошлым России, и с её будущим, исторический строитель российской цивилизации, созидатель российского суперэтноса, носитель объединяющей, созидательной и водительской функции. Без этой роли русского народа Россия как цивилизация обречена на гибель, а вместе с нею и все народы и народности, входящие в нее.
7. Русский народ объединяет русских, белорусов, украинцев, связанных глубоким историческим, культурным и социальным единством.
8. Россия есть духовная коллективистская(соборная) цивилизация. В России всегда действовал примат духовных потребностей над материальными, когда достигнут достаток в семье; примат коллективного перед индивидуальным или примат целого, где целое иерархично от семьи, рода, до народа страны, цивилизации; примат совести и справедливости над законом, когда закон опаздывает; примат будущего(жизни своих детей, внуков) над собственной жизнью, примат сохранения Родины, если есть такая угроза (потому и сохранилась русская цивилизация, что русские воины, защищая страну, не щадили своей жизни), а свобода и права сопряжены с обязанностями. Это примат развития тех отраслей народного хозяйства, которые обеспечивают независимое её существование, обеспечивают сохранение и развитие народа России, прежде всего обороноспособности страны, образования, здравоохранения, науки, и т.д. Россия исторически была устремлена к правде, взаимопомощи, а не выгоде, к любви и миролюбию, к трудовому созиданию. Ценности её культуры, т.е. образа жизни – результат преодоления животных удовольствий и инстинктов человека. Дух преодоления есть русский дух и дух всех евразийских народов, вынужденных находить для своего сохранения и воспроизводства нужную гармонию своей жизни с общественной в достаточно хрупких в экологическом плане «кормящих ландшафтов» и агрессивном окружении.
9. Социальное равенство как отсутствие социальных элит вытекает из коллективизма Русской цивилизации. Но, как в любом народе, есть авангард. Социальное равенство только в ХХ веке было достигнуто в государственной идеологии, в общественных отношениях социалистической России.
10. Исторически России складывалась в первую очередь как православная цивилизация, причём и в дохристианский, и в христианский период. Россия — цивилизация единства трех ведущих конфессий – православной, мусульманской и буддийской.
11. Культ правды. На Руси «Правда выше солнца, выше неба, выше Бога» (Розанов В.В.).Правда как основа коллективизма, как отношение власти с народом, как основа доверия к власти.
12. Жизнеобеспечивающий труд. Правда в России всегда за трудом, за трудовой нравственностью народа. «Жизнеобеспечивающий труд», а не торговля, грабёж и эксплуатация – основание бытия русского (культурно-русского) человека. Труд как первейшая обязанность и как право.
13.Сильная государственность, державность. В России «общество» и «государство» есть единое целое, есть «общество-государство» как единый организм. Государство как семья народов, в которой порядок обеспечивается обязанностями, в русской культуре сопряженными с правами. Отчуждение государства от общества в либеральной идеологии «гражданского общества», противостоящего государству, противопоказано для России и является идеологемой глобального империализма, разрушающей основания её бытия.
14. Идеократия. Россия — цивилизация идеократическая, цивилизация большой и именно всечеловеческой идеи, обращенная не столько к ближним, сколько к дальним целям, можно сказать, идеи ноосферно-социалистической, вмещающей в себя устремление к социализму, к социальной справедливости, к возвышению духа и творчества, и одновременно устремление к социоприродной гармонии.
ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИКИ БУДУЩЕЙ РОССИИ
1. Высокая энергозатратность производства. Россия является цивилизацией с самой высокой в мире энергостоимостью воспроизводственных процессов. Энергозатраты в России на производство продукции в 3-5 раз больше, чем в остальных странах мира и это предопределено особенностями холодного климата России и другими географическими факторами, ему сопутствующими.Отсюда, в частности, вытекает, чтоподсоединение России к правилам игры по ВТО – один из актов экономической войны против нее со стороны глобального империализма, приведший к деградации и сокращению мощностей отраслей с высокими технологиями. Но главный вывод, следующий из географических особенностей России в том, что в России надо развивать высокие технологии.
2. Приоритетная роль инфраструктуры, в первую очередь транспортной и энергетической, вытекающая из высокой энергозатратности производства. Российская экономика может быть конкурентоспособной только при государственном регулировании цен на энергоресурсы и транспортные перевозки и поддержании их уровня в 3-4 раза ниже мировых. Современные цены на железнодорожные перевозки сократили радиус рентабельности для перевозки угля, топливных ресурсов и т.д. в десять и больше раз, что уже привело к распаду единого экономического пространства России.
3. Существование достаточного сектора мобилизационной экономики. Здесь проявляется общинная логика развития российской цивилизации на протяжении веков. За последнее тысячелетие каждый второй год (~50%) был экологически экстремальным – или засуха с пожарами, или холодное дождливое лето, которые оборачивались потерями урожая и голодом.
4. Централизация управления развитием экономики. «Большое пространство» и «большое время» Российской экономики, необходимость мобилизационного сектора требует ее централизации и постоянного государственного управления с обратной связью, обеспечивающего экономическую, государственную и цивилизационную целостность и идентичность России.
5. Планово-распределительный принцип управления. Этот принцип противопоставляется рыночному (планово-рыночному) принципу управления. Процессы воспроизводства в планово-распределительной экономике регулируются не отношениями обмена, а осуществляются на основе аккумуляции-согласования-распределения. При этом как планирование («живое планирование» на основе динамической модели межотраслевого баланса), так и аккумуляция-согласование-распределение сосредоточивается в центральном органе.
6. Виды собственности — общая собственность (государственная, коллективная) и личная собственность. Отсутствие частной собственности и отличает социализм от капитализма. Государственная собственность означает, что владельцем основных ресурсов и средств производства признается общество в целом. Коллективная собственность исторически складывалась как артельно-кооперативная, в сельском хозяйстве – колхозно-кооперативная. Приоритет государственной собственности делает возможным использование производимых и потребляемых благ всеми членами общества, делает возможным централизацию управления развитием экономики и планово-распределительный принцип управления, возможным превращение подсистемной сферы экономики в систему народного хозяйства, в которой сопряжены цели сохранения и развития народа.
7. Высокая обороноспособность, которую можно достичь только при приоритетном развитии науки, образования, технологий. Современное состояние России (и не только современное) осложнено возможностью перехода холодной войны в горячую, поэтому необходимо поддержание достаточно мощных армии и флота. Но и вся история России – это история войн с захватчиками. Следует помнить завет императора Александра III: у России нет друзей, кроме армии и флота,и, добавим, науки, образования, технологий.
8. Общинно–государственное землепользование. Рынка земли в его либеральном виде в России никогда не было. Земля принадлежит народу.
9. Кооперация-монополизация. Этот принцип обеспечивает более высокий уровень концентрации производства в целях реализации экономии затрат от масштаба. В сельском хозяйстве его роль усиливается в связи с рисковым характером земледелия, большими затратами труда и энергии из-за суровых климатических условий выращивания культур, низкой продуктивности земель.
10. Координация. Этот принцип регулирует эффективное использование дефицитных ресурсов и производимых благ и услуг в общественных интересах, определяет направления материальных потоков в рамках общей собственности, обеспечивает межотраслевые пропорции и т.п. Действие института координации обеспечивает непрерывность функционирования экономики в целом, поскольку через его посредство участники хозяйственной деятельности получают как необходимые производственные ресурсы, так и условия собственного воспроизводства.
11. Пропорциональность. Требование пропорциональности производства, осуществляемого в условиях господства общей собственности, означает объективную необходимость согласованного ведения всего народного хозяйства как единого целого на основе поддержания соответствующей общественным потребностям пропорциональности между различными видами производства. Пропорциональность представляет собой условие функционирования общей собственности.
12. Стратегическое резервирование для сглаживания кризисов развития, обусловленных неблагоприятными климатическими, температурными и энергетическими условиями развития. Принцип стратегического резервирования вытекает из мобилизационного характера российской экономики, обусловленного холодным климатом.
13. Служебный труд. Принцип «службы государевой» складывается в период формирования первого Русского государства. Функция служения становится основным механизмом складывания имперского характера единого Русского государства. Качество исполнения служебного долга становится при ИванеIII принципом формирования новой государственной элиты. Этот принцип будет и дальше реализовываться в проектах Петра I, Ленина, Сталина. Служение, а не наёмный труд отличает советского «служащего» от чиновника или наёмного работника в капитализме.
ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА БУДУЩЕЙ РОССИИ
1. Централизованное государственное политическое устройство. Россия в силу геополитических условий может существовать только как держава с сильной централизованной властью, как цельное, единое образование.
2. Административное деление как территориальная организация. При административном делении вся государственная территория исходно представляет собой единый объект управления, а выделение тех или иных территориальных единиц служит, прежде всего, задаче упорядочивания единого хозяйства. При этом в России учитывались, как правило, исторические традиции и национальный состав проживающего населения, что выражалось в формировании ряда территориальных единиц по национальному принципу. Образующие государство территории и поселения характеризуются иерархией статусов и подчинены Центру.
3. Иерархическая вертикаль во главе с центром. Иерархический характер структуры государственных органов имеет целью обеспечить единство и общее направление деятельности в масштабах единого государства. Центр — это власть. Принцип единой центральной власти создаёт целостную систему-общество. Русские знают, для чего нужна власть: власть нужна для установления порядка, утверждает первый русский летописец Нестор. Сущность власти не как насилия, а как добровольного, т.е. свободного подчинения ей, в итоге сохранило русскую государственность. Свободное подчинение чуждо демократическим режимам, и обратно: демократические режимы чужды русской государственности, ей более соответствует принцип демократического централизма
4. Назначение на управленческие должности. Руководители нижестоящих управленческих структур назначаются «сверху». Одновременно осуществляется наделение назначаемого лица необходимыми ресурсами, или правами использовать те или иные ресурсы для выполнения своих должностных обязанностей. Даже если имеют место выборы руководителей, то всегда предусматривается механизм, обеспечивающий право вышестоящих органов управления влиять на кадровый состав руководителей нижестоящих звеньев – в этом ответственность власти, которая отвечает не только за себя, но и за назначенных ею служащих.
5. Общее собрание и единогласие как способ формирования решений, что было принято в общинной жизни, ещё в догосударственный период Руси в копном праве, и в Русском государстве. В Русском государстве этот принцип закреплял солидарную ответственность руководителей территориально-хозяйственных общностей перед верховным уровнем управления и одновременно внутреннее единогласие членов этих общностей по принимаемым на себя обязательствам. Такое единогласие достигалось предварительными согласовательными процедурами. Единогласие, а не характерное для западных стран демократическое большинство, было неотъемлемым требованием на «вселенских советах», или земских соборах, где вопросы обсуждались до тех пор, пока все не придут к общему мнению. В СССР съезды КПСС были аналогом проводившихся ранее земских соборов. На них достигалось единогласие представителей всех региональных и социально-профессиональных групп, и через партийную дисциплину обеспечивалась своеобразная «круговая порука», которая служила гарантом исполнения принятых решений. Принцип единогласия является альтернативой известному принципу разделения ответственности между различными ветвями власти, характерному для западных стран.
6. Обращение по инстанциям как механизм обратной связи. В России, на протяжении всей ее истории взаимодействие верховной власти и «земли» (т.е. регионов и мест), помимо соборов, всегда осуществлялось посредством «челобитной» или «фискальной» деятельности», а именно, через подачу высшим органам управления индивидуальных или групповых – от сословий или территориальных общностей – жалоб и челобитий. Эти обращения формируют основополагающую структуру принятия и контроля решений по всей властной иерархической вертикали органов управления в России во все времена. Известны «ходоки к Ленину». В советский период право жалобы на действия органов регионального управления любого уровня стало практически всеобщим, оно могло быть реализовано всеми слоями населения.
Переход к новой идеологии
Начальный переходный этап преобразований в нашей стране должен органически сочетать в себе задачи общедемократические и социалистические.
Главные задачи этого этапа:
— восстановление народовластия снизу доверху, формирование подлинного государства трудящихся, переход власти к народно-патриотическим силам
— соответствующее изменение Конституции
— укрепление и расширение государственного сектора экономики и восстановление на этой основе отечественного производства
— избавление страны от внешней финансово-экономической и политической зависимости, обеспечение национальной безопасности (военной, продовольственной, культурной и т.д.)
— беспощадная борьба с преступностью в экономике и других областях общественной жизни
— устранение опасности территориального раздробления страны
— восстановление гарантий основных социальных прав трудящихся
— восстановление авторитета национальной культуры и духовно-нравственное оздоровление общества.
Одновременно с решением этих задач необходимо, опираясь на исторический опыт, и учитывая положительные и отрицательные уроки прошлого, создавать условия для реализации «Нового Советского проекта 2.0», т.е. плана воссоздания Большой Советской России, в её исторических границах. Главная цель проекта – воссоединение народов, населяющих территорию Большой России, в единый братский Союз.
По своей формационно-цивилизационной сути «Новый Советский проект 2.0» должен стать планом построения общества: во-первых, воспринявшим всё лучшее и жизнеспособное от советской эпохи; во-вторых, отбросившим всё не оправдавшее и изжившее себя; в-третьих, развивающим марксистско-ленинскую теорию социализма (коммунизма) в традициях русской культуры, обогащаясь опытом социалистического строительства других стран.
Модератор Круглого стола Румянцева Н.Л.
Источник: «РУСО»