Репинский этюд в иркутском музее
Этюд Ильи Репина «Нищая. Девочка-рыбачка» был написан в рыбацком посёлке во Франции, куда Илья Ефимович для совершенствования мастерства был отправлен после окончания Петербургской академии художеств. Иркутский коллекционер и меценат, Владимир Платонович Сукачёв приобрел этюд непосредственно в мастерской художника для пополнения своего собрания, но перед отъездом из Иркутска в 1898 г. передал свою коллекцию городу. Уже много лет этюд украшает залы Иркутского областного художественного музея.
Спрашиваю, заметив, что посетительница музея долго стоит у портрета бедно одетой белокурой девочки с зелеными глазами и золотистыми ресницами в солнечном сиянии.
– Вам понравился этот портрет?
– Не просто понравился, а вызвал воспоминания о моем детстве (я деревенская), о встреченных в пути скромных, застенчивых девчушках в русской глубинке. По роду своей деятельности я часто бываю в деревнях нашего региона. Так и хочется посочувствовать, помочь чем-нибудь, просто прижать к себе, сказать, что её понимаю. Это мой любимый образ в нашем музее.
На самом деле дети и взрослые подолгу останавливаются около портрета, иногда возвращаются, чтобы снова посмотреть на её милое личико, опущенные глаза, в которых, правда, недолгая грусть. Её недетские переживания скоро забудутся, и она упорхнет, как стрекоза, по своим делам. В руках её, заметим, рыбацкая сеть. Создается впечатление, что ее уже где-то видел – на других картинах, в реальной жизни, да на соседней улице, городской или сельской. На аннотацию почти никто не смотрит и сильно удивляются, когда узнают, что она из Франции. Это трогательное отношение к образу, запечатленному на холсте, убедительно показывает, насколько велика сила искусства!
Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве в семье военного поселенца в 1844 г. В детстве уже проявился его интерес к художественному творчеству. Известно, что ребенок очень любил рисовать лошадей, он их вырезал из бумаги и приклеивал на стекла окон. Художник вспоминал о времени, когда появились краски: «так в них впился... что едва меня отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрым, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками...» Учился в топографической школе, позднее у местного живописца, а уже в 15 лет начал работать самостоятельно. Уехав в Петербург, поступил учиться в Академию художеств. Там и раскрылся уникальный талант юноши. Картина «Бурлаки на Волге» поразила и содержанием, и мастерством исполнения не только русских зрителей – на всемирной выставке она была в центре внимания.
С этого времени ярко проявляется творческая манера художника: выписывать тончайшие детали портрета каждого персонажа, пытаясь передать душевное состояние, настроение, переживания. Он пишет человека с его особым внутренним миром, переживаниями, характером. И он любит, любит своего героя… Вспомним, как сам художник в книге «Далёкое-близкое» описывал свое восхищение прототипом персонажа полотна «Бурлаки на Волге»! Требование писать правду жизни во всех её подробностях стало обязательным. В качестве поощрения и для приобретения опыта тридцатилетний художник был отправлен в Италию и Францию, куда в 1873 г. он поехал с семьёй.
Летом 1874 г. художник попадает в живописный приморский городок Вёль во Франции. «Мы живём теперь природой, она здесь так проста, упоительна, убаюкивает меня, как старая няня… ужасно похожа на нашу, малороссийскую», – пишет он в письмах к В.В. Стасову. Из Вёля Репин увёз 12 этюдов, среди них «Нищая. Портрет девочки-рыбачки», не случайно оказавшийся впоследствии в Иркутском художественном музее.
О процессе работы над картиной Репин сообщает В. Поленову: «Пишу этюд с девчонки (дёшевы здесь эти натурщицы)… Правда, девчонка плохо стоит, глупа как пень». Писать такую трудно: «…девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась… и было весьма сложно зацепиться за её образ». Но это обычное ворчание художника. Написана девочка с рыбацкими сетями всего за один сеанс!
Портрет создан с любовью, вниманием к её внешнему облику и внутреннему миру. Заметим тщательно выписанные выгоревшие от солнца соломенного цвета волосы, взъерошенные ветром, обветренные лицо и руки, которых слегка коснулся загар. Одежда чрезвычайно бедна: простое платьице, рваная с заплатами курточка. Взрослые переживания еще не оставили заметного следа на её детском личике. Она была так похожа на простую русскую деревенскую девчушку!
Возможно, Репин впервые рисовал не в мастерской, а на пленере (по-французски plein air), на воздухе. С этой техникой познакомился у импрессионистов. Ребёнок изображён на фоне скудной природы, но в полной гармонии с ней. То, что схватил проницательный взгляд художника, легко при первом полученном впечатлении быстрой кистью было перенесено на холст.
Илья Ефимович вернулся на родину в 1876 г., сообщив другу Стасову, что привез с собой «большой запас художественного добра».
По воспоминаниям В.В. Сукачёва, картина была куплена его отцом Владимиром Платоновичем непосредственно в мастерской у Репина в 1880-е гг.
Известно, что Сукачёв учился в Санкт-Петербургском университете, а с третьего курса перевёлся в Киевский императорский университет святого князя Владимира. Окончил его в 1871 г. В это время и сделаны были первые приобретения живописных работ. В Иркутск же вернулся только в начале 80-х гг. с женой и двумя детьми. Илья Ефимович в 1882 г переехал в Петербург. Тогда, скорее всего, и был приобретен этюд и привезен в Иркутск. Иркутяне получили в дар произведение самого Репина! Это была настоящая сенсация! К «Нищей» прониклись теплотой и сочувствием.
Мы редко задумываемся о происхождении слов, о том, сколько может быть у одного слова близких ему по значению. Когда-то на Руси нищих называли «милостынцами». А слово имеет общий корень со словами милый, милость, милостыня, милосердие. Даже в понятие женской красоты русские в первый ряд включают слово «милая».
Думается, важность своего приобретения хорошо понимал Владимир Платонович, покупая скромный этюд. В Сибири, месте каторги и ссылки, милосердие не было пустым звуком… Тысячи арестантов проехали по сибирскому тракту, по иркутским дорогам к местам ссылки. Иркутянин по рождению, он знал, что образ ребёнка, рано узнавшего взрослую жизнь, с теплотой будет принят земляками.
Однако поначалу о появлении картины Репина знали немногие. Владимир Платонович выставлял картину в своём доме, превратив одну из комнат в картинную галерею. Этот дом, один из самых больших и красивых в Иркутске, – настоящий дворец! Мать Сукачёва была из семьи миллионеров-золотопромышленников Трапезниковых. Здание находится напротив цирка, рядом с дворцом купца А.Ф. Второва (ныне Дворец детского и юношеского творчества) на площади Ивановской (теперь площадь Труда).
Его история очень любопытна. Купец П.Д. Трапезников купил двухэтажный каменный особняк с участком у С.Ф. Киселева. Строительство дома с лавками и погребами было закончено в начале 20-х прошлого века. Позднее здание перешло по наследству к Н.П. Трапезникову, а затем к его сыну И.Н. Трапезникову… В начале 70-х владельцем усадьбы становится по завещанию племянник последнего В.П. Сукачёв.
После пожара 1879 г. новый хозяин восстановил дом. В 1884-1885 гг. по проекту Э.Я. Гофмана прошла серьезная реконструкция. Его надстроили еще одним этажом. И тогда 1 июля 1885 г. в доме была открыта гостиница «Московское подворье». «Вокруг первого этажа главного здания, – пишет С.И. Медведев, – была устроена застекленная галерея с пятью входами (в наши дни сохранился только центральный), где помещались магазины и лавки».
В 1897 г. Сукачевы сдали свой дом на Ивановской площади в аренду. С 1889-го арендатором дома стал окружной штаб войск, с 1897-го – Судебные установления», где открыли «судебную палату и окружной суд, городское присутствие по опекунским делам, прокурорский надзор и нотариальный архив» (С.И. Медведев). До сих пор особняк Трапезниковых-Сукачевых служит обиженному и оскорбленному народу. Только теперь на здании новая табличка: «Иркутский областной суд».
Когда же была построена усадьба на Кокуевской земле (когда-то принадлежала управляющему Иркутской казенной палаты П.И. Кокуеву), что на углу улиц Ланинской (Декабрьских Событий) и 1-й Иерусалимской (1-й Советской), галерея была перевезена туда. Это произошло в 1882 году. Возможно, этюд И.Е. Репина уже был в Иркутске и среди других лучших картин собрания перевезен в первую очередь.
Как утверждает летописец А.К. Чернигов, «Картинная галерея размещалась в двенадцати комнатах первого и второго этажей. В первом этаже под экспозицию картин было занято пять комнат, где размещались полотна русских и иностранных художников. В семи обширных комнатах второго этажа, кроме картин русских и западноевропейских мастеров, были представлены несколько акварелей, рисунков и гравюр». Для иркутян это было событием! Один из самых образованных людей Иркутска в своем собственном доме по воскресным дням ждет горожан посмотреть собрание картин. Для учеников двери галереи были открыты в любой день, а экскурсии проводил сам хозяин и совершенно бесплатно. Это был уже второй дом «Нищей». Здание сохранилось и уже отреставрировано. И в нем снова размещены картины.
Стоит отметить, что Владимир Платонович очень любил детей. В его усадьбе была открыта бесплатная школа для девочек. И хотя большую долю заботы о школе взяла на себя жена Надежда Владимировна, факт говорит сам за себя. А для бездомных и нищих была построена довольно близко от дома богадельня (здание сохранилось). Думается, неслучайно Сукачев выбрал именно эту работу Репина, он хотел внести свой вклад в просвещение и гуманизацию иркутского общества.
Владимир Платонович мечтал построить в Иркутске возле Тихвинской площади (ныне площадь им. Кирова) большое каменное здание художественного музея и разместить там картины из своей частной коллекции: «Место я наметил на Тихвинской улице на углу Трапезниковского переулка, там, где была аптека Шульца, а потом дом Котельникова». Но болезнь жены, отъезд из Иркутска, гражданская война, отсутствие средств не позволили мечте осуществиться.
Перед отъездом Сукачев предлагает Иркутску свою галерею в дар, администрация не берет – просит денег на строительство здания и оборудование. Владимир Платонович оставляет галерею на своего надежного доверенного Николая Ивановича Глушкова, но тот по болезни в 1905 г. уходит от дел, другой смотритель ею не занимается, и галерея остается бесхозной, почти не охраняется. Только Господь Бог и иркутские художники спасли собрание от расхищения. Лишь в 1920 г. галерея была национализирована и тем спасена, начались поиски нового, конечно, лучшего здания в городе, удобного для этой цели, – деревянное не могло спасти от частых в Иркутске пожаров. Дворец Александра Федоровича Второва, несмотря на презентабельный внешний облик, по устройству внутренних помещений не подошел.
В здании в стиле модерн, принадлежащем ученому и общественному деятелю Семену Николаевичу Родионову, на Пестеревской улице (ныне Урицкого), галерея пробыла до 1923 г.
Но известен этот дом, как ни парадоксально, как «магазин Л.Б. Мерецкого» Это типичная ошибка! Просто у него было прилавков больше, чем у других, и реклама лучше. На иркутских открытках вывеска с большими буквами видна издалека. По справедливости здание имело все основания называться домом С.Н. Родионова. И он сам, и его отец много сделали для Иркутска. Напомню, многие купеческие особняки, в том числе и все дома Родионовых, были муниципализированы. В начале 1970-х здесь был открыт магазин «Детский мир». Уж его-то знают все: дети и бывшие дети, то есть взрослые.
Зданию более ста лет. В летописи отмечен день 28 января 1907 г.: «Открылся новый магазин Л.Б. Мерецкого во вновь отстроенном по проекту архитектора А.П. Артюшкова доме С.Н. Родионова на Пестеревской улице. В здании на лестничной площадке, впервые в Иркутске, было сделано витражное окно по рисунку А.П. Артюшкова «Аленка», выполненное во Франции и смонтированное в нашем городе». Эта Аленка-сиротинушка вызывает такие же нежные чувства, как и девочка на портрете Репина. Сколько раз в детстве бегали мы посмотреть на нее…. Но вот не очень-то и давно, снимая со школьниками фильм об Иркутске, попытались сделать киносъемку или хотя фотографию витража – нам не позволили охранники.
Привлекает внимание не только витраж, но и карнизы, лепной рельефный декор, маскароны! На второй этаж ведет парадная лестница с латунными перилами, маленький балкон на лестничной площадке. Это поразительное по красоте строение, как фасад, так и внутреннее убранство, не оставляли иркутян и гостей города равнодушными. Архитектурные особенности здания подробно описаны в монографии Надежды Бубис, Елены, Александра Ладейщиковых «Вдоль по Пестеревской». И в таком замечательном доме «жили» картины Сукачёва. На какой из стен висел наш этюд «Нищая»?
Следующее место размещения галереи – кирпичный особняк купца И.М. Файнберга на углу улиц Толкучей и Медведниковской (Гусарова и Халтурина). В наше время это дом №1 по улице Халтурина. Построен как доходный в 1900–1901 гг., а в 1902–1905 гг. здание арендовало Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги. С 1906 по 1918-й его занимал штаб иркутского военного округа, в 1923-1951 гг. первый этаж дома занимал отдел природы Краеведческого музея, а второй – картинная галерея. Когда музеи покинули помещение, его заняли другие учреждения, в частности там была библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского.
Но со временем и в доме Файнберга становится тесно – количество экспонатов все увеличивается. А.Д. Фатьянов сообщает: «Если у Сукачёва было национализировано всего 87 картин, то в 1923 г. их было уже 323». Нужно было искать новое помещение. И оно было найдено.
В 1951 г. художественная коллекция переезжает на улицу Карла Маркса, 23, в двухэтажный особняк конца 1880-х гг. В.П. Кельх – внучки иркутского купца И.И. Базанова. Много эта семья сделала для нашего города! Но это отдельный разговор. А у этого здания своя история. В 1896 г. его покупает Сибирский торговый банк. С 1920-1934 гг. здесь размещается отделение Государственного банка СССР. И вот – музей, особо любимый иркутянами старшего возраста. Как бьется сердечко, когда только наступаешь на первую ступеньку лестницы, волнуется в ожидании встречи с красотой. Какова была сама Варвара Петровна, таков и ее дом – теплый и приветливый.
Но когда и этих залов не стало хватать, собранию выделяется в 1973 г. еще одно здание: двухэтажный особняк по улице Ленина, построенный по проекту Д.Р. Магидея для Иркутской губернской мужской гимназии к 100-летию со дня основания и по причине недостатка классных комнат в старом здании. Закладка фундамента состоялась 3 июня 1905 г., освящение – 2 сентября 1907 г. Любопытно то, что задолго до переезда в это здание Иркутского художественного музея, в гимназии уже был музей, экспонаты которого были собраны как самими гимназистами, так и многочисленными жертвователями – гравюры, картины, эстампы, скульптуры.
В апреле 1975 г. в здании бывшей гимназии, переустроенном в музей, открывается пробная выставка, а с 29 сентября музей работает на постоянной основе. Именно здесь среди произведений русского искусства посетитель сможет увидеть «Нищую». Портрет находится в центральном зале музея.
Когда специалисты признали портрет девочки лучшим произведением Репина раннего периода, утверждая, что тогда Илья Репин состоялся «как великий портретист», Третьяковской галерее захотелось непременно его иметь. Директора нашего музея А.Д. Фатьянова в 1948 г. пригласили с этим этюдом на выставку в Третьяковскую галерею, которая решила его оставить у себя, предложив взаимообмен. Однако А.Д. Фатьянов, умело проявив стратегию и тактику, отдадим ему должное, «обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск» (со слов Л. Снытко). За это по головке не погладили бы. Но справедливость иногда торжествует! Портрет дома. Были даже наказаны действующие лица – освобождены от должностей министр культуры и директор Третьяковской галереи.
Сколько раз пришлось девочке-рыбачке переезжать с одного места на другое! В феврале 2021 г. она покидает Иркутск и летит в Хельсинки и Париж. Вернулась через год в марте 2022 г. Эти события освещены в иркутских репортажах с места событий. Несмотря на это, по оценке специалистов, она сохранилась в отличном состоянии. По душе ей пришёлся сибирский климат! Да и иркутяне наделили ее русской душой и полюбили.
Лилия КОБЯКОВА