Редкий случай творческой чистоты

Редкий случай творческой чистоты

Ее Аида бушевала страстью, словно несомая на волнах великолепного звука, извлекаемого из самих небесных высот…

Одна из лучших исполнительниц Аиды в тридцатых годах, Александра Константиновна Матова родилась в Смоленске, в семье военного; долгие годы ранней жизни ее были связаны c Калугой: в провинциальной тишине вызревающий талант, совершенно свободный от тщеславия – Матова не позаботилась даже о посмертной славе своей, записи ее найти трудно, их осталось мало, и помнят ее, увы, в основном специалисты по истории бельканто.

Редкий случай творческой чистоты: Матова жила вокалом, сценой, словно, не нисходя до мелочной, себялюбивой возни. Она жила сценой – и зрители были благодарны ей…

Итак, Калуга, светлый разлив Оки, вспыхивающий на солнце золотой церковной парчой; таинственные и такие родные переулки; много церквей и старинных купецких домов.

Матова училась в Калужской женской гимназии. Сложно установить, когда пробудилась в ней тяга к пению, как вокал ощутила она, как призвание; хочется думать, что уже в отрочестве манил драгоценный звук, таинственные механизмы исполнительского искусства, словно предчувствовались ею.

После окончания гимназии Матова обучалась в Московском музыкально-драматическом училище у Елены Терьян-Коргановой. Та переезжает в Петербург, и Александра Константиновна отправляется за нею… Ей пришлось поездить по стране: ее дебют состоялся в Одессе, она исполняла Брунгильду в опере Рихарда Вагнера «Валькирия», в антрепризе Александра Сибирякова.

О, вагнеровская мощь! Мифология, переплетенная метафизическим орнаментом с голосом, звуковой силой! Сплетение, демонстрирующее глубины – их раскрывала и Матова, делая роль выпукло и объемно, темпераментно и страстно. Голос распускался цветами: и великолепный сад бельканто всходил перед впечатленными слушателями.

В 1914–1916 годах Матова выступала в московском Сергиевском Народном доме. В 1916 году императорским приказом Матову зачисляют в труппу легендарного Большого театра, солисткой которого она была до 1941 года, периодически гастролируя в Ленинграде.

Театралы и меломаны полюбили ее – бархат и серебро голоса нежно и сильно переливались на солнце духа. Плач Ярославны разносится над бездной: вспыхивает великолепная вокальная палитра «Князя Игоря» Бородина. А вот – Наташа из «Русалки» Даргомыжского, чья нежность отливает метафизическим золотом.

В равной мере – лирические и драматические, густо окрашенные партии удавались Матовой. Таинственная, искушаемая Тамара была хороша своею загадкой, а Маша из «Дубровского» акварельной наивностью, и верностью: пускай и навязанной ей. И возносилась вверх, страстно и темпераментно, великая Аида.

Ах, веселая Повариха из «Сказки о Царе Салтане»… Капризная Оксана из «Ночи перед Рождеством»… Лиза, не представляющая, что ожидает Германна. Выстраивалась галерея образов, сделанных мастерски, по-разному, окрашенных неповторимостью актерского дарования.

Голос чаровал, он нес в себе элементы чуда… Иоланта из одноименной оперы Чайковского, Леонора из «Трубадура» Верди. Особою яркостью отличались в ее исполнении персонажи вагнеровских опер: словно наиболее соответствуя темпераменту певицы и актрисы.

Матова ведет активную концертную деятельность, гастролируя во многих городах СССР… В 1929 году записывалась на грампластинки фирмы «Музтрест»: к сожалению, их сложно найти сейчас – сегодня это раритеты.

А. Матова, разумеется, исполняла классические русские романсы, и их сюжетная напряженность, равно как и психологический излом трактовались Матовой, как отдельное драматургическое произведение…

С 1938 года занималась преподаванием: в 1941–1948 годах – педагог-вокалист в московском Большом театре, в 1948–1967 годах – педагог вокального класса Дома культуры Московского университета. Увы, Матова потеряла голос: в силу перенесенного стресса, но музыка, разумеется, оставалась с ней до смерти…

Старый, огромный, как средневековая крепость, дом по улице Каляевской: так называлась в Советском Союзе… (Теперь – Долгоруковская). Дом основательный, мощный, 1902 года постройки, где жила Александра Константиновна, где собиралась у нее молодежь: музицировать, пить чай со сдобными булочками…

Я пишу эти строки в 2022 году, а вижу шестидесятые, когда мой отец, Лев Михайлович Балтин, физик, но человек многих дарований, обладавший профессиональным баритоном, но не ставший делать карьеру, приходит к Матовой…

Именно там он познакомился и с моей мамой: когда она приехала в 1955 году из Калуги, Александра Константиновна прописала ее у себя, хотя я не смогу теперь восстановить, в каком родстве они были.

Приходил к Матовой и Валентин Семенович Мартемьянов: юрист, доктор наук, профессор, депутат Государственной Думы от коммунистов, убитый в 1994 году. Приходил и Виктор Тимофеевич Дубинчук, в будущем – академик, геолог, физик, петролог… Все они обладали профессиональными голосовыми данными, и то, что профессионально пошли другими путями говорит о разнообразии способностей, о яркости личностей.

Они приходят сюда: молодые, полные жизненной энергией, объединенные музыкой. Они поют. Они смеются, шутят, рассказывают забавные истории… Дом помнит их – какою-то своею, особой памятью, какую сложно изучить научно.

И я, литератор Александр Балтин, родившийся в год смерти замечательной певицы Александры Константиновны Матовой (1967), ощущаю зыбкие, но очень прочные связи, соединяющие таинственно всех – ушедших, продолжающих жить, не должных забывать ничего, тем более из ярчайшего арсенала искусства.

Александр БАЛТИН

Источник: «Советская Россия»

Читайте также

Он всегда был против Он всегда был против
Несмотря на то, что Егор Летов умер 16 лет назад, его песни продолжают слушать и петь. «Гражданская оборона» — голос городской «изнанки», это музыка, ставшая по-настоящему народной. Тот факт, что она ...
13 сентября 2024
Генетическое самоубийство Генетическое самоубийство
По нашему твердому убеждению, основной причиной вымирания русского народа в мирное время является алкоголизм. Алкоголь – это мощнейшее генетическое оружие, которое используется для уничтожения на гене...
13 сентября 2024
В. Букарский. Антисоветская кодла В. Букарский. Антисоветская кодла
Я, как житель Молдавии, не хотел писать. Вроде бы некорректно. Впрочем, русские соотечественники имеют полное право на высказывания о внутриполитических процессах в России. Не я уехал из России. Это Р...
13 сентября 2024